Файл: 1. 3 Методика проведения анализа конкурентоспособности продукции (работ, услуг).docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………… | 3 |
1 Теоретические основы и значения качества и конкурентоспособности продукции (работ, услуг)…………………… | 5 |
1.1 Экономическая сущность качества и конкурентоспособности продукции (работ, услуг) предприятия ….………………………… | 5 |
1.2 Методы проведения анализа качества продукции (работ, услуг) предприятия …………….……………………………………….…… | 7 |
1.3 Методика проведения анализа конкурентоспособности продукции (работ, услуг).…………………………………………… | 12 |
2 Анализ качества и конкурентоспособности продукции (работ, услуг) на предприятии ООО «Метрополис»………………..………………… | 14 |
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия …. | 14 |
2.2 Анализ основных экономических показателей деятельности предприятия ООО «Метрополис»…………………………..……… | 17 |
3 Рекомендации по улучшению управления качеством выпускаемой продукции (работ, услуг) ….……..……………………………………… | 27 |
Заключение………….……………………………………………………… | 31 |
Список использованных источников……...……………………………… | 33 |
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях экономического развития и рыночных отношений конкуренция является ключевым механизмом, определяющим эффективность функционирования рынка. Конкуренция между товаропроизводителями, конкурентоспособность предприятий и производимой ими продукции, выбор рациональной маркетинговой стратегии, анализ конкурентной среды и поиск конкурентных преимуществ являются факторами, которые стимулируют развитие рыночных отношений и определяют стандарты эффективности производства.
Конкурентоспособность – это очень сложное и многозначное понятие. Любой товаропроизводитель включает в это определение множество компонентов, таких как, сам продукт (услуга), его свойства и его характеристика (используемая технология, качество, доступен ли он потенциального потребителя). Подход к оценке конкурентоспособности основан на определенных методах и включает свои стандарты, но их цели совпадают – оценка внешней и внутренней среды бизнеса, чтобы последующие варианты развития способствовали дальнейшему развитию организации, тем самым повышая ее конкурентное преимущество.
Основным критерием определения конкурентоспособности производимых товаров и предоставляемых услуг является их качество. Поэтому при управлении качеством, все большее значение приобретает сертифицированная система менеджмента качества, которая является гарантией стабильного и устойчивого показателя качества товара. Сертификация качества продукции помогает любой организации сохранить конкурентное преимущество на конкретном рынке.
Актуальность темы определяется необходимостью совершенствования управления качеством продукции (работ, услуг) и конкурентоспособностью продукции отечественных товаропроизводителей в конкурентной среде, так как новые конкуренты активно выходят на рынок, в ом числе зарубежные.
Особое значение в управлении качеством и конкурентоспособностью имеют предпочтения потребителей, их мотивы, ценности, стимулы, влияющие на процесс совершения покупки и выбор товара.
Целью работы является рассмотрение оценки качества и конкурентоспособности продукции, выпускаемой на изучаемом предприятии, а именно ООО «Метрополис».
Задачей данной работы является рассмотрение экономической сущности качества и конкурентоспособности продукции на предприятии, описание методики проведения анализа качества и конкурентоспособности продукции, изучение организационно-экономической характеристики предприятия, а также анализ основных экономических показателей деятельности предприятия, анализ качества продукции ООО «Метрополис».
Предметом исследования являются методы оценки, применяемые в процессе управления качеством и конкурентоспособностью продукции (работ, услуг).
Объект исследования данной работы – ООО «Метрополис».
Структура работы состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованных источников.
1 Теоретические основы и значения качества и конкурентоспособности продукции (работ, услуг)
1.1 Экономическая сущность качества и конкурентоспособности продукции (работ, услуг) предприятия
Конкурентоспособность и качество продукции (работ, услуг) – концентрированное выражение всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать и сбывать товары и услуги.
В условиях рынка и конкуренции развитые страны мира воспринимают высокое качество как самый значимый источник национального богатства.
Качество продукции является материальной основой для удовлетворения как производственных, так и личных потребностей людей, что определяет ее уникальную социальную, экономическую и социальную значимость. Чем выше качество продукта, тем больше общественное благосостояние и тем больше материальных ресурсов будет развиваться в дальнейшем.
Качество – это совокупность свойств продукции, услуг, процесса, обусловливающих их пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с их назначением.
Управление качеством – действия, осуществляемые при создании, эксплуатации или потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества [9, с. 175].
Основной задачей каждого предприятия является качество производимой продукции и предоставляемых услуг. Успешная деятельность предприятия должна обеспечиваться производством продукции или услуг, которые:
– отвечают четко определенным потребностям, сфере применения или назначения;
– удовлетворяют требованиям потребителя;
– соответствуют применяемым стандартам и техническим условиям;
– отвечают действующему законодательству и требованиям общества;
– предлагаются потребителю по конкурентоспособным ценам;
– направлены на получение прибыли [2].
Потребители хотят быть уверенным в том, чтобы качество продукции было стабильным и удовлетворяло всем требованиям, а это значит, что производители теперь должны убедить потребителей в этом. Те страны мира, которые уделяют серьезное внимание качеству, управлению им, а также убеждают в этом потребителей, имеют высокие объемные и структурные показатели экспорта.
На современном этапе нельзя не отметить повышение роли государства в решении вопросов качества продукции. В странах с развитой рыночной экономикой все чаще наблюдается непосредственное участие и поддержка правительством кампаний по повышению качества, усиливается роль регламентов, содержащих обязательные для применения и исполнения требования к качеству продукции (работ, услуг) [19].
Наряду с перечисленными причинами необходимо отметить также усиление конкуренции на мировых рынках. Конкуренция является реальностью не только на внешнем рынке, но и в нашей стране.
Любой товар на рынке фактически проходит там проверку на степень удовлетворения общественных потребностей: каждый покупатель приобретает тот товар, который наилучшим образом удовлетворяет его личные потребности, а количество покупателей – тот, который более полно соответствует общественным потребностям, нежели товары – конкуренты. Поэтому конкурентоспособность продукта (то есть возможность сбыта на данном рынке) может быть определена только путем сравнения продуктов конкурентов.
Конкурентоспособность – понятие относительное, четко привязанное к рынку и времени продажи. Это связано с тем, что у каждого покупателя имеется свой критерий оценки удовлетворения своих потребностей конкуренция приобретает еще и индивидуальный оттенок [1].
В рыночной экономике конкурентоспособность является решающим фактором коммерческого успеха продукта. Это многоплановая концепция, означающая, что продукция соответствует рыночным условиям и специфическим требованиям потребителей не только с точки зрения качества, технологии, экономики, эстетики, но также с точки зрения коммерческих и других условий его реализации (цена, срок поставки, каналы сбыта, услуги, реклама). Кроме того, важной составной частью конкурентоспособности товара является уровень затрат потребителя за период его эксплуатации [20, с. 103].
Таким образом, конкурентоспособность определяется только теми свойствами, которые представляют заметный интерес для покупателя (и, естественно, гарантируют удовлетворение данной потребности).
1.2 Методы проведения анализа качества продукции (работ, услуг) предприятия
Современное управление качеством связано с тем, что деятельность по управлению качеством не может быть эффективной после производства продукции, эта деятельность должна осуществляться в процессе производства продукции (работ, услуг). Также важна деятельность по обеспечению качества, которая предшествует производственному процессу.
Для проведения анализа качества и конкурентоспособности продукции используются следующие источники информационного обеспечения:
– международные стандарты (ИСО);
– государственные и межгосударственные стандарты (ГОСТы);
– отраслевые стандарты (ОСТ) и стандарты научно-технических обществ (СТО);
– стандарты предприятий (СТП) и технические условия (ТУ);
– сертификаты соответствия; технические требования.
Повышение качества продукции можно рассматривать в различных аспектах, в том числе на микро и макроуровнях.
Повышение качества продукции позволяет:
– увеличить повышение качества товаров и услуг;
– улучшить структуру экспорта;
– осуществить на практике НТП.
Для предприятий в условиях рыночных отношений постоянный выпуск качественной продукции означает очень многое. Прежде всего, формирование имиджа предприятия.
Имидж высокого уровня – это уверенность и популярность, устойчивое положительное отношение покупателей к фирме, ее товарам, услугам, атрибутам фирменному стилю, товарному знаку, рекламе.
Важным показателем деятельности предприятий является качество продукции.
Качество продукции (работ, услуг) – это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением [26].
Различают обобщенные, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции (работ, услуг).
К обобщающим показателям качества можно отнести:
– удельный и качественный вес продукции в общем объеме ее выпуска;
– удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
– удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны;
– удельный вес аттестованной продукции.
Индивидуальные(единичные) показатели характеризуют одно из следующих свойств:
– полезность;
– надежность;
– технологичность;
– эстетичность.
К косвеннымпоказателям можно отнести штрафы за некачественную продукцию, удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака.
В процессе анализа качества продукции (работ, услуг):
– оценивается технический уровень продукции;
– выявляются отклонения технического уровня отдельных изделий по сравнению с базовым уровнем и теоретически возможным;
– анализируется структура выпуска по параметрам, характеризующим качество изготовления и поставки продукции;
– обосновываются возможности повышения качества [6].