Файл: 1 раздел правоохранительные органы и правоохранительная деятельность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Экономика в первобытном обществе характеризовалась существованием общей собственности на продукты производства.

Структуру органов власти в первобытном обществе можно представить следующим образом:

1. Общее собрание рода;

2. Совет старейшин (старейшина);

3. Вождь (военачальник, предводитель охоты).

Признаки власти в первобытном обществе следующие:

1. Власть носила общественный характер, исходила от всего общества в целом;

2. Власть строилась по кровнородственному принципу;

3. Не существовало особого аппарата управления и принуждения;

4. На занятие каких-либо должностей влияли личные качества: авторитет, мудрость, храбрость, опыт, уважение соплеменников;

5. Выполнение управленческих функций не давало никаких привилегий;

6. Социальная регуляция осуществлялась при помощи мононорм.

В первобытном обществе, как и во всяком обществе, существовало принуждение. Но оно носило общественный характер, исходило от рода в целом. Крайней формой принуждения было изгнание из общины.

Социальные нормы в родовой организации были представлены табу (непререкаемые запреты), обычаями, ритуалами, религиозными нормами, мифами, которые создавали образцы для подражания героям. Для обозначения социальных норм родовой организации используется термин «мононормы».
4. Теологическая и органическая теории происхождения государства


Теологическая теория. Эта теория получила наиболее яркое выражение в трудах Фомы Аквинского.

По мнению представителей данной теории, государство – продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна, незыблема.

Социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с этим необходимо смириться и не оказывать сопротивления. Непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему.

Органическая теория. Эта теория получила широкое распространение во второй половине 19 века в трудах Спенсера, Вормса, Прейса. По мнению представителей данной теории, государство – это живой организм, постоянные отношения между частями которого аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа.

Среди биологических организмов в результате естественного отбора выживают наиболее приспособленные. Так и в социальных организмах в процессе борьбы и войн (естественный отбор) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления.
5. Патриархальная и договорная теории происхождения государства

Патриархальная теория. К наиболее известным представителям этой теории можно отнести Аристотеля (4 век до н.э.), Филмера (18 век), Михайловского (19 век) и др.

Согласно этой теории, власть государя есть продолжение власти отца, «патриарха» в семье. Подданные должны покорно подчиняться государю. Всякое сопротивление такой власти недопустимо. Лишь отеческая забота правителя способна обеспечить необходимые для человека условия жизни.

Монарх в государстве, как и отец в семье, не выбирается, не назначается и не смещается подданными, ибо они – его дети.

Договорная теория. Эта теория была сформирована в 17-18 веках. Ее представителями были Г.Гроций (1583-1645), Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) и Т. Гоббс (1588-1679). В России ее отстаивал А.Н. Радищев.

Эта теория исходит из того, что государство – результат своеобразного договора, заключенного между суверенным властителем и подданными. Причины заключения такого договора объяснялись по-разному. Как правило – это страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за свою жизнь, свободу и имущество. Поэтому люди сами пришли к необходимости облечь кого-то властью в целях обеспечения своей жизни.
6. Ирригационная и теория насилия теории происхождения государства



Теория насилия. Эта теория представлена в трудах ученых 19 века Дюринга, Гумпиловича, Каутского. Причину происхождения государственности они видели в военно-политических факторах: насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство.

Ирригационная теория. Создатель данной теории немецкий ученый Виттфогель полагал, что возникновение государств, их первые деспотические формы связаны с необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений и их эксплуатацией. Таким образом, необходимость управления коллективным трудом привела к появлению государства.
7. Патримониальная и психологическая теории происхождения государства

Психологическая теория. Петражицкий, Тард, Фрейд. Они связывали появление государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать. Государство – продукт разрешения психологический противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательной действиям, исполняющим данные решения.

Патримониальная теория. Наиболее известным представителем патримониальной теории происхождения государства является Галлер. По его мнению, государство (как и земля) является частной собственностью правителя.

Патримониальная теория связывает происхождение государства с земельной собственностью. Правители властвуют над территорией по причине своего «исконного» права на собственность. В подобных обстоятельствах народ является своеобразным арендатором земли собственника.

Согласно патримониальной теории, государство можно воспринимать как своеобразную собственность отдельного правителя, так как он в определенной мере владеет, пользуется и распоряжается фактически всем, что располагается на территории данной страны. Это относится и к государственному аппарату, который обладает силовыми структурами.
8. Типология государства: формационный подход к типологии государства

Типология государства – это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на такие группы, которые дали бы возможность раскрыть их социальную сущность.


Сторонники формационного подхода – К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин

Главным критерием формационного подхода выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). В его основе лежит учение об общественно-экономической формации, которая включает в себя тип производственных отношений (базис) и соответствующий ему тип надстройки (государство и право). В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический.

  • Рабовладельческое государство – орудие поддержания власти рабовладельцев над рабами.

  • Феодальное государство – орудие поддержания власти феодалов (земельных собственников) над крестьянами (работают на земле, находятся в зависимости).

  • Буржуазное государство – орудие поддержания власти буржуазии (собственников средств производства) над пролетариатом (рабочие, трудящиеся на предприятиях буржуазии).

  • Социалистическое государство – есть отмирающее государство, базирующееся на общественной собственности на средства производства.

Достоинства формационной типологии:

1) продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;

2) она показывает поэтапность, естественноисторический характер развития государства.

Недостатки формационной типологии:

1) история многовариантна и далеко не всегда вписывается в начерченные для нее схемы;

2) недооцениваются духовные факторы.
9. Типология государства: цивилизационный подход к типологии государства

Сторонники – А. Тойнби, П. Сорокин, О. Шпенглер, М. Вебер

В основе цивилизационного подхода лежат духовные признаки – культурные, религиозные, национальные, психологические. В частности, по мнению А. Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, этнических, географических и других признаков. В зависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую.

Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках. Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов.

Достоинства цивилизационной типологии
:

1) определены духовные факторы как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях;

2) учитываются географические факторы.

Недостатки цивилизационной типологии:

1) недооцениваются социально-экономические факторы, которые зачастую определяют политику конкретной страны;

2) выделяя большое количество идеально-духовных факторов в качестве признаков цивилизаций, авторы не смогли дать конкретную типологию государства.
10. Государство: понятие и признаки

Государство – это организация публичной власти на определенной территории, обладающая специальным аппаратом и регулирующая общественные отношения путем издания правовых норм.

Так, под государством можно понимать:

  • территориальное образование;

  • организация политической власти, которая осуществляет управление обществом;

  • особая публичная власть, которая не сливается с обществом, отделена от общества;

  • сложный и организованный механизм управления.

Признаки государства:

  • единство территории;

  • законодательная деятельность;

  • суверенитет;

  • монополия на применение силы (легальное принуждение);

  • обязательность членства (гражданство);

  • налоговые сборы;

  • публичная власть.


11. Основные функции государства

Термин «функции государства» применяется для обозначения основных, наиболее важных направлений деятельности государства, в которых проявляется его социальное назначение.

Государственные функции характеризуются некоторыми общими чертами:

1. Содержание каждой функции государства складывается из совокупности однородных аспектов государственной деятельности.

2. В отличие от функций многочисленных государственных органов (финансовых, народного образования, прокуратуры), специально предназначенных для определенной деятельности, функции государства охватывают его деятельность в целом.

3. Функции государства носят комплексный, собирательный характер.

4. Функции государства необходимо также отличать от видов государственной деятельности, которые могут осуществляться либо специально уполномоченными на то органами, либо структурными подразделениями различных органов государства.

5. Основными правовыми формами осуществления функций современного государства являются правотворчество, исполнительно-распорядительная и правоохранительная деятельность.