Файл: В небе над Сталинградом.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Слайд 12 Мамаев курган времен ВОВ

Реки крови лились на Мамаевом кургане, который удерживала 62-я армия генерала Чуйкова и который находился под непрерывным артобстрелом. Центральный вокзал Сталинграда трижды переходил из рук в руки. С западного берега Волги немцы день и ночь обстреливали линии снабжения противника. Русские отвечали артиллерийским огнем по распознанным позициями немцев.

Частям, оборонявшим Сталинград, оказывали поддержку самолеты 8-й воздушной армии и дальние бомбардировщики. Советские ВВС бомбили один вражеский сектор за другим и атаковали их плотными группами штурмовиков Ил-2. Между 27 сентября и 8 октября 8-я воздушная армия совершила около 4000 боевых вылетов. Но даже этого, по планам командования ВВС, было недостаточно.

На этом этапе оборонительных боев генерал Новиков потребовал увеличения числа ночных атак не только от 8-й воздушной армии, но и от всех других участвовавших в боях воздушных армий. Приказом от 22 октября он велел отобрать в каждом штурмовом и истребительном полку соответственно по пять экипажей для ночных налетов. Эти летчики должны были быть обучены полетам в любую погоду. Во время оборонительных боев под Сталинградом штурмовики Ил-2 совершили 406 ночных вылетов.

Во время оборонительного этапа битвы вдоль всего Донского фронта была установлена система радиооповещения. Новиков, еще будучи командующим авиацией в районе Ленинграда, уже вводил такую систему на Ленинградском фронте. Теперь он занялся этим на Сталинградском фронте в надежде объединить все авиационные подразделения и добиться более эффективного руководства ими и управления боевыми действиями.

Советские ВВС в эти недели и месяцы развернулись в полную силу. В ноябре они имели на фронте более 4544 самолетов, преимущественно новых типов. Три четверти всех боевых подразделений состояли из мощных машин. Это свидетельствовало о том, что объемы производства русской авиационной промышленности постоянно увеличивались.

Авиаполки теперь имели три эскадрильи вместо двух, что соответственно повышало их боевую мощь. После реорганизации командной структуры советских ВВС и создания в 1942 г. воздушных армий появилась надежда, что эффективность действий русской авиации в Великой Отечественной войне возрастет.

Чтобы перейти ко второму этапу боевых действий авиации в Сталинградской области, русским было необходимо теперь отражать все атаки люфтваффе в направлении Волги.


Советские летчики противопоставили фашистским воздушным асам свое мастерство и умение, свою несгибаемую волю к победе. В те дни в небе Сталинграда прогремела слава о летчиках-истребителях Чембарове, Пятове, Моторном, Макарове. Они смело врезались в группы фашистских бомбардировщиков, вели ожесточенные воздушные бои с их истребителями прикрытия. Смелые и умелые летчики, они показали себя мастерами таранных ударов.

В воздушных боях тех дней рождались десятки и сотни героев. Так, Родина узнала имена Шестакова, Лавриненкова, Алелюхина, Баранова и многих других.

Слайд 13 В. Лавриненков

Истребитель Владимир Лавриненков, ставший затем дважды Героем Советского Союза, за месяц боев под Сталинградом сбил 16 немецких самолетов. В одном из воздушных боев он был ранен, но сумел посадить самолет на свой аэродром. Через три дня он снова поднялся в воздух и уничтожил в бою вражеский бомбардировщик.

Слайд 14 истребители, М. Баранов, Кострицин, Нагорный

Летчики-истребители сражались с исключительным мужеством, героизмом и отвагой. Однажды наши истребители прикрывали группу штурмовиков. На пути к цели они встретили 25 фашистских «мессершмиттов». Четверка советских истребителей под командованием старшего лейтенанта М. Баранова завязала с ними бой. Остальные истребители продолжали прикрывать штурмовиков. С первой атаки Баранов сбил «мессершмитта», но тут же был атакован двумя фашистскими самолетами. Один из них он сбил, а второй отогнал. Бой на какое-то мгновение стих, и Баранов направился прикрывать своих штурмовиков. Но на пути встретились шесть «юнкерсов-87», один из которых Баранов, не замедлив, сбил. В это время подошли другие фашистские истребители. Бой разгорелся с новой силой. Между тем боеприпасы у Баранова кончились. И тогда советский летчик смело пошел на таран, сбив в этом вылете четвертый по счету вражеский самолет.

Старший лейтенант Кострицын встретил в воздухе группу вражеских бомбардировщиков. Смело врезавшись в их строй, Кострицын один за другим уничтожил 3 фашистских самолета.

Бойцы героической 62-й армии были свидетелями воздушного боя одного нашего истребителя против четырех фашистских «мессершмиттов». Несмотря на явное преимущество в силах, гитлеровцы не добились успеха. Советский летчик мастерски провел бой. Позднее пехотинцы узнали имя этого летчика. То был Виктор Нагорный, ставший вскоре Героем Советского Союза.





Подвиг летчика В. Рогальского

В дни оборонительных боев за Сталинград летчикам нашей истребительной авиации приходилось выполнять различные боевые задачи.

Особенно отличились в воздушных боях за Сталинград летчики 102-й краснознаменной авиационной дивизии противовоздушной обороны. , которой было присвоено почетное наименование «Сталинградской».

Слайд 15 штурмовики, В. Рогальский

Мужественно и умело действовали под Сталинградом летчики-штурмовики. Каждый день, каждый бой рождал все новых и новых героев. Защитники Сталинграда навсегда запомнили имя летчика-штурмовика Виктора Рогальского. В один из дней молодой летчик дважды ходил на штурмовку вражеских танков. Обстановка потребовала, и Рогальский пошел на штурмовку в третий раз.

Над целью в самолет попал вражеский снаряд. Загорелся мотор, пламя охватило машину, и у летчика был единственный выход — воспользоваться парашютом. Но поступить так — значило попасть в руки врага. Рогальский направил объятый пламенем самолет в гущу фашистских танков.

Известно, что на первом этапе боев за Сталинград штурмовикам приходилось действовать в трудных условиях. Фашистские «мессершмитты», пользуясь временным количественным преимуществом, налетали большими группами, пытаясь воспрепятствовать нашим штурмовикам.

Но, несмотря на это, советские штурмовики при поддержке истребителей наносили сокрушительные удары по врагу, помогая своим наземным войскам. Наши воины, защищая город, стояли насмерть. На помощь им приходили их боевые друзья — летчики-штурмовики. Грозные «ильюшины» появлялись над немецкими позициями, поражая их бомбами и огнем из пушек и пулеметов.

Отлично действовали над полем боя наши бомбардировщики. Они метко бомбили вражеские мотомехколонны, артиллерию, блокировали аэродромы. Легкие ночные бомбардировщики точно сбрасывали бомбы на дома, улицы, переулки, указанные им пехотинцами, нередко совершая за ночь по 10 — 11 боевых вылетов.

Советские пехотинцы, .артиллеристы, танкисты с гордостью наблюдали с земли за смелыми действиями своих боевых друзей в воздухе. Нередко в штабы авиационных частей поступали радиограммы от наземных войск с глубокой благодарностью за активную помощь с воздуха, за геройские подвиги в боях с врагом.

Какую большую помощь оказывали своим наземным войскам наши летчики, видно из слов генерала Чуйкова, командовавшего в дни Сталинградской битвы 62-й армией.


Слайд 16 Чуйков фото и слова

«Празднуя свою огромную победу, — отмечал он, — мы никаким образом не забываем, что в ее завоевании большая заслуга вас, товарищи летчики, штурманы, стрелки и младшие авиаспециалисты… Вы заслужили право и можете смело вместе с нами разделять радость победителей той величайшей в истории войн битвы, которая выиграна нами в районе Сталинграда. С самых первых дней борьбы за Сталинград мы днем и ночью беспрерывно чувствовали вашу помощь с воздуха… Сейчас нет возможности перечислить все заслуги летчиков и примеры их самоотверженной борьбы на Сталинградском фронте. Они дрались смело и решительно, и за это от имени всех бойцов и командиров армии я выношу им глубокую благодарность».

19 ноября 1942 г. началось наступление Юго-Западного, Донского и Сталинградского фронтов. Это наступление, осуществлявшееся по указанию Верховного Главнокомандования, закончилось окружением и разгромом немецко-фашистских войск на подступах к Сталинграду.

В ходе контрнаступления большую помощь наземным войскам оказывала наша авиация.

В сообщении Совинформбюро об итогах шестинедельного наступления наших войск на подступах к Сталинграду отмечалось, что успеху советских войск под Сталинградом способствовали авиасоединения генерал-лейтенанта авиации Красовского С. А., генерал-майора авиации Т. Т. Хрижина, генерал-майора авиации С. И. Руденко. Летчики этих соединений на всех этапах наступления беспощадно уничтожали живую силу и технику врага на земле и в воздухе.

Слайд 17 А.А. Губанов

Вот один из многочисленных боевых подвигов советских летчиков в дни контрнаступления наших войск. 26 декабря офицеру А. Губанову была поставлена задача во главе группы из пяти истребителей прикрыть шестерку штурмовиков, летевших для удара в район Котельниково. В этом районе советские воины, сдержав натиск врага, сами перешли в наступление. В этих условиях и действовала группа истребителей под командованием А. Губанова.

Штурмовики шли строем правый пеленг. Истребители, прикрывая штурмовиков, построили боевой порядок, при котором одна пара истребителей летела с правой стороны, вторая — сбоку и немного выше штурмовиков. Пятый летчик находился слева от группы сопровождаемых штурмовиков.

Маршрут проходил параллельно железной дороге на участке Сталинград — Котельниково.


За линией-фронта наши летчики обнаружили два приближающихся фашистских самолета. В группе Губанова каждый из летчиков точно сохранял свое место в строю, штурмовики — в плотном строю своей группы.

Пролетев мимо советских самолетов, «мессершмитты» стали разворачиваться в хвост нашим истребителям. По приказу Губанова два наших истребителя резко развернулись и завязали бой.

Преимущества были на стороне противника. Фашистские летчики начали бой, имея запас высоты и скорости. Убедившись, что больше противника в воздухе нет, Губанов приказывает своему заместителю офицеру Игнатьеву в паре с другим летчиком продолжать прикрытие штурмовиков, а сам быстро разворачивается назад и с набором высоты идет к месту боя.

Оказавшись на 500 метров выше самолетов противника, Губанов со стороны солнца атакует в хвост одного из «мессершмиттов». Увидев трассу, фашист резко перевел машину в пикирование. Губанов проскочил мимо него и тотчас увидел ниже себя другой вражеский самолет, повисший в хвосте одного из наших истребителей. Губанов пикирует сверху и заходит в хвост фашистскому летчику. Этого было достаточно, чтобы он переворотом вышел из боя.

Так истребители обеспечили боевые действия своим штурмовикам, сбив при этом два вражеских самолета.
Одновременно наша авиация громила войска противника, находившиеся в кольце окружения.

Впервые в истории авиации она осуществила воздушную блокаду окруженных армий неприятеля.

Наши летчики разработали и широко применили множество новых эффективных способов борьбы. Так, впервые в истории авиации под Сталинградом был применен способ непрерывного огневого воздействия с воздуха на поле боя. Эффект такого воздействия получался исключительный. Эшелонированное появление над полем боя штурмовиков и бомбардировщиков под прикрытием истребителей заставляло немцев прижиматься к земле, прекращать или вести неприцельный огонь.

K числу новых эффективных приемов борьбы следует отнести отлично налаженное управление воздушным боем по радио. В августе 1942 г. под Сталинградом был развернут первый командный пункт по управлению авиацией над полем боя. Спустя некоторое время такие пункты уже появились повсюду.

В ходе контрнаступления под Сталинградом было проведено успешное авиационное наступление на оперативно-стратегическом уровне. Согласно разработанной операции силы 8-й ВА наладили четкое взаимодействие с 16-й и 17-й воздушными армиями и нанесли массированный удар, что эффективно способствовало продвижению наземных сил в ходе окружения немецких войск. Так называемое «авиационное наступление», разработанное в 8-й ВА, в дальнейшем вошло в практику и стало одной из важных страниц истории военного искусства.