Файл: Роль и место прокуратуры в системе государственных органов.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Проанализировав данные нормативные акты можно сказать, что прокуратура обладает большим кругом полномочий в правотворческой деятельности и тесно взаимодействует с органами законодательной власти.

2.2 Прокуратура и органы исполнительной власти
Взаимодействие прокуратуры и органов исполнительной власти можно назвать основополагающей деятельностью государства. «Прокуроры, осуществляя свои полномочия в сфере общего надзора, решают вместе с другими органами и организациями вопросы политического, государственного, экономического, социального, национального и культурного строительства».

Эта деятельность регламентируется Законом о прокуратуре, приказами Генеральной Прокуратуры, соглашением Генеральной прокуратуры РФ и Минюста РФ.

Важнейшим направлением прокурорской деятельности в данной сфере является надзор за соответствием законодательству нормативных актов органов исполнительной власти федерального и местного значения и их должностных лиц. В случае нахождения несоответствий применяется такой же механизм отмены действия данного нормативного акта, как и в законодательной сфере.

В данном взаимодействии большое значение имеет координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Осуществляя надзор за деятельностью всех правоохранительных органов, прокурор объединяет их усилия, что позволяет занимать ему главенствующее положение. Среди данных органов можно назвать ВМД, ФСО, ФСКН, Таможенная служба. Эта деятельность регулируется положением о координации деятельности по борьбе с преступностью.

Существует несколько форм координации деятельности правоохранительных органов прокуратурой:

проведение совещаний руководителей правоохранительных органов;

совместная реализация федеральных и региональных программ по борьбе с преступностью;

проверки и оказания помощи правоохранительным органам субъектов,

проведение мероприятий для выявления и пресечения преступлений, а также устранения причин и условий, способствующих их совершению;

обеспечение безопасности в процессе борьбы с преступностью;

проведение анализа практики применения законов по борьбе с преступностью и подготовка предложений об их улучшении.


Таким образом, можно сделать вывод, что основной деятельностью прокуратуры по-прежнему является надзор, но в рамках сотрудничества с исполнительной властью она следит за соблюдением Конституции и законов органами исполнительной власти. Круг данных полномочий является важным элементом механизма сдержек и противовесов.
2.3 Прокуратура и органы судебной власти
Помимо перечисленной выше деятельности, прокуроры выполняют другие функции. Их реализация является условием осуществления правосудия. Участием прокурора в рассмотрении дела, гарантируется конституционный принцип состязательности судебного разбирательства. Такое устройство создает возможность полного исследования обстоятельств дела, увеличивает гарантии прав и законных интересов участников разбирательства.

Формы участия прокуроров в рассмотрении судами уголовных дел многообразны. Это:

выступление в качестве государственного обвинителя;

обращение в суд с заявлением или вступление в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства

подача в вышестоящий суд кассационный или частный протест либо протест в порядке надзора, а в арбитражный суд - апелляционную или кассационную жалобу, а также протест в порядке надзора на незаконное или необоснованное решение, приговор, определение или постановление суда.

истребование из суда любого дела или категории дел, по которым решение, приговор, определение или постановление вступили в законную силу. И в случае, когда они являются незаконными или необоснованными, прокурор приносит протест в порядке надзора или обращается с представлением к вышестоящему прокурору.

принесение протеста на решение судьи по делу об административном правонарушении вышестоящим прокурором и их заместителями.

отзыв протеста на решение, приговор, определение или постановление суда до начала его рассмотрения судом.

Генеральный прокурор обладает дополнительным кругом прав:

принятие участия в заседаниях Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

обращение в Конституционный Суд Российской Федерации по вопросу нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.



обращение в Пленум Верховного Суда Российской Федерации, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации с представлениями о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по гражданским, арбитражным, уголовным, административным и иным делам. Деятельность прокурора в суде является важной частью его полномочий, т.к она направлена на восстановление справедливости, устранение нарушений путем изобличения преступника, привлечение его к ответственности. Прокурор способствует полному исследованию доказательств, установлению обстоятельств дела и правильному применению норм материального и процессуального права, а также корректной реализации наказания. У прокурора есть правообязанность отказаться от обвинения, если в ходе судебного дела не подтверждается предъявленное обвинение. Поддержание государственного обвинения можно выделить как одну из форм реализации правозащитной функции прокуратуры.

Процессуальное законодательство устанавливает формы участия прокурора судебном разбирательстве, но не определяет порядок его поведения в определенных ситуациях. Поэтому данная деятельность зависит от личностных качеств прокурора и требует умелого использования различных приемов и методов, вырабатываемых практикой.

Выступлению в суде предшествует судебное следствие, в ходе которого прокурор исследует доказательства и в соответствии с ними дает юридическую квалификацию деяниям обвиняемого. Структурированное представление их в зале суда помогает судьям правильно воспринимать обстоятельства дела и формировать выводы. Участие прокурора завершается выступлением в судебных прениях: с обвинительной речью или обоснованием отказа от обвинения.

Процессуальные кодексы предусматривают обязательное участие прокурора не во всех разбирательствах. По остальным делам вопрос об участии прокурора решается с учетом сложности и общественной значимости дела.

Суд, и прокуратура вместе обеспечивают защиту прав человека, законность и правопорядок, но делают это различными методами. Основная задача прокурорского надзора - выявлять и обосновывать нарушения законности, а суда - от имени государства реагировать на эти нарушения, осуждая виновных и защищая интересы пострадавших. Работая в плотном взаимодействии, они смогут достичь эффективного результата.

Заключение
Деятельность прокуратуры направлена на реализацию основных функций государства - обеспечение народовластия, охрана прав и свобод граждан. Надзорные полномочия обеспечивают законность, правопорядок и реализацию норм права, содержащихся в Конституции, законах и других нормативных актах различными участниками общественных отношений (органами государства, должностными лицами, физическими и юридическими лицами).


Являясь важным инструментом в системе «сдержек и противовесов», прокуратура координирует деятельность трех ветвей власти и обеспечивает их единство. Прокуратура призвана быть балансом, уравновешивающим исполнение законов всеми органами власти и принимающей меры к устранению любых нарушений законов, от кого бы они ни исходили.

Обособленность прокуратуры от трех классических ветвей дает ей возможность при выполнении возложенных на нее функций быть самостоятельным и независимым органом.



Список литературы



.Конституция СССР [Электронный ресурс]: // Консультант Плюс: [сайт информационно-правовой компании]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/conscccr/62_1.html (03.05.2013).

.Арбитражный процессуальный кодекс [Электронный ресурс] : // Консультант Плюс : [сайт информ.-правовой компании]. Режим доступа http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=145447;div=LAW (23.04.2013)

.Гражданский процессуальный кодекс [Электронный ресурс] : // Консультант Плюс : [сайт информ.-правовой компании]. Режим доступа http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=145448 (23.04.2013).

.Уголовно-процессуальный кодекс [Электронный ресурс] : // Консультант Плюс : [сайт информ.-правовой компании]. Режим доступа http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=145802;div=LAW (23.04.2013)

.Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» // Гарант: [сайт информационно-правовой компании]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/conscccr/62_1.html

.Закон «О прокуратуре Российской Федерации» // Гарант: [сайт информационно-правовой компании]. Режим доступа: http://base.garant.ru/10164358/ (03.05.2013).Российской Федерации» / СЗ РФ от 09.05.2004 г. № 2. Ст. 74.

.Закон «О прокуратуре СССР [Электронный ресурс]: // Консультант Плюс: [сайт информационно-правовой компании]. Режим доступа http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=1625 (03.05.2013).

.Закон «О прокуратуре СССР» [Электронный ресурс]: // Техэскперт: [сайт информационно-правовой компании]. Режим доступа http://docs.cntd.ru/document/901853255 (03.05.2013).

.Декрет о суде № 1 от 24.11.1917 г. (утратил силу) // Сборник нормативных актов по советскому государственному праву. Отв. ред. Лукьянов А.И. М.: «Юридическая литература», 1984 г. С. 120-123.

.Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью // Консультант Плюс: [сайт информационно-правовой компании]. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=113121 (03.05.2013) .11.Положение о правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления" // сайт Генеральной Прокуратуры. Режим доступа: http://genproc.gov.ru/documents/orders/document-14300/ (03.05.2013).


.Постановления Совета Федерации Федерального Собрания РФ «О докладе Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности, правопорядка в Российской Федерации и работе органов прокуратуры за 2001 год по пресечению правонарушений» [Электронный ресурс]: // Гарант: [сайт информационно-правовой компании]. Режим доступа http://constitution.garant.ru/act/assembly/12125778/chapter/1/ (04.05.2013).

.Приказ Генеральной прокуратуры РФ № 11 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации приоритетных национальных проектов» // Гарант: [сайт информационно-правовой компании]. Режим доступа: http://base.garant.ru/1357524/ (03.05.2013).

.Приказ Генеральной прокуратуры РФ № 155 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления» // Гарант: [сайт информационно-правовой компании]. Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/1256718/ (03.05.2013).

.Приказ Генеральной Прокуратуры РФ № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» // Гарант: [сайт информационно-правовой компании]. Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/1256732/ (03.05.2013);