Файл: теоретические основы социальной работы с детьмиинвалидами.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На вновь созданную педиатрическую службу МСЭ были возложены задачи не только по проведению клинико-экспертной диагностики, но и по разработке комплекса реабилитационных мероприятий, направленных на интеграцию детей-инвалидов в общество, содействию и контролю над его реализацией, то есть - функции социальной медицины.
Педиатрическая служба МСЭ стала важной и неотъемлемой составной частью государственной службы медико-социальной экспертизы. С момента ее создания наметилась тенденция к улучшению качества экспертного обслуживания детского населения, возросла роль и значимость медико-социальной экспертизы в решении вопросов социальной защищенности детей-инвалидов:
- медико-социальная экспертиза детского населения стала проводиться специально предназначенными для этих целей учреждениями и специалистами; возросла требовательность к полноте и качеству обследования детей, направляемых на освидетельствование в бюро МСЭ, к качеству принятия и обоснования экспертных решений;
- произошел переход от медицинской (клинической) экспертизы к медико-социальной, комплексно, разносторонне и в равной мере использующей как клинические, так и социальные критерии в оценке последствий болезни ребенка;
- повысилась значимость реабилитационного направления в технологии производства медико-социальной экспертизы, передача ее из учреждений здравоохранения позволила обеспечить комплексный подход в решении вопросов медико-социальной реабилитации детей-инвалидов (в определении потребностей детей-инвалидов в мерах медицинской, психолого-педагогической, профессиональной и социальной реабилитации, в разработке индивидуальных программ реабилитации - ИПР и др.);
- в системе социальной защиты и социального обслуживания детей-инвалидов появилось важное звено, определяющее право ребенка-инвалида на социальную защиту, включая реабилитацию, обеспечивающее преемственность и последовательность в предоставлении социальных и реабилитационных услуг учреждениями разной ведомственной подчиненности в соответствии с ИПР, контроль за ее исполнением и оценку эффективности.
За 5 лет существования педиатрической службы МСЭ (с 2000 по 2005 год) достигнуты следующие результаты:

1) приостановился рост абсолютного числа детей-инвалидов и отмечено сокращение их числа с 678 тысяч в 2000 году до 603 тысяч в 2004 за счет перехода на другие критерии определения инвалидности детям;
2) несмотря на это, удельный вес детей-инвалидов в структуре детской популяции увеличился за это же время с 1,7% до 2,2% (2,8%) на фоне значительного сокращения детского населения страны, что отражает ухудшение состояния здоровья детей в целом;
3) практически все педиатры службы МСЭ прошли повышение квалификации по вопросам медико-социальной экспертизы и реабилитации детей-инвалидов; за 5 лет на курсе МСЭ и реабилитации детей-инвалидов СПбИУВЭК проведено обучение более 600 врачей-педиатров;
4) педиатры службы медико-социальной экспертизы полностью освоили не только экспертные вопросы, но выполняют в регионах важные аспекты социальной медицины - динамическое наблюдение за детьми-инвалидами, разработка индивидуальной программы реабилитации и ежегодное обследование детей с оценкой эффективности реабилитационных мероприятий;
5) в результате проведения организационно-методической работы, на которую еженедельно в учреждениях МСЭ отводится 1 день, налажено тесное взаимодействие и сотрудничество с учреждениями здравоохранения по экспертным и реабилитационным вопросам;
6) медико-социальная экспертиза максимально приближена к детскому населению за счет создания первичных бюро МСЭ в районах и организации выездных заседаний в больницах, детских домах и других интернатных учреждениях, а также выездных заседаний в отдаленные населенные пункты.
7) В 2002 году на базе 2 педиатрического отделения СПбНЦЭПР им. Г.А.Альбрехта развернуты экспертные койки и с этого времеи осуществляется консультативная помощь регионам по очному и заочному освидетельствованию детского населения силами специалистов-педиатров СпбИУВЭК и СПбНЦЭПР.
В 2005 году продолжено реформирование государственной службы МСЭ. Внесены значительные изменения в Федеральный Закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" 181-ФЗ от 24.11.1995 г. (редакция от 22.08.2004 г. 122- ФЗ),принято Постановление Правительства РФ 805 от 16.12.04 г., согласно которым, в частности, изменена структура построения государственной службы МСЭ. С 1 января 2005 г. создана вертикальная структура подчинения федеральных государственных учреждений МСЭ, подведомственных уполномоченному органу - Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию. Разработана трехуровневая система бюро МСЭ: первичные бюро МСЭ на местах, Главное бюро МСЭ в регионе, Федеральное бюро МСЭ в Москве (на базе Федерального Центра экспертизы и реабилитации инвалидов), что определяет и соответствующий порядок обжалований при несогласии пациентов с вынесенным первичным бюро МСЭ решением.


С 1 января также вступила в силу утвержденная Приложением к приказу Минздравсоцразвития России от 29.11.2004 г. форма индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемая федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, где отражены программы медицинской, профессиональной, социальной и психолого-педагогической реабилитации; указываются сроки проведения, исполнитель, отметка о выполнении. С 2005 года учреждениям МСЭ вменено в обязанность обязательное заполнение ИПР.
22 августа 2005 года Приказом №535 от 22 августа 2005 г. утверждены классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы. Согласно этим критериям изменена характеристика основных видов нарушений функций организма. К основным видам нарушений функций организма человека относятся:
- нарушения психических функций (восприятия, памяти, мышления, интеллекта, эмоций, воли, сознания, поведения, психомоторных функций);
- нарушения языковых и речевых функций с нарушениями устной и письменной речи;
- нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной, болевой, температурной и других видов чувствительности);
- нарушения статодинамических функций (двигательных функций головы, туловища, конечностей, статики, координации движений);
- нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, кроветворения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции и иммунитета;
- нарушения, обусловленные физическим уродством (деформации лица, головы, туловища, аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов, нарушение размеров тела).
Согласно Приказу №535 выделяют четыре степени стойких нарушений функций организма (незначительные нарушения, умеренно выраженные, выраженные, значительно выраженные) и 7 категорий ограничений жизнедеятельности (ОЖД) трех степеней выраженности. К основным категориям жизнедеятельности человека относятся способность к самообслуживанию, способность к самостоятельному передвижению, к ориентации, к общению, к обучению, способность контролировать свое поведение, способность к трудовой деятельности. Категория "ребенок-инвалид определяется при наличии ограничений жизнедеятельности любой категории и любой из трех степеней выраженности (которые оцениваются в соответствии с возрастной нормой), вызывающих необходимость социальной защиты.

С 11 января 2006 года вступило в силу Распоряжение Правительства Российской Федерации №2347-р от 30.12.2005 г., утвердившее Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду бесплатно, включая мероприятия по восстановительной терапии и реконструктивной хирургии, санаторно-курортному лечению, протезированию, ортезированию, предоставлению слуховых аппаратов, обеспечению техническими средствами реабилитации (опорные трости, костыли, кресла-коляски и др.)
Таким образом, изменение регламентирующих определение инвалидности документов расширяет показания к определению инвалидности за счет указанных дополнительных видов нарушения функций организма: речевых нарушений и нарушений, обусловленных физическим уродством. Это расширяет показания к определению категории "ребенок-инвалид" и в будущем приведет к росту числа детей-инвалидов.
Проведение медико-социальной экспертизы, таким образом, не заканчивает, а только начинает работу с больным ребенком: разрабатывается индивидуальная программа реабилитация, по которой осуществляется комплексная реабилитация ребенка- инвалида. Начавшийся в 2005 году новый этап в развитии социальной помощи детям направлен именно на решение вопросов реабилитации, его по праву можно назвать реабилитационным этапом, так как именно

История социальной работы за рубежом.

История развития системы ранней помощи на Западе традиционно подразделяется на четыре периода.

Первый период приходится на конец 1950-х — начало 1960-х гг. и связан с разработкой в США первых программ стимуляции младенцев и детей раннего возраста из социально неблагополучных семей. Программы опережающего обучения (от англ, head start) активно внедрялись в практику. Эти программы предназначались для социальнопедагогической поддержки семьи и ребенка в период, когда способы взаимодействия семьи с окружающим миром только начинают формироваться. Предполагалось, что внедрение таких программ уменьшит вероятность отставания в развитии младенцев и детей раннего возраста из групп риска, повысит компетенцию членов семьи в удовлетворении их особых потребностей, уменьшит вероятность сегрегации детей (изоляции в специальных учреждениях в отрыве от семьи и общества), повысит возможность их социальной адаптации.

Второй период связан с научным этапом создания программного обеспечения для работы с младенцами и детьми раннего возраста. В западной науке этот период совпадает с 60—70-ми гг. XX в. Научные изыскания европейских теоретиков и исследователей, таких как 3. Фрейд, А. Гезелл, Ж. Пиаже, Б. Ф. Скиннер, М. Монтессори, повлияли на формирование научно-практического направления, ориентированного на удовлетворение образовательных, медико-социальных и психологических потребностей детей от рождения до трех лет и членов их семей. Это направление получило название «раннее вмешательство». Одной из первых программ раннего вмешательства считается программа раннего обучения детей с синдромом Дауна, разработанная Л. Рходес с группой коллег в государственном госпитале Сонома (США) и продемонстрировавшая эффективность педагогического вмешательства в дефицитарное развитие. Создаются программы раннего
вмешательства для различных категорий детей, построенные на принципах особой значимости первых месяцев и лет жизни для дальнейшего развития ребенка. В западной науке происходит активное формирование теории развития человека в младенческом и раннем возрасте (от рождения до трех лет): Дж. Боулби (1959, 1960, 1991), Д. Винникот (1960), М. Айнсворт (1978), М. Малер (1975), Д. Штерн (1977, 1985, 1995) и другие. Научное обоснование раннего развития позволило существенным образом повлиять на практическое изменение организационных форм обслуживания детей первых месяцев и лет жизни в странах Запада, перейти к практике создания междисциплинарных экологически ориентированных программ обслуживания младенцев и их семей. В 1970-е гг. ширится движение ранней помощи детям младенческого и раннего возраста. В странах Западной Европы, в США, Австралии и Канаде внедряются программы раннего вмешательства для детей с нарушениями развития. Основной причиной реализации таких программ стало увеличение числа детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности. По данным ВОЗ каждый 20-й ребенок на земном шаре имеет те или иные отклонения в развитии.

Второй важнейшей причиной, обусловившей активную разработку и внедрение программ раннего вмешательства в странах Запада, послужила экономическая целесообразность их применения. Было рассчитано, что применение программ раннего вмешательства впоследствии значительно сократит число детей дошкольного и школьного возраста, нуждающихся в специальном образовании, на финансирование которого государство затрачивает значительные ресурсы (материальные, технические, кадровые и т.д.).

Третий период в западной истории развития ранней помощи, который относят к 1970—1980-м гг., характеризуется дальнейшим развитием научных основ ранней помощи и апробацией практических моделей. Практическому внедрению моделей раннего вмешательства способствовали утвержденные на уровне государственной политики принципы интеграции и нормализации детей вне зависимости от их медицинского, генетического или какого-либо другого индивидуального отличия.

Наиболее известны в мировой практике программы раннего вмешательства: Коннектикутский тест «Обследование развития новорожденных и детей до 3-х лет», Каролинский учебный план для детей от рождения до пяти лет, Гавайский профиль раннего обучения, Руководство Портейдж (США), Мюнхенская функциональная диагностика (Германия), Программа ранней диагностики развития «Тандем» (Голландия), программа «Маленькие ступеньки» (Австралия). Эти программы доказали впоследствии высокую эффективность их применения.