Файл: Методические указания по написанию курсовой работы по дисциплине Современная методика иноязычного образования.doc
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методические указания по написанию
курсовой работы по дисциплине
«Современная методика иноязычного образования»
для студентов образовательной программы
«Иностранный язык: два иностранных языка»
-
Введение
Курсовая работа - это один из видов активной самостоятельной научно-исследовательской работы студента (НИРС), самостоятельная разработка конкретной темы с элементами научного анализа, отражающая приобретенные студентом теоретические знания и практические навыки, умение работать с литературой, анализировать источники, делать обстоятельные и обоснованные выводы.
Настоящие методические указания содержат требования к курсовым работам по дисциплине «Методика преподавания иностранных языков» для студентов специальности 5В011900 «Иностранный язык: два иностранных языка» и являются обязательными для студентов, а также для руководителей и консультантов.
-
Общие положения
При написании курсовой работы важно опираться на знания, полученные вами при изучении теоретических курсов. Курсовая работа способствует более сознательному овладению знаниями, умениями и навыками, формирует интерес к научным исследованиям, помогает освоению их методик, вырабатывает навыки самостоятельной творческой работы.
Курсовая работа представляет собой:
- изложение результатов исследования с учетом вопросов теории и практики в проделах выбранной темы;
- авторский труд, самостоятельное творчество студента, формирование его личной позиции и практического подхода к выбранной теме;
- проявление и показ студентом умения логично, аргументировано, ясно, последовательно и кратко излагать свои мысли.
Цель курсовой работы - приобщение студента к самостоятельной научно-исследовательской работе в области теории обучения иностранным языкам (ИЯ). Выполнение курсовой работы должно способствовать систематизации теоретических знаний студентов по методике обучения ИЯ и лингводидактике как разделов теории обучения ИЯ. Руководство и контроль за ходом написания, а также рецензирование работы осуществляется кафедрой. Научно-консультационную и методическую помощь студенту оказывает выделяемый кафедрой научный руководитель. В его обязанности входит помощь при выборе темы исследования, консультации по составлению плана работы над курсовой, рекомендации по выбору литературы, справочных материалов и других источников по теме, координация работы студента, рекомендации по подготовке и защите работы.
Следует иметь в виду, что научный руководитель не является ни соавтором, ни редактором курсовой работы, и студент не должен рассчитывать на то, что руководитель поправит имеющиеся в работе грамматические, стилистические и другие ошибки.
Работа над избранной темой требует от вас знаний основ методологии исследования, творческого мышления, прилежания и профессионализма. В курсовой работе должно найти отражение взаимосвязи теоретических положений с практикой, повседневной жизнью и деятельностью.
Курсовая работа по методике преподавания иностранных языков должна показать, насколько глубоко вы овладели теоретическими знаниями, умением пользоваться научной литературой, критически и творчески подходить к избранной теме. Таким образом, задачи курсовой работы состоят в том, чтобы вы научились следующим приемам:
а) находить нужную литературу и обрабатывать ее (прежде всего,
обнаруживать в публикациях важные для вас идеи и фиксировать их -
конспектировать или реферировать);
б) сопоставлять различные точки зрения на конкретную проблему и
осуществлять выбор самой для вас подходящей точки зрения (наилучшим образом объясняющей исследуемые явления);
в) собирать фактический материал и осуществлять такую его классификацию, при которой во всем массиве приводимых примеров были
бы четко видны их общие и частные свойства или характеристики;
г) интерпретировать отдельные примеры с той позиции, которую
вы занимаете по отношению к исследуемому вами материалу;
д) письменно излагать те идеи, с которыми вы столкнулись в результате знакомства с фактическим материалом и научной литературой
по предмету;
е) осуществлять общее оформление работы: выделять в ней разделы и параграфы, употреблять цитаты и делать ссылки на имеющиеся
публикации, составлять библиографию.
Таким образом, курсовая работа представляет собой анализ литературы по выбранной частной проблеме и комментирование уже разработанных положений по этой проблеме с привлечением собственных примеров. Число этих примеров твердо не устанавливается: их должно быть такое количество, чтобы развиваемые положения выглядели убедительно и доказательно. Убедительным и недвусмысленным должен быть и сам приводимый фактический материал.
Общий объем курсовой работы должен составлять 25 - 35 страниц без приложения.
Написание курсовой работы - процесс, включающий в себя ряд взаимосвязанных этапов:
1. выбор темы, согласование ее с руководителем, получение задания;
2. составление рабочего плана выполнения курсовой работы;
3. формирование структуры работы;
4. сбор, анализ и обобщение материала по выбранной теме;
5. формулирование основных теоретических положений, практических выводов и рекомендаций;
6. изложение курсовой работы и представление ее руководителю;
7. оформление работы, библиографического списка, использованных источников и литературы, приложений и получение допуска к защите.
-
Этапы работы над курсовым проектом
3.1 Выбор темы
Самый первый шаг на пути к написанию курсовой работы - это выбор темы. Он в высшей степени важен потому, что определит собой направление всех дальнейших исследований вплоть до дипломной работы. И чем более интересна тема, тем легче будет над ней работать, тем более успешными будут результаты изысканий.
Тема курсовой работы может быть выбрана из перечня, составленного кафедрой (Приложение 1). Студент вправе и самостоятельно определить тему, не указанную в предложенном перечне, но только при обязательном соответствии ее требованиям государственных образовательных стандартов к содержанию учебной дисциплины. Выбор темы по инициативе студента возможен в двух случаях:
1) стремление исследовать вопросы практики применения теоретических положений;
2) профессиональный интерес в области малоизученной проблемы.
Тема курсовой работы должна отвечать следующим требованиям:
- соответствовать задачам подготовки бакалавра;
- учитывать направления и проблематику современных научно-педагогических исследований в области теории обучения ИЯ;
- приобщать студентов к работе над проблемами, которые исследуют отдельные преподаватели и коллектив кафедры Иностранных языков в целом;
- учитывать разнообразие интересов студентов в области теории и практики обучения ИЯ, а также результаты работы в научном студенческом обществе;
- разрабатывать актуальные проблемы обучения ИЯ.
Тема должна быть сформулирована лаконично, ясно и четко, не допускать произвольности ее толкования. Предпочтителен заблаговременный выбор темы курсовой работы, позволяющий получить совет преподавателей, а так же осуществлять целенаправленный поиск информации для ее разработки. Следует иметь в виду, что темы могут быть узкими и широкими. Выбирая узкую тему, вы должны быть нацелены на глубокое исследование, обращение к специализированным источникам, анализ и обобщение информации по конкретной проблеме. Широкая тема предполагает исследование ряда смежных проблем. В обоих случаях исследовательская деятельность студента выходит на первый план. При затруднении в выборе темы вы можете обратиться за помощью к преподавателям кафедры. По существующим правилам конкретная тема курсовой работы дается лишь одному студенту учебной группы, повторений темы не должно быть.
Прежде всего, следует определиться с общим направлением работы: какой аспект методики обучения иностранному языку представляется вам наиболее интересным, например, обучение ИЯ учащихся старших классов или дошкольников.
Определившись с общим направлением, в котором будет лежать ваше исследование, нужно определиться и с его объектом, например: «обучение аудированию» или «формирование лексических навыков». При этом объект подсказывается уже самим направлением исследования.
И последнее, что требуется здесь определить, - это предмет исследования, т.е. то, что вы собственно узнаёте о своем объекте. Предмет также подсказывается направлением вашего интереса.
3.2 Составление рабочего плана
Следующим этапом подготовки к написанию курсовой работы является составление рабочего плана, позволяющего вам четко организовать свою работу. Предварительно должны быть продуманы цели работы, ее структура, методика исследования, направления раскрытия вопросов. Рабочий план составляется в произвольной форме, представляется руководителю и с учетом сделанных им замечаний и предложений корректируется и уточняется.
Основные разделы плана: подготовительный этап, рабочий этап, заключительный этап.
На подготовительном этапе необходимо решить задачу определения объема информации для написания курсовой работы, ее поиска и сбора. Поэтому в первый раздел плана должны быть включены пункты:
- работа в библиотеках по отбору необходимой литературы;
- выписки, конспектирование, ксерокопирование информационных материалов;
- систематизация отобранного материала, его изучение;
- составление плана курсовой работы для его представления научному руководителю.
Рабочий этап включает в себя:
- написание чернового варианта курсовой работы;
- работу над выводами по главам, параграфам;
- формулировку личностного отношения студента к исследуемой проблеме (на базе определения точек зрения различных авторов на проблему); определение и оформление научно-справочного аппарата работы (библиографии, цитат, сносок и т.д.); представление чернового варианта научному руководителю работы.
На заключительном этапе выполняются следующие виды работ:
- доработка чернового варианта курсовой работы с учетом замечаний и рекомендаций научного руководителя;
- оформление курсовой работы в соответствии с установленными требованиями;
- представление работы научному руководителю, защита курсовой работы и получение оценки.
- 1 2 3 4