Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах Дисциплина Педагогический процесс как целостное явление в профессиональном образовании Практическое занятие 3.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 159

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Дисциплина:
Педагогический процесс как целостное явление в
профессиональном образовании
Практическое занятие №3
Выполнил:
Обучающийся Игнатьева Галина Андреевна
Преподаватель:
Сухоруков Александр
Александрович

2
1. Методические рекомендации по оформлению реферата
Реферат представляет собой краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда или трудов специалистов по избранной теме, обзор литературы определенного направления.
Его задача – обобщить достигнутое другими, самостоятельно изложить проблему на базе фактов, почерпнутых из литературы.
Процесс работы над рефератом включает в себя следующие этапы:
1. Выбор тематики реферата. Тема реферата не должна быть слишком общей, глобальной, так как сравнительно небольшой объем работы не позволит раскрыть ее. При выборе темы необходимо проанализировать, насколько она освещена в имеющейся научной литературе.
Выбор темы должен быть осознанным и отвечать личным познавательным интересам будущего автора. Очень важны в этом смысле консультации и обсуждение темы с преподавателем, который может оказать помощь в правильном выборе темы и постановке задач работы.
2. Изучение литературы.
3. Составление плана работы. Правильно построенный план реферата служит организующим началом в работе студента, помогает систематизировать материал, обеспечивает последовательность его изложения.
План обучающийся составляет самостоятельно, с учетом замысла работы.
4. Процесс написания реферата. Выбрав тему, сделав выписки из литературы и составив план, можно приступать непосредственно к написанию реферата.
Излагать материал в реферате рекомендуется своими словами, не допуская дословного переписывания литературных источников. Работа должна быть написана грамотным литературным языком. Сокращение слов в тексте не допускается.
Исключения составляют общеизвестные сокращения и аббревиатуры. Реферат должен быть правильно и аккуратно оформлен, текст разборчивым, без стилистических и грамматических ошибок.

3 5. Оформление и защита реферата. Оформляется реферат в соответствии с принятыми правилами и сдается на проверку преподавателю за 1-2 недели до зачетного занятия.
Защита тематического реферата может проводиться на выделенном одном занятии в рамках часов учебной дисциплины или по одному реферату при изучении соответствующей темы, либо по договоренности с преподавателем.
Защита реферата студентом предусматривает:
• доклад по реферату не более 5-7 минут;
• ответы на вопросы.
2.1. Общие требования по оформлению реферата
1. Заголовки глав следует располагать посередине строки без точки в конце, печатать заглавными буквами и выделять жирным шрифтом, заголовки параграфов печатаются без точки с начала строки с абзацным отступом строчными буквами и выделяются жирным шрифтом.
Промежуток между главами, параграфами и текстом выставляется в один интервал.
Перенос слов в заголовках и подзаголовках, а также подчеркивание и выделение курсивом не допускается.
2. В реферате все структурные части, такие как содержание, введение, основная часть с главами, заключение, список литературы, пишутся с нового листа.
3. При изложении содержания публикаций других авторов, обязательно даются ссылки на них с указанием номеров страниц этих информационных источников.
При ссылке на литературу в тексте следует записывать не название книги
(статьи), а присвоенный ей в указателе “Список литературы” порядковый номер в квадратных скобках.
Ссылки на литературу нумеруются по ходу появления их в тексте.
Применяется сквозная нумерация.
4. Нумерация страниц проставляется арабскими цифрами внизу по центру страницы, без точки. На странице 1 (титульный лист) номер страницы не ставится.
5. Все таблицы, графики, диаграммы, имеющиеся в тексте, включаются в общую нумерацию. Диаграммы, циклограммы считаются рисунками. Каждый вид иллюстраций имеет свою нумерацию, названия. Большие иллюстрации можно вынести в приложения.
6. Список литературы оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1-2003
«Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». В библиографический список включаются только те издания, которые находят отражение в содержании работы и на них имеются сноски в тексте.
Источники, раскрывающие новые факты в исследовании, не должны превышать 5 лет срока издания.


4
2.2. Структура оформления реферата
1. В состав реферата входят:
 титульный лист;
 оглавление (содержание);
 введение;
 основная часть;
 заключение;
 список литературы
 приложения (при их наличии).
2. Во «Введении» обосновывается актуальность, формулируется цель, задачи.
Общий объем введения - не более 2 страниц. Каждый из перечисленных пунктов описывается, начиная с нового абзаца, но не нумеруется и не оформляется в виде заглавия.
3. Оформление введения:
 слово «ВВЕДЕНИЕ» пишется заглавными буквами и выравнивается по центру;
 введение начинается на следующей странице после содержания;
 введение пишется без подпунктов.
4. В основной части сначала пишется название главы, параграфа, а затем идёт доклад по теме вопроса. В конце главы обязательно нужно подвести итоги и написать соответствующие выводы.
5. В тексте реферата должны быть ссылки на источник информации и приложения (при их наличии).
6. В «Заключении» приводятся выводы о степени достижения цели и реализации задач, выделяются достоверные и обоснованные положения или утверждения.
7. В разделе «Список литературы» приводятся все источники, использованные при написании реферата.
8. Список составляется в алфавитном порядке фамилий авторов или названий произведений (при отсутствии фамилии автора). В списке применяется общая нумерация литературных источников.
9. При оформлении исходных данных источника указываются сведения об авторах, заглавие, сведения об издании, год и место издания.
10. После перечисления литературных источников следует перечислить электронные источники информации, если они использовались.
11. Раздел «Приложения» не является обязательным, не входит в общий объем работы, однако нумеруется. В приложениях размещают вспомогательный материал, в том числе иллюстративный материал.

5
2.3. Критерии оценивания реферата
Общие критерии – 4 балла
Соответствие содержания заявленной теме, отсутствие в тексте отступлений от темы
1 балл
Постановка проблемы, корректное изложение смысла основных научных идей, их теоретическое обоснование и объяснение, логичность и последовательность в изложении материала
1 балл
Объём исследованной литературы, способность к работе с литературными источниками, Интернет-ресурсами, справочной и энциклопедической литературой
0,5 балла
Умение извлекать информацию, соответствующую поставленной цели
1 балл
Правильность оформления: соответствие Правилам оформления реферата
0,5 балла
Структурные критерии – 3 балла
Введение:
- наличие обоснования актуальности темы;
- присутствие сформулированных цели и задач работы;
- наличие краткой характеристики первоисточников.
0,5 баллов
Основная часть:
- структурирование материала по разделам, параграфам, абзацам;
- наличие заголовков к частям текста и их соответствие содержанию;
- проблемность и разносторонность в изложении материала;
- выделение в тексте основных понятий и терминов, их толкование;
- наличие примеров, иллюстрирующих теоретические положения.
2 балла
Заключение:
- наличие выводов по результатам анализа,
- выражение своего мнения по проблеме.
0,5 баллов
Критерии оценивания защиты - 3 балла
Знание изложенного в реферате материала, умение грамотно и аргументировано изложить суть проблемы
1 балл
Умение свободно беседовать, способность понять суть задаваемых по работе вопросов и сформулировать точные ответы на них
0,5 балла
Наличие качественно выполненного презентационного материала или (и) раздаточного, не дублирующего основной текст защитного слова, а являющегося его иллюстративным фоном
1 балл
Защита в соответствии с установленным временем (7 минут)
0,5 балла
«Отлично» - 9-10 баллов
«Хорошо» - 7-8 баллов
«Удовлетворительно» - 5-6 баллов


6
3. Методические рекомендации по подготовке презентаций
Мультимедийная презентация – это электронный документ, представляющий собой набор слайдов, предназначенный для демонстрации в аудитории.
Основная задача презентации – перевести доклад в визуальные образы, которые воспринимаются и запоминаются гораздо лучше, чем обычный текст.
Перед началом работы необходимо определить тему доклада и написать его план и основные тезисы.
Весь текст доклада целиком на слайде не пишется.
На слайдах размещают схемы, таблицы, диаграммы, графики с краткими комментариями, а подробно об этих объектах рассказывают в процессе доклада.
Все составляющие элементы должны соответствовать общему стилю презентации. В Рowerpoint имеется достаточное количество инструментов, чтобы сделать действительно красивую презентацию.
Иллюстрации, как и все остальное, должны вписываться в общую композицию слайда.
Каждый слайд должен быть закончен по смыслу.
Не перегружайте слайд информацией, если уж так получилось, что все, что хотели, не удается разместить на одном кадре – разделите на 2 и более кадров, но предложения и смысл должны быть законченным на каждом слайде.
3.1. Этапы создания презентации
I. Планирование презентации включает в себя:
1. Определение целей.
2. Сбор информации об аудитории.
3. Определение основной идеи презентации.
4. Подбор дополнительной информации.
5. Планирование выступления.
6. Создание структуры презентации.
7. Проверка логики подачи материала.
8. Подготовка заключения.
II. Разработка презентации – методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации.
III. Репетиция презентации это проверка и отладка созданной презентации.
3.2. Требования к оформлению презентации
 Тема определяет стиль подачи материала. Презентации для выступления на научно-практической конференции должна быть строгой.
 Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунок).
 Не допускается использование легкомысленных картинок или анимации.
Чтобы быть убедительным, используются диаграммы, фотографии, статистические данные.
 Подача материала должна быть оригинальной, лозунговой.


7
 К наглядному материалу должны быть подписи.
3.3. Рекомендации по созданию презентации
3.3.1. Представление информации
 На первом слайде размещается:
- полное название колледжа;
- тема презентации;
- автор: ФИО, группа (соавторы указываются в алфавитном порядке);
- руководитель: ФИО, должность, звание.
- год;
- логотип (по желанию).
 На втором слайде указывают цели и задачи работы.
 На предпоследнем слайде указывается список использованной литературы в соответствии с требованиями, интернет-ресурсы указываются в последнюю очередь.
 Последний слайд заканчивается словами: Спасибо или Благодарю за внимание, Спасибо за внимание и т.д.
 Информацию предпочтительно располагать горизонтально. Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
 Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив, подчеркивание. Для заголовков – кегль не менее 24. Для информации – кегль не менее 18.
 Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.
 Нельзя смешивать различные типы шрифтов в одной презентации.
Маркированный список выбирают когда мало пунктов и порядок не важен, а
нумерованный список, когда важен порядок или много пунктов (чтобы не потерять текущий).
 Текст и списки выравниваются по левому краю.
 Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации.
Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.
 В конце презентации можно поместить слайд с подробной информацией
(фамилия создателя презентации с контактными адресом, телефоном, e-mail).
3.3.2. Оформление презентации
 Для оформления выбираются соответствующие темы шаблона, а лучше изготавливать свой шаблон. Скромно, но со вкусом.
 Допускается использование максимум 3-х цветов в гамме (один для фона, один для заголовков, один для текста), чтобы не утомлять зрителей.
 Для фона и текста используются контрастные цвета.
 Особое внимание уделяется цвету гиперссылок (до и после использования).
 Цвет шрифта читаемый, тип в соответствии с темой.
 Размер шрифта выбирается в пропорции с размером слайда. Подписи к картинкам лучше выполнять сбоку или внизу, если только это не название самого слайда.

8
 Заголовки должны привлекать внимание аудитории.
 Небольшая презентация оформляется в едином цветовом решении (реже первый – титульный слайд выполняется по-другому).
 Если презентация большая, то есть смысл разделить ее на части, выделив каждую соответствующим цветом. Цвет создает эмоциональный настрой (радость – яркие тона, печаль – строгие, темные) и может также работать на выступление автора.
3.3.3. Эффекты в презентации
 Большое количество анимации отвлекает внимание от сути изложения.
 Накладывая анимацию на текст, подбирается оптимальный вариант скорости: средний, медленный. Движение букв не должно утомлять глаза читающего.
 Любая анимация должна «работать» – облегчать понимание материала, вносить что-то новое.
 Рекомендуется последовательное появление элементов (по мере рассказа)
3.3.4. Грамматика
 Подписи к фотографиям и рисункам, а также тезисы должны быть краткими, отражать самое важное, написаны грамотно.
 Точки в названиях, подписях под картинками не ставятся
3.2. Критерии оценивания презентации
Содержание презентации - 2 балла
Соответствует представляемому материалу
1 балл
Количество слайдов адекватно содержанию
0,5 балла
Оформлен титульный слайд
0,5 балла
Оформление текста презентации – 2 балла
Текст читается хорошо (выбран нужный размер шрифта)
0,5 балла
Текст на слайде представляет собой опорный конспект (не перегружен словами)
1 балл
Ошибки и опечатки отсутствуют
0,5 балла
Иллюстрационный материал – 2,5 балла
Материал не скучен, есть иллюстрации
0,5 балла
Помогает наиболее полно раскрыть тему, не отвлекает от содержания выступления
1 балл
Средства визуализации (таблицы, схемы, графики) соответствуют содержанию
1 балл
Цветовое решение презентации – 1,5 балла
Выдержан единый стиль презентации
0,5 балла
Цвет презентации не отвлекает внимание от презентации
0,5 балла


9
Цвет фона и шрифта контрастны
0,5 балла
Защита презентации – 2 балла
Знание предмета и свободное владение текстом
1 балл
Логика изложения, доказательность, аргументированность
1 балл
«Отлично» - 9-10 баллов
«Хорошо» - 7-8 баллов
«Удовлетворительно» - 5-6 баллов
4.
Методические рекомендации по написанию эссе
Эссе (с французского essai — «попытка, проба, очерк») — прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на исчерпывающий ответ.
Эссе - это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но согласована с педагогом). Должно содержать чёткое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ проблемы, выводы, обобщающую авторскую позицию по поставленной проблеме.
С точки зрения содержания эссе бывают: философскими, литературно- критическими, историческими, художественными, художественно- публицистическими.
По литературной форме эссе предстают в виде рецензии, лирической миниатюры, заметки, странички из дневника, письма.
Различают также эссе описательные, повествовательные, рефлексивные, критические, аналитические.
4.1. Общие требования
1. Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.
2. Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.
3. Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре.
4. Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.
5. Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи.
6. Эссе должно содержать убедительную аргументацию заявленной по проблеме позиции.
7. Тема эссе должна быть всегда конкретна. Эссе не может содержать много тем или идей (мыслей). Оно отражает только один вариант, одну мысль. И развивает ее. Это ответ на один вопрос.

10 8. Текст эссе должен быть распечатан на компьютере на одной стороне стандартного листа в текстовом процессоре Word для Windows XP. Формат бумаги
А4 (210х297).
9. При оформлении текста необходимо соблюдать следующие параметры:
 Поля: верхнее – 2,0 см, нижнее – 2,0 см, левое 3,0 см, правое – 1,5 см.
 Шрифт – Times New Roman.
 Размер шрифта – 14.
 Выравнивание текста «по ширине».
 Абзацный отступ- 1,25 см. (пять знаков).
 Размер между строками – полуторный.
10. Титульный лист оформляется в формате Times New Roman, 14 кегль (за исключением темы реферата – 20 кегль) (приложение 2)