Файл: Курсовая работа по дисциплине педагогика формирование у младших школьников представлений о культурных ценностях.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 26
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Эмоционально-положительное отношение к самому себе, лежащее в основе структуры самосознания личности каждого нормально развитого ребенка, ориентирует его на соответствие нравственному эталону. Самоопределение личности предполагает нахождение ею определенной позиции в различных сферах актуальной жизнедеятельности. Младшему школьнику, который должен определиться в отношениях со сверстниками и взрослыми, перестроить всю систему отношений, необходимо найти индивидуально приемлемую и социально утверждаемую позицию в новой социальной ситуации. Стремление к самоутверждению стимулирует ребенка к нормативному поведению, которое постоянно оценивается взрослыми. Доминирование у младшего школьника стремления к самоутверждению, с одной стороны, побуждает его к самосовершенствованию (скорее и лучше выполнять задачи, получать хорошие оценки и т.д.), а с другой – порождает тревожность, острые эмоциональные переживания, соперничество, поэтому довольно часто детские взаимоотношения сопровождаются завистью и конкуренцией. Самореализация предполагает реализацию активности ребенка в значимых для него сферах жизнедеятельности и взаимоотношений, при этом важно, чтобы успешность этой реализации признавалась и одобрялась значимыми для ребенка людьми [8, с. 62-63.]
Придерживаясь мнения И.В. Дубравиной, к центральным образованиям данного возрастного периода мы относим следующие [10]:
- качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;
- осознанность и произвольность познавательных процессов;
- наличие рефлексии и внутреннего плана действий, новый тип отношений с окружающими людьми;
- появление иерархии мотивов.
Таким образом, младший школьный возраст характеризуется:
- доверчивой обращенностью к внешнему миру;
- мифологичностью миросозерцания;
- свободным развитием чувственной сферы и воображения;
- наивным субъективизмом и эгоцентризмом;
- бессознательным, а позже регулируемым чувством или замыслом подражанием;
- построением моральных идеалов;
- исследовательским характером познания;
- конформизмом в эстетических и нравственных оценках.
Таким образом, младший школьный возраст представляет собой является сензитивный периодом, в котором происходит процесс создания предпосылок для формирования определенной направленности личности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ
-
Александрова, Е.Я. Апология культурологии: опыт рефлексии становления научной отрасли / Е.Я. Александрова, И.М. Быховская. – Общественные науки и современность. – 1997. – №2. – 145 с. -
Александровская, Э. М. Личностные особенности младших школьников, испытывающих трудности в обучении / Э.М. Александровская. – Психология учебной деятельности школьников. – М., 1982. – 146 с. -
Алексеева Л. Л. Планируемые результаты начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010. - 98 с. -
Амонашвили, Ш.А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе / Ш. А. Амонашвили. – М. : Просвящение, 1984. – № 5. – 267 с. -
Анисимова, А.А. Культурологические ценности у младших школьников / А. А. Анисимова // Евразийская педагогическая конференция : сб. ст. в 4 ч. / гл. ред. Г. Ю. Гуляев. – Пенза, 2018 г. – Ч. 1. – С. 204-207. -
Анисимова, А. А. Формирование культурологических ценностей у младших школьников / А. А. Анисимова // Современная наука: актуальные вопросы, достижения, инновации : сб. ст. в 4 ч. / гл. ред. Г. Ю. Гуляев. – Пенза, 2018 г. – Ч. 1. – С. 194-197. -
Асмолов, А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути преодоления кризиса идентичности/ А. Г. Асмолов. – Вопросы образования. – 2008. – №1. – С. 65-86. -
Асмолов, А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. – М. : Изд-во МГУ, 1990. – 236 с. -
Афонькина, Ю.А. Психология развития/ Ю.А. Афонькина. – Мурманск. : Пазори, 2004. – 132 с -
Балакшин, А.С. Глубинная сущность культуры / А.С. Балакшин / Успехи современной науки. – 2017. – № 4. – С. 119–122. -
Глузман, Н.А. Младший школьник в психолого-педагогических и социальных координатах / Н.А. Глузман // Психологопедагогическое сопровождение образовательного процесса. Сборник материалов II Научно-практического семинара. – Симферополь : Ариал, 2018. – С. 57–63. -
Дубравина, И.Н. Психология / И.Н. Дубравина. – М. : Академия, 2002. – 464 с. -
Жапова, Н.А. Роль культурологии в современном образовании / Н.А. Жапова // Социально-культурные процессы в условиях интеграции и дезинтеграции: материалы всероссийской научной конференции с международным участием. – Улан-Удэ : Бурятский государственный университет. – 2017. – С. 141–143. -
Калечиц, Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися / Т.Н. Калечиц – М. : Просвещение, 1980. – 261с. -
Кравченко, А.И. Культурология / А. И. Кравченко // Учебное пособие для вузов. – 3-е изд. М. : Академический Проект, 2002. – 496 с. -
Круглов, Б.С. Роль ценностных ориентаций в формировании личности школьника/ Б. С. Круглов // Психологические особенности формирования личности школьника – М. : Педагогика, 2003. – 175 с. -
Куранова М. В. Формирование общечеловеческих добродетелей у младших школьников в учебно-воспитательном процессе: автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1999. - 27 с. -
Мостова, Л. А. Антология исследования культуры / Л.А. Мостова // Интерпретации культуры. – М. ; СПб. : Изд-во СПбГУ, 2006. – 718 с. -
Никандров Н. Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. - 1998. - № 4. - С. 3-8. -
Николаева М.Н. Формирование культурных ценностей у младших школьников / Николаева М.Н.// Научный электронный журнал Меридиан. 2017. № 4 (7). С. 84-85. -
Сенько, В.Г. Воспитание у младших школьников норм поведения / В.Г. Сенько. – Минск, 2006. – 190 с. -
Скоморохова М. И. Ориентация младших школьников на нравственные ценности в процессе обучения: ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук. - Иркутск, 1997. - 20 с. -
Скрипачева, И.А. Релятивизм понятия «культура» и попытки его преодоления в процессе изложения учебного курса культурологии / И.А. Скрипачева, Л.Н. Дорогова // Вестник славянских культур. – 2018. – №. 48. – С. 83–91. -
Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов / Т.Г. Стефаненко - Москва: Аспект Пресс, 2003. – 238 с. -
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 кл.) [Электронный ресурс]. – URL: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai.