Файл: Отчет о прохождении учебной практики (научноисследовательской работе) Мольковой Н. В.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
естественнонаучной направленности
Моя научно-исследовательская работа в НОУ «Эврика»
Возраст детей с 14 лет.
Нормативный срок освоения: 16 часов.
составитель:
Молькова Н.В.,
педагог дополнительного образования
г. Н. Новгород 2021 г.
Оглавление.
1. Пояснительная записка……… …… ……… …… ……… ……. …..…
2. Учебно-тематическое планирование: ……… ……………….. …..
2.1. Учебно-тематический план обучения …… …… …… …….. ......…
3. Содержание программы: …… …… …… …… … …… ……. ....…...
3.1. Содержание обучения…… …… … …… …… ……… …... ..... ...… .…
4. Методическое обеспечение………… ……… …… ……. ......…… ..…
5. Список литературы: ………… ……… ………………….. .....……
5.1.Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса. …… … …… … ……
5.2.Литература, рекомендуемая для обучающихся и родителей по данной программе. ….……………………………….....................................…………….
-
Пояснительная записка
В тренде новых требований к результатам образования, компетентностный подход представляется одним из ведущих направлений модернизации системы образования. Он является системообразующим фактором в формировании базовых компетенций обучающихся с точки зрения обучающегося как субъекта деятельности. Деятельность педагогов должна быть направлена на проектирование такого учебно-воспитательного процесса, в котором основной целью является личностное развитие обучающихся.
Ведущей идеей компетентостного подхода является вовлечение детей в исследовательскую и проектную деятельности как эффективное средство их самореализации и саморазвития. Тема моей магистерской диссертации, связана с этно-экологией – сокровищницей культурного наследия и народного опыта. Этно-экология целенаправленно и систематически обеспечивала определенный уровень развития познавательных потребностей человека и его подготовку к тому или иному виду практической деятельности в соответствии с потребностями общества создает оптимальные условия для формирования целого спектра исследовательских компетенций у обучающихся на краеведческой основе.
Педагог может корректировать программу, исходя из своего опыта, специализации, интересов и навыков детей. Время, отведенное на обучение, составляет 16 часов, причем практические занятия составляют большую часть программы.
Программа разработана на основании:
-
ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». -
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» -
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека № 41 от 4.07.2014 г. «Об утверждении САНПИН 2.4.4.3172-14». -
Письмо от 01.04.2013 № ИР-170\17 «О Федеральном Законе «Об образовании в РФ»». -
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 мая 2014 г. № 05-1385. -
Федеральные государственные образовательные стандарты
Актуальность и новизна программы
Непосредственные наблюдения за объектами и явлениями природы и культуры в ближайшем окружении на экскурсии, во время похода или экспедиции исследовательского характера, интеграция полученных научных знаний, литературы, звуков природы, народной речи или музыки, дает возможность показать мир во всем его многообразии и способствует эмоциональному развитию личности ребенка и творческого мышления.
Естественнонаучная деятельность обладает и огромным воспитательным потенциалом. Умственное, морально-этическое, патриотическое, эстетическое, физическое и конечно экологическое воспитание находят в ней место. Экскурсии, наблюдения и исследования в природе открывают большие возможности для приобретения многих важных для жизни общеобразовательных и специальных знаний, различных двигательных умений и навыков, способствует укреплению здоровья и разностороннему формированию личности.
Системный подход к содержанию материала. Развитие межпредметных связей: элементы программы легко интегрируются с такими школьными учебными предметами как биология, экология, история и краеведение, география.
Доступные для обучающихся самостоятельные исследования проводятся как при участии руководителя объединения, так и других специалистов с использованием системы сетевого взаимодействия.
Цели и задачи программы
Цель программы – создание оптимальных условий для развития исследовательской компетентности и самореализации обучающихся в процессе научно-исследовательской деятельности этно-экологическом тематики.
Задачи:
1) сформировать ценностное отношение к исследовательской деятельности;
2) сформировать знания, необходимые для выполнения исследования и развить исследовательские умения и понимание взаимосвязи всех элементов научного исследования;
3) стимулировать к активной познавательной, исследовательской, практико-ориентированной и творческой деятельности;
4) способствовать развитию рефлексии в исследовательской и других связанных с ней видов деятельности.
Учащийся должен
знать:
основы организации работы с научной литературой;
научную терминологию и структуру научно-исследовательской работы;
требования к оформлению результатов работы;
способы и формы представления данных, полученных в ходе исследования;
методы исследования: сравнение; анализ; синтез, обобщение, анкетирование, интервьюирование, статистический метод и др;
критерии оценки исследовательских работ.
уметь:
выбирать тему исследования, ее актуальность;
формулировать цели и задачи, выдвигать гипотезу исследования;
подбирать и систематизировать материал по исследуемой теме;
применять информационные технологии при проведении исследования и оформлении полученных результатов;
выступать с защитой исследовательской работы.
Ожидаемые результаты
-
приобретение обучающимися знаний о природе, культуре родного края; -
позитивное общение с окружающими (коммуникативность);
- создание исследовательской работы;
- участие и выступление в конференциях разного уровня.
Формы и режим занятий
Форма обучения очная.
Режим занятий: 1-2 раза в неделю по 1-2 учебных часа. Время практических занятий на местности, экскурсий устанавливается в количестве от 2 часов. Практические занятия составляют большую часть программы..
Обучение строиться на сменяющих друг друга или накрадывающихся друг на друга видах деятельности, которые включают подготовку, организацию и проведение исследования и подведение итогов (оформление работ; фотоотчетов на страничке Vkontakte или в виде презентаций; роликов и др. проведение встреч, совместный анализ достижений и промахов). Формы проведения занятий: экскурсия, беседа, наблюдение, «мозговой штурм», практическое занятие, мастер-класс, и другие.
Оптимальный состав группы – до 10 человек, допустимый – 15 человек. Так же подразумеваются индивидуальные и групповые занятии с целью оформления исследовательских работ. Возможна реализация дистанционной формы обучения, при которой становится возможным для каждого ребенка в любом месте изучить образовательную программу с использованием современных средств передачи информации на расстоянии прежде всего передачей изучаемых материалов по компьютерным телекоммуникациям. Дистанционное обучение обеспечивает гибкость в выборе времени и места обучения, предоставляет возможность интерактивного взаимодействия обучаемых и педагога; способствует активизации самостоятельной работы обучаемых и удовлетворению самообразовательных потребностей учащихся.
Методы обучения
- словесные методы обучения - рассказ, беседа, объяснение, консультация.
- методы практической работы;
- метод наблюдения - запись наблюдений
, зарисовка, рисунки, запись звуков, голосов, сигналов, фото-, видеосъемка, проведение замеров;
- методы проблемного обучения - эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов; объяснение основных понятий, определений, терминов; создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса; самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы обучающимися: поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств и др.;
- метод игры - игры дидактические, развивающие, познавательные, народные, на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения; игра-конкурс, игра-путешествие, ролевая игра, деловая игра;
- наглядный метод обучения – карты, картины, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, чертежи, графики; демонстрационные материалы.
Механизм оценки и критерии:
Наблюдения во время игр; работа на экскурсии и занятии;
В основе мониторинга развития исследовательских компетенций обучающихся лежит методика оценивания ключевых компетенций Е. С. Полата. Исследовательская деятельность проходит ряд этапов. Содержание каждого из таких этапов определяет исследовательские компетенции и критерии.
Таблица 1
Критериальная база развития исследовательских компетенций обучающихся
Компетенции | Критерии |
Способность к осмыслению проблемы, формулированию цели и задач, полученных результатов исследования | Степень осмысления проблемы исследования Уровень целеполагания Уровень планирования Уровень оценки результата Степень значимости полученных результатов |
Способность к осмыслению использованной информации | Уровень поиска информации Уровень обработки информации |
Умение оформлять работу | Уровень оформления работы |
Коммуникативные способности | Уровень устной коммуникации Уровень продуктивной коммуникации Степень владения рефлексивными умениями |
Самостоятельность | Степень самостоятельности в выполнении раз-личных этапов работы |
Творческая активность | Уровень творческой активности |
Таблица 2
Методы диагностики и развития исследовательских компетенций
Качества | Методы диагностики | Методика формирования |
Умение определять проблемы, предмет, | Метод экспертной оценки; самооценка; наблюдение за процессом учебно- познавательной деятельности; анализ продуктов деятельности | Проблемные семинары, решение проблемных задач |
Владение методами исследования | Метод экспертной оценки; самооценка; наблюдение за процессом учебно- познавательной деятельности; анализ продуктов деятельности | практикумы |
Способность к креативности | Метод экспертной оценки; самооценка; наблюдение за процессом учебно- познавательной деятельности; анализ продуктов деятельности (творческих работ) | Написание исследовательской работы |
Способность к преодолению когнитивных трудностей | Метод экспертной оценки; самооценка; наблюдение за процессом учебно- познавательной деятельности; | Решение исследовательских и проблемных задач, |
Положительное отношение к исследовательской деятельности | Метод экспертной оценки; самооценка; наблюдение за процессом учебно- познавательной деятельности; беседа; анкетирование | Метод сотрудничества, написание исследовательской работы |
Умение структурировать материал | Метод экспертной оценки; самооценка; наблюдение за процессом учебно- познавательной деятельности; анализ продуктов деятельности | Исследовательская работа |
самостоятельность в процессе познания принятии решений и их оценки | метод экспертной оценки; самооценка; наблюдение за процессом учебно- познавательной деятельности; беседа | исследовательская работа, метод кейсов |
Умение излагать ход и результаты работы, правильно оформить свою исследовательскую работу | метод экспертной оценки; самооценка; наблюдение за ответами; анализ продуктов деятельности (творческих работ); беседа | проектная и исследовательская работа |
Способность формулировать выводы и умозаключения | метод экспертной оценки; самооценка; наблюдение за ответами; анализ продуктов деятельности (творческих работ) | исследовательская работа, метод кейсов, проблемный семинар |