Файл: В небе над Сталинградом.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Урок мужества

Тема: «В небе над Сталинградом»

Цель: способствовать воспитанию чувства любви и гордости за Родину, великий народ; расширить представления обучающихся о Великой Победе под Сталинградом; воспитывать уважительное отношение к старшему поколению; показать мужество русских солдат и жестокость войны, развивать чувство патриотизма, воспитывать уважение к   истории страны, традициям школы, выполнению гражданских обязанностей.

Задачи, направленные на достижение личностных результатов:

воспитание чувства патриотизма, гордости за свою Родину и за родной народ;

формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,

Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:

развитие умения работать с информацией;

развитие умения использовать различные способы поиска информации;

развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации. (Познавательные УУД);

формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии. (Регулятивные УУД)

формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме;

формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

Оборудование: карта «Сталинградская битва», Знамя Победы, шлемофон, картодержатель, МВЛ, пилотка, авиационная карта, презентация

Слайд 1 видеоролик (Школа фильм «Сталинградская битва»)

Учитель: Исходя из находящихся в классе атрибутов, просмотренного вами видеофрагмента, вы можете назвать тему нашей беседы?

От исхода борьбы за Сталинград зависела судьба Советского государства, свобода и независимость нашей Родины.

Ожесточенные бои велись не только за каждую улицу города
, но и за каждый дом, за каждый этаж. В историю Сталинградской битвы навсегда вошла героическая оборона «Дома Павлова» гвардейцами дивизии генерала Родимцев. Более тридцати дней защищали в нем Сталинград советские люди Воины различных родов оружия, представители разных национальностей объединялись одним стремлением, одним желанием — отстоять Сталинград. А на советскую авиацию была возложена особая роль.

Слайд 2 тема «В небе над Сталинградом»

Слайд 3 Карта наступательной операции «Серая цапля» под Сталинградом

Летом 1942 г., воспользовавшись отсутствием второго фронта в Европе, гитлеровцы и их союзники бросили на советско-германский фронт все свои свободные резервы. Сосредоточив их на юго-западном направлении, они создали здесь большой перевес сил, и перешли в наступление.

Группа армий «В» получила следующую задачу: помимо уничтожения оборонительного рубежа на Дону, ударами по Сталинграду разгромить находящиеся там вражеские войска, самим занять город и блокировать мосты между Доном и Волгой. Затем ввести в бой вдоль Волги механизированные войска для прорыва к Астрахани и одновременного блокирования русских частей на основном рубеже на Волге. Эта операция получила кодовое наименование «Серая Цапля».

Москва тут же среагировала на это наступление. Ставка послала резервные войска в район Воронежа и организовала оборону Сталинграда, поскольку опасалась возможного прорыва в этом направлении.

Советские ВВС должны были атаковать немецкие самолеты, «которые поддерживали наступление на Сталинград», и «очистить от них небо». С этой целью Ставка для операций в воздушном пространстве Сталинграда сформировала крупную авиагруппу во главе с генералом П. С. Степановым. В июле 1942 г. Сталин подписал свой знаменитый приказ № 27. Он заключался в трех словах: «Ни шагу назад!»

Слайд 4«Ни шагу назад»

Этот приказ был жестким и определенным. Всем потенциальным паникерам и дезертирам угрожала быстрая расправа. Приказ требовал от каждого красноармейца спасти не только Сталинград, но и всю страну.

Ко времени выхода этого приказа немецкая 6-я армия дошла уже до большой излучины Волги. Расположенный здесь Сталинград в 1942 г. был крупным промышленным центром с населением 500 000 жителей.

Слайд 5 Сталинград до войны (фото)

Он вырос из большого города, который до революции назывался Царицын. В центре его над Волгой возвышался Мамаев курган.



В ожидании немецкого наступления город готовился к обороне. По приказу Ставки в западном районе было возведено три оборонительных рубежа.

Во время немецких авианалетов, предшествовавших штурму, русские предпринимали все усилия, чтобы установить воздушный щит над городом. Советская 8-я воздушная армия, ранее принадлежавшая Юго-Восточному фронту, сыграла особую роль в защите города на Волге с воздуха.

Слайд 6 Фото самолётов люфтваффе

Для обеспечения действий своих наземных войск гитлеровцы перебросили на юго-западное направление многочисленную боевую технику, в том числе и авиацию. Фашистское командование направило сюда 4-й воздушный флот.

Ряд авиационных частей был переброшен на сталинградское направление с других фронтов.

Что и говорить, подготовились Люфтваффе серьёзно. Так 4-й ВФ состоял из новеньких пикирующих бомбардировщиков "Юнкерсов" Ю-87Б:



И средних бомбардировщиков "Хейнкель" Хе-111:


Имеющиеся в Сталинграде средства ПВО - зенитные батареи, не могли справиться с задачей. Так за первый день было сбито только 3 немецких самолёта. На земле армия отступала к Волге, а в воздухе продолжались налёты Люфтваффе.
23 августа 1942 года 4-й воздушный флот Люфтваффе, оставив за собой колонны техники Вермахта, достиг Сталинграда. Начался самый масштабный авианалёт за всю историю Восточного фронта. На город посыпались бомбы. 80% построек в городе были разрушены в этот же день. За этот день Люфтваффе совершили 1500 боевых вылетов, сбросили 1000 тонн бомб. Город горел, погибло около 40 000-90 000 жителей.
Слайд 7 Видеофрагмент бомбардировка Сталинграда



Слайд 8 Периодизация

Советские историки делят воздушную войну над Сталинградом на два этапа:

оборонительный этап, начало которого пришлось на июнь 1942 г. На этом этапе советская авиация делала все, чтобы остановить немецкое воздушное и наземное наступление на Дон и Сталинград;

этап контрнаступления
, который начался 19 ноября 1942 г. и завершился 2 февраля 1943 г., в ходе которого немецкая 6-я армия была окружена и уничтожена в районе Сталинграда.

В течение оборонительного этапа активность советских ВВС была, по утверждению советского воздушного командования, не особенно высокой. Боевые действия авиации, по сравнению с оборонительными усилиями наземных войск, были минимальны и не соответствовали мощи красных ВВС.

Зато на втором этапе, начавшемся 19 ноября 1942 г., советские ВВС полностью развернулись во всей своей мощи, совершая налеты на сильно растянутые немецкие позиции.

Слайд 9 Соотношение сил

В начале Сталинградской битвы гитлеровцы временно имели количественное превосходство в авиации. Шла решительная битва за Сталинград, и фашистская авиация особенно неистовствовала.

До 4 сентября 1942 г. число самолетов на Сталинградском фронте, по согласованию с генералом Руденко, было доведено до 738. Эти воздушные силы к указанному сроку получили еще 200 дальних бомбардировщиков. Как командующий 16-й воздушной армией, Руденко правильно оценивал критическую обстановку в Сталинграде и требовал усиления не только своей, но и других воздушных армий.

Различные авиачасти прибывали в зону боевых действий, правда имея меньше машин, чем было предписано командованием. Например, 228-я ШАД, оснащенная штурмовиками Ил-2, вступила в боевые действия, имея лишь одну треть штатного состава. Она была пополнена уже в ходе боев.

Большинству летных экипажей, попавших на фронт, еще недоставало боевого опыта. Советские ВВС хотели сразу выполнять все поставленные перед ними задачи. На некоторых участках это приводило к замешательству. Ведение авиаразведки, поддержка с воздуха ведущих тяжелые бои наземных войск и налеты на вражеские позиции при неполностью налаженном снабжении и перебоях в связи и, прежде всего, при отсутствии прямого контакта с армейскими частями — таковы были трудности, которые нельзя было игнорировать.

Но все были твердо уверены: «Немецкое наступление на Сталинград будет остановлено. Все пробивавшиеся к Сталинграду немецкие части найдут здесь свою смерть»

Был осуществлен ряд мероприятий, который помог уменьшить тяжесть проблем. Войска снабжения и наземные службы были усилены в несколько раз.


Однако в сентябре 1942 г., несмотря на ограниченную численность частей люфтваффе, которые продвигались вместе с 6-й армией, советские летчики еще не сумели вырвать у немцев превосходство в воздухе.

В сентябре 1942 г. части советской 16-й воздушной армии совершили всего 5225 боевых вылетов. Но следует учесть, что сам полк потерял за тот месяц треть своего состава.

Узнав о резком увеличении потерь, генерал Руденко приказал летчикам 16-й воздушной армии не вступать в поединки с немецкими истребителями и атаковать только бомбардировщики и разведчики.

В новую боевую тактику советских ВВС вошли «засада» и возродившийся таран. При этом советские летчики обычно действовали парами над теми районами, где можно было ожидать встречи с немецкими истребителями. Прежде это были пути, шедшие к Сталинграду, а позже — небо над самим Сталинградом.

Слайд 10 Фото Чумбарева

14 сентября 1942 г. молодой русский летчик Чумбарёв Илья Михайлович из 237-го ИАП барражировал неподалеку от своего аэродрома. Во время выполнения очередного круга он заметил разведчик FW-189, который незамеченным приблизился к русскому аэродрому под прикрытием плотной облачности. Время от времени он выныривал из облаков, фотографировал объекты и снова исчезал в облаках.

С высоты 1100 м Чумбарев направился в сторону разведчика, получая при этом по радио команды от наземных наблюдателей. Они известили пилота, что нащупали противника.

Чумбарев зашел в хвост вражескому самолету и протаранил его, после чего тот рухнул на землю. Раненный в голову летчик не потерял контроля над машиной, пошел на снижение и благополучно посадил самолет в поле недалеко от своего аэродрома.

19 сентября советское командование ВВС сообщило еще о двух таранах. Один был совершен В. Н. Ченским из 563-го ИАП, который протаранил Bf-110 и сумел совершить аварийную посадку на своей машине.

Для русских это было проявлением того высшего уровня отваги, который требовался ото всех летчиков.

Слайд 11 8-я ВА Пе-2, Ил – 2, Ла-5, Як-1

8-я воздушная армия генерала Краюхина в то время играла активную роль под Сталинградом. 17 августа 1942 г., во время форсирования Дона немецкой 6-й армией, эта воздушная армия совершала налеты на передовые части немцев, стремясь остановить их продвижение и помешать соединению частей. Группами от 10 до 30 скоростных бомбардировщиков Пе-2 совместно с таким же количеством штурмовиков Ил-2 и под прикрытием 15 Як-1 или Ла-5 летчики 8-й воздушной армии бомбили и обстреливали переправившиеся немецкие части и на время сумели их остановить. В период между 18 августа и 29 сентября русские ВВС совершили более 1000 налетов на вражеские переправы. Некоторые штурмовые подразделения совершали ежедневно более трех боевых вылетов.