Файл: Роль и место интеллектуальной собственности в развитии общества. Содержание понятия интеллектуальная собственность.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 142
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Средства индивидуализации участников гражданского оборота, их товаров, работ, услуг
Норма ст. 50 ГК устанавливает, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.
Фирменное наименование – это то наименование, под которым коммерческая организация выступает в гражданском обороте и которое индивидуализирует его среди других участников предпринимательской деятельности.
В фирменном наименовании выделяют две части: корпус фирмы и добавления. Корпус фирмы - обязательная часть фирменного наименования, в которой сообщается об организационно-правовой форме коммерческого юридического лица (открытое акционерное общество, частное унитарное предприятие, производственный кооператив и др.). Корпус фирмы дополняется добавлением, которое позволяет отличить данную коммерческую организацию от других организаций
Фирменное наименование юридического лица определяется его учредителями при образовании юридического лица, указывается в его учредительных документах и подлежит регистрации путем включения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, открытый для всеобщего ознакомления.
Выбранное учредителями коммерческой организации наименование подлежит обязательному предварительному согласованию с органами Министерства юстиции. Перечень оснований, по которым может быть отказано в согласовании наименования, определен в Положении о согласовании наименований коммерческих и некоммерческих организаций, утвержденном постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 26.12.2002 г. № 37.
Коммерческая организация, фирменное наименование которой зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право использовать фирменное наименование на товарах, их упаковке, в рекламе, вывесках, проспектах, счетах, печатных изданиях, официальных бланках и иной документации, связанной с его деятельностью, а также при демонстрации товаров на выставках и ярмарках, проводимых на территории Республики Беларусь.
Поскольку юридическому лицу предоставлено исключительное право использовать фирменное наименование, оно вправе требовать от любого третьего лица воздержания от совершения каких-либо действий, нарушающих права на фирменное наименование обладателя таких прав. Незаконное использование фирменного наименования может повлечь значительный ущерб деловой репутации юридического лица, фирменное наименование которого было использовано без его разрешения, и негативно влиять на честь и достоинство учредителей (участников) юридического лица, а в конечном счете привести к убыткам владельца фирменного наименования. Тот, кто использовал фирменное наименование юридического лица, обязан возместить убытки понесшего их юридического лица.
Фирменное наименование неотделимо от юридического лица, поэтому отчуждение и переход права на фирменное наименование не допускается, кроме случаев реорганизации юридического лица и отчуждения предприятия в целом. Право на фирменное наименование действует бессрочно; его действие прекращается с ликвидацией юридического лица или с изменением его фирменного наименования.
24. Понятие и функции товарного знака и знака обслуживания. Классификация товарных знаков.
Товарный знак (знак обслуживания) - это обозначение, способствующее отличию товаров или услуг одного лица от однородных товаров или услуг других лиц (ст. 1 Закона Республики Беларусь «О товарных знаках и знаках обслуживания»).
Функции товарного знака:
-
идентификационная – товарный знак обеспечивает отличие товара одного производителя от аналогичного товара другого производителя; -
информационная – товарный знак обеспечивает донесение до потребителя товара сведений и качестве товара, позволяя потребителю делать осознанный выбор; -
рекламная - товарный знак является инструментом продвижения товара на рынке.
Виды товарных знаков
Классификация товарных знаков может быть проведена по нескольким основаниям:
-
по форме выражения различаются словесные, изобразительные, объемные, комбинированные, звуковые, обонятельные, световые знаки. -
по числу субъектов права на использование товарного знака знаки делятся на индивидуальные и коллективные; -
по степени известности среди потребителей товарные знаки подразделяются на обычные и общеизвестные.
Рассмотрим эти классификации более подробно.
1. Классификация товарных знаков по форме выражения. Несмотря на существующее многообразие форм выражения товарного знака действующее законодательство Республики Беларусь содержит ограничительный подход. Согласно ст.1 Закона «О товарных знаках и знаках обслуживания» в качестве товарных знаков регистрируются обозначения, которые могут быть представлены
в графической форме: словесные, включая имена собственные, буквенные, цифровые, изобразительные, сочетания цветов, объемные обозначения, включая форму товара или его упаковку, а также комбинации таких обозначений.
Наиболее распространенными являются словесные товарные знаки. По оценкам специалистов на словесные обозначения приходится около 80% всех используемых в мире товарных знаков. Примерами словесных товарных знаков являются существующие слова, придуманные слова, имена, числа, аббревиатуры.
Изобразительные товарные знаки представляют собой различного рода обозначения, воспринимаемые только визуально. Примерами изобразительных товарных знаков могут быть обозначения с отвлеченным символическим содержанием, изображения живых существ, предметов, природных и иных объектов, комбинации линий или фигур на плоскости.
Объемные товарные знаки представляют собой трехмерные формы, относящиеся к товару либо его упаковке (форма бутылки, форма детского мыла в виде фигурки животного и др.).
Комбинированные товарные знаки представляют собой обозначения, создаваемые на основе возможных сочетаний словесных, изобразительных и объемных обозначений. Наиболее распространенными являются комбинированные товарные знаки, сочетающие словесные и изобразительные элементы.
2. Классификация товарных знаков по числу субъектов права на использование. Индивидуальным является товарный знак, право на использование которого принадлежит только одному лицу.
Коллективным является товарный знак объединения юридических лиц, предназначенный для обозначения выпускаемых и (или) реализуемых им товаров, обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками. Коллективный знак призван индивидуализировать продукцию, полученную в результате совместной деятельности на рынке нескольких производителей.
3. Классификация товарных знаков по степени известности среди потребителей. В отличие от обычных, общеизвестные товарные знаки пользуются высокой степенью известности у потребителей, что требует предоставления таким знакам особых условий охраны. Недобросовестное использование общеизвестных знаков может вызвать отрицательные последствия в виде введения покупателей в заблуждение относительно товара или его производителя, соответственно, правовая охрана общеизвестных знаков устанавливается, в первую очередь, с целью пресечения недобросовестной конкуренции.
В Республике Беларусь признание товарного знака общеизвестным осуществляется в административном порядке. Решение принимается Апелляционным советом при патентном органе по результатам рассмотрения заявления о признании соответствующего товарного знака общеизвестным в Республике Беларусь.
25. Содержание прав владельца товарного знака.
Товарный знак (знак обслуживания) - это обозначение, способствующее отличию товаров или услуг одного лица от однородных товаров или услуг других лиц. Назначение и правовой режим товарного знака и знака обслуживания одинаковы. Их единственное отличие состоит в том, что товарный знак используется для отличия товаров, а знак обслуживания – для отличия работ и услуг. Поэтому в дальнейшем будет использоваться единый термин – «товарный знак», обозначающий и собственно товарные знаки, и знаки обслуживания.
Исключительное право на товарный знак означает исключительное право владельца использовать товарный знак и распоряжаться им, а также право запрещать использование товарного знака другим лицам.
Исключительное право на товарный знак выражается как в праве самого правообладателя совершать определенные действия, так и запрещать использование знака всем третьим лицам. Нарушением прав владельца товарного знака признаются несанкционированные изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа и иное введение в гражданский оборот или хранение с этой целью товарного знака или товара, обозначенного этим знаком, или обозначения, сходного с ним до степени смешения, в отношении однородных товаров, а также неоднородных товаров, обозначенных товарным знаком, признанным общеизвестным в Республике Беларусь.
Особенностью содержания исключительного права на товарный знак является то, что оно изначально разделено на сферы применения – товарный знак действует в отношении тех классов товаров и услуг, которые определены при его регистрации и указаны в свидетельстве на товарный знак.
26. Порядок регистрации товарного знака. Значение Международной классификации товаров и услуг (МКТУ) для регистрации товарных знаков. Абсолютные и иные основания для отказа в регистрации обозначения в качестве товарного знака.
Процесс регистрации товарного знака в РБ состоит из нескольких этапов: 1. Подача заявки в НЦИС. 2. Предварительная экспертиза. После подачи заявки НЦИС проводит ее экспертизу. Эта процедура включает два этапа — предварительную экспертизу и экспертизу заявленного обозначения. Предварительная экспертиза проводится в течение 2-х месяцев со дня подачи заявки в НЦИС. На этом этапе проверяется состав необходимых документов, правильно ли оформлена заявка, уплачена ли патентная пошлина. Заявителю может поступить предложение внести в материалы заявки исправления, дополнения или изменения. В итоге НЦИС выносит решение — принять заявку к рассмотрению или отказать заявителю. 3. Экспертиза заявленного обозначения. На этом этапе устанавливается приоритет товарного знака, если он не был установлен в процессе предварительной экспертизы, и проверяется
соответствие заявленного обозначения требованиям, установленным ст. 4 и п. 1 ст. 5 Закона «О товарных знаках и знаках обслуживания». 4. Регистрация и выдача свидетельства на товарный знак. Получив документ об уплате патентной пошлины, НЦИС в течение месяца регистрирует товарный знак в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Республики Беларусь. После этого в течение месяца владельцу выдается свидетельство на товарный знак.
Регистрация товарного знака в Республике Беларусь действует в течение 10 лет с момента подачи заявки в НЦИС. Этот срок можно продлевать неограниченное число раз. Для этого владелец товарного знака подает заявление в течение последнего года действия регистрации, каждый раз на 10 лет.
Указание на возможность предоставления охраны товарному знаку в Республике Беларусь в силу международных договоров Республики Беларусь означает, что охрана товарным знакам в Беларуси может предоставляться, минуя определенную Законом о товарных знаках процедуру регистрации. К таким случаям относится предоставление правовой охраны товарным знакам, получившим международную (МКТУ) регистрацию в соответствии с положениями Мадридского соглашения и Протокола к Мадридскому соглашению.
В ст. 4 Закона «О товарных знаках и знаках обслуживания» приводится перечень абсолютных оснований для отказа в регистрации в качестве товарных знаков. Это обозначения:
• не имеющие признаков различия;
• вошедших во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида;
• являющиеся общепринятыми символами и терминами;
• состоящие исключительно из знаков, используемых для обозначения вида, качества, количества, свойства, назначения, ценности товаров, а также места и времени их производства или сбыта;
В ст. 5 Закона «О товарных знаках и знаках обслуживания» содержит перечень иных оснований для отказа в регистрации изображения в качестве товарных знаков. Не регистрируются в качестве товарных знаков обозначения, повторяющие:
• известные в Беларуси фирменные наименования (или их части) в отношении однородных товаров;
• промышленные образцы, если промышленный образец обладает более ранним приоритетом по сравнению с заявленными на регистрацию товарными знаками;
• наименования мест происхождения товаров, охраняемые в Республике Беларусь;
• названия известных в Республике Беларусь произведений, цитаты или персонажи из них, произведения искусства или их фрагменты без согласия обладателя авторского права;