Файл: 1. Античная философия социокультурные основания, специфика.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3 тема
1. Античная философия: социокультурные основания, специфика.
Анти́чная филосо́фия — раздел философии, охватывающий античное время. Подразделяется на древнегреческую и древнеримскую (конец VII в. до н. э. — VI в. н. э.), от раннеклассической философии до 529 года, когда указом императора Юстиниана была закрыта последняя философская школа в Афинах. Традиционно первым античным философом считается Фалес, а последним — Боэций.
Это философия древних греков и римлян, зародившаяся в VI веке до нашей эры в Греции и просуществовавшая до V века нашей эры. Формально датой её завершения считают 529 год, когда римский император Юстиниан закрыл Платоновскую Академию - последнюю философскую школу античности. Возникновение и формирование античной философии шло в русле общественной жизни, в рамках определения отношения человека к миру. Оно осуществлялось через критику антропоморфизма мифологии, через создание категориального каркаса мыслительного процесса. В поисках первоначала мира и его осмысления философы античного мира выходят на уровень таких абстрактных понятий, как хаос и космос, материя и идея, душа и ум. Философия возникла в рабовладельческом обществе, развитие которого способствовало появление первых философских учений. Медленно развивалось производство не мифологического, а естественных объяснений природы. Объяснения мира из самого себя, таковым, каков он есть. Ответ на эти требования в обществе появились зачатки натурального объяснения природы, что все произошло из вед океана и воздух присутствует во всех вещах. Древние индусские мыслители в своих философских книгах - ведах, тоже пытаются объяснить мир, исходя из натурал. предписаний. Древние китайские философы говорили, сто всё природные явления состоят из материальной частицы «ци» и подчинение в своем развитии зак-ти «дао» . В развитии философии Древней Греции традиционно выделяют три этапа: - натурфилософский; - классика; - эпоха эллинизма. В первый, натурфилософский, период развития античные философы занимаются поисками первоначала. Основными школами и представителями этого периода являются Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит), Пифагорейский союз (Пифагор), Элейская школа (Парменид, Зенон), школа атомистики (Левкипп, Демокрит).Второй период развития - классика (середина V - середина IV вв. до н.э.). В этот период происходит «антропологический поворот»: центральной темой философии становится сам человек, а вместе с ним проблемы познания, этики, социальной философии. Платон и Аристотель завершают классический период, соединяя учение натурфилософов о природе с учением Сократа о человеке и обществе.Эпоха эллинизма - третий период античной философии - характеризуется субъективизмом и индивидуализмом. В это время философов волнуют вопросы отдельного индивида, который ищет защиты от разрушительного воздействия внешнего мира. Основные течения этого периода - стоицизм, эпикуреизм, скептицизм, неоплатонизм.
Основными особенностями античной философии, отличающими ее от древневосточной, являются: - космоцентризм - интерес к миру в целом, к природным явлениям; - связь с наукой, с первыми учениями о природе, поэтому ранняя греческая философия – это философия природы («натурфилософия»); - гносеогенный характер, то есть опора на имеющиеся знания, а не на древнюю мифологию.
2. Натурфилософия (Милетская школа, Гераклит Эфесский, Элейская школа, пифагорейцы, атомисты).
(к. 7- сер.6 вв.до н.э.)
Милетская школа - это первая философская школа Древней Греции. В Древней Греции большое внимание уделяли рациональному способу мышления. Разум стал основой научного познания. Это было связано с эпохой географических открытий, приходившихся на тот период. Греция перестала быть центром мироздания в представлении ее жителей. Развивались новые области науки - мореплавание, география, медицина. Приходилось анализировать и систематизировать огромный материал, что было бы невозможно без рационального анализа. Рацио в переводе с греческого - это разум.
Первой философской школой в античной Греции является милетская школа. Традиционно считается, что создателями древнегреческой философии являются три мыслителя, жившие в Милете в VII-VI в. до н. э.,- Фалес, Анаксимандр и Анаксимен.
Основной философской проблематикой для них стал вопрос о первооснове мира. Это являлось основной проблематикой первых философских учений Древней Греции. Окружающий мир не является совокупностью отдельно взятых вещей, как думали мыслители предыдущих веков. Явления и предметы, думали милетцы, обладают некой первоосновой. Этой основой чаще всего считали материальную субстанцию. Однако эти первоэлементы у разных мыслителей были разные.
ФИЛОСОФИЯ ГЕРАКЛИТА
Великим диалектиком античного мира является Гераклит Эфесский (ок. 520–460 гг. до н. э.). «Все существующее, – учил он, – постоянно переходит из одного состояния в другое: все течет, все изменяется; в одну и ту же реку нельзя войти дважды; в мире нет ничего неподвижного: холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется. Возникновение и исчезновение, жизнь и смерть, рождение и гибель – бытие и небытие – связаны между собой, они обусловливают и переходят друг в друга». Согласно его воззрениям переход явления из одного состояния в другое совершается через борьбу противоположностей, которую он называл вечным «всеобщим логосом», т. е. единым, общим для всего существования законом. Гераклит учил, что мир не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим.
Гераклит из Эфеса происходил из аристократического рода, лишенного власти демократией, провел жизнь, сторонясь светских дел, а к концу жизни и вовсе стал отшельником. Основной труд «О природе», сохранившийся лишь отрывочно, еще при жизни Гераклита был признан глубокомысленным и трудным для понимания, за что автор получил прозвище «темный».
В учении о бытии (онтологии) Гераклит утверждает, что первоосновой мира является огонь. Космос никем не сотворен, а был, есть и будет вечно живым огнем, то разгорающимся, то потухающим. Огонь вечен, космос – порождение огня. Огонь претерпевает ряд трансформаций, вначале становясь водой, а вода есть семя мироздания. Вода в свою очередь трансформируется в землю и воздух, порождая окружающий мир.
Гераклита можно считать основоположником учения о познании (гносеологии). Он первым стал различать чувственное и рациональное познание. Познание, по его мнению, начинается с чувств, однако чувственные данные дают лишь поверхностную характеристику познаваемому, поэтому должны быть соответствующим образом обработаны разумом.
Известны общественно-правовые взгляды Гераклита, в частности его уважение к закону. «Народ должен сражаться за закон, как за городскую стену, а преступление следует тушить скорей, чем пожар», – говорил он. Диалектика Гераклита, учитывающая обе стороны явления, – и его изменчивость, и его неизменную природу, не была адекватно воспринята современниками и подвергалась уже в античности самой разнообразной критике. Если Кратил призывал игнорировать момент устойчивости, то элеаты (выходцы из города Элеи) Ксенофан (ок. 570–478 гг. до н. э.), Парменид (конец VI–V вв. до н. э.), Зенон (середина V в. до н. э.), наоборот, сконцентрировали внимание именно на моменте устойчивости, упрекая Гераклита в преувеличении роли изменчивости.
Древнегреческая школа элеатов относится к раннему античному периоду (VI-V века до нашей эры). Илионский город Элея дал название философскому течению, которое превозносили в массы элеаты. Главенствующей мыслью концепции мудрецов стало понятие бытия, при чем, в самом широком контексте. Благодаря этому они заложили основы древнегреческой онтологии.
Школа имела нескольких видных представителей, которые были закономерны в своих логических выводах, но отличались красочностью темперамента.
Ксенафон считался скандальным (сомнительным) представителем школы. Обладая красноречивым, пламенным характером, мыслитель покорял приемников даром убеждения. Некоторые исторические источники рассказывают о Ксенофане, как об основателе направления, но это не совсем так, поскольку философ был «проповедником» элейского эллинизма, а не «отцом». Мудрец не находил общего языка с властями и закончил свою продолжительную жизнь в нищете.
Парменид являлся выдающимся и уважаемым политиком. Точка зрения мыслителя имела вес. Парменид отличался категоричностью взглядов, повествовал о бытие от имени некой богини, олицетворявшей правду.
Эти две центральные фигуры элейской школы представили первостепенную идею учения, основанную на пифагорейском математическом тезисе – про-материалистическое изучение природного первоначала. Ее можно понять по следующим принципам:
-
Вечность, целостность бытия – сущее неизменно и непрерывно; -
Рациональный подход к бытию – рационализм повествует, что сущее заключается в единственном первоисточнике; -
Тождественность целого и суммы частностей – первоначало состоит из множества частей, которые по отдельности менее качественны, чем исходник; -
Отсутствие пустоты – пустота равносильна не существованию (ничто), изучению подлежит только то, что реально существует; -
Ограниченность чувственности – впечатление, создаваемое ощущениями, не соответствует истине.
Основные положения философии элеатов
Все философские мировоззрения, с точки зрения Парменида, покоятся на одной из трех основных предпосылок: 1) только бытие есть, небытия нет, 2) не только бытие, но и небытие существует и 3)
бытие и небытие тождественны!. Эти предпосылки являются основой трех философских школ: первая - исходный пункт элейской школы, вторая лежит в основе учения пифагорейской школы, а в третьей заключается учение Гераклита Эфесского.
-
Элеаты первыми попытались понять мир, применяя к многообразию вещей философские поняти^федельной общности (бытие, небытие, движение).
-
Единое бытие понимается элеатами как непрерывное, нераздельное, одинаково присутствующее в каждом мельчайшем элементе действительности, исключающее количественную множественность вещей и их движение (апории Зенона о невозможности движения). Множественность и движение не могут быть мыслимы без противоречия, и поэтому они не суть бытие.
-
В познании элеаты разграничивают истину, основанную на рациональном познании, и мнение, основанное на чувственных восприятиях. Последние знакомят нас лишь с видимостью вещей, но не дают знания их истинной сущности. Только разум может постичь истину о мире, исходя из тождества мышления и бытия.
-
В понятии бытия, как его осмыслили элеаты, содержится три момента: 1) бытие есть, а небытия нет; 2) бытие одно, неделимо; 3) бытие познаваемо, а небытие (видимость) непознаваемо: его нет для разума, а значит, оно не существует.
-
Окружающий мир элеаты рассматривали как нечто изменчивое и подвижное, представляя его в рамках чувственного познания.
Философия Пифагора
Школа пифагорейцев, основанная мыслителем в 6-4 веке до нашей эры, стала главным его наследием. В ней заключены основные постулаты философии Пифагора. Главная идея его философии – в том, что вселенная является «великолепным порядком», или космосом. Весь мир, по мнению пифагорейцев, представляет собой, подчиняющееся закону гармонии и законам чисел, целым. Это целое – упорядоченное.
Сложность в изучении философии Пифагора заключается в том, что мыслитель не вел записи и проводил лекции устно. Большинство данных дошло до наших дней благодаря его последователям.
Пифагорейская философия базируется на двух столпах:
-
мистические учения и религия; -
научные знания.
Учение также выделяет категорию двух противоположностей:
-
беспредельного; -
предельного.
Первое не может быть единым началом всех вещей, иначе второе не могло бы существовать вовсе. Был составлен список, в который вошли все существующие на планете и в космосе противоположности:
-
беспредельное и предельное; -
правое и левое; -
спокойствие и движения; -
светлый цвет и темный; -
один и множество; -
четные и нечетные цифры; -
мужское и женское; -
прямое и кривое; -
квадратное – в форме вытянутого прямоугольника; -
добро и зло.
На стыке перечисленных противоположностей, рождается мировая гармония. Закон, которому подчиняется мироздание, гласит, что измерить и осознать цельность единого со множеством можно только посредством чисел. Числа являют начало всем мерам. В числах сосредоточена звуковая гармония, подчиняющаяся математическим законам.
В философии Пифагора содержатся не только рассуждения о мудрости, но и перечисление жизненных принципов, которые должно иметь каждому человеку. Развивая эту философию, последователи мыслителя занимались математической наукой. Они признали, что все, что в мире существует, имеет математическое начало, выраженное цифрой. Проводится аналогия между нею и материальными вещами. Причем некоторые числа характеризовали качества ума или души человека, другие определяли справедливость.
Пифагор также считал, что его последователи должны вести правильный образ жизни. Нельзя было употреблять продукты животного происхождения, особенно такие внутренности, как сердце – ведь в нем заключена жизнь живого существа. В список запрещенной пищи попали и бобы, потому что легенда гласила, что они созданы при помощи крови Диониса-Загрея. Алкогольные напитки, невежественное поведение и бранные слова тоже были исключены. Так пифагорейцы очищали душу и тело. Описанные принципы не распространялись на тех учеников, которые ставили перед собой целью только изучить точные науки. Принципам следовал лишь круг избранных, «просвещенных» учеников.
Школа атомистов
философский школа природа пифагореец
Атомизм - одна из наиболее целостных, последовательных и устойчивых традиций в мировой философии науке. Своими корнями он уходит в ионийскую философию и пифагореизм, а также в умозрения элеатов. Но основателями древнегреческого атомизма признаются Левкипп и Демокрит. Произведения этих философов объединены в один корпус. И это не случайно, так как Левкипп - учитель Демокрита.
По взглядам философов первооснова всего сущего - атомы, неделимая, совершенно плотная, непроницаемая, самостоятельная частица вещества, а также - пустота (небытие). Хотя элеаты отрицали существование небытия, Левкипп утверждал, что «небытие существует не менее, чем бытие.» Небытие трактовалось атомистами как пустое пространство. В бесконечной пустоте - пространстве движутся, сочетаясь между собой, бесконечные по числу и по форме тельца, отличающиеся друг от друга формой, порядком и поворотом. Бытие, таким образом, предстаёт в философии атомистов как совокупность бесконечно большого числа малых атомов. Сама идея об атомах связана с наблюдением за целым рядом явлений, которые не могли быть объяснены с позиций существовавших философских систем. Атомизм, таким образом, построен на признании чувственной картины мира, существования небытия в качестве вакуума. Движение рассматривается атомистами как важнейшее свойство атомов и всего реального мира. Движение невозможно без пустоты. Движение присуще атомам от природы, считали Левкипп и Демокрит. Они расширяют закон сохранения бытия, выдвинутый элеатами, до закона сохранения бытия и движения, что представляло собой довольно сильный материалистический тезис.