Файл: Роль и место прокуратуры в системе государственных органов.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
"Роль и место прокуратуры в системе государственных органов"
прокуратура федеральный правовой государство
Введение
Прокуратура Российской Федерации - централизованная система федеральных органов государства, призванная обеспечить единство (единообразное применение) законности на всей территории РФ.
Построение правового государства невозможно себе представить без деятельности прокуратуры, которая обеспечивает верховенство закона, защиту прав и свобод граждан и интересов государства.Прокуратура России имеет четырех вековую историю, и на протяжении этого времени не прекращаются споры о роли и месте прокуратуры в системе органов государственной власти.
В юридической литературе идет дискуссия о месте прокуратуры в системе госорганов. Получается, что три основные власти не охватывают деятельность прокуратуры, как и некоторых других государственных органов и даже должностных лиц (например, Президента РФ, Счетной Палаты РФ).
Таким образом, ряд авторов относят прокуратуру к органам законодательной власти, к органам судебной власти, к органам исполнительной власти. Существует точка зрения, автор которой относит прокуратуру к органу «президентской власти». Также есть мнение о наличии особой, так называемой «прокурорской» власти, появившееся в 70-х годах прошлого века. Однако у этой точки зрения есть оппоненты, считающие прокуратуру самостоятельным государственным органом, не относящейся к какой-либо ветви власти.
Такое же мнение высказал на парламентских слушаниях в мае 2008 года член Комиссии при Президенте РФ по вопросам совершенствования государственного управления С.Г. Кехлеров: «Сегодня Российская прокуратура ни функционально, ни структурно не включена в классическую триаду ветвей власти... В современной России к таким институтам относятся Центральный банк, Счетная палата, Центризбирком, Уполномоченный по правам человека. В этом же ряду в обсуждаемом контексте должна рассматриваться и прокуратура».
Таким образом, можно сделать вывод, что прокуратура в системе государственных органов России занимает собственное место. Она напрямую не относится ни к одной из ветвей государственной власти, что способствует реализации ее основной, надзорной функции. Прокуратура является важнейшим элементом системы сдержек и противовесов. Безусловно, данный орган постоянно взаимодействует со всеми ветвями власти, поскольку все государственные органы призваны укреплять законность и охрану права человека и гражданина.
1. Государственно-правовые основы места и роли прокуратуры в государственном механизме РФ
.1 История создание и развития прокуратуры
Прежде чем анализировать положение прокуратуры в системе органов государственной власти РФ, я считаю необходимым кратко осветить историю возникновения и развития российской прокуратуры.
В истории развития отечественной прокуратуры выделяют следующие этапы:
. Российский (царский) этап - 1722 - 1917 гг.
. Советский этап - 1922 - 1991 гг.
. Современный (постсоветский) этап - 1991 г. - по настоящее время.
Возникновение прокуратуры в России было обусловлено объективной потребностью осуществления гласного контроля (надзора) за соблюдением законности в деятельности центральных и местных органов управления. Ее созданию предшествовало учреждение Петром в 1711 г. института фискалата. Однако это не произвело ожидаемого результата, в виду выявления таких недостатков, как зависимость от органов государственной власти, за чьей деятельностью осуществляли надзор и взяточничество.
Прокуратура была учреждена Петром I тремя указами от 12 и 18 января 1722 г. В них предусматривалось создание прокуратур, во-первых, при Сенате, которые возглавлял Генерал-прокуро, во-вторых, при коллегиях, в-третьих, при надворных судах (гофгерихтах); и 27 мая император распорядился образовать прокуратуру также при Святейшем Правительствующем Синоде, создав должность Обер-прокурора. Цель, поставленная перед прокурорами, - надзор за тем, чтобы государственные органы страны действовали в строгом соответсвтвии с регламентами и царскими указами.
После смерти Петра I роль прокуратуры начала понижаться, и фактически она переставала действовать. При Екатерине I она была отменена. Однако в 1741 г. Елизавета Петровна восстановила полномочия прокуратуры. И с восшествием на престол Екатерины II она окончательно сформировался как орган надзорного типа. Александр I продолжил развитие прокуратуры, и, создав в 1802 г. министерство юстиции, совместил должности главы данного органа (министра) с генерал-прокурором. Позже судебная реформа Александра II 1864 г. трансформировала прокуратуру в орган уголовного преследования, из-за усиления административной власти.
Как известно, Победа Октябрьской революции привела к глобальным переменам в государственном аппарате. Декретом о суде № 1 от 24 ноября 1917 г. прокуратура была ликвидирована. На протяжении нескольких лет социалистическое государство существовала без главного надзорного органа. Только 26 мая 1922 г. ВЦИК принял Положение о прокурорском надзоре, полписанное в последствие председателем М.И. Калининым.
Конституция СССР 1977 г раскрывала в специально отведенной главе для прокуратуры основополагающие принципы организации и деятельности ее органов. Через 2 года был издан закон, устанавливающий Расширение предмета и пределов прокурорского закреплялось.
Поскольку Закон о прокуратуре был принят во время действия последней советской Конституции, и к тому же за несколько лет реформаций был издан ряд законов, относившихся к организации и основам деятельности прокуратуры, 17 ноября 1995 г. состоялось принятие Закона о прокуратуре в новой редакции. Данный закон был приведен в соответствие с Конституцией 1993 г. и призвал способствовать дальнейшему развитию демократических процессов в стране и повышению эффективности прокурорского надзора.
1.2 Функции прокуратуры как государственно-правового института
Для определения правильного места и роли прокуратуры в системе государственных органов необходимо знать ее функции.
Проанализировав нормы федерального закона о прокураторе, можно выделить следующий перечень функций прокуратуры: надзор; уголовное преследование; координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования, а также осуществление международного сотрудничества.
Очевидно, что первая функция является главной, ее можно разделить на подфункции:
· надзор за исполнением законов госорганами и субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций и надхор за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
· надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
· надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
· надзор за исполнением законов судебными приставами
· надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу
· надзор за исполнением конституций, уставов субъектов Федерации, а также законов субъектов Федерации.
Надзор можно назвать комплексным видом деятельности, поскольку он состоит в наблюдении за законностью деятельности огромного круга субъектов, в применении предусмотренных нормами права мер к ликвидации нарушений, восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных к ответственности.
2. Прокуратура и органы государственной власти Российской Федерации
.1 Прокуратура и органы законодательной (представительной) власти
В рамках своей деятельности прокуратура осуществляет надзор за соответствием существующим законам нормативных актов, принимаемыми органами данной ветви власти, а также косвенно вносит законодательную инициативу.
В этих целях Генеральный прокурор Российской Федерации, его заместители и по их поручению другие прокуроры вправе присутствовать на заседаниях палат Федерального Собрания Российской Федерации, их комитетов и комиссий, представительных (законодательных) органов субъектов Российской Федерации. Прокурор субъекта Российской Федерации, города, района, приравненные к ним прокуроры, их заместители и по их поручению другие прокуроры вправе присутствовать на заседаниях представительных (законодательных) органов субъектов Российской Федерации. Прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов представительными (законодательными) органами субъектов Российской Федерации.
Также Генеральный прокурор РФ ежегодно выступает в Совете Федерации РФ с докладом о состоянии законности, правопорядка в Российской Федерации и работе органов прокуратуры по пресечению правонарушений. На основании данного выступления принимаются постановления с конкретными решениями изложенных проблем..
Также существует и обратная связь органов прокуратуры и законодательной власти. Парламентарий или их группа вправе обращаться с запросом, вносимым на заседании палаты в письменной форме, к Генеральному прокурору РФ по кругу вопросов, входящих в его компетенцию. Вопрос о лишении данных лиц неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.
Как отмечалось ранее, основной деятельностью прокуратуры является надзор за соответствием принятых законодательными органами нормативно-правовых актов Конституции, федеральному и субъектному законодательству. Для осуществления данной функции прокурор имеет провообязанность опротестовывать противоречащие закону правовые акты и обратиться в суд общей юрисдикции или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными. Наличие данных противоречий является дестабилизирующим фактором построения правового государства: подрывается авторитет власти и развивается правовой нигилизм. Для их предотвращения прокурор вправе вносить в органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов. Одобренное и рассмотренное надлежащим образом обращение вносится в законодательный орган субъектом законодательной инициативы от своего имени в доработанном либо неизмененном виде.
Помимо этого к участию прокурора в правотворческой деятельности относятся:
подготовка проектов законов и внесение их на рассмотрение субъектов законодательной инициативы (Президента, Правительства, Федерального Собрания);
подготовка проектов нормативных правовых актов и заключений на них;
участие в разработке проектов нормативно-правовых актов в комитетах и комиссиях законодательных органов РФ и ее субъектов.
Для координации и организации работы прокуратуры в правотворческой сфере было принято Положение о правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления.
В данном Положении описываются основные направления правотворческой деятельности прокуратуры, степень участия в разработке законопроектов, порядок подготовки заключений на проекты законов и иных нормативных правовых актов, разработанные федеральными органами государственной власти и правила Взаимодействия с палатами Федерального Собрания и Правительством Российской Федерации.