Файл: Отчет о прохождении учебной практики (научноисследовательской работе) Мольковой Н. В.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2. Учебно-тематическое планирование

2.1 Учебно-тематический план обучения


Наименование темы

Количество часов

всего

теория

практика

1. Основы экскурсионно-экспедиционной подготовки. Обеспечение безопасности.

1.1. Путешествия и экспедиции. Снаряжение и оборудование. Техника безопасности.

1

1

-

1.2. Методики сбора исследовательского материала. Определители и работа с ними.

1

-

1

2. Исследовательская работа

2.1. Структура исследовательской работы и ее планирование.

1

-

1

2.2..Источники информации.

1

-

1

2.3. Правила оформления работы. Особенности работы с биографическими источниками.

1




1

3. Организация практической работы на местности и полевые исследования.

3.1. Наблюдения в природной и культурной среде. Изучение отдельных компонентов природных комплексов и культурных объектов.

2

-

2

3.2. Сбор полевого материала при изучению природных и культурных объектов.

4

-

4

3.3. Экспериментальная работа, социологические практики.

2

-

2

4. Оформление исследовательской работы.

4.1. Анализ личного дневника как источника исследовательской работы.

1

-

1

4.2. Анализ черновика исследовательской работы.

1

-

1

5. Подготовка к конференции НОУ

5.1. Подготовка к научно-обучающим мероприятиям.

1




1

Итого

16

1

15




3. Содержание программы

3.1. Содержание обучения.
1. Основы экскурсионно-экспедиционной подготовки. Обеспечение безопасности.

Теоритическое занятие. Путешествия и экспедиции. Снаряжение и оборудование. Безопасность на занятиях. Путешествия и экспедиции – средство познания своего края, физического и духовного развития, воспитания самостоятельности, приобретения различных навыков. Беседа, игра на тему «Давайте познакомимся», просмотр видиороликов этноэкологической тематики, достижений выпускников кружка. Диагностика

Практическое занятие. Просмотр фрагментов видиороликов по методикам сбора материала. Тренинг по отработке методик, работа с определителями. Или экскурсия на объекты природной или культурной ценности. Встреча с учеными, др. специалистами, носителями культуры.

2. Исследовательская работа.

Практические занятия. Беседы с элементами лекции, просмотр образцов работ, выявление основных составляющих исследовательской работы. Сравнение структуры проектной и исследовательской работы, составление плана работы над исследованием. Посещение библиотеки или встреча с библиотекарем, просмотр др. источников информации Подбор литературы и интернет источников по теме исследования, классификация источников. Работа с электронными библиотеками, интернет- и литературными источниками, сравнение правил их оформления. Определение участков проведения исследований на картах (яндекс-картах, топографических, лесоустроительных) и туристско-экскурсионных схемах, космоснимках и т.п. Анализ изображений и подписей на фотографиях, аудио-и видеозаписей как источников информации. Особенности работы с биографиями как историческим источником.

3. Организация практической работы на местности и полевые исследования.

Практические занятия. Экскурсии на культурные объекты и в природные сообщества. Изучение отдельных компонентов природного комплекса. Природные сообщества окрестностей. Определение типов почвы и форм рельефа на карте и на местности. Ориентирование — определение сторон горизонта по солнцу, местным природным объектам — лишайникам, мхам. Определение возраста деревьев по годичным кольцам пней и ориентирование по ним, звездному небу. Метеонаблюдения.

Работа с определителями, коллекциями и охраняемыми организмами. Опыт паспортизации обитателей территории. Упражнения на запоминание видов.



Умение анализа своей и чужой деятельности, навык комментирования работы, постановки вопросов

4. Оформление исследовательской работы.

Практические занятия. Анализ личного дневника и черновика исследовательской работы. Выявление ошибок и недочётов. Уточнение и коррекция структурных элементов и содержания. Структурирование теоретического и практического материала на компоненты, распределение собранного материала. Постановка экспериментов, отработка методов проведения и обработки социологических исследований, отработка методик монтажа аудио – видео материалов, приложений.

5. Подготовка к конференции НОУ.

Практические занятия. Развитие коммуникативных навыков Определение работы на соответствие требований к устному выступлению и репетиция. Отработка умения составления и ответа на вопросы.

  1. Методическое обеспечение программы

1. Программа.

2. Положения конкурсов, НОУ и методические рекомендации по выполнению работ, и т.п.

3. Перечень инструкций по охране труда

4. Литература (методическая, учебно-исследовательская и т.п.).

5. Оборудование, снаряжение и инвентарь.
Рекомендуемый перечень учебного оборудования, снаряжения и инвентаря




п/п

Наименование

Количество единиц



Аптечка медицинская.

Комплект



Мультимедийный проектор и ПК

Комплект



Экран демонстрационный

1 шт.



Карандаши цветные, чертежные

Комплект



Школьные атласы-определители

Комплект



Определитель насекомых

1 шт.



Полевой определитель «Птицы открытых

и околоводных пространств»

1 шт.



Определитель растений

1 шт.



Определитель земноводных и пресмыкающихся

1 шт.



Бинокль, лупа

От 1 шт.



Коллекции минералов, лишайников и т.п.

Комплект



Диктофон, видиокамера

От 1 шт.



Карты топографические, спортивные, планы местности, планы местности, атласы

Комплект



Рукавицы костровые (брезентовые), перчатки

Комплект



Рюкзак

1 шт.



Рекомендуемый перечень личного туристского снаряжения обучающегося

1. Рюкзак для туристских прогулок.

2. Спальный мешок.

3. Туристские ботинки или обувь на твердой подошве.

4. Обувь спортивная.

5. Сапоги резиновые.

6. Фляжка или емкость для питьевой воды (1 -1,5 л).

7. Головной убор.

8. Штормовка и брюки (ветрозащитный костюм).

9. Спортивный тренировочный костюм.

10. Свитер шерстяной.

11. Брюки ветрозащитные.

12. Столовые принадлежности (тарелка, кружка, ложка, нож складной).

13. Блокнот и ручка.

14. Мазь от кровососущих насекомых.

15. Варежки (для лыжных походов).

16. Коврик туристский.

17. Лыжи с креплениями и ботинками.

18. Лыжные палки.

19. Лыжная шапочка.

20. Перчатки рабочие.

21. Носки шерстяные.

22. Сидушка походная.

5. Список литературы

5.1. Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса.

  1. Беляева В.С., Василевская С.Д. Изучаем природу родного края. М.: Просвещение, 1974.

  2. Гладков Н.А., Михеев А.В., Гладушин В.М. Охрана природы. М.: Просвещение, 1975.

  3. Горышина Т.К. Экология растений. М.: Высшая школа, 1975.

  4. Зорина Т.Г. Школьникам о лесе. М.: Педагогика, 1976.

  5. Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. М.: ЦДЮТиК, 2003.

  6. Жарков АД. Экскурсия как педагогический процесс: Метод, рекоменда­ции. - М.: ЦРИБ «Турист», 1983.

  7. Киселева Н.Ю. Роль культурно-экологической среды в дополнительном экологическом образовании //Нижегородское образование. – 2013. - № 4. - С. 13-18.

  8. Киселева Н.Ю. Национальные экологические традиции и их изучение. Вестник AОЭКО 1 \2000 \ с.28-37.

  9. Панфилов A.M. Организация и проведение полевой школьной экспеди­ции: Вопросы безопасности. -М., 1997.

  10. Поломис К., Махитка 3. Дети на отдыхе / Пер. с чеш. С.Д.Баранниковой, К.И.Паровой. О.А.Суворовой. М.: Культура и традиции, 1995.

  11. Райков Б.Е., Риме кии-Корсаков ММ. Зоологические экскурсии. М.: То-пикал, 1994.

  12. И. А. Самарина. Основы туристско-экологической деятельности учащихся. М. 2007.

  13. Ушакова М.М. Экологические сказки как средство формирования экологической этики. Методическое пособие для педагогов. – Н.Новгород: Экоцентр «Дронт», 2009. 48 с.

  14. Ушакова М.М. Экологическая игротека. Методическое пособие для педагогов. – Н.Новгород: Экоцентр «Дронт», 2010. 80 с.

  15. Ушакова М.М. По страницам экологического календаря. Сборник методических материалов для педагогов. 2-е изд., перераб. и доп. – Н.Новгород: Экоцентр «Дронт», 2012. 60 с.

  16. Ушакова М.М., Головачева А.В. Орнитологическая игротека. Методическое пособие. – Н.Новгород: Экоцентр «Дронт», 2013. 80 с.

  17. Фуфаева.И.В. Трава у дома. Информационно-методическая брошюра. - Н. Новгород: Экоцентр “Дронт”, 2013. 24 с.

  18. Методические рекомендации и лучшие конкурсные работы. Составители О.И. Александрова, О.Н. Ляпаева - Н. Новгород: Экоцентр “Дронт”, 2012. 40 с.

  19. Нижегородский край: Факты, события, люди.(под.ред. Н.Ф. Филатова) — Нновгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1994.- 279 с. ил.



5.2. Литература, рекомендуемая для учащихся и родителей по данной программе:

1. Берман А.Е. Юный турист. М. 1977.

2. Строим домики для птиц. методическое пособие. Авторы составители:Н.Ю. Киселева, А.П. 3. Левашкин. – Нижний Новгород: Экологический центр «Дронт», 2010. – 40 с.

4. Филатов С. О лесных жителях, хулигане и весенних палах. Экологическая сказка. Книжка-раскраска для детей младшего школьного возраста. - Н. Новгород: Экоцентр “Дронт”, 2011. -12 с.

5. Фуфаева И.В.. Трава у дома. Информационно-методическая брошюра. - Н. Новгород: Экоцентр “Дронт”, 2013. 24 с.

6, Сборник научных трудов учащихся Нижегородской области конференции НОУ «Эврика» «Интеллект». Н. Новгород.

7. Ярмарка экологических проектов. Организация экологических и этно-экологических троп. Методические рекомендации и лучшие конкурсные работы. Составители О.И. Александрова, О.Н. Ляпаева - Н. Новгород: Экоцентр “Дронт”, 2012. 40 с.

Заключение.

В ходе учебной практики проводилась научно-исследовательская работа.

Во время практики формировались компетенции обеспечивающие анализ, оценку, проектирование организации НИД обучающихся в рамках учреждений дополнительного образования – МБОУ ДО «Дворец детского творчества им. В.П. Чкалова».

В ходе практики были:

- разработан индивидуальный план практики;

- проведен анализ организации НИД обучающихся в Дворце детского творчества им. В.П. Чкалова;

- разработана программа курса, реализующего НИД обучающихся для учреждения дополнительного образования.


Литература и источники

1. Александрова Е. А. Педагогическое сопровождение самоопределения старших школьников / Е.А. Александрова. М.: НИИ школьных технологий, 2010. 336 с.

2. Боровских Т.А. Индивидуальные особенности учащихся и методы их диагностики и учета в учебном процессе // Наука и школа. 2010. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/individualnye-osobennosti-uchaschihsya-i-metody-ih-diagnostiki-i-ucheta-v-uchebnom-protsesse (дата обращения: 04.01.2021).

3. Киселева Н.Ю. Роль культурно-экологической среды в дополнительном экологическом образовании //Нижегородское образование. – 2013. - № 4. - С. 13-18.

4. Киселева Н.Ю. Национальные экологические традиции и их изучение. Вестник AОЭКО 1 \2000 \ с.28-37.

5. Кондаурова Т.И., Н.Е. Фетисова, А.М. Веденеев, А.В. Зверев (Волгоград) Организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений в дополнительном экологическом образовании и воспитании Известия ВГПУ с.83-88

6. Мандель Б.Р. Методология и методы организации научного исследования в педагогике: учебное пособие для обучающихся в магистратуре/ Б.Р. Мандель. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2018.-340 с.- URL:http:biblioclub.ru/index.php?page=book&id=486259