Файл: Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация Многопрофильная Академия непрерывного образования Задания для самостоятельной подготовке по дисциплине Психологопедагогические основы организации общения детей дошкольного возраста.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 547
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация «Многопрофильная Академия непрерывного образования»
Задания для самостоятельной подготовке по дисциплине
«Психолого-педагогические основы организации общения детей
дошкольного возраста»
От количества и качества общения зависит уровень будущих способностей ребенка, его характер, его дальнейшая жизнь
Тема 1. Психолого-педагогические основы общения ребенка со взрослыми
Основные вопросы для изучения
1. Особенности общения дошкольника со взрослыми.
-
Формы общения ребенка со взрослым.
-
Модели взаимодействия взрослого с ребенком.
-
Как учить ребенка общаться.
-
ФГОС ДО об образовательных областях, обеспечивающих развитие коммуникативной сферы дошкольника.
-
Докажите значимость общения для психического развития ребенка:
Для ребенка общение со взрослым выступает определяющим фактором
психического развития:
-
Взрослый задает ребенку образцы для подражания. -
Передает информацию. -
___________________________________________________________________. -
___________________________________________________________________. -
___________________________________________________________________. -
___________________________________________________________________.
1.2. Раскройте сущность понятия:
Глубокая психическая и физическая отсталость, возникающая в первые годы жизни ребенка вследствие «дефицита» общения и воспитания называется
__________________________ . Это приводит к следующим физическим и психическим отклонениям
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
1.3. М.И.Лисиной было выделено три категории мотивов общения. Назовите их по описанию:
Мотивы, которые
выражаются в способности ксотрудничеству, к игре, к общей активности
Мотивы, которые возникают в процессе удовлетворенияпотребности в новых впечатлениях, в познание нового
Мотивы, которые важны для общения каксамостоятельного вида деятельности, оно общение побуждается самим человеком, его личностными особенностями
1.4. Назовите мотивы общения, роль взрослого и значение общения для ребенка:
| Мотивы | | Роль взрослого | Для ребенка важно |
| (получение впечатлений, познание нового) | | | |
| (сотрудничество в игре, | | | |
| общей деятельности) | | | |
1.5. Укажите основные признаки форм общения ребенка со взрослыми:
Ситуативно-личностная форма общения ребенка со взрослым
______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Ситуативно-деловая форма общения
______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________ .
Внеситуативное общение
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
1.6. Дайте характеристику моделям взаимодействия взрослого с ребенком
Модель учебно- | | Модель | | Личностно- |
дисциплинарная | «невмешательства» в | | ориентированная модель | |
| | жизнь ребенка | | |
| 1. | Назначение общения | ||
| | | | |
| 2. | Способы общения | | |
| | | | |
| | 3. Тактика общения | | |
| | | ||
| | | | |
| 4.Поведение ребенка | | ||
| | | | |
| | | | |
| 6. | Результат общения | | |
| | | | |
| | | | |
-
Перечислите принципы организации специальных занятий, направленных на развитие общения взрослого с ребенком:
1) Опережающая инициатива взрослого.
2) _____________________________________________________________________.
3) _____________________________________________________________________.
4)_____________________________________________________________________.
5) _____________________________________________________________________.
6) _____________________________________________________________________.
7) _____________________________________________________________________.
8)_____________________________________________________________________.
9) Чаще находите повод, чтобы похвалить ребенка.
-
Заполните таблицу:
Язык принятия | | | | Язык непринятия | | ||
- похвала; | | | - | сравнение не в лучшую сторону; | |||
- ласковые слова; | | | - | _______________________; | |||
- ___________________________; | | - ___________________________________ | |||||
- ______________________________ | | | | | | | |
| | | |||||
1.9. Сформулируйте цель и задачи, исходя из ФГОС ДО по образовательной | |||||||
области по выбранной теме: | | | | | | | |
Образовательные | Целевые ориентиры, предполагающие коммуникативные | ||||||
области | результаты | | | | | | |
социально- | усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая | ||||||
коммуникативное | моральные и нравственные ценности; развитие общения и | ||||||
развитие | взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление | ||||||
| самостоятельности, | целенаправленности | и | саморегуляции | |||
| собственных действий; развитие социального и эмоционального | ||||||
| интеллекта, | эмоциональной | отзывчивости, | сопереживания, | |||
| формирование готовности к совместной деятельности со | ||||||
| сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства | ||||||
| принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в | ||||||
| Организации; формирование позитивных установок к различным | ||||||
| видам труда и творчества; формирование основ безопасного | ||||||
| поведения в быту, социуме, природе. | | |
Тема. __________________________________________________________________
Цель ___________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Задачи:
_____________________________________________________________________________
____________________________________._________________________________________
____________________________________________________________________________
1.10. Взрослые в процессе общения с ребенком учат его правильно общаться.
Решите педагогические ситуации, выделив принцип организации общения:
Ситуация | Ваш вариант решения ситуации |
Ситуация 1. Бывает, что ребенок | |
расстраивается, огорчается, терпит | |
неудачу. Например, он может в сердцах | |
заявить: «Больше дружить с Игорем не | |
буду!». | |
Как отреагировать взрослому на такое | |
заявление ребенка? | |
Ситуация 2. Перед вами огорченный или | |
расстроенный ребенок. | |
Как выяснить причину его обиды? | |
| |
Ситуация 3. Мама спросила сына: «Что | |
ты здесь делаешь?» Не дождавшись | |
ответа, она задала ему новый вопрос: | |
«О чем ты думаешь, когда я с тобой | |
разговариваю?» | |
Любой ли вопрос предполагает ответ? | |
Ситуация 4. Мама любит говорить | |
сыну: «Мой тебе совет — сначала | |
нарисуй домик, а уже затем — | |
деревья…». Но Витя упорно не слушает | |
ее, делает все по-своему. | |
Почему сын не следует советам мамы? | |
Ситуация 5. Мама хвалит Витю: | |
«Молодец, ты просто гений!», «Ты у | |
меня самый умный!» и т. п. Мама же | |
Олега, одобряя поступки своего сына, | |
использует местоимения я и мне вместо | |
ты: «Я очень рада твоим успехам в | |
садике», «Мне понравилось чтение | |
стихотворения». | |
Оцените различные подходы к похвале | |
детей. | |