Файл: Урока в 9м классе Цели урока.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Речная средняя школа Адамовского района


Оренбургской области

Учитель химии Зеленкова В.Д.

НЕФТЬ, СПОСОБЫ ЕЕ ПЕРЕРАБОТКИ, НЕФТЕПРОДУКТЫ


План-конспект 2-х часового открытого урока в 9-м классе
Цели урока:

  1. Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Углеводороды» в русле практической направленности

  2. Углубить и расширить их представления о природных источниках нефтехимического сырья

  3. Акцентировать внимание на способах переработки нефти и подчеркнуть роль химии в решении народнохозяйственных проблем

  4. Дать возможность повысить общекультурный уровень, напомнить о существовании профессий, связанных с добычей и переработкой нефти

  5. Напомнить об экологических проблемах, связанных с любой технологической переработкой сырья


Главные вопросы урока:

  1. Условия залегания нефти. Запасы нефти как показатель благосостояния страны. Нефтяные месторождения в Оренбургской области. Профессии, связанные с добычей нефти.

  2. Определение нефти, ее физические свойства.

  3. Состав нефти и ее классификация.

  4. Продукты, получаемые из нефти, и их применение

  5. Бензин, его качество

  6. Способы переработки нефти (перегонка и крекинг). Предприятия по переработке нефти, профессии, связанные с переработкой нефти.

  7. Экологические проблемы, связанные с добычей и переработкой нефти.


Планируемые результаты обучения:

  1. Знание основных понятий и терминов по теме

  2. Умение ориентироваться в технологических схемах переработки сырья

  3. Приобретение навыков в умении составлять краткие схемоконспекты по главным вопросам темы

  4. Умение выполнять задания на понимание и применение полученных знаний


Методы организации познавательной деятельности учащихся:

  1. Прослушивание лекционного материала и выбор из него опорных слов и знаков

  2. Практическая работа с учебными текстами, коллекциями и крупноформатными технологическими схемами

  3. Составление опорного схемоконспекта с помощью учителя



Учебно-методическое сопровождение урока:

  1. Конспект урока

  2. Комплект атласов Оренбургской области

  3. Комплект учебников Л.С.Гузея, Р.П.Суровцевой «Химия, 9 класс»

  4. Общая технологическая схема производства.

  5. Общие научные принципы химического производства.

  6. Определение поня­тия "технология" в трактовке Д.И. Менделеева.

  7. Коллекция «Нефть и продукты ее переработки».

  8. Схема атмосферно-вакуумной установки переработки нефти и мазута.

  9. Схема установки термического крекинга нефтепродук­тов.

  10. Схема установки каталитического крекинга.

  11. Схема ректификационной колонны.

  12. Схемоконспект «Нефть и нефтепродукты»

  13. Схемоконспект «Переработка нефти»

  14. Комплект контрольных тестов по теме



Организация работы на уроке



1 этап – Организационный:

Знакомство с присутствующими на уроке, определение темы и цели урока, система оценки результатов урока
2 этап – Общепознавательный:

Учащимся предлагается прочесть 1-й абзац §20.8 (стр.172 – 173) учебника и сделать вывод о добыче нефти как показателя благосостояния страны: Современная цивилизация основа на нефти. Чем больше нефти добывает страна, тем она богаче.

В атласе Оренбургской области предлагается рассмотреть физическую карту (стр.7) с нанесенными на нее полезными ископаемыми и определить, где в Оренбургской области добывается нефть. Сравнить ее с геологической картой (стр.8) и попытаться определить, в каких породах залегают нефтяные месторождения.

В Оренбургской области почти все нефтяные месторождения сосредоточены в ее западной части, в то время как газовые месторождения – в центре, вокруг г.Оренбурга. Нефтяные месторождения залегают в осадочных породах мезозойского возраста. Найти месторождения, разведать их и подсчитать запасы нефти – задача геологов-нефтяников, пробурить скважины и заставить их давать нефть – здесь трудятся высококлассные бурильщики, а вот определить состав нефти, ее наиболее важное практическое использование смогут только химики-технологи. Всем этим профессиям обучаются в высших и средних учебных заведениях Южного Урала, в том числе, в г.Оренбурге и г.Орске.


3 этап – Химический:

Учащимся предлагается прочесть 2-й и 3-й абзацы на стр.173 учебника, рассмотреть крупноформатный плакат «Нефть и нефтепродукты», ознакомиться с коллекцией «Нефть и нефтепродукты» и выбрать опорные слова для составления схемоконспекта.

Нефть — это сложная смесь насыщенных и ароматичес­ких углеводородов, а также циклопарафинов с примесью не­органических веществ. Различают нефти парафиновые, на­фтеновые и ароматические в зависимости от содержания тех или иных углеводородов. В природе существуют в основном нефти смешанного состава.

Нефть — маслянистая жидкость от светло-бурого до чер­ного цвета, с характерным запахом, в воде не растворяется, поэтому образует на ее поверхности пленку, не пропускаю­щую воздух (одна из экологических проблем).

Основа разделения на компоненты (продукты перера­ботки) — различные температуры кипения.

Продукты первичной переработки (в скобках температура кипения фракции, °С):

Бензин, С5 –С11 (40-200о)

Лигроин С8 – С14 (150 – 250о) – горючее для тракторов

Керосин С12 –С18 (180 – 300о) – горючее для реактивных самолетов

Газойль С13 – С15 (больше 275о) – дизельное топливо

Мазут



Продукты вакуумной перегонки мазута:

  1. смазочные масла — моторное, индустриальное, цилин­дровое и др.;

  2. несмазочные масла — трансформаторное, ка­бельное, поглотительное;

  3. парафин (основной потреби­тель — спичечная промышленность);

  4. битумы, нефтяной кокс (сырье для производства сажи, бензола, толуола);

  5. вазе­лин (для медицинских препаратов).

Продукты вторичной переработки:

Крекинг-бензин, этилен, пропилен, ацетилен, бензол и его гомологи.
4 этап – Бензиновый

Учащимся предлагается прослушать информацию учителя, обратить внимание на плакат «Переработка нефти» и сделать краткую запись.

По-видимому нам нет нужды обосновывать выбор для обсуждения именно бензина. Сделайте это сами. Качество бензина характеризуется в первую очередь его октановым числом. Чем оно больше, тем качество бензина выше, потому что такой бензин позволяет использовать двигатели внутреннего сгорания с большей степенью сжатия горючей смеси, то есть большей мощности. Увеличению степени сжатия мешает детонация – процесс сгорания бензина со скоростью взрыва (сможет ли наш двигатель выдержать взрыв?)


Допускаемая степень сжатия без детонации зависит от состава и строения молекул, входящих в состав бензина, а последний зависит от способа получения и от состава самой нефти. Для сравнения качества горючего и используется октановое число – процентное содержание изооктана в его смеси с гептаном. Бензин марки А-76 детонирует также, как смесь 76% изооктана с 24% гептана. Для повышения октанового числа используют различные добавки. В нашей стране наиболее широко применяется добавка очень эффективного, хотя и очень ядовитого, тетраэтилсвинца (ТЭС). При сгорании такого бензина в окружающую среду попадают ядовитые вещества (очередная экологическая проблема). Другим способом повышения октанового числа является РИФОРМИНГ (ароматизация) – превращение неразветвленной молекулы в ароматический углеводород или изомеризация – превращение в изомер.

Но и самый лучший бензин, к сожалению сгорает не полностью. Выхлопная труба автомобиля – источник загрязнения окружающей среды. Чтобы уменьшить вредность выхлопа двигателя, выхлопную трубу снабжают катализатором (металлы платина и палладий – такова цена чистого воздуха), на котором происходит дожигание продуктов неполного сгорания бензина. Ну и, разумеется, это замена бензина другими видами топлива, например этиловым спиртом, октановое число которого равно 99.
5 этап – Технологический

На основе рассмотрения технологических схем перегонки и крекинга предлагается выбрать опорные слова для составления схемоконспекта.

Обратите внимание на общую технологическую схему – мы с ней уже знакомы. Какие мы помним общие технологические принципы, соблюдаются ли они в предлагаемых технологических процессах?

Опорные слова для составления схемы-конспекта:

нефть, фракция, ректификация, первичная переработка, перегонка, ректификационная колонна, трубчатая печь, amмосферно-вакуумная установка, вторичная переработка, кре­кинг, ароматизация (риформинг), изомеризация, катализа­тор.

Примерная схема-конспект

Цель переработки нефти — получение бензина и сырья для нефтехимии.


Ректификация — процесс термического разделения не­фти и нефтепродуктов на фракции.

Фракция — смесь углеводородов, кипящих в определен­ном температурном интервале.

Виды переработки нефти — первичная (перегонка, вы­ход бензина до 20%), вторичная (крекинг, выход бензина до 80%)

Перегонка — процесс термического разделения нефти на фракции.

Трубчатая печь — система, где идет нагрев нефти, посту­пающей на ректификацию.

Ректификационная колонна — аппарат для разделения жидких смесей, продуктов, различающихся по температуре кипения. Оборудована внутренними распределительными ус­тройствами (распределительные тарелки, насадка).

Крекинг нефти — процесс расщепления тяжелых углево­дородов нефти на легкие углеводороды:



Процесс происходит при нагревании или в присутствии катализатора.

Виды крекинга: термический, каталитический

Риформинг (ароматизация) — превращение предельных углеводородов в ароматические, что значительно улучшает качество бензина.
6 этап – Экологический

Предлагается назвать наиболее насущные экологические проблемы, связанные с добычей нефти, ее транспортировкой, переработкой, использованием продуктов переработки, в частности топлива: нарушение экосистемы при разработке месторождения, разливы нефти при ее добыче и загрязнение почв, пожары, разливы нефти при перевозке водным путем, разрыв продуктопроводов и нефтепроводов, сброс сточных вод при переработке нефти на нефтеперерабатывающих заводах, выброс в атмосферу продуктов сгорания топлива и многое другое…
7 этап – Контрольный

Учащимся предлагается выполнить контрольный тест на понимание изученных терминов.


Контрольное тестирование по теме «Нефть и ее переработка»


1. Нефть — это:

а) смесь предельных углеводородов с примесью мине­ральных веществ;

б) сложная смесь различных углеводородов;