Файл: Роль и место интеллектуальной собственности в развитии общества. Содержание понятия интеллектуальная собственность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 140

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


• фамилии, имена, псевдонимы и производные от них, портреты и факсимиле известных в Республике Беларусь лиц без согласия таких лиц или их наследников, а также знаки систем сертификации, охраняемые законодательством.



27. Особенности правовой охраны общеизвестных товарных знаков.

Установление специального правового режима охраны общеизвестных товарных знаков имеет определенные цели. Во-первых, это более высокий уровень защиты интересов обладателей прав на общеизвестные обозначения, поскольку незаконное использование общеизвестных знаков вследствие их большой экономической ценности может принести значительные убытки и опорочить деловую репутацию владельца знака. Во-вторых, целью является защита прав потребителей, поскольку недобросовестное использование общеизвестных знаков может ввести потребителей в заблуждение относительно товара и его производителя. В-третьих, для пресечения недобросовестной конкуренции.

Особенность правового режима общеизвестных товарных знаков следует из п.3 ст.3 и подп.1.2 п.1 ст.5 Закона о товарных знаках, согласно которым нарушением прав владельца общеизвестного товарного знака признаются несанкционированные изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа и иное введение в гражданский оборот или хранение с этой целью товарного знака или товара, обозначенного этим знаком, или обозначения, сходного с ним до степени смешения, в отношении как однородных, так и неоднородных товаров.

Кроме того, Закон о товарных знаках не допускает регистрации обозначения, тождественного или сходного до степени смешения с товарными знаками других лиц, признанными общеизвестными в Республике Беларусь, в отношении любых товаров. Регистрация обозначения, сходного до степени смешения с общеизвестным товарным знаком, допускается при условии представления письменного согласия владельца такого знака.

Согласно п.11 ст.26 Закона о товарных знаках правовая охрана общеизвестного товарного знака прекращается по решению Апелляционного совета при патентном органе, принятому по заявлению любого лица, если этот знак утрачивает широкую известность в Республике Беларусь среди соответствующих потребителей в отношении определенной группы товаров, для которой он был признан общеизвестным.


Согласно указанным Правилам (п.7) в качестве критериев для признания товарного знака общеизвестным в Республике Беларусь называется представленная в заявлении о признании товарного знака общеизвестным в Республике Беларусь информация об обстоятельствах, на основании которых можно сделать вывод о том, что товарный знак является общеизвестным. Такая информация, в частности, может быть представлена сведениями:

1) о степени известности или признания товарного знака в соответствующем(их) секторе(ах) общества в Республике Беларусь, в частности, об узнаваемости товарного знака фактическими и (или) потенциальными потребителями соответствующего товара;

2) продолжительности, интенсивности и регионе использования товарного знака на территории Республики Беларусь;

3) продолжительности, интенсивности и регионе осуществления любой деятельности по продвижению товарного знака, включая рекламу или пропаганду и презентацию на ярмарках или выставках товаров и (или) услуг, к которым применяется этот знак;

4) продолжительности и количестве регистраций товарного знака в странах мира и (или) количестве заявок на регистрацию соответствующего товарного знака в иностранных государствах в той степени, в какой эти сведения отражают использование или признание этого знака;

5) признании товарного знака общеизвестным в иностранных государствах, в том числе в стране происхождения товарного знака или в стране владельца товарного знака;

6) ценности, присущей этому товарному знаку;

7) результатах опроса потребителей товаров и (или) услуг по вопросу общеизвестности соответствующего товарного знака, проведенного специализированной независимой организацией.

Заявитель может представить любую иную информацию об обстоятельствах, на основании которых возможно сделать вывод о том, что соответствующий товарный знак является общеизвестным в Республике Беларусь.



28. Основания досрочного прекращения действия регистрации товарного знака. Признание регистрации товарного знака недействительной.

Прекращение охраны товарного знака возможно в двух формах: путем признания регистрации знака недействительной и путем прекращения действия регистрации.



Регистрация товарного знака может быть признана недействительной:

• полностью или частично в течение всего срока ее действия, если она была произведена в нарушение требований правовой охраны товарного знака и при наличии хотя бы одного из абсолютных оснований для отказа в регистрации;

• полностью или частично, но только в течение пяти лет с даты публикации сведений о регистрации товарного знака в официальном бюллетене при наличии хотя бы одного из иных оснований для отказа в регистрации;

• в течение всего срока ее действия на том основании, что товарный знак превратился в обозначение, вошедшее во всеобщее употребление как обозначение товара определенного рода.

При признании регистрации недействительной в связи с поступлением заявки с более ранним приоритетом не имеет значения, когда поступила заявка с более ранним приоритетом - до или после регистрации.

Любое лицо в указанные выше сроки может подать возражение против регистрации товарного знака в Апелляционный совет.

Действие регистрации товарного знака прекращается по одному из следующих оснований:

• по истечении срока ее действия, если срок не был продлен по заявлению владельца товарного знака;

• в связи с неиспользованием товарного знака непрерывно в течение любых пяти лет после даты его регистрации на основании решения Верховного Суда Республики Беларусь;

• в связи с использованием коллективного знака на товарах, не обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками;

• по письменному заявлению об отказе от регистрации владельца товарного знака;

• в случае ликвидации юридического лица или смерти физического лица - владельца товарного знака и отсутствии правопреемников.



29. Географические указания: понятие и виды. Условия предоставления правовой охраны наименованиям мест происхождения товаров.

Указанием происхождения товара является обозначение, прямо или косвенно указывающее на место действительного происхождения или изготовления товара (п.3 ст. 1 Закона Республики Беларусь «О географических указаниях»).

Указание происхождения товара может быть представлено в виде названия географического объекта (например, «Сделано в Беларуси»), так и представлено в виде изображения, однозначно ассоциируемого с определенным географическим объектом (герб города, государственный флаг, известный символ, ассоциируемый с определенным городом или государством).


Отличие указания происхождения товара от наименования места происхождения товара состоит в том, что в этом случае качественные характеристики товара не имеют значения, а используемое обозначение призвано дать потребителю достоверную информацию о действительном месте производства (происхождения) товара.

Правовая охрана указания происхождения товара осуществляется без регистрации - на основании использования этого указания и состоит в недопущении использования ложных (фальшивых) указаний происхождения товара, а также указаний, вводящих потребителя в заблуждение в отношении действительного места происхождения товара.

Наименование места происхождения товара – это название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для этого географического объекта природными или иными факторами либо сочетанием природных условий и этих факторов (п.2 ст. 1 Закона Республики Беларусь «О географических указаниях»).

Правовая охрана наименования места происхождения товара предоставляется на основании его регистрации и состоит в обеспечении права владельца свидетельства на зарегистрированное наименование использовать его на товарах.

Закон «О географических указаниях» подробно регламентирует процедуру регистрации наименования происхождения товара. На основании поданной заявки патентный орган проводит экспертизу, и в случае положительного решения выдает свидетельство на право пользования наименованием места происхождения товара, действующее в течение десяти лет с даты подачи заявки, с возможностью продления этого срока на десять лет неограниченное число раз. При этом право пользования наименованием места происхождения товара может быть предоставлено любому юридическому и физическому лицу, находящемуся в данном географическом объекте, независимо от того, было ли данное наименование ранее зарегистрировано другим лицом из данного географического объекта, производящим товар с теми же свойствами.

Права владельца наименования места происхождения товара обеспечиваются установленным законом запретом в отношении всех остальных лиц, не имеющих свидетельства на данное наименование, не только использовать собственно зарегистрированное наименование, но также использовать в переводе или в сочетании со словами «вид», «род», «тип» и т.п., а равно использовать сходное обозначение, способное ввести потребителя в заблуждение относительно места происхождения и особых свойств товара. Кроме того, лицо, имеющее право пользования как наименованием места происхождения товара, так и указанием происхождения товара вправе требовать от нарушителя прекращения незаконного использования указания или обозначения, сходного с ним до степени смешения, удаления его с товара, упаковки и т.п., уничтожения изготовленных изображений географического указания, а если это невозможно – изъятия и уничтожения товара и (или) упаковки, а также возмещения понесенных убытков.




30. Договор уступки прав на объекты интеллектуальной собственности. Предмет и существенные условия договора уступки. Особенности заключения договора уступки прав на объекты промышленной собственной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки).

Договор уступки исключительного права – это соглашение, по которому обладатель исключительного права на объект интеллектуальной производит отчуждение принадлежащего ему исключительного права другому лицу.

В зависимости от основания возникновения исключительных прав в отношении объектов интеллектуальной собственности можно выделить две разновидности договора уступки исключительного права: 1) уступка исключительных прав, удостоверяемых патентом (свидетельством). Особенностью данной разновидности уступки является то, что уступаемое право основывается на выданном уполномоченным государственным органом охранном документе - патенте или свидетельстве. 2) уступка исключительного права, не основанного на патенте (свидетельстве). Особенностью данной разновидности является то, что факт уступки исключительного права подтверждается только заключенным договором.

Действующее законодательство не содержат ни определения договора уступки исключительного права, ни регламентации обязательств его сторон. Для их определения необходимо применение принципа аналогии закона. Поэтому договор о возмездной уступке исключительных прав подчиняется правилам о договоре купли – продажи.

Предметом договора уступки является отчуждение правообладателем исключительного права в отношении определенного объекта интеллектуальной собственности. Когда речь идет об уступке права в отношении изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, сортов растений специальные законы, посвященные этим объектам интеллектуальной собственности, используют термин «уступка патента».

Договоры уступки прав, заключаемые в отношении изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, топологий интегральных микросхем, сортов растений и товарных знаков подлежат обязательной регистрации в патентном органе. Необходимость регистрации таких договоров очевидна, поскольку ее целью является пресечение возможных злоупотреблений патентообладателя (владельца свидетельства) в форме многократной продажи одного и того же патента (свидетельства).