Файл: Тема 10. Античная культура Опишите периодизацию античной культуры.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 10. Античная культура
1. Опишите периодизацию античной культуры.
В целом общая периодизация античности выглядит следующим образом.
- Ранняя античность (VIII в. до н. э. - II в. до н. э.) Зарождение Греческого государства.
- Классическая античность (I в. до н. э. - II в. н. э), золотой век, время единства греко-римской цивилизации.
- Поздняя античность (III - V вв. н. э.). Распад Римской империи. Распад Западной Римской Империи ознаменовал собой начало новой эпохи — средневековья.
2. Раскройте смысл понятий:
Калокагатия - гармоничное сочетание физических (внешних) и нравственных (душевных, внутренних) достоинств, совершенство человеческой личности как идеал воспитания человека.
Антропоцентризм- философское мировоззренческое представление, согласно которому человек есть средоточие Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.
Гармония - соразмерность частей целого, слияние разл. компонентов объекта в единое органическое целое; категория эстетики и философии, применявшаяся также в социально-политич. и этич. теориях; первоначально – муз. метафора, интерпретирующая любой тип системной организации (в космологии, психологии, политике и т. д.) по аналогии с ладом в музыке.
Агональность - термин означает состязание, игру, соревновательность. Употребляется в разных аспектах жизни.
Полис - по-гречески «город» (небольшие самостоятельные государства). Демос - народ. Ареопаг - совет знати. Архонты - правители из числа знатных и богатых. Долговой камень - его устанавливали на земле должника в напоминание о долге. Полис - с греческого ''город''. Демос - с греческого ''простолюдие''.
Меандр - плавный изгиб русла (равнинной) реки.
Периптер - прямоугольный в плане античный храм, целла которого окружена колоннадой, имеющей один ряд колонн.
Атриум - центральное помещение, многосветное пространство обнесенное светопрозрачным покрытием, которое освещается через проем в перекрытии или зенитный световой фонарь
Форум - место (площадка) для общения и споров людей на различные темы жизни; также - собственно сам процесс общения.
Нобили - средневековые дворяне, а также часть городского патрициата, которую составляли выходцы из крупных феодальных семей.
3. Перечислите законы «классической красоты» согласно теории Поликлета.
Канон - система идеальных пропорций человеческого тела - была разработана древнегреческим скульптором Поликлетом и в V веке до нашей эры.
Золотое сечение - соотношение пропорций, при котором целое так относится к своей большей части, как большая к меньшей. (Если обозначить целое как С, большую часть А, меньшую В, то правило золотого сечения выступает как соотношение С: А=А: В. ) Автор золотого правила - Пифагор - считал совершенным такое тело, в котором расстояние от темени до пояса относилось к обшей длине тела как 1:3. Отклонения величины веса и объема тела от идеальных норм зависят прежде всего от строения скелета. Важно, чтобы тело было пропорционально. Когда мы говорим о красоте человеческого тела, перед нашим взором тотчас возникают образы древнегреческих Венер. И неудивительно: в изображениях гармонически развитого человеческого тела греческие скульпторы до сих пор являются образцом совершенства.
Отношение греков к телесной красоте особенно ярко иллюстрирует история Фрины – известной гетеры, послужившей моделью для многих статуй. Когда ее осудили за богохульство и «развращение лучших афинских мужей» и уже готовы были вынести смертный приговор, ее адвокат предъявил последний аргумент – просто сдернул с Фрины одежду. Увидев сколь прекрасна нагота подсудимой, судьи усомнились, что в таком теле может быть порочный дух и… оправдали.
В той же Древней Греции, чуть ли не впервые в истории, попытались математически вычислить и определить каноны красоты человеческого тела. Изучая законы гармонии и пропорциональных соотношений, знаменитый математик Пифагор в VI в. до н. э. открыл принцип «золотого сечения» (сам термин был введен Леонардо да Винчи) , по которому целое относится к своей большей части, как большая к меньшей (если С – целое, А – большая часть, В – меньшая, то «золотое сечение» выражается формулой – С: А=А: В) . Это послужило основой для расчета пропорциональных соотношений.
Доскональный расчет канонов красоты произвел древнегреческий скульптор Поликлет в V в. до н. э. (его сочинение на эту тему так и называется – «Канон») . По его мнению, идеальное тело должно быть таким: голова – 1/7 всего роста, кисть руки – 1/10, ступня – 1/6, а центр тела должен приходиться на уровень пупка. Антропологи установили, что деление человеческого тела точкой пупа – важнейший показатель «золотого сечения» . Мужские пропорции колеблются в пределах среднего отношения 13 к 8 (1,625). Они ближе к «золотому сечению» , равному 1,618, чем женские, составляющие 8 к 5 (1,6). У женщин ноги.. .короче!
Каким был идеал женской красоты в античности?
Три самые известные Венеры: "безрукая" Милосская, Книдская - резца Праксителя и Каллипига ("Прекраснозадая"). Одну из многочисленных копий последней Вы можете увидеть в Петергофе на Большом Каскаде.
Однако если отвлечься от бесспорного авторитета греческих скульпторов и приглядеться к «Венерам» непредвзятым оком, то можно заметить, что их красота по нынешним меркам является не такой уж идеальной. Во-первых, древнегреческая женская фигура толстокостна, массивна, с мягкими округлыми формами. Во-вторых, у нее небольшая, абсолютно симметричная грудь, довольно широкая талия, почти плоские ягодицы и коротковатые ноги. Для примера приведем «модельные» параметры Афродиты Книдской, исполненной знаменитым Праксителем: рост – 164 см, грудь – 86, талия – 69, бедра – 93.
4. Как античное наследие отразилось в развитии европейской культуры? Приведите примеры из области философии, науки, искусства.
Античная культура – колыбель европейской цивилизации, прекрасное “детство человечества”, высший и по сей день художественно-эстетический идеал – классика в подлинном смысле этого слова – то есть образец для подражания, изучения, творческого переосмысления.
Историко-культурное значение античности:
- сложились образцовые (классические) языки - древнегреческий и латынь;
- заложены основы европейского менталитета;
- в политике даны образцы государственного устройства, принципов демократии, форм управления государством;
- в праве созданы основы общего и частного права всех европейских государств;
- в науке сформирована теоретическая база многих областей знания, в том числе философии, логики, филологии и др.;
- в образовании введены принципы дидактики и воспитания подрастающего поколения;
- в искусстве созданы образцы для подражания, школа художественного вкуса и эстетических принципов освоения мира;
- в военном деле установлены правила организации войска, обучения воинскому делу, основы стратегии и тактики;
- в спорте создана основа многих его видов, заложены принципы соревновательной деятельности и Олимпийских игр.
5. Заполните таблицу:
Параметры | Крито-микенское искусство | Архаика | Высокая классика | Поздняя классика | Эпоха эллинизма |
Имена (философия, риторика, живопись, зодчество, вазопись и др.) | - Генрих Шлиман; - Артур Эванс | Дедал Ендия | | | Александр Македонский |
Архитектура (автор, произведения) | Критская архитектура не знает здания как некоего законченного, пластического тела, как самостоятельного тектонического организма. Не знает она и принципиального различия между внутренним и наружным пространством. В архитектуре главным было сквозное пространство, а не стены, движение, но не укрытие. | Город в эпоху архаики обычно строился вокруг холма акрополя, на вершине которого находилось святилище с храмом. У подножья акрополя размещались жилые кварталы. Дома строились стихийно, улочки были кривые. | регулярность плана города, в котором улицы пересекаются под прямым углом, создавая систему прямоугольных кварталов, и зонирование, т. е. четкое выделение различных по функциональному назначению районов города. | Постройки этого века следовали принципам ордерной системы, но имели ряд характерных особенностей. В них приобретали большее значение декоративные начала, поэтому сравнительно часто использовался самый сложный и изысканный из греческих архитектурных стилей - коринфский. | новые города подчиняли местность регулярной планировке. Широкие от 4 до 10 м, прямые улицы, пересекавшиеся под прямым углом, расположенные в центре площади, украшенные храмами, библиотеками, зданиями общественного назначения |
Скульптура (автор, произведения) | Чаще встречается мелкая скульптура с изображением женщин. В ней присутствует некая асимметричность и изломанность, волнообразность, свойственная и критским постройкам («Богиня со змеями»). | | | | |
Живопись (вазопись) | Живопись бронзового века сыграла значимую роль в становлении искусства рисования. Фрески изготавливают даже в наши дни, при этом техника этих росписей изменилась лишь в деталях. | | | | |
6. Как вы понимаете изречение античного философа Протагора «Человек – мера всех вещей»? Можно ли это высказывание считать характеристикой античной культуры?
втор данного высказывания имел в виду, что мир является таким, каким он представлен в чувствах человека. Протагор утверждал, что единственным мерилом всех вещей на свете является человек. А, поскольку все люди разные и их взгляды существенно различаются, то для каждого из них истина будет своя.
С этим мнением античного философа нельзя не согласиться.
7. Объясните происхождение и современное употребление выражений:
Авгиевы конюшни. Выражение «авгиевы конюшни» применяется, когда говорят:
о сильно загрязненном, захламленном, засоренном месте помещении, где царит полный беспорядок о каком-либо учреждении или организации, где царит беспорядок, хаос, неразбериха в ведении дел о сильно запущенных делах, скоплении бумаг, документов.
Ахиллесова пята - В настоящее время выражение «Ахиллесова пята» обозначает слабую сторону, «больное», уязвимое место чего-либо или кого-либо. Эта сторона может быть как физической, так и моральной.
Вернуться в пенаты - В метафоричном значении «вернуться домой, к домашнему очагу, родному дому» используется выражение «вернуться к своим пенатам».
Существует мнение об ошибочности употребления предлога «в» в выражении «вернуться в родные пенаты», поскольку в языке заимствования слово penates означает «бога, истукана, идола».
Геростратова слава - Однако древнегреческий историк Феопомп, рассказавший о преступлении Герострата, сохранил это имя для потомков. Правда слава была весьма сомнительная. Выражение «геростратова слава» стало крылатым, обозначая славу, равную вечному позору; постыдную известность человека, который прославился только путём разрушения того, что создано другими.
Гордиев узел - чрезвычайно сложный узел, завязанный, согласно древнегреческой мифологии, фригийским царём Гордием, а впоследствии рассечённый мечом Александра Македонского.
Загадка Сфинкса - задачи, требующие большой сообразительности и остроумия для их решения; или что-либо непонятное, загадочное, неразрешимое.
Колесо Фортуны - изменчивое, непостоянное счастье (везение)
. Фортуна - судьба, случай, счастье (Толковый словарь Д. Н. Ушакова, 1935-1940). Фортуна (Fortuna) это древнеримская богиня судьбы. Фортуна изображалась в виде одетой женщины с повязкой на глазах, опирающейся одной рукой на колесо, а другой держащей рог изобилия.
Нить Ариадны - это путеводная нить, которая по мифу помогла герою Тесею пройти страшный лабиринт Минотавра.
Оседлать Пегаса - крылатое выражение «оседлать Пегаса» означает обрести поэтическое вдохновение или начать писать стихи.
Рог изобилия - означает неисчерпаемый поток всевозможных благ. Так называемый «рог изобилия» считается символом богатства, достатка, удачи во всех делах. Фразеологизм применяют, когда хотят сделать акцент на удивительном везении в чем-либо, щедрых поступлениях, нежданном богатстве, славе, почестях.
Кануть в Лету - означающее исчезновение навсегда, предание забвению. Как правило, выражение употребляется в отношении некоторой информации, фактов, воспоминаний, легенд и т. п., реже в переносном смысле — в отношении предметов и вещей, которые были утеряны.
Панический страх - выражение употребляется в значении: безотчетный, внезапный, сильный страх, охватывающий множество людей, вызывающий смятение. Возникло из греческих мифов о Пане, боге лесов и полей. Согласно мифам, Пан наводит внезапный и безотчетный ужас на людей, особенно на путников в глухих и уединенных местах, а также на войска, бросающиеся от этого в бегство. отсюда же возникло слово "паника".
Прокрустово ложе - Данный фразеологизм связан с древним правителем Прокрустом, который ставил людей в жесткие рамки: приглашая к себе в гости, он предлагал два ложа, одно маленькое, на него он укладывал спать больших людей. Другое - большое, туда ложились спать коротышки. Когда гости засыпали, он отрубал непомещающиеся конечности великанов, а маленьких по росту гостей жестоко растягивал до размера кровати.
Провалится в тартарары - так мы говорим, имея в виду то же, что и «провалиться сквозь землю». Средневековое сознание христиан было проникнуто эсхатологическим ожиданием конца света, и, конечно, очень многие в 13 веке восприняли походы агрессивных «татар» как нашествие демонов из ада - «Тартара». Эти ассоциации и закрепили за «татарами» лишнюю букву «р».