ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Изменения в науке происходят целостно, то есть изменяются не части (части-элементы в психологии относительно постоянны), а изменяется структура (теория). Интерпретация элементов, то есть, фактов исходит из новой структуры.
Известен подход простейшего перехода количественных изменений (элементов) в новое качество (целое) путем накопления количества, достижения меры и порождение нового качества.
Существует два подхода к концепции перехода количественных изменений в новое качество - гипотезы об изменении целостности (теории), благодаря воздействию:
1. интуиции (особое сознание и одаренность) ученого
2. разума (субъективного разума, то есть особой, основополагающей роли личности в развитии науки).
Психологическую теорию формирует ученый-исследователь, обремененный особым складом ума, одаренностью, интуицией, творчеством, опытом экспериментальной работы, работоспособностью, наконец. С одной стороны, вызрев и родившись в сознании ученого, теория входит в экспериментальную практику, формируя ее «под себя» до появления новой более правдоподобной теории. И экспериментальные опыты могут лишь «опровергать» или «не опровергать» ее.
С другой стороны, обыденное сознание также подбирает «под себя» наиболее прагматичную теорию. Производит ее практическую апробацию. Тем самым осуществляется перекрестная валидизация теории при помощи обыденного знания.
Качественное оценивание в психологии
Качественная оценка основывается на процессе препарирования знаний участников событий (или опыта экспертов). Опыт участника есть примитивное качественное знание, которое с течением времени, в результате влияния последующих знаний может заметно деформироваться.
Типы качественной оценки:
1. оперативное оценивание зарегистрированного опыта участников в виде записей участников, актуального интервью и т.д. Опыт участников может быть представлен в двух различных формах: опыт единовременной выборки людей в период решения конкретной экспериментальной или реальной ситуации и опыт целостного социального действия в период подготовки решения в постситуационный период.
2. оценивание процесса. Качественное оценивание процесса предполагает исследование конкретных событий, происходящих при осуществлении деятельности
, включая типичный опыт участников.
Способы оценивания процесса: 1 - оценка самим персоналом исследуемого события; 2 - оценка специальным экспертом событий при помощи включенного наблюдения или трудовым методом.
Результаты качественного оценивания оформляются в виде литературно-исторического описания данного опыта. Отрицательными моментами, оценивания процесса являются: неопределенность выводов, отсутствие возможности регистрации сходных выводов и несовместимость результатов наблюдения разными участниками событий.
3. формативное оценивание – оценка исследуемого объекта относительно эталона и критика неэффективных элементов последнего.
4. системный анализ - квалифицированное использование результатов эксперимента при оценке программ, с точки зрения организационного функционирования психологической программы и связи с другими социальными системами.
Оптимальный вариант, когда психолог способен соединить качественную и количественную оценки в своём исследовании. Ориентация только на количественный подход в экспериментальном исследовании значительно снижает достоверность полученных результатов, утрачивая суть научного поиска.
Прочное усвоение психологической теоретической системы как качественного знания, соотносясь с количественной эмпирической информацией, должно корректировать экспериментатора в его исследовательских поисках.
Тема 2. Психологические особенности экспериментального общения.
Пример искажения, вносимого экспериментатором
Эксперимент на исследование уровня подготовки детей к школе. Например, педагог-психолог в дошкольном учреждении должен провести такую диагностику. Поскольку психолог уже знаком с детьми, знает как и какие дети выполняют текущие задания, то у него может сформироваться определенное ожидание результатов. В результате этого педагог-психолог может более лояльно относиться к детям, которым он более симпатизирует или считает более умными и способными, больше помогать в выполнении заданий, задавать уточняющие вопросы, добиваясь верного ответа, давая больше времени на размышления и т.п.
Для контроля искажения в таком случае возможно дать четкие инструкции по выполнению диагностики и ее целей, а также привлечь стороннего психолога, незаинтересованного в результатах диагностики, для выполнения данной задачи.
Пример искажения, вносимого испытуемыми
Эксперимент – выявление уровня продуктивности деятельности сотрудников (с целью какого-либо поощрения более продуктивных сотрудников).
В ходе проведения эксперимента испытуемые, зная его цель, что от уровня их продуктивности будет зависеть их дальнейшая работа на данном предприятии, могут из-за боязни оценки давать (выбирать) ответы, характеризующие высокий уровень продуктивности.
В целях контроля искажений можно использовать метод обмана и сообщить испытуемым (сотрудникам предприятия) ложные цель и гипотезу исследования.
Тема 3. Интерпретация и описание экспериментальных данных.
1. Основные цели и задачи, стоящие перед экспериментатором на стадии интерпретации данных и научного доказательства.
Цель интерпретации данных состоит в том, чтобы, исходя из выдвинутых гипотез, научно обработать отдельные данные или их совокупность, полученные в результате проведенного эксперимента.
Задачи, которые стоят перед экспериментатором на стадии интерпретации данных:
1) определить отношения между данными и гипотезами;
2) произвести проверку исходных гипотез;
3) уточнить, расширить, модифицировать и т.д. имеющиеся гипотезы и развить их до уровня теоретических высказываний;
4) гипотетическое объяснение проблемы довести до уровня решения этой проблемы.
По существу, интерпретация должна служить приближению к истине, т.е. к раскрытию сущности исследуемого процесса или объекта.
В основе интерпретации лежит процедура объяснения полученных результатов на основе принятой в исследовании концепции
2. Верно ли следующее утверждение: «В отношении действия независимой переменной обычно имеется одно из двух ожиданий». Ответ обоснуйте.
В отношении действия независимой переменной обычно имеется одно из двух ожиданий. Первое — что исследуемое поведение сильно зависит от переменной и что присутствие или отсутствие последней повлечет за собой большие различия. Второе, иногда все, что имеет смысл ожидать от разных условий, — это небольшое, но стойкое различие.
В первом случае, при проведении эксперимента экспериментатор мог бы ожидать, что человек с закрытыми глазами будет хорошо определять местонахождение источника звука только в том случае, если звуки, достигающие обоих ушей, будут физически различаться. Если же результаты будут успешны и без подобного различия, значит, независимая переменная не настолько важна, как предполагалось. В таком случае экспериментальная гипотеза не подтвердилась бы, даже если бы нулевая гипотеза была отвергнута.
Существует предположение, что перцептивная защита проявляется в том, что нецензурные слова, предъявленные на короткое время, плохо опознаются. При приведении эксперимента различие в количестве опознанных нецензурных и нейтральных слов не будет предполагаться большим: ожидаемое влияние 6удет почти забито другими факторами. Например, некоторые нейтральные слова могут быть неточно восприняты или воспроизведены из-за смешения с другими словами. Некоторые из «нейтральных» слов также могут относиться к неприятным ситуациям в прошлом данного человека. Наконец, колебания внимания во время эксперимента могут влиять на опознание слов возможно даже больше, чем вариации в «пристойности». При таком ожидании незначительная, но постоянная тенденция к худшему опознанию неприличных слов была бы уже достаточной для демонстрации действия независимой переменной.