Файл: Отчет о прохождении учебной практики (научноисследовательской работе) Мольковой Н. В.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»
Факультет естественных, математических и компьютерных наук
Направление подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование»
Профиль подготовки «Проектирование научно-исследовательской педагогов и обучающихся»
ОТЧЕТ
о прохождении учебной практики
(научно-исследовательской работе)
Мольковой Н. В.
магистранта II курса учебная группа МНИД-19-1
Место прохождения практики: ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»
Срок прохождения практики с «19» января 2021 г. по «15» февраля 2021 г.
Руководитель практики: ___________ Баланцева О. Н.
Отчет подготовлен _______________Мольковой Н.В.
г. Н. Новгород
2021 г.
Оглавление
Введение …………………………………………………….…………….……..3
1. Анализ организации работы с обучающимися в учреждении дополнительного образования Дворце детского творчества им. В.П. Чкалова ……………………………………………………………………………………...4
2. Характеристика организации научно-исследовательской деятельности НОУ «Эврика»……………………………………………..……………………...8
3. Описание опыта взаимодействия с НОУ……………………………………..9
4. Программа вводного курса для обучающихся «Моя научно-исследовательская работа в НОУ «Эврика»».…………..…………………….10
Заключение………………………………………………………………………23
Литература и источники………………………………………………………...24
Приложения ……………………………………………………………………..26
Введение
Учебная практика проводилась (научно-исследовательская работа) с с 19 января 2021 г. по 15 февраля 2021 г.
Место проведения практики – МБОУ ДО «Дворец детского творчества им. В.П.Чкалова»
Цель практики: формирование компетенций обеспечивающих анализ, оценку, проектирование организации НИД обучающихся в рамках учреждений дополнительного образования.
В ходе практики были поставлены следующие задачи:
- разработать индивидуальный план практики;
- провести анализ организации НИД обучающихся в учреждении дополнительного образования (на примере Дворца детского творчества им. В.П. Чкалова);
- разработать программу курса, реализующего НИД обучающихся для учреждения дополнительного образования.
1. Анализ организации работы с обучающимися в учреждении дополнительного образования Дворце детского творчества им. В.П. Чкалова
На современном этапе развития образования Российской федерации в качестве главной задачи выдвигается воспитание деятельной, самостоятельной и компетентной личности, способной к творчеству. Деятельность педагогов должна быть направлена на проектирование такого учебно-воспитательного процесса, который должен давать не только информацию, но и способы работы с ней. Обучающиеся должны научиться учиться, самостоятельно приобретать новые знания и применять их на практике. Как показывает практика, успешность человека определяет его умение правильно планировать свою деятельность, предсказывать ее результаты, искать эффективные способы ее реализации, анализировать полученные результаты и последствия своей деятельности. Все эти действия соответствуют логике проведения любого исследования. Исследовательская деятельность отличается большей продуктивностью результатов для реализации собственных познавательных потребностей, направленностью на творческий, самостоятельный поиск.
В документах, посвященных модернизации российского образования (Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года (от 4 октября 2000г. № 751), Прогноз научно - технического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу на период до 2030 года и др.), так же отражается необходимость смены ориентиров образования с получения знаний к формированию универсальных способностей личности.
Концепции личностно-ориентированного образования, в основе которых лежит идея обучения и воспитания творческой и свободной личности с учетом индивидуальных возможностей и способностей отражаются в исследованиях Е.В. Бондаревской, И.Б. Котовой, В.В. Серикова, Е.Н. Шиянова, И.С. Якиманской. Также проблемам личностно-ориентированного, личностно-развивающего, индивидуально-ориентированного обучения посвящены работы следующих ученых: Н.А. Алексеев, Л.В. Байбородова, И.А Колесникова, Б.Б. Коссов, М.Е. Кузнецов, С.В. Кульневич, А.А. Плигин, А.П. Тряшщына, А.В. Хуторской и другие.
По моему мнение дополнительное образование - кружковая работа, имеет для развития исследовательской компетентности учащихся даже более благоприятные условия, т.к. учитывает необходимость развития мышления и личностных качеств школьников через приобретение им опыта полноценной деятельности с личностно значимым результатом, с опорой на свободу выбора.
В системе образования государства учреждения дополнительного образования играют очень важную роль. Среди подобных учреждений г. Нижнего Новгорода и области, таким особым учреждением популяризирующим и развивающим научно-исследовательскую деятельность (НИД) обучающихся, является МБОУ ДО «Дворец детского творчества им. В.П.Чкалова»,
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Дворец детского (юношеского) творчества имени В.П.Чкалова" создан 30 апреля 1937 года.
Дворец является муниципальным опорным центром, организует работу 28 методических объединений педагогов-предметников, проводит смотры, конкурсы, олимпиады, конференции, в которых участвует ежегодно 97% образовательных учреждений города, курсы повышения квалификации педагогов.
Дворец совместно с ВУЗами, НИРО, ведет разработку теории и методики, поиск вариативных моделей дополнительного образования, является ресурсным центром дополнительного образования.
Организуя работу с семьей при Дворце действует научно-практическая лаборатория по проблемам воспитания и семьи и работает Городской совет отцов.
На базе центра существуют Музей боевой славы юнг-горьковчан и Музей истории Дворца.
Важным подразделением является Детский оздоровительно-образовательный центр "Звездочка"
Специфическими чертами образовательного процесса в ДДТ им. В.П. Чкалова являются:
Предоставление дополнительных возможностей для всестороннего развития ребенка, удовлетворение его творческих и образовательных потребностей;
Избирательность и добровольность участия детей и их родителей в работе учреждения;
Разновозрастной состав объединений;
Большой выбор видов и форм познавательной и творческой деятельности;
Привлекательность, уникальность, неформальность, нестандартность содержания деятельности;
Обеспечение развития ребенка как полноправного и деятельного члена общества, профессиональная ориентация;
Круглогодичное функционирование учреждения.
Являясь многопрофильным координационно-методическим центром развития дополнительного образования, Дворец разработал программу стабилизации и развития дополнительного образования в городе Нижнем Новгороде и целый ряд программ деятельности и осуществляет психолого-педагогическое сопровождение всей деятельности.
МБУ ДО «ДДТ им. В.П. Чкалова - центр воспитания и внешкольного образования детей города. Мега-проект "Мы вместе» включает: «Будущее России», «В интересах ребенка», «Во славу Отечества!», «Душа России», «Несущие радость», «Чудеса своими руками».
Как и любое учреждение дополнительного образования, основная деятельность учреждения – образовательная.
Продуктивная образовательная среда, способствует становлению и развитию личности 4000 детей и подростков, занимающихся в объединениях. Из 63-х дополнительных образовательных программ семь имеют экспертное заключение и две – сертификат.
Детское самоуправление обеспечивается Советом кружковцев.
Во Дворце работает свыше 40 различных профильных клубов и объединений, ассоциация учащейся молодежи «Единство», Городская детская организация «Надежда», Клуб юных кинологов и др. Но особое достижение Дворца в свете актуальных педагогических тенденций образования – это школа творческого роста и научного развития НОУ «Эврика», где занимается 16000 одаренных детей города и области.
Городское Научное общество учащихся «Эврика» -
инструмент формирования благоприятных условий для повышения ресурсного, организационного, методического обеспечения научно-исследовательской деятельности школьников города Нижнего Новгорода.
2. Характеристика организации научно-исследовательской деятельности НОУ «Эврика»
Городское Научное общество учащихся «Эврика» подчиняясь департаменту образования администрации г. Н.Новгорода в тесном сотрудничестве с представителями управлений образований районов и ВУЗами города, преподаватели которых являются руководителями секций НОУ организуют работу Совета кураторов НОУ «Эврика» (Совет). Данный Совет проводит обучающие мероприятия: семинары, конференции и тематические консультации, а так же индивидуальные и групповые консультации. Основная аудитория обучающих мероприятий – школьные кураторы НИД (ИД) обучающихся, например, зам.директора по учебной или учебно-воспитательной работе, которые связаны в свою очередь с учителями предметниками, организующими ИД с учащимися-старшеклассниками (9-11 классы). Для учащихся проводятся так же лекторий и интеллектуальные игры на площадках ВУЗов. В результате большой работы команды сетевого взаимодействия при координации МБОУ ДО Дворец детского творчества им. В.П. Чкалова, проведенные и оформленные учащимися работы представляются на различных внешних конференциях и районных конференциях НОУ, победители которых имеют право выступать на городской конференции НОУ «Эврика». Руководители секций из числа преподавателей ВУЗов, в определенном отношении, имеют права выставлять работы «напрямую», минуя районный этап.
3. Опыт взаимодействия с НОУ
Опыт взаимодействия с НОУ начался в период работы в системе дополнительного образования. Работая методистом по эколого-биологической работе и курируя детские и методические конкурсы данной направленности деятельности, несколько лет являлась членом жюри данных мероприятий районного уровня. Совмещая данную работу, с педагогической деятельностью в должности педагога дополнительного образования с 2011 по 2014 г. воспитанники моих детских объединений (ДО), неоднократно становились призерами (2-3 места) разных секций районного НОУ – Экология (3 работы), Краеведение, География, Русский язык (с работой по топонимике) – по 1 работе.
Как регламентировалась организация мероприятий районных НОУ в этот период в данный момент установить по данным сайта Управления образования не удалось и соответствующих документов у меня не сохранилось, но после выхода Приказа «О работе научного общества учащихся в 2014-2015 учебном году», утверждавшего Положение о районном НОУ (Приложение№1) мы участвовать перестали. В данном Положении говорится о школьниках и учителях, формально оно не распространялось на воспитанников ДО УДОД. На что нам было и указано, членами жюри.
В 2019 и 2020 году, вернувшись в школу, мои учащиеся вновь принимали участие в районном НОУ (секция Биология – 2 место, 9 класс; Краеведение – участие, 5 класс; Химия – 2 место, 7 класс).
Согласно районного положения, на конференцию НОУ «Эврика», направляются работы победителей - учащихся 9-11 классов, поэтому, к сожалению, нам с ребятами не удалось поучаствовать в данной конференции, хотя наши работы и занимали 1-2-ые места, например, в областных конкурсах «Юный исследователь» и др. (ЦРТДиЮ НО), а так же «Отечество» (ЦДЮТЭ НО)).
4. Программа вводного курса для обучающихся "Моя научно-исследовательская работа в НОУ «Эврика»
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
________________________________________________________
СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
Педагогическим Советом | Директор МБУ ДО |
МБУ ДО | _______________ |
Протокол № | «___» _________ 20 г. |
« ___ » _________ 20 г | |
Дополнительная общеразвивающая программа