Файл: теоретические основы социальной работы с детьмиинвалидами.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Концепция нормализации, разработанная шведским ученым Бенг- тоном Нирье, провозглашает положение, что жизнь и быт людей с нарушениями в умственном развитии должны быть как можно ближе к условиям и стилю жизни общества, в котором они живут. Несмотря на то, что первоначально это положение относилось исключительно к людям с интеллектуальными нарушениями, впоследствии оно оказало глубокое влияние на восприятие обществом индивидуальных различий людей вообще.
Методический материал для стимуляции развития младенцев и детей раннего возраста, имеющих выраженные нарушения развития, разрабатывается с учетом того, что раннее социально-эмоциональное взаимодействие с матерью и другими членами семьи, формируется так же, как при нормальных условиях развития, однако требует особого анализа, внимания и поддержки.
С тех пор число программ раннего вмешательства в задерживающееся или отклоняющееся развитие постоянно растет. Созданы руководства для детей определенных групп риска: с отставанием в двигательном развитии, с генетическими нарушениями (синдромом Дауна), с сенсорными нарушениями. В них отражены два фундаментальных направления философии и практики образования западных стран: принцип нормализации и методики оперантного обучения.
К наиболее известным в мировой практике можно отнести программу Союза экспериментального обучения и развития ребенка при Вашингтонском университете (США), где в 1971 г. была организована служба ранней помощи с целью апробации этой программы (А. Н. Haydn, N. G. Haring, 1977), а также программу ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки», разработанную в университете Маккуэри (Сидней, Австралия, 1975) и апробированную в учебном центре этого университета на категории детей с синдромом Дауна и другими нарушениями развития (М. Pieterse, R. Trelodr, 1981).
Четвертый период длится с последней четверти прошлого столетия до настоящего времени. На практике получают распространение несколько моделей раннего обучения. В качестве примера можно представить модели, разработанные и апробированные исследователями США. К их числу относится модель Энгельманна — Бекера из Орегонского университета (Engelmann-Becker model of the University of Oregon). Модель предполагает овладение специфическими навыками с помощью методов оперантного обучения. Другая модель — когнитивная учебная программа (High / Scope), разработанная Дж. Уэйкартом в Юпси- ланти (штат Мичиган), основанная на теоретических исследованиях Ж. Пиаже. Модель свободного обучения (
open education model), разработанная Н. Хеймом в Ньютоне (штат Массачусетс), в которой обобщен опыт раннего обучения в британских детских садах. «Модель Банковской улицы» (Bank Street Model), разработанная в Нью-Йорке Т. Гилк- соном, представляет широкий и целостный подход, ориентированный на ход возрастного развития. Модель отклика (Responsive model), разработанная В. Нимнихтом в лаборатории Фа Уэст в Сан-Франциско, позволяющая самому ребенку выбирать темп исследования и освоения окружающего мира, тогда как роль воспитателей заключается в своевременных реакциях на инициативу ребенка. Модель на основе итальянской школы М. Монтессори, предполагающая создание специально организованной среды с акцентом на самообслуживании и заботе ребенка о своей собственности, включающая работу с материалами, способствующими моторному, сенсорному и речевому развитию. Большинство моделей в целом схожи в признании необходимости большего или меньшего объема ранней помощи ребенку; использования игры в качестве главного средства обучения; снижения количества детей, находящихся в группе у одного учителя; а также обеспечения непрерывного повышения квалификации учителей и супервизии. Модели отличаются главным образом тем, что по-разному интерпретируют взгляды на ребенка как на ученика, на роль учителя (воспитателя) и на содержание и организацию развивающей среды. В ходе реализации разнообразных моделей раннего обучения накапливается все больше данных об их эффективности, особенно по отношению к детям, имеющим нарушения развития, а также детям из семей с низким социально-экономическим статусом. Эффективность такого обучения доказана как в отношении раннего когнитивного и социально-эмоционального развития, так и в отношении последующего уменьшения учебных и социальных проблем в период школьного обучения. Ряд исследований показал, что взаимодействие детей, родителей и специалистов в детских дневных центрах, службах раннего вмешательства и лекотеках укрепляет чувства привязанности между родителями и ребенком, положительно сказывается на физическом и когнитивном развитии детей.
Выводы
С самых древних времен существования и вне зависимости от степени развития общества, всегда были и остаются люди, а особенно дети, уязвимые в силу ограниченности своих физических или ментальных возможностей. И хотя отношение к таким детям существенно трансформировалось по мере социально-нравственного «взросления» человечества: изменялись общественные взгляды и настроения в отношении того, какое место они должны занимать в социальной жизни и каким образом общество может и должно строить свою систему взаимоотношений с ними. Главная цель- помощь и реабилитация этой группе. Заключается она в том, чтобы на основе создаваемых государством, обществом и самим человеком условий, дать возможность для участия в трудовой и общественно- полезной жизни общества, а также в целом повысить качество жизни детей с инвалидностью .
Базовые понятия исследования
Латинское слово «инвалид» означает «непригодный» и служит для характеристики лиц, которые вследствие заболевания, ранения, увечья ограничены в проявлениях жизнедеятельности.
В толковом словаре русского языка С.И Ожегова и Н.Ю. Шведовой инвалид определён как «человек, который полностью или частично лишён трудоспособности вследствие какой-либо аномалии, ранения, увечья, болезни.
Согласно Декларации о правах инвалидов: инвалид- это любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и (или) социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его (или ее) физических или умственных возможностей.
За рубежом к категории инвалидов относят, в основном, людей, достигших 18-летнего возраста с необратимыми нарушениями сенсорных функций, умственного и физического развития, требующими поддерживающего медицинского лечения и нуждающихся в социальной защите. До 18 лет государство и общество прилагают все усилия для того, чтобы ребенок с отклонениями в развитии мог в будущем жить самостоятельной независимой жизнью.
В России официально принят термин "дети-инвалиды".
Ребенок-инвалид - ребенок в возрасте до 18 лет с отклонениями в физическом и (или) умственном развитии, имеющий ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями, следствиями травм. Ограничение жизнедеятельности - отклонение от возрастной нормы жизнедеятельности ребенка вследствие нарушения здоровья, которое характеризуется ограничением способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, обучение, игровую и трудовую (с 14 лет) деятельность. Реабилитация - процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.
Реабилитация инвалидов включает в себя медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию:
1. медицинская реабилитация осуществляется для восстановления или компенсации утраченных или нарушенных функциональных способностей человека до социально значимого уровня и включает в себя восстановительную терапию, реконструктивную хирургию, протезирование;
2. профессиональная реабилитация понимается как процесс восстановления конкурентоспособности инвалидов на рынке труда и система, включающая мероприятия по профессиональной ориентации, профессиональному образованию, профессионально-производственной адаптации, рациональному трудовому устройству.
Профессиональная реабилитация детей с отклонениями в развитии представляет собой профессиональную ориентацию как комплекс мероприятий, направленных на формирование профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным возможностям, особенностям каждой личности и запросам общества;
3. социальная реабилитация означает систему и процесс развития или восстановления способностей инвалида к самостоятельной общественной и семейно-бытовой деятельности путем реализации системы мероприятий по социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации, проведению различных видов патронажа, социальному обслуживанию, а также социально-бытовому образованию и социально-бытовому устройству.
Социальные проблемы