Файл: Практическая работа цель работы рассмотреть эффекты, возникающие в малых группах задание заполнить таблицу групповые эффекты.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 36
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: рассмотреть эффекты, возникающие в малых группах.
задание: заполнить таблицу «групповые эффекты»
Название группового эффекта | Описание группового эффекта | Причины возникновения |
| | |
Групповые эффекты - это механизмы функционирования группы, посредством которых осуществляются групповые процессы и достигаются групповые состояния. Они являются средствами, которые обеспечивают интеграцию индивидуальных действий в совместной групповой деятельности и общении.
В социальной психологии выделяют базовые групповые эффекты:
1) реакция человека на присутствие других людей:
Эффект социальной фацилитации - это усиление доминантных (привычных, хорошо усвоенных) реакций человека в присутствии других, усиление мотивации человека разрешить поставленную перед ним задачу в присутствии других людей. Эксперименты показали, что в присутствии других людей повышается скорость выполнения простых математических задач, выполнение простых заданий на моторику и т. д. В наибольшей степени воздействие других обнаруживается в тех случаях, когда они воспринимаются человеком как значимые другие. Причем присутствие значимых других влияло на продуктивность индивидуальной работы не прямо, а косвенно, посредством изменения в мотивации. При решении сложных задач, где не известен алгоритм решения и правильный ответ не напрашивается сам собой, социальное возбуждение, т. е. бессознательная реакция на присутствие других, затрудняет умственные операции (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей) и приводит к неправильному решению. Внимание человека переключается с решения задачи на окружающих людей. При решении простых задач реакция является врожденной или хорошо усвоенной. Присутствие других людей оказывается сильнейшим стимулятором и способствует правильному решению.
Эффект присутствия других может влиять на мотивацию человека как в положительном, так и в отрицательном плане. В положительном плане - это «эффект социальной фацилитации», а в отрицательном - «эффект социальной ингибиции». Социальная ингибиция - это уменьшение мотивации человека разрешить поставленную перед ним задачу в присутствии других людей.Например, присутствие других снижает эффективность деятельности человека при заучивании бессмысленных слогов, при прохождении лабиринта и при решении сложных примеров на умножение.
Д. Майерс указывает причины возникновения эффекта социальной фацилитации:
1) социальное возбуждение (возбуждение нервной системы в присутствии других характерно для большинства общественных животных);
2) боязнь социальной оценки (доминантная реакция усиливается, если человек думает, что его оценивают);
3) отвлечение внимания от конкретной задачи и деятельности и переключение его на окружающих.
Эффект принадлежности к группе.Английские психологи Г. Тежфел и Дж. Тернер в конце 70-х гг. изучали процесс осознания индивидом принадлежности к группе, обозначив его термином «групповая идентификация». Они создали теорию социальной идентичности, основные положения которой заключаются в следующем:
1) человек, отождествляя себя с какой-либо группой, стремится оценить ее положительно, поднимая таким образом статус группы и собственную самооценку;
2) когнитивный компонент групповой идентификации состоит в осознании человеком принадлежности к группе и достигается путем сравнения своей группы с другими группами по ряду значимых признаков. Таким образом, в основе групповой идентичности лежат когнитивные процессы познания (категоризации) окружающего социального мира;
3) эмоциональный компонент групповой идентичности неразрывно связан с когнитивным компонентом. Эмоциональная сторона идентичности заключается в переживании своей принадлежности к группе в форме различных чувств любви или ненависти, гордости или стыда;
4) поведенческий компонент проявляется тогда, когда человек начинает реагировать на других людей с позиции своего группового членства, а не с позиций отдельной личности.
Последствия эффектов социальной фацилитации и групповой идентичности проявляются в разнообразных социально-психологических эффектах.
Психофизиологический эффект.
Это изменение психофизиологических реакций и состояний человека в присутствии других людей. Было экспериментально установлено, что усиливается потоотделение, учащается дыхание, усиливаются мышечные сокращения, повышаются давление крови и частота пульса. Чем значимее ситуация группового взаимодействия и окружающие люди, тем ярче выражен психофизиологический эффект.
Эффект социальной лени. По мере увеличения количества членов в группе происходит уменьшение среднего индивидуального вклада в общегрупповую работу. Коллективная работоспособность группы не превышает половины от суммы работоспособности ее членов, т. е. члены группы фактически менее мотивированы и прилагают меньше усилий при выполнении совместных действий, чем при выполнении индивидуальных действий.
Наблюдается тенденция людей прилагать меньше усилий в том случае, когда они объединяют свои усилия ради общей цели, нежели в случае индивидуальной ответственности.
Феномен невмешивающегося свидетеля. Само число свидетелей трагического происшествия препятствует оказанию помощи со стороны кого-либо из них. Жертва несчастного случая с меньшей вероятностью дождется помощи, если за ее страданиями наблюдает большое число людей. Обнаружена закономерность - вероятность получения помощи выше, когда человек находится в малой группе, и гораздо ниже, если он находится в окружении большого числа людей.
Причиной социальной лени, по мнению Д. Майерса, является реакция человека на оценку его личности и деятельности со стороны других людей. Когда увеличивается боязнь оценки, результатом будет социальная фацилитация, когда же затерянность в толпе и анонимность уменьшают боязнь оценки, результатом будет социальная лень или ингибиция (снижение мотивации к деятельности). Факторами социальной лени являются:
1) наличие индивидуальной ответственности за результаты своего труда. Чем выше ответственность, тем ниже социальная лень;
2) групповая сплоченность и дружеские отношения. Люди в группах меньше бездельничают, если они друзья, а не чужие друг другу люди;
3) численность группы. Чем больше численность группы, тем выше социальная лень;
4) кросс-культурные различия. Члены коллективистических культур проявляют меньше социальной лени, чем члены индивидуалистических культур;
5) гендерные различия. Женщины в меньшей степени проявляют социальную лень, чем мужчины.
Эффект синергии. Это прибавочная интеллектуальная энергия, которая возникает при объединении людей в целостную группу и выражается в групповом результате, превышающем сумму индивидуальных результатов, т. е. отвечает требованию 1 + 1 > 2. Группа по успешности в работе может действительно превосходить индивидуальную успешность отдельных людей. Это проявляется не только в интеллектуальной сфере, но и в повышении наблюдательности людей в группе, точности их восприятия и оценок, объеме памяти и внимания, эффективности решения сравнительно простых задач, не требующих сложного и согласованного взаимодействия. Однако при решении сложных задач, когда необходимы логика и последовательность, «особо одаренные люди», по терминологии Бехтерева, могут превосходить среднегрупповые достижения.
Эффект группомыслия - это способ мышления, приобретаемый людьми в ситуации, когда поиск согласия становится настолько доминирующим в сплоченной группе, что начинает пересиливать реалистическую оценку возможных альтернативных действий. Эффект группомыслия возникает как противоположность эффекту синергии, при котором предлагаются, а затем и обсуждаются различные варианты решения задачи. Эффект группомыслия возникает в ситуации, когда критерием истинности служит сплоченное мнение группы, которое противопоставляется мнению отдельного человека.
2) чувство принадлежности к группе:
Эффект конформизма - это изменение поведения или мнения человека в результате реального или воображаемого давления группы.Экспериментально доказано, что люди склонны соглашаться с мнением других, часто доверять суждениям других людей больше, чем самому себе. Ни в одном из экспериментов не было явного и жесткого принуждения, не было поощрений за согласие с группой или наказания за сопротивление групповому мнению. Тем не менее люди добровольно присоединялись к мнению группы и проявляли конформизм. Выделяют несколько условий возникновения конформизма:
1) степень конформизма возрастает, если задание действительно сложное или испытуемый чувствует свою некомпетентность;
2) тип личности: люди с заниженной самооценкой больше подвержены групповому давлению, нежели люди с завышенной самооценкой;
3) численность группы: наибольшую степень конформизма люди проявляют тогда, когда сталкиваются с единодушным мнением трех и более человек;
4) состав группы: конформность повышается, если, во-первых, группа состоит из экспертов, во-вторых, члены группы являются значительными людьми для человека, в-третьих, члены группы принадлежат к одной социальной среде;
5) ловушка группомыслия среди людей;
6) сплоченность: чем больше степень сплоченности группы, тем больше у нее власти над своими членами;
7) статус, авторитет: люди, имеющие наибольший статус, обладают и наибольшим влиянием, им легче оказывать давление, им чаще подчиняются;
8) наличие союзника: если к человеку, отстаивающему свое мнение или сомневающемуся в единодушном мнении группы, присоединяется хотя бы один союзник, давший правильный ответ, то тенденция подчиняться давлению группы падает;
9) публичный ответ: более высокий уровень конформизма люди показывают тогда, когда они должны выступить перед окружающими, а не тогда, когда они записывают свои ответы в свои тетради.
В отношении к давлению группы различают четыре типа поведения:
Внешний конформизм - мнения и нормы группы принимаются человеком лишь внешне, а внутренне, на уровне своего самосознания, он продолжает не соглашаться с группой, вслух этого не высказывает. В принципе это и есть истинный конформизм. Это тип поведения приспосабливающегося к группе человека.
Внутренний конформизм - человек действительно усваивает мнение большинства и полностью согласен с этим мнением, что показывает высокий уровень внушаемости данного человека. Это тип приспособившегося к группе человека.
Негативизм - человек сопротивляется давлению группы, активно отстаивает свое мнение, показывает свою независимую позицию, спорит, доказывает, стремится к тому, чтобы его индивидуальное мнение стало мнением всей группы, открыто заявляет об этом своем желании. Это тип поведения человека, не приспосабливающегося к группе, а стремящегося приспособить группу к самому себе.
Нонконформизм - независимость, самостоятельность норм, ценностей и суждений, неподверженность давлению группы. Это тип поведения самодостаточного человека, когда точка зрения не меняется в угоду большинству и не навязывается другим.
Д. Майерс называет три причины конформного поведения: