Файл: О. И. Плешкова (И. О. Фамилия).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Изменения в науке происходят целостно, то есть изменяются не части (части-элементы в психологии относительно постоянны), а изменяется структура (теория). Интерпретация элементов, то есть, фактов исходит из новой структуры.

Известен подход простейшего перехода количественных изменений (элементов) в новое качество (целое) путем накопления количества, достижения меры и порождение нового качества.

Существует два подхода к концепции перехода количественных изменений в новое качество - гипотезы об изменении целостности (теории), благодаря воздействию:

1. интуиции (особое сознание и одаренность) ученого

2. разума (субъективного разума, то есть особой, основополагающей роли личности в развитии науки).

Психологическую теорию формирует ученый-исследователь, обремененный особым складом ума, одаренностью, интуицией, творчеством, опытом экспериментальной работы, работоспособностью, наконец. С одной стороны, вызрев и родившись в сознании ученого, теория входит в экспериментальную практику, формируя ее «под себя» до появления новой более правдоподобной теории. И экспериментальные опыты могут лишь «опровергать» или «не опровергать» ее.

С другой стороны, обыденное сознание также подбирает «под себя» наиболее прагматичную теорию. Производит ее практическую апробацию. Тем самым осуществляется перекрестная валидизация теории при помощи обыденного знания.
Качественное оценивание в психологии

Качественная оценка основывается на процессе препарирования знаний участников событий (или опыта экспертов). Опыт участника есть примитивное качественное знание, которое с течением времени, в результате влияния последующих знаний может заметно деформироваться.

Типы качественной оценки:

1. оперативное оценивание зарегистрированного опыта участников в виде записей участников, актуального интервью и т.д. Опыт участников может быть представлен в двух различных формах: опыт единовременной выборки людей в период решения конкретной экспериментальной или реальной ситуации и опыт целостного социального действия в период подготовки решения в постситуационный период.

2. оценивание процесса. Качественное оценивание процесса предполагает исследование конкретных событий, происходящих при осуществлении деятельности
, включая типичный опыт участников.

Способы оценивания процесса: 1 - оценка самим персоналом исследуемого события; 2 - оценка специальным экспертом событий при помощи включенного наблюдения или трудовым методом.

Результаты качественного оценивания оформляются в виде литературно-исторического описания данного опыта. Отрицательными моментами, оценивания процесса являются: неопределенность выводов, отсутствие возможности регистрации сходных выводов и несовместимость результатов наблюдения разными участниками событий.

3. формативное оценивание – оценка исследуемого объекта относительно эталона и критика неэффективных элементов последнего.

4. системный анализ - квалифицированное использование результатов эксперимента при оценке программ, с точки зрения организационного функционирования психологической программы и связи с другими социальными системами.

Оптимальный вариант, когда психолог способен соединить качественную и количественную оценки в своём исследовании. Ориентация только на количественный подход в экспериментальном исследовании значительно снижает достоверность полученных результатов, утрачивая суть научного поиска.

Прочное усвоение психологической теоретической системы как качественного знания, соотносясь с количественной эмпирической информацией, должно корректировать экспериментатора в его исследовательских поисках.

Тема 2. Психологические особенности экспериментального общения.



Пример искажения, вносимого экспериментатором

Эксперимент на исследование уровня подготовки детей к школе. Например, педагог-психолог в дошкольном учреждении должен провести такую диагностику. Поскольку психолог уже знаком с детьми, знает как и какие дети выполняют текущие задания, то у него может сформироваться определенное ожидание результатов. В результате этого педагог-психолог может более лояльно относиться к детям, которым он более симпатизирует или считает более умными и способными, больше помогать в выполнении заданий, задавать уточняющие вопросы, добиваясь верного ответа, давая больше времени на размышления и т.п.

Для контроля искажения в таком случае возможно дать четкие инструкции по выполнению диагностики и ее целей, а также привлечь стороннего психолога, незаинтересованного в результатах диагностики, для выполнения данной задачи.


Пример искажения, вносимого испытуемыми

Эксперимент – выявление уровня продуктивности деятельности сотрудников (с целью какого-либо поощрения более продуктивных сотрудников).

В ходе проведения эксперимента испытуемые, зная его цель, что от уровня их продуктивности будет зависеть их дальнейшая работа на данном предприятии, могут из-за боязни оценки давать (выбирать) ответы, характеризующие высокий уровень продуктивности.

В целях контроля искажений можно использовать метод обмана и сообщить испытуемым (сотрудникам предприятия) ложные цель и гипотезу исследования.
Тема 3. Интерпретация и описание экспериментальных данных.
1. Основные цели и задачи, стоящие перед экспериментатором на стадии интерпретации данных и научного доказательства.

Цель интерпретации данных состоит в том, чтобы, исходя из выдвинутых гипотез, научно обработать отдельные данные или их совокупность, полученные в результате проведенного эксперимента.

Задачи, которые стоят перед экспериментатором на стадии интерпретации данных:

1) определить отношения между данными и гипотезами;

2) произвести проверку исходных гипотез;

3) уточнить, расширить, модифицировать и т.д. имеющиеся гипотезы и развить их до уровня теоретических высказываний;

4) гипотетическое объяснение проблемы довести до уровня решения этой проблемы.

По существу, интерпретация должна служить приближению к истине, т.е. к раскрытию сущности исследуемого процесса или объекта.

В основе интерпретации лежит процедура объяснения полученных результатов на основе принятой в ис­следовании концепции
2. Верно ли следующее утверждение: «В отношении действия независимой переменной обычно имеется одно из двух ожиданий». Ответ обоснуйте.

В отношении действия независимой переменной обычно имеется одно из двух ожиданий. Первое — что исследуемое поведение сильно зависит от переменной и что присутствие или отсутствие последней повлечет за собой большие различия. Второе, иногда все, что имеет смысл ожидать от раз­ных условий, — это небольшое, но стойкое различие.


В первом случае, при проведении эксперимента экспериментатор мог бы ожидать, что человек с закрытыми глазами будет хорошо определять местонахождение источника звука только в том случае, если звуки, достигающие обоих ушей, будут физически различаться. Если же результаты будут успешны и без подобного различия, значит, независимая переменная не настолько важна, как предполагалось. В таком случае экспериментальная гипотеза не подтвердилась бы, даже если бы нулевая гипотеза была отвергнута.

Существует предположение, что перцептивная защита проявляется в том, что нецензурные слова, предъявленные на короткое время, плохо опознаются. При приведении эксперимента различие в количестве опознанных нецензурных и нейтральных слов не будет предполагаться большим: ожидаемое влияние 6удет почти забито другими факторами. Например, некоторые нейтральные слова могут быть неточно восприняты или воспроизведены из-за смешения с другими словами. Некоторые из «нейтральных» слов также могут относиться к неприятным ситуациям в прошлом данного человека. Наконец, колебания внимания во время эксперимента могут влиять на опознание слов возможно даже больше, чем вариации в «пристойности». При таком ожидании незначительная, но постоянная тенденция к худшему опознанию неприличных слов была бы уже достаточной для демонстрации действия независимой переменной.