Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 312
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
26
Рис. 22. Изменение или удаление связи
27
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 1
1. Разработать модель «Сущность-связь» по индивидуальному задания и предварительно определить структуру таблиц базы данных. Согласовать с преподавателем.
2. Разработать структуру (схему данных) базовых таблиц (не менее трех) базы данных (смотри таблицу заданий к работе), удовлетворяющих требованиям целостности, непротиворечивости и неизбыточности. В таблицах в соответствии с типом данных, размещенных в каждом поле, определите наиболее подходящий тип для каждого поля.
3. Создать структуры базовых таблиц и наполнить их содержимым, состоящим более чем из 15 записей. При создании структуры таблиц целесообразно задавать ключевые (уникальные) поля. Это поможет в дальнейшем для организации связей между таблицами.
Сроки сдачи работ:
24-28 сентября – крайний срок сдачи заданий №№ 1-6.
1-6 октября – срок сдачи самостоятельной работы № 1.
Варианты заданий
1
База данных «Студенческая библиотека».
Ориентировочные таблицы:
2
База данных «Страховая фирма».
Ориентировочные таблицы: «Виды страховок», «Клиенты\объекты»,
«Страховая деятельность»
3
База данных «Агентство недвижимости».
Ориентировочные таблицы: «Объекты недвижимости», «Продажи»,
«Покупки».
4
База данных ГИБДД (Государственная инспекция безопасности дорожного движения)
5
База данных «Деканат ВУЗа».
Ориентировочные таблицы: «Список студентов», «Список предметов»,
«Сессия»
6
База данных отдела кадров производственного предприятия.
Ориентировочные таблицы: «Сотрудники», «Штатное расписание»,
«Отделы», «Цеха».
7
База данных фирмы покупки и продажи автомобилей
Ориентировочные таблицы: «Продажи», «Покупки», «Автомобили»
8
База данных «Гостиница»
28
Ориентировочные таблицы: «Номера», «Счета», «Клиенты»
9
База данных «Расчет квартплаты ТСЖ»
Ориентировочные таблицы: «Список жильцов», «Оплаты», «Тарифы».
10 База данных «Железнодорожные кассы»
Ориентировочные таблицы: «Продажи», «Посадочные места»,
«Направления»
11 База данных «Авиапассажирские перевозки»
Ориентировочные таблицы: «Рейсы», «Самолеты», «Продажи»
12 База данных музея.
Ориентировочные таблицы: «Экспонаты», «Авторы», «Экспозиции».
13 База данных «Спортивные комплексы района»
Ориентировочные таблицы: «Нормативы», «Спортсмены», «Соревнования»
14 База данных «Экзаменационная сессия».
Ориентировочные таблицы: «Предметы», Оценки», «Студенты»
15 База данных «Турагентство».
Ориентировочные таблицы: «Туры», «Продажи»,
16 База данных Аптека».
Ориентировочные таблицы: «Товары», «Поставщики», «Продажи»
17 База данных «Сборка и реализация компьютеров».
Ориентировочные таблицы: «Продукция», «Клиенты», «Заказы».
18 База данных Продуктовые магазины района
Ориентировочные таблицы: «Продажи», «Отделы», «Товары».
19 База данных больницы (одного отделения).
Ориентировочные таблицы: «Больные», Диагнозы», «Врачи»
20 База данных «Видеотека».
Ориентировочные таблицы: «Артисты», «Фильмы», «Продажи»
29
Часть 2
ЗАДАНИЕ 7. АВТОМАТИЧЕСКИЙ ЗАПУСК ФОРМЫ ИЗ ФАЙЛА-
ПРИЛОЖЕНИЯ ACCЕSS.
Откройте форму «Главная» (или «Заставка») в режиме Конструктора. По команде Сервис Параметры запуска в диалоговом окне Параметры
запуска в окне «Вывод формы/страницы:» выберите форму, которая будет открываться при запуске приложения, в данном примере «Главная»
(рис. 23).
Можно задать заголовок приложения: Стоматология, который будет использован вместо заголовка MS Access.
Рис. 23. Параметры запуска
ЗАДАНИЕ 8. СОЗДАНИЕ МНОГОТАБЛИЧНОЙ ФОРМЫ.
1. Создание подчиненной формы.
Подчиненная форма создается только для связанных таблиц по ключевому полю.
Выберите объект Формы. Режим создания - Мастер форм. В качестве источника данных выберите из списка таблицу ШтатноеРасписание, нажмите
<ОК>.
В открывшемся в первый раз диалоговом окне Создание форм последовательно выбираются таблицы из списка и поля, необходимые для создания формы.
В данном примере выбрать все поля таблицы ШтатноеРасписание:
Должность, Оклад, Надбавка (рис. 24);
Рис.24. Выбор полей для формы посредством Мастера
30
В этом же окне из выпадающего списка «Таблицы и запросы» выберите таблицу Врачи и с помощью стрелки из Доступных полей выбрать необходимые поля таблицы (рис. 25): «id_Врача», «ФИО_Врача»,
«ВидОказываемыхУслуг» .
Нажмите <Далее>.
Рис.25. Выбор полей для подчиненный формы
Таблица ШтатноеРасписание является главной по отношению к форме
Врачи. В окне создания форм «Вид представления данных» выбираем для нашего примера таблицу ШтатноеРасписание.
Выбираем переключатель Подчиненные формы. <Далее>.
Выбрать внешний вид подчиненной формы – Табличный. <Далее>.
В следующем окне можно изменить названия главной и подчиненной ей формы.
Далее выбрать дизайн оформления. <Готово>..
Готовая подчиненная форма имеет вид (см. рис. 26).
Рис. 26. Подчиненная форма
2. Создание связанной формы.
Для создания связанной формы в качестве таблицы-источника выбрать таблицу СписокПациентов: все поля, в качестве связанной таблицу
Журнал:выбрать поля ВремяПриема, ФИО врача, ДолжностьВрача,
Услуги, Количечство. Повторяющиеся поля не рекомендуется включать.
В окне создание форм выберите переключатель Связанные формы.
<Готово> (рис. 27).
Измените дизайн форм, увеличив шрифт на 11pt.
31
Рис.27. Готовая связанная форма
ЗАДАНИЕ 9. СОЗДАНИЕ ВЫЧИСЛЯЕМЫХ ПОЛЕЙ В ФОРМЕ.
Откройте подчиненную форму ШтатноеРасписание в режиме
Конструктора.
Активируйте кнопку Панель элементов
Выберите элемент Поле и перенесите его на свободное место формы:
Переименуйте Поле9 в Всего зарплата.
Щелкнув правой кнопкой мыши по окошку с надписью Свободный, выберите Свойства. В открывшемся диалоговом окне Поле:Поле9 во вкладке Данные в строке Данные открыть Построитель выражений
(рис. 28):
Рис. 28. Вызов построителя выражений
В окне Построитель выражений должно быть записано следующее выражение =[Оклад]+[Надбавка] . Следовательно, в новом окне поля будет подсчитана ВСЕГО зарплата с учетом оклада и надбавки. Для этого выберите таблицу ШтатноеРасписание. В следующем окне
Построителя выбираем поля, которые участвуют в вычислении: Оклад и
Надбавка. <ОК>.
32
Измените шрифт полей и окон формы на 12, зайдя в свойства поля, вкладка Макет. Измените надпись: «Поле9» на «Зарплата всего».
ЗАДАНИЕ 10. СОЗДАНИЕ ДРУГИХ КНОПОК НА ФОРМЕ.
Откройте форму Врачи в режиме Конструктора. Выберите «Кнопку» на
Панели элементов. Перенесите ее на форму.
Для создания кнопки перехода по записям используем мастер кнопок. В открывшемся диалоговом окне
Создание
кнопок выберите
«Категории»: Переход по записям, и «Действия»: Следующая запись. В качестве указателя выберите стрелку.
Установите свойства формы: «Кнопки перехода» - выберите «Нет».
Самостоятельно создайте кнопку: Предыдущая запись.
В результате форма может иметь окончательный вид:
33
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 2
Для созданной базы данных по своему варианту:
1. Создать необходимые однотабличные формы.
2. Создать подчиненную или связанную форму для связанных таблиц.
3. Оформить главную кнопочную форму.
При создании форм использовать дополнительные кнопки, вычислимые поля.
Сроки сдачи работ:
15-19 октября – крайний срок сдачи заданий №№ 7-10.
22-26 октября – срок сдачи самостоятельной работы № 2.
34
Часть 3
Запросы
Создание таблиц – не единственная задача БД.
Нам может понадобиться сравнить таблицу за прошлый год с таблицей за этот год, обновить данные, или, например, подсчитать налог с продаж.
Запрос – это программа, которая задает вопрос, подходящий к табличным данным. Они предназначены для поиска в БД информации, отвечающей определенным критериям. В сущности, запрос представляет собой вопрос, сформулированный в терминах Базы данных.
Запрос состоит на основе одной или нескольких взаимосвязанных таблиц, позволяя комбинировать содержащую в них информацию. При этом могут использоваться как таблицы БД, так и сохраненные таблицы, полученные в результате выполнения запроса.
В Access можно создавать следующие типы запросов: запрос на выборку; запрос с параметрами; перекрестный запрос; запрос на изменение (запрос на удаление, обновление и добавление записей на создание таблицы); запросы SQL (запросы на объединение, запросы к серверу, управляющие запросы, подчиненные запросы)
Запрос на выборку используется наиболее часто. При его выполнении данные, удовлетворяющие условиям отбора, выбираются из одной или из нескольких таблиц и выводятся в определенном порядке.
Примечание 5. Простые запросы на выборку практически не отличаются от фильтров. Более того, фильтры можно сохранять как запросы.
Можно также использовать запрос на выборку, чтобы сгруппировать записи для вычисления сумм, средних значений, пересчета и других действий.
Запрос с параметрами - это запрос, при выполнении которого в диалоговом окне пользователю выдается приглашение ввести данные, на основе которых будет выполняться запрос.
Перекрестные запросы — это запросы, в которых происходит статистическая обработка данных, результаты которой выводятся в виде таблицы.
Окно запроса:
Для создания
простых
запросов используется Мастер запросов или
Конструктор. Для этого выбираем вкладку Запросы_Создание запроса в
режиме конструктора (или мастера). Открывается поле Запрос на выборку.
35
Первая строка бланка запроса – Поле содержит имена полей, включенных в запрос.
Во второй строке – Имя таблицы указана таблица, к которой принадлежит каждое поле.
Третья строка – Групповая операция (Total) позволяет выполнять вычисления над значениями полей.
Четвертая строка – Сортировка указывает принцип сортировки записей.
Флажок в пятой строке – Вывод на экран (Show) определяет, будет ли поле отображаться в результате запроса.
Шестая строка с именем Условие отбора (Criteria) позволяет задать критерий отбора записей из таблицы.
Седьмая строка – Или задает альтернативный критерий.
Добавление таблицы
в схему данных осуществляется с помощью команды:
Запрос Отобразить таблицу, или нажатием правой кнопки мыши на поле схемы данных запроса командой Добавить таблицу.
Для создания нового запроса надо в окне базы данных выбрать вкладку
Запросы и щелкнуть по кнопке <Создать>. Откроется окно «Новый запрос».
В окне можно выбрать один из пяти пунктов: Конструктор, Простой запрос,
Перекрестный запрос, Повторяющиеся записи. Записи без подчиненных.
36
ЗАДАНИЕ 11. ФОРМИРОВАНИЕ ЗАПРОСОВ НА ВЫБОРКУ.
1. На основе таблицы Врачи создать простой запрос на выборку, в котором должны отображаться Табельный номер, ФИО врачей и их должность.
2. Использовать фильтр для отображения некоторых данных, например все
врачи-стоматологи.
3. Создать запрос на выборку с параметром, в котором должны отображаться
ФИО врачей, время приема и номера кабинетов.
4. Создать запрос с помощью построителя выражений.
ЭТАПЫ РАБОТЫ
1. Для создания простого запроса: в окне базы данных откройте вкладку Запросы; в открывшемся окне щелкните по кнопке <Создать>; из появившихся пунктов окна "Новый запрос" выберите Простой запрос и щелкните по кнопке <ОК>; в появившемся окне в строке Таблицы/запросы выберите таблицу Врачи; в окне «Доступные поля» переведите выделение на параметр ID Врача, щелкните по кнопке
. Поле ID Врача перейдет в окно «Выбранные поля»; аналогично в окно Выбранные поля переведите поля: «ФИО врача»,
«Должность» (порядок важен - в таком порядке данные и будут выводиться); щелкните по кнопке. <Далее>; в строке параметра «Сохранение запроса» введите новое имя
«Должности врачей». <Готово>.
2. Для выборки данных: всех врачей, занимающих должность Врач-
стоматолог, выполните следующие действия:
В режиме запроса поставьте курсор в строку с записью «Врач-
стоматолог».
На панели инструментов выполните следующую команду
Записи Фильтр Фильтр по выделенному.
В таблице отобразятся только данные врачей, занимающих должность
стоматолога.
Для отмены фильтра нажмите кнопку
3.1. Для создания запроса на выборку с параметром: