Файл: Учебное пособие. Л. 1969 Волков М. М. Советское воздушное право. Учебное пособие.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 356

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Волков М.М. Советское воздушное право. Учебное пособие. - Л. 1969
Волков М.М. Советское воздушное право. Учебное пособие. - Л. 1969. - 50 с.


Раздел 1.

ОБЩАЯ ЧАСТЬ.




Глава 1.

ВВЕДЕНИЕ



1. Советское воздушное право является составной частью советского социалистического права, которое регулирует все стороны общественной жизни в нашей стране.

2. Право представляет собой надстройку над базисом, экономическим строем общества. Классическое определение сущности буржуазного права дали К. Маркс и Ф. Энгельс в «Манифесте коммунистической партии». Они писали: «Ваше право, есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса».1

В обществе, разделенном на антагонистические классы, право есть возведенная в закон воля господствующего класса. Социалистическое право – это возведенная в закон воля рабочего класса, которая служит интересам всех трудящихся. В результате полной и окончательной победы социализма в СССР советское право превратилось в общенародное право. Оно представляет собой возведенную в закон волю всего советского общества, характеризующегося наличием дружественных классов и групп трудящихся, возглавляемых рабочим классом, единством их экономических, социально- политических и идейных интересов, общей заинтересованностью в построении коммунизма.

3. Как мы уже отметили, основоположники марксизма-ленинизма понимали под правом «возведенную в закон» волю господствующего класса. «Возвести в закон» волю господствующего класса это значит: во-первых, придать воле господствующего класса характер общеобязательных правил по ведения (правовых норм), т.е. сделать обязательной для всего общества. Эта воля формируется и создается при помощи государства и опирается на его поддержку. В. И. Ленин подчеркивал: чтобы запрещать или предписывать, нужно быть властью в государстве. Поэтому в праве воля господствующего класса является государственной волей этого класса.


Во-вторых, охранять, гарантировать реализацию этих правил принудительной силой со стороны государства, ибо «право есть ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению норм права».2

4. Советское социалистическое право как воля всего советского народа возводится в закон также путем принятия общеобязательных правил поведения (правовых норм) общенародным социалистическим государством и является государственной волей советского народа. Оно также обеспечивается принудительной силой со стороны советского государства. Однако в отличие от эксплуататорского права соблюдение норм социалистического права опирается главным образом на сознательную и активную поддержку широчайших масс трудящихся. Поэтому главным средством реализации норм советского права являются убеждение, различные гарантии, обеспечивающие добровольное выполнение содержащихся в правовых нормах предписаний подавляющим большинством советских граждан, и применение мер государственного принуждения к меньшинству, к лицам, совершающим преступления и другие правонарушения.

5. Всякое явление имеет содержание (сущность) и форму. Содержание и форма диалектически связаны между собой. Как надстройка над определенным базисом, право представляет определенную форму выражения соответствующих экономических отношений. Однако право, будучи относительно самостоятельным общественным явлением, имеет свое содержание и форму. В этом смысле содержание права составляет возведенная в закон воля господствующего класса, выраженная в виде общеобязательных правил поведения, установленных государством.

Формой выражения права (формой внешнего существования для анализа, изучения, применения систематизации и т. д.) является правовая норма. В свою очередь правовые нормы существуют в конкретных формах: в форме закона, указа, постановления правительства, приказа министра и т. д. При этом государству не безразлично, в какой форме должны

быть урегулированы те или иные общественные отношения. Например, в гражданской авиации одни вопросы могут быть урегулированы только законом СССР (Воздушным кодексом СССР), другие постановлением Правительства СССР (вопросы пенсионного обеспечения ЛПС за выслугу лет), третьи приказами министра гражданской авиации (НПП ГА, НИАС, НАС ГА и т.д.).

6. Действующие правовые нормы в государстве составляют право этого государства. Советское социалистическое право есть систематизированная совокупность общих правил поведения, установленных советским государством. Таким образом, советское право состоит из различных правовых норм.

Что такое правовая норма, какова ее структура?

Правовая норма это тот кирпичик, из которых состоит все здание права государства. В правовых нормах содержатся все основные признаки права. Слово норма обозначает общее правило. Однако не всякое общее правило будет правовой нормой. Не будут правовыми нормами обычаи, не носящие правового характера, нормы морали, правила, установленные

общественными организациями, и т. д.

Для норм права характерно то, что они устанавливаются государством, носят обязательный характер, указывая, как следует действовать в определенных случаях. Их выполнение обеспечивается принудительной силой со стороны государства.

7. Правовые нормы, несмотря на многообразие их содержания, имеют единую логическую структуру.

Всякая правовая норма должна дать ответ на три основных вопроса:

1) какое правило предписывается или дозволяется нормой права;

2) когда, при каких обстоятельствах следует руководствоваться этим правилом;

3) каковы будут последствия в случае нарушения предписаний правовой нормы.

На первый вопрос дает ответ часть правовой нормы, которая называется диспозицией (распоряжение). В диспозиции содержится указание на требуемое или дозволяемое поведение. Это по существу и есть правовая норма – общеобязательное правило
поведения.

В зависимости от характера установленного правила нормы права делятся на два вида: повелительные (императивные) и восполнительные (диспозитивные).

Повелительные, или императивные, нормы содержат предписания, от которых участники регулируемого отношения не имеют права отступать. Права и обязанности строго определены и не зависят от тех, кто применяет правовую норму. Обычно в повелительной норме содержится один вариант (обязательный) поведения. В гражданской авиации (особенно в области регулирования полетов) подавляющее большинство правовых норм носят повелительный характер. Так, согласно § 290 НПП ГА-66 перед выруливанием со стоянки, перрона, а также на предварительном и исполнительном стартах экипаж обязан проверить и выполнить необходимые операции по контрольной карте обязательных проверок.

В императивных правовых нормах нередко употребляются слова, подчеркивающие повелительный характер предписания: обязан, должен, запрещается и даже категорически запрещается.

Нормы восполнительные, или диспозитивные, дают возможность сторонам регулируемого отношения самостоятельно (в установленных пределах) определить содержание и объем прав и обязанностей при данных обстоятельствах. Диспозитивная норма дает возможность тем, кто ее применяет, учитывать конкретную обстановку, проявлять инициативу в зависимости от обстоятельств, места и времени. Так, § 295 НПП ГА-66 устанавливает, что скорость руления самолета выбирается командиром корабля в зависимости от состояния РД или грунта, наличия препятствий и условий видимости. На второй вопрос дает ответ гипотеза (предположение) правовой нормы. В гипотезе содержатся указания на те фактические обстоятельства, при которых следует руководствоваться данной правовой нормой. Это очень важный элемент правовой нормы. Без него было бы не ясно, когда, при каких обстоятельствах следует руководствоваться правовой нормой (содержащимся в диспозиции обязательным предписанием). В ст.52 Воздушного кодекса СССР содержится указание на то, что в случае явной угрозы безопасности полета командир воздушного судна, действуя в соответствии с установленными правилами полетов, может в зависимости от сложившейся обстановки принимать самостоятельное решение с отступлением от
плана полета и указаний службы руководства движением. Как видим, диспозиция правовой нормы, содержащейся в ст. 52 ВК СССР, предоставляет право командиру корабля принимать самостоятельное решение с отступлением от плана полета и указаний службы руководства движением. Но чтобы правильно применить эту правовую норму, чрезвычайно важно знать, в каких случаях следует руководствоваться этим правилом. Гипотеза рассматриваемой правовой нормы дает ответ на поставленный вопрос: «...в случае явной угрозы безопасности полета...».

Наконец, на третий вопрос ответ содержится в санкции правовой нормы. Санкция определяет меру применяемого государством воздействия (принуждения) к лицам, не исполняющим требования правовой нормы. В зависимости от характера мер воздействия, а также органов, применяющих эти меры, санкции делятся на четыре вида:

Уголовно-правовые санкции. Состоят в применении мер уголовного наказания. Видами уголовного наказания являются: лишение свободы, ссылка, высылка, исправительно- трудовые работы без лишения свободы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, штраф, общественное порицание. Органом, назначающим уголовное наказание, по советскому закону является только суд.

Административные санкции. Означают применение мер воздействия за административные проступки.

Видами административных санкций являются: предупреждение, штраф, конфискация, арест от 3 до 15 суток, ссылка или высылка. В соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1961 г. «О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке» административные санкции могут применять комитеты народного контроля, органы милиции, административные комиссии при райисполкомах, различные инспекции, органы транспорта, в том числе Министерство гражданской авиации СССР. К