Файл: 1 раздел правоохранительные органы и правоохранительная деятельность.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
– Федеральная служба безопасности — единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации.
Федеральная служба безопасности РФ является федеральным органом исполнительной власти, в пределах своих полномочий осуществляющим государственное управление в области обеспечения безопасности РФ, борьбы с терроризмом, защиты и охраны государственной границы РФ, обеспечивающим информационную безопасность РФ, а также координирующим контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление.
– Таможенные органы РФ являются частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации. В качестве правоохранительных органов таможенные органы защищают экономический суверенитет Российской Федерации и обеспечивают экономическую безопасность при осуществлении внешней торговли товарами. Таможенные органы ведут борьбу с преступлениями и административными правонарушениями в сфере таможенного дела.
– Служба внешней разведки РФ является составной частью сил обеспечения безопасности и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз.
– Федеральная служба охраны РФ — федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, спецслужба, осуществляющая функции по государственной охране руководства страны и обеспечению их защищенной связью.
7. Правоохранительная деятельность органов полиции в Российской Федерации
Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:
1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;
4) розыск лиц;
5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
6) обеспечение правопорядка в общественных местах;
7) обеспечение безопасности дорожного движения;
8) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
9) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.
8. Задачи и основные направления деятельности Федеральной службы исполнения наказаний
Федеральная служба исполнения наказаний Российской Федерации – федеральный орган исполнительной власти, подведомственный Министерству юстиции РФ, который осуществляет правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.
Основные задачами ФСИН России:
-
Исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказаний, содержание под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых. -
Контроль за поведением осужденных к наказаниям и мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества. -
Обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей. -
Обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и в следственных изоляторах, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов. -
Охрана и конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей, конвоирование граждан Российской Федерации и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции. -
Создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих законодательству. -
Организация деятельности по оказанию осужденным помощи в социальной адаптации. -
Управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчиненными учреждениями.
9. Задачи и основные направления деятельности Федеральной службы судебных приставов РФ
Федеральная служба судебных приставов – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.
Основными задачами ФССП России являются:
-
обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов; -
организация принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве» актов других органов и должностных лиц; -
исполнение законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным уголовно‑процессуальным законодательством Российской Федерации к подследственности Федеральной службы судебных приставов; -
управление территориальными органами ФССП России.
10. Понятие, задачи и принципы оперативно-розыскной деятельности
Оперативно-розыскная деятельность – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных это, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:
– выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
– осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
– добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;
– установление имущества, необходимого для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, взыскания штрафа, других имущественных взысканий, или имущества, подлежащего конфискации.
Оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.
11. Понятие конституционного контроля
Конституционный контроль — это особый вид правоохранительной деятельности в государстве, заключающийся в проверке соответствия законов и иных нормативных актов конституции данной страны.
Задачи конституционного контроля определены Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде РФ».
Обобщая полномочия Конституционного Суда РФ, являющиеся, по существу, задачами конституционного контроля, выделим три основных группы:
1) обеспечивать верховенство конституции и конституционность нормативных актов;
2) разрешать споры органов власти по поводу полномочий;
3) защищать конституционные права и свободы человека.
Значение механизма конституционного контроля, осуществляемого Конституционным Судом РФ, проявляется в следующем:
— решение возникающих в системе органов государственной власти споров по вопросам разделения полномочий;
— создание гарантий правового регулирования изменяющихся общественных отношений;
— создание условий совершенствования системы государственной власти;
— формирование надлежащего правосознания и повышение уровня правовой культуры общества в целом.
12. Правоохранительная деятельность органов прокуратуры
В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:
– надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
– надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
– надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
– надзор за исполнением законов судебными приставами;
– надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
– уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
– координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
– возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.
13. Основные функции системы органов обеспечения безопасности
Согласно Федеральному закону «О безопасности» систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.