Файл: теоретические основы социальной работы с детьмиинвалидами.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ВВЕДЕНИЕ
Развивающийся в XXI веке мощный процесс гуманизации общественных отношений во всем мире отразился и на отношении к людям, имеющим ограниченные возможности здоровья, и в результате определил тенденции формирования инклюзивного общества во всех развитых странах мира, в том числе и в России. В связи с этим в профессиональном сообществе актуализируется проблема создания оптимальных условий для благоприятного развития детей-инвалидов, их социализации, социальной реабилитации, обучения, воспитания. Необходимость создания таких условий для детей-инвалидов обостряется еще и тем, что в условиях экономического кризиса в России усиливаются проблемы функционирования системы их социальной поддержки, в которой еще наблюдается недостаток, как в специалистах, способных оказывать такую помощь, так и в социальных учреждениях, ориентированных на работу с этой категорией населения. Все это усугубляет социальную депривацию детей-инвалидов и требует повышения эффективности технологий социальной работы с такими детьми в условиях социальных служб с учетом всего многообразия проблем ограниченных возможностей у этой категории клиентов. Внимание в научном мире к проблемам инвалидности, в том числе и детской, в России значительно выросло не только потому, что идет процесс утверждения в нашем обществе социальной модели инвалидности, но и потому, что остро стоит проблема формирования инклюзивной социальной среды, позволяющей свободно развиваться и социализироваться детям-инвалидам. Несмотря на наличие значительного числа научных публикаций, посвященных различным сторонам ,проблемы социальной работы, социальной защиты и поддержки детей-инвалидов, вместе с тем остается востребованным актуализация общих требований, учитываемых при разработке и наполнении содержанием технологий социальной работы с детьми-инвалидами в условиях социальной службы, что позволит повысить эффективность их применения. Объект исследования– социальная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Предмет исследования – опыт и пути повышения эффективности социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Цель исследования–организация социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Выделить нормативно-правовые основы социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. 2. Описать систему социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. 3. Проанализировать опыт практической деятельности по реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в КЦСОН РК «Истоки» 4. Оценить эффективность социальной реабилитации с детьми с ограниченными возможностями здоровья в КЦСОН РК «Истоки». База исследования: КЦСОН РК «Истоки». Методы исследования: 1. Теоретические методы: анализ научно-методической и нормативно-правовой литературы по проблеме исследования, обобщение, анализ, сравнение, синтез. 2. Эмпирические методы: анкетирование, экспертный опрос. Теоретическая значимость работы состоит в том, что результаты проведенного исследования могут быть использованы при разработке учебных курсов и пособий для подготовки специалистов по социальной политике, социологии инвалидности, социальной работе, реабилитологии, а также при разработке курсов повышения квалификации для специалистов социальной службы. Практическая значимость работы состоит в том, что полученные в исследовании результаты могут быть внедрены в социальные учреждения для успешной социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
До 1979 года наличие детей-инвалидов, имеющих право на получение социального пособия, в СССР вообще не признавалось, поскольку инвалидность определялась как «стойкое нарушение (снижение или утрата) общей или профессиональной трудоспособности вследствие заболевания или травмы».
Люди, не имевшие определенного трудового стажа, не получали пенсий, а могли рассчитывать только на пособия. В число получателей пособий входили лица, которые по достижении 16 лет в силу физических и/или психических ограничений были неспособны к труду. Их называли «инвалидами с детства».
Статус «ребенка-инвалида» был впервые официально введен в СССР в ходе проведения Международного года ребенка, объявленного ООН в 1979 году. Согласно приказу Минздрава СССР № 1265 от 14 декабря 1979 года «О порядке выдачи медицинского заключения на детей-инвалидов в возрасте до 16 лет» [1]в СССР признавалось наличие детей-инвалидов.
Утвержденный данным приказом «Перечень медицинских показаний, дающих право на получение пособий на детей-инвалидов с детства в возрасте до 16 лет» включал в себя довольно ограниченный список очень тяжелых (как правило, врожденных) заболеваний, не поддающихся реабилитации.
В результате многие дети с ограниченными возможностями здоровья не получали статус детей-инвалидов и лишь по достижении возраста 16 лет признавались инвалидами. После прохождения врачебно-трудовых экспертных комиссий (ВТЭК) по отчетам Минсоцзащиты России доля таких инвалидов составляла 12% от общего числа инвалидов.
С 1991 года «Перечень медицинских показаний, при которых ребенок в возрасте до 16 лет признается инвалидом», был существенно расширен в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). В результате число детей-инвалидов, получающих социальные пособия по инвалидности, стало быстро расти.
Если в 1985 году такие пособия получало 90,6 тыс. детей-инвалидов в возрасте до 16 лет, проживающих в семьях, а в1990 году – 155,1 тыс. детей-инвалидов, то в 1991 году число детей-инвалидов увеличилось до 212 тыс., в 1992 году составляло 285 тыс., в 1993 году – 345 тыс., в 1994 году – 399 тыс.. в 1995 году – 454 тыс., в 1996 году - 514 тыс. детей-инвалидов (или 1,4% от общего числа детей в возрасте до 16 лет).
По состоянию на 1996 год, помимо 514 тыс. детей, проживающих в семьях, еще 35,3 тыс. детей-инвалидов проживало в 159 домах-интернатах для глубоко умственно отсталых детей и 0,9 тыс. детей-инвалидов в 6 домах–интернатах для детей с физическими недостатками, принадлежавших системе Минсоцзащиты России. Еще 18,3 тыс. детей-инвалидов проживало в 252 домах ребенка, входящих в систему Минздрава России
[2].
Кроме того, в этом же 1996 году 199,5 тыс. детей-инвалидов обучалось в 1437 школах-интернатах для детей с умственными и физическими недостатками, 271 тыс. детей-инвалидов - в 1871 вспомогательной школе и 28 тыс. детей-инвалидов - в детских домах системы Минобразования России.
После 1996 года рост численности детей-инвалидов продолжался до 2000 года и составил максимальную величину 675 тыс. человек.
Начиная с 2001 года, происходит стабилизация абсолютной численности и доли в детском населении детей-инвалидов, а их доля в детском населении составляет 2%.
С 2000 года в России стали учитываться дети-инвалиды в возрасте до 18 лет. Численность детей-инвалидов, получающих социальные пенсии, сократилась с 675 тыс. человек на 1 января 2000 года до 573 тыс. человек на 1 января 2006 года. В то же время их численность на 10000 детей в возрасте до 18 лет с 2000 года практически не меняется и составляет порядка 205 детей[3].
Что касается численности детей-инвалидов, находящихся в стационарных учреждениях, то на 1 января 2006 года 29 тыс. детей-инвалидов проживали в 153 учреждениях социального обслуживания и 4 тыс. человек – в 34 реабилитационных центрах для инвалидов молодого возраста. Еще 4 тыс. молодых инвалидов проживали в 34 реабилитационных центрах для инвалидов молодого возраста. При этом очередь для помещения в учреждения для детей-инвалидов была 0,9 тыс. человек.
Помимо этого, на 1 января 2006 года 447тыс. детей дошкольного возраста посещали детские сады компенсирующего вида и учреждения с группами компенсирующего назначения (в том числе для детей с нарушением слуха, речи, зрения, интеллекта (умственно отсталых), опорно-двигательного аппарата, с туберкулезной интоксикацией и др.). Еще 167 тыс. детей воспитывались в 1373 школах-интернатах для детей с отклонениями в развитии. В 1946 государственных и муниципальных специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии в 2005/2006 учебном году обучалось 236 тыс. детей. Еще 189 тыс. детей обучалось в общеобразовательных учебных заведениях в классах для детей с отклонениями в развитии.
Следует отметить, что в 60-80% случаев детская инвалидность обусловлена пренатальной патологией. В настоящее время просматривается тенденция к росту числа детей, больных детским церебральным параличом, тугоухостью, врожденными и наследственными заболеваниями глаз.
Факторами, способствующими возникновению инвалидности у детей, являются также неблагоприятная экологическая обстановка, неблагоприятные условия труда женщин и мужчин, рост травматизма, недостаточные возможности и недооценка населением значения здорового образа жизни, плохое здоровье родителей, нерациональное питание, плохая питьевая вода, т.е. очень широкий комплекс проблем, связанных с низким уровнем качества жизни значительной части семей.
В то же время, представляется, что очень многое зависит от специальной государственной политики, направленной на профилактику детской инвалидности, реабилитацию и интеграцию детей-инвалидов в социуме.
Основы взаимной помощи, защиты и поддержки начали складываться уже в древнеславянских общинах. Например, система круговой поруки, верви, подразумевала обеспечение питанием больных и недееспособных сородичей.
В Древней Руси начинается новый этап развития социальной помощи незащищенным гражданам, включая детей-инвалидов. Помощь детям-инвалидам оказывало как само государство, так и церковь. Право детей-инвалидов на получение социальной помощи закреплялось на законодательном уровне, а христианские каноны подвигали заботиться о нуждающихся ближних. Призрение таких детей, то есть их приют и забота о них, первоначально осуществлялось при монастырях, школах, в приютах, в воспитательных домах, в богадельнях.
Впервые термин «инвалид» был введен при правлении Петра I. В то же время издаются указы, посвященные проблемам помощи больным и недееспособным. Однако, с его смертью законодательное творчество в отношении незащищенных слоев населения временно сошло на нет.
Новый толчок развития данное направление получило при правлении Екатерины II. При ее поддержке создаются первые благотворительные общества и союзы, по ее инициативе были построены богадельни, взявшие на себя функцию заботы об инвалидах.
В XX веке социальным обеспечением граждан занимался Наркомат государственного призрения РСФСР, переименованный в 1918 в Народный комиссариат социального обеспечения. В первую очередь социальную помощь получали граждане наемного труда, потерявшие работоспособность, однако, вскоре советская власть взяла курс на социальное обеспечение нуждающегося населения. Появилось государственное финансирование бюджета, которое складывалось из взносов предприятий, учреждений и других работодателей. Развивается система присвоения статуса инвалидности, а также определения ее тяжести. Инвалидам, в том числе детям-инвалидам, предоставляют жилищную, натуральную, денежную, трудовую, медицинскую помощь. В истории вопроса инвалидности детей в нашей стране можно выделить несколько этапов. До 1979 года юридически термин "ребенок-инвалид" не существовал. Социальная помощь детям-инвалидам практически не осуществлялась, статистического учета не производилось.
Статус ребенка-инвалида был впервые введен в нашей стране Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР "Об улучшении материального обеспечения инвалидов с детства" от 23 мая 1979 г. N 469, которым устанавливалась выплата пособий на детей- инвалидов с детства в возрасте до 16 лет. Освидетельствование детей и определение им инвалидности было возложено на органы здравоохранения. В этом же году Приказом Министерства здравоохранения СССР от 14 декабря 1979 г. были утверждены перечень медицинских показаний, дающих право на получение пособия на детей-инвалидов, форма медицинского заключения на ребенка- инвалида и порядок его выдачи. За период с 1980 по 2000 г.г., который можно обозначить как второй этап в истории вопроса детской инвалидности, производилась регистрация и статистический учет детей-инвалидов, уровень детской инвалидности в России увеличился более чем в 12 раз: с 53 тыс. детей-инвалидов до 16 лет в 1980 году до 678 тыс. детей-инвалидов до 18 лет в 2000 году. Это обусловлено в большей степени изданием Приказа МЗ РФ 117 от 4 июля 1991 г., утвердившего медицинские показания к определению категории "ребенок-инвалид".
С целью упорядочения вопросов по освидетельствованию инвалидов, контроля за проведением реабилитационных мероприятий в Российской Федерации в системе органов социальной защиты населения стали создаваться и реорганизовываться из бывших бюро врачебно-трудовой экспертизы (ВТЭК) учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы (МСЭ) в соответствии с Федеральным Законом "О социальной защите инвалидов в РФ" от 24.11.1995 N 183 ФЗ. Организация работы учреждений государственной службы МСЭ регламентировалась "Примерным положением об учреждении государственной службы МСЭ", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 N 965. На основании этого документа стали создаваться педиатрические составы и смешанные бюро МСЭ, куда наряду с врачами - специалистами по медико-социальной экспертизе: терапевтами, хирургами, неврологами вошли и специалисты педиатры. С организацией в стране государственной службы медико- социальной экспертизы в 1996 году функция экспертного обслуживания детского населения из учреждений здравоохранения постепенно стала передаваться в новую службу. Однако реально началом формирования педиатрической службы МСЭ в Российской Федерации можно считать 1997 год, когда были организованы первые бюро данного профиля (Нижегородская, Омская, Орловская, Саратовская области и другие).
2000 год явился рубежным и знаковым - годом рождения педиатрической службы МСЭ, началом третьего исторического этапа в становлении и развитии социальной помощи детям-инвалидам. Это связано с несколькими обстоятельствами: во-первых, именно в этом году сформировано основное количество педиатрических бюро МСЭ и освидетельствование детского населения передано из учреждений здравоохранения в службу социальной защиты в 80% регионах (к 2002 году освидетельствование детского населения во всех 89 территориях проводится в учреждениях социальной защиты населения); во-вторых, с 2000 года изменены возраст и сроки определения категории "ребенок-инвалид" (с 1 января 2000 категория "ребенок-инвалид" продлена с 16 лет до 18 лет согласно ФЗ РФ 172 от 17.07.1999 г.; по Постановлению Правительства РФ 820 от 26.10.2000. сроки определения инвалидности детям изменены на один, два года и до достижения ими 18 лет), что существенно повлияло на статистические данные по учету детей- инвалидов; в-третьих, изменены критерии определения инвалидности детям в связи с отменой Приказа МЗ РСФСР №117 12 мая 2000 г. - определение инвалидности детям стало осуществляться согласно Классификациям и временным критериям, утвержденным Постановлением МТ и СР РФ и МЗ РФ 1/30. Принципиальное и существенное изменение законодательной базы по определению инвалидности детям, формирование новой педиатрической службы потребовало и организации подготовки кадров педиатров, неврологов, хирургов для бюро МСЭ. С этой целью в Санкт-Петербургском институте усовершенствования врачей- экспертов в 2000 году создан курс МСЭ и реабилитации детей-инвалидов для осуществления первичной подготовки и усовершенствования врачей - специалистов по МСЭ и реабилитации, работающих в системе социальной защиты населения и осуществляющих освидетельствование детского населения.