Файл: Отчет о прохождении учебной практики (научноисследовательской работе) Мольковой Н. В.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


естественнонаучной направленности

Моя научно-исследовательская работа в НОУ «Эврика»

Возраст детей с 14 лет.

Нормативный срок освоения: 16 часов.

составитель:

Молькова Н.В.,

педагог дополнительного образования

г. Н. Новгород 2021 г.

Оглавление.
1. Пояснительная записка……… …… ……… …… ……… ……. …..…

2. Учебно-тематическое планирование: ……… ……………….. …..

2.1. Учебно-тематический план обучения …… …… …… …….. ......…

3. Содержание программы: …… …… …… …… … …… ……. ....…...

3.1. Содержание обучения…… …… … …… …… ……… …... ..... ...… .…

4. Методическое обеспечение………… ……… …… ……. ......…… ..…

5. Список литературы: ………… ……… ………………….. .....……

5.1.Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса. …… … …… … ……

5.2.Литература, рекомендуемая для обучающихся и родителей по данной программе. ….……………………………….....................................…………….


  1. Пояснительная записка


В тренде новых требований к результатам образования, компетентностный подход представляется одним из ведущих направлений модернизации системы образования. Он является системообразующим фактором в формировании базовых компетенций обучающихся с точки зрения обучающегося как субъекта деятельности. Деятельность педагогов должна быть направлена на проектирование такого учебно-воспитательного процесса, в котором основной целью является личностное развитие обучающихся.

Ведущей идеей компетентостного подхода является вовлечение детей в исследовательскую и проектную деятельности как эффективное средство их самореализации и саморазвития. Тема моей магистерской диссертации, связана с этно-экологией – сокровищницей культурного наследия и народного опыта. Этно-экология целенаправленно и систематически обеспечивала определенный уровень развития познавательных потребностей человека и его подготовку к тому или иному виду практической деятельности в соответствии с потребностями общества создает оптимальные условия для формирования целого спектра исследовательских компетенций у обучающихся на краеведческой основе.

Педагог может корректировать программу, исходя из своего опыта, специализации, интересов и навыков детей. Время, отведенное на обучение, составляет 16 часов, причем практические занятия составляют большую часть программы.

Программа разработана на основании:

  1. ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

  3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека № 41 от 4.07.2014 г. «Об утверждении САНПИН 2.4.4.3172-14».

  4. Письмо от 01.04.2013 № ИР-170\17 «О Федеральном Законе «Об образовании в РФ»».

  5. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 мая 2014 г. № 05-1385.

  6. Федеральные государственные образовательные стандарты


Актуальность и новизна программы

Непосредственные наблюдения за объектами и явлениями природы и культуры в ближайшем окружении на экскурсии, во время похода или экспедиции исследовательского характера, интеграция полученных научных знаний, литературы, звуков природы, народной речи или музыки, дает возможность показать мир во всем его многообразии и способствует эмоциональному развитию личности ребенка и творческого мышления.

Естественнонаучная деятельность обладает и огромным воспитательным потенциалом. Умственное, морально-этическое, патриотическое, эстетическое, физическое и конечно экологическое воспитание находят в ней место. Экскурсии, наблюдения и исследования в природе открывают большие возможности для приобретения многих важных для жизни общеобразовательных и специальных знаний, различных двигательных умений и навыков, способствует укреплению здоровья и разностороннему формированию личности.

Системный подход к содержанию материала. Развитие межпредметных связей: элементы программы легко интегрируются с такими школьными учебными предметами как биология, экология, история и краеведение, география.

Доступные для обучающихся самостоятельные исследования проводятся как при участии руководителя объединения, так и других специалистов с использованием системы сетевого взаимодействия.

Цели и задачи программы

Цель программы – создание оптимальных условий для развития исследовательской компетентности и самореализации обучающихся в процессе научно-исследовательской деятельности этно-экологическом тематики.

Задачи:

1) сформировать ценностное отношение к исследовательской деятельности;

2) сформировать знания, необходимые для выполнения исследования и развить исследовательские умения и понимание взаимосвязи всех элементов научного исследования;

3) стимулировать к активной познавательной, исследовательской, практико-ориентированной и творческой деятельности;

4) способствовать развитию рефлексии в исследовательской и других связанных с ней видов деятельности.

Учащийся должен

знать:

основы организации работы с научной литературой;

научную терминологию и структуру научно-исследовательской работы;

требования к оформлению результатов работы;

способы и формы представления данных, полученных в ходе исследования;



методы исследования: сравнение; анализ; синтез, обобщение, анкетирование, интервьюирование, статистический метод и др;

критерии оценки исследовательских работ.

уметь:

выбирать тему исследования, ее актуальность;

формулировать цели и задачи, выдвигать гипотезу исследования;

подбирать и систематизировать материал по исследуемой теме;

применять информационные технологии при проведении исследования и оформлении полученных результатов;

выступать с защитой исследовательской работы.

Ожидаемые результаты

  • приобретение обучающимися знаний о природе, культуре родного края;

  • позитивное общение с окружающими (коммуникативность);

- создание исследовательской работы;

- участие и выступление в конференциях разного уровня.

Формы и режим занятий

Форма обучения очная.

Режим занятий: 1-2 раза в неделю по 1-2 учебных часа. Время практических занятий на местности, экскурсий устанавливается в количестве от 2 часов. Практические занятия составляют большую часть программы..

Обучение строиться на сменяющих друг друга или накрадывающихся друг на друга видах деятельности, которые включают подготовку, организацию и проведение исследования и подведение итогов (оформление работ; фотоотчетов на страничке Vkontakte или в виде презентаций; роликов и др. проведение встреч, совместный анализ достижений и промахов). Формы проведения занятий: экскурсия, беседа, наблюдение, «мозговой штурм», практическое занятие, мастер-класс, и другие.

Оптимальный состав группы – до 10 человек, допустимый – 15 человек. Так же подразумеваются индивидуальные и групповые занятии с целью оформления исследовательских работ. Возможна реализация дистанционной формы обучения, при которой становится возможным для каждого ребенка в любом месте изучить образовательную программу с использованием современных средств передачи информации на расстоянии прежде всего передачей изучаемых материалов по компьютерным телекоммуникациям. Дистанционное обучение обеспечивает гибкость в выборе времени и места обучения, предоставляет возможность интерактивного взаимодействия обучаемых и педагога; способствует активизации самостоятельной работы обучаемых и удовлетворению самообразовательных потребностей учащихся.

Методы обучения

- словесные методы обучения - рассказ, беседа, объяснение, консультация.

- методы практической работы;

- метод наблюдения - запись наблюдений
, зарисовка, рисунки, запись звуков, голосов, сигналов, фото-, видеосъемка, проведение замеров;

- методы проблемного обучения - эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов; объяснение основных понятий, определений, терминов; создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса; самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы обучающимися: поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств и др.;

- метод игры - игры дидактические, развивающие, познавательные, народные, на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения; игра-конкурс, игра-путешествие, ролевая игра, деловая игра;

- наглядный метод обучения – карты, картины, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, чертежи, графики; демонстрационные материалы.

Механизм оценки и критерии:

Наблюдения во время игр; работа на экскурсии и занятии;

В основе мониторинга развития исследовательских компетенций обучающихся лежит методика оценивания ключевых компетенций Е. С. Полата. Исследовательская деятельность проходит ряд этапов. Содержание каждого из таких этапов определяет исследовательские компетенции и критерии.

Таблица 1

Критериальная база развития исследовательских компетенций обучающихся


Компетенции

Критерии

Способность к осмыслению проблемы, формулированию цели и задач, полученных результатов исследования

Степень осмысления проблемы исследования

Уровень целеполагания

Уровень планирования

Уровень оценки результата

Степень значимости полученных результатов

Способность к осмыслению использованной информации

Уровень поиска информации

Уровень обработки информации

Умение оформлять работу

Уровень оформления работы

Коммуникативные способности

Уровень устной коммуникации

Уровень продуктивной коммуникации

Степень владения рефлексивными умениями

Самостоятельность

Степень самостоятельности в выполнении раз-личных этапов работы

Творческая активность

Уровень творческой активности



Таблица 2

Методы диагностики и развития исследовательских компетенций


Качества


Методы диагностики

Методика формирования

Умение определять проблемы, предмет,

Метод экспертной оценки; самооценка; наблюдение за процессом учебно- познавательной деятельности; анализ продуктов деятельности

Проблемные семинары, решение проблемных задач

Владение методами исследования

Метод экспертной оценки;

самооценка; наблюдение за процессом учебно- познавательной деятельности; анализ продуктов деятельности

практикумы

Способность к креативности

Метод экспертной оценки;

самооценка; наблюдение за процессом учебно- познавательной деятельности; анализ продуктов деятельности (творческих работ)

Написание исследовательской работы

Способность к преодолению когнитивных трудностей

Метод экспертной оценки;

самооценка; наблюдение за процессом учебно- познавательной деятельности;

Решение исследовательских и проблемных задач,


Положительное отношение к исследовательской деятельности

Метод экспертной оценки;

самооценка; наблюдение за процессом учебно- познавательной деятельности; беседа; анкетирование

Метод сотрудничества, написание исследовательской работы

Умение структурировать материал

Метод экспертной оценки;

самооценка; наблюдение за процессом учебно- познавательной деятельности; анализ продуктов деятельности

Исследовательская работа

самостоятельность в процессе познания принятии решений и их оценки

метод экспертной оценки;

самооценка; наблюдение за процессом учебно- познавательной деятельности; беседа

исследовательская работа, метод кейсов

Умение излагать ход и результаты работы, правильно оформить свою исследовательскую работу

метод экспертной оценки;

самооценка; наблюдение за ответами; анализ продуктов деятельности (творческих работ); беседа

проектная и исследовательская работа

Способность формулировать выводы и умозаключения

метод экспертной оценки;

самооценка; наблюдение за ответами; анализ продуктов деятельности (творческих работ)

исследовательская работа, метод кейсов, проблемный

семинар