Файл: Методические указания по написанию курсовой работы по дисциплине Современная методика иноязычного образования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методические указания по написанию

курсовой работы по дисциплине

«Современная методика иноязычного образования»

для студентов образовательной программы

«Иностранный язык: два иностранных языка»

  1. Введение



Курсовая работа - это один из видов активной самостоятельной научно-исследовательской работы студента (НИРС), самостоятельная разработка конкретной темы с элементами научного анализа, отражающая приобретенные студентом теоретические знания и практические навыки, умение работать с литературой, анализировать источники, делать обстоятельные и обоснованные выводы.

Настоящие методические указания содержат требования к курсовым работам по дисциплине «Методика преподавания иностранных языков» для студентов специальности 5В011900 «Иностранный язык: два иностранных языка» и являются обязательными для студентов, а также для руководителей и консультантов.

  1. Общие положения



При написа­нии курсовой работы важно опираться на знания, полученные вами при изучении теоретиче­ских курсов. Курсовая работа способствует более сознательному овла­дению знаниями, умениями и навыками, формирует интерес к научным исследованиям, помогает освоению их методик, вырабатывает навыки самостоятельной творческой работы.

Курсовая работа представляет собой:

- изложение результатов исследования с учетом вопросов теории и практики в проделах выбранной темы;

- авторский труд, самостоятельное творчество студента, формирование его личной позиции и практического подхода к выбранной теме;

- проявление и показ студентом умения логично, аргументировано, ясно, последовательно и кратко излагать свои мысли.

Цель курсовой работы - приобщение студента к самостоятельной научно-исследовательской работе в области теории обучения иностранным языкам (ИЯ). Выполнение курсовой работы должно способствовать систематизации теоретических знаний студентов по методике обучения ИЯ и лингводидактике как разделов теории обучения ИЯ. Руководство и контроль за ходом написания, а также рецензирование работы осуществляется кафедрой. Научно-консультационную и методическую помощь студенту оказывает выделяемый кафедрой научный руководитель. В его обязанности входит помощь при выборе темы исследования, консультации по составлению плана работы над курсовой, рекомендации по выбору литературы, справочных материалов и других источников по теме, координация работы студента, рекомендации по подготовке и защите работы.


Следует иметь в виду, что научный руководитель не является ни соавтором, ни редактором курсовой работы, и студент не должен рассчитывать на то, что руководитель поправит имеющиеся в работе грамматические, стилистические и другие ошибки.

Работа над избранной темой требует от вас знаний основ методологии исследования, творческого мышления, прилежания и профессионализма. В курсовой работе должно найти отражение взаимосвязи теоретических положений с практикой, повседневной жизнью и деятельностью.

Курсовая работа по методике преподавания иностранных языков должна показать, насколько глубоко вы овладели теоретическими знаниями, умением пользоваться научной литературой, критически и творчески подходить к избранной теме. Таким образом, задачи курсовой работы состоят в том, чтобы вы научились следующим приемам:

а) находить нужную литературу и обрабатывать ее (прежде всего,
обнаруживать в публикациях важные для вас идеи и фиксировать их -
конспектировать или реферировать);

б) сопоставлять различные точки зрения на конкретную проблему и
осуществлять выбор самой для вас подходящей точки зрения (наилучшим образом объясняющей исследуемые явления);

в) собирать фактический материал и осуществлять такую его классификацию, при которой во всем массиве приводимых примеров были
бы четко видны их общие и частные свойства или характеристики;

г) интерпретировать отдельные примеры с той позиции, которую
вы занимаете по отношению к исследуемому вами материалу;

д) письменно излагать те идеи, с которыми вы столкнулись в результате знакомства с фактическим материалом и научной литературой
по предмету;

е) осуществлять общее оформление работы: выделять в ней разделы и параграфы, употреблять цитаты и делать ссылки на имеющиеся
публикации, составлять библиографию.

Таким образом, курсовая работа представляет собой анализ литературы по выбранной частной проблеме и комментирование уже разработанных положений по этой проблеме с привлечением собственных примеров. Число этих примеров твердо не устанавливается: их должно быть такое количество, чтобы развиваемые положения выглядели убедительно и доказательно. Убедительным и недвусмысленным должен быть и сам приводимый фактический материал.



Общий объем курсовой работы должен составлять 25 - 35 страниц без приложения.

Написание курсовой работы - процесс, включающий в себя ряд взаимосвязанных этапов:

1. выбор темы, согласование ее с руководителем, получение задания;

2. составление рабочего плана выполнения курсовой работы;

3. формирование структуры работы;

4. сбор, анализ и обобщение материала по выбранной теме;

5. формулирование основных теоретических положений, практических выводов и рекомендаций;

6. изложение курсовой работы и представление ее руководителю;

7. оформление работы, библиографического списка, использованных источников и литературы, приложений и получение допуска к защите.


  1. Этапы работы над курсовым проектом


3.1 Выбор темы

Самый первый шаг на пути к написанию курсовой работы - это выбор темы. Он в высшей степени важен потому, что определит собой направление всех дальнейших исследований вплоть до дипломной ра­боты. И чем более интересна тема, тем легче будет над ней работать, тем более успешными будут результаты изысканий.

Тема курсовой работы может быть выбрана из перечня, составленного кафедрой (Приложение 1). Студент вправе и самостоятельно определить тему, не указанную в предложенном перечне, но только при обязательном соответствии ее требованиям государственных образовательных стандартов к содержанию учебной дисциплины. Выбор темы по инициативе студента возможен в двух случаях:

1) стремление исследовать вопросы практики применения теоретических положений;

2) профессиональный интерес в области малоизученной проблемы.

Тема курсовой работы должна отвечать следующим требованиям:

- соответствовать задачам подготовки бакалавра;

- учитывать направления и проблематику современных научно-педагогических исследований в области теории обучения ИЯ;

- приобщать студентов к работе над проблемами, которые исследуют отдельные преподаватели и коллектив кафедры Иностранных языков в целом;

- учитывать разнообразие интересов студентов в области теории и практики обучения ИЯ, а также результаты работы в научном студенческом обществе;

- разрабатывать актуальные проблемы обучения ИЯ.

Тема должна быть сформулирована лаконично, ясно и четко, не допускать произвольности ее толкования. Предпочтителен заблаговременный выбор темы курсовой работы, позволяющий получить совет преподавателей, а так же осуществлять целенаправленный поиск информации для ее разработки. Следует иметь в виду, что темы могут быть узкими и широкими. Выбирая узкую тему, вы должны быть нацелены на глубокое исследование, обращение к специализированным источникам, анализ и обобщение информации по конкретной проблеме. Широкая тема предполагает исследование ряда смежных проблем. В обоих случаях исследовательская деятельность студента выходит на первый план. При затруднении в выборе темы вы можете обратиться за помощью к преподавателям кафедры. По существующим правилам конкретная тема курсовой работы дается лишь одному студенту учебной группы, повторений темы не должно быть.


Прежде всего, следует определиться с общим направлением ра­боты: какой аспект методики обучения иностранному языку представляется вам наиболее интересным, например, обучение ИЯ учащихся старших классов или дошкольников.

Определившись с общим направлением, в котором будет лежать ваше исследование, нужно определиться и с его объектом, например: «обучение аудированию» или «формирование лексических навыков». При этом объект подсказывается уже самим направлением исследования.

И последнее, что требуется здесь определить, - это предмет ис­следования, т.е. то, что вы собственно узнаёте о своем объекте. Пред­мет также подсказывается направлением вашего интереса.
3.2 Составление рабочего плана

Следующим этапом подготовки к написанию курсовой работы является составление рабочего плана, позволяющего вам четко организовать свою работу. Предварительно должны быть продуманы цели работы, ее структура, методика исследования, направления раскрытия вопросов. Рабочий план составляется в произвольной форме, представляется руководителю и с учетом сделанных им замечаний и предложений корректируется и уточняется.

Основные разделы плана: подготовительный этап, рабочий этап, заключительный этап.

На подготовительном этапе необходимо решить задачу определения объема информации для написания курсовой работы, ее поиска и сбора. Поэтому в первый раздел плана должны быть включены пункты:

- работа в библиотеках по отбору необходимой литературы;

- выписки, конспектирование, ксерокопирование информационных материалов;

- систематизация отобранного материала, его изучение;

- составление плана курсовой работы для его представления научному руководителю.

Рабочий этап включает в себя:

- написание чернового варианта курсовой работы;

- работу над выводами по главам, параграфам;

- формулировку личностного отношения студента к исследуемой проблеме (на базе определения точек зрения различных авторов на проблему); определение и оформление научно-справочного аппарата работы (библиографии, цитат, сносок и т.д.); представление чернового варианта научному руководителю работы.

На заключительном этапе выполняются следующие виды работ:

- доработка чернового варианта курсовой работы с учетом замечаний и рекомендаций научного руководителя;


- оформление курсовой работы в соответствии с установленными требованиями;

- представление работы научному руководителю, защита курсовой работы и получение оценки.


    1.   1   2   3   4