Файл: Дипломнаяработа по специальности 031200 педагогика и методика начального образования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

Психолого–педагогический факультет

Кафедра педагогики и методики начального образования


Особенности формирования операций сравнения и классификации на уроках математики в начальных классах

Д И П Л О М Н А Я Р А Б О Т А

по специальности 031200 –педагогика и методика

начального образования

Студент-дипломник_____________________________ С.В.Окладникова

Научный руководитель _______________________ кпедн, доцент М.И.Якутова

«Допустить к защите»

Зав. кафедрой___________

«_____»___________2002г.


Саяногорск, 2002

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………….. 3

Глава 1. Психолого - педагогические основы формирования


приемов логического мышления у младших школьников …………….. 7

1.1. Характеристика основных понятий: «мышление», «логическое мышление»,

«приемы логического мышления»…………………………………………… 7

1.2. Формирование основных приемов логического мышления в процессе

обучения младших школьников …………………………………………….. 19

Глава 2. Приемы обучения младших школьников операциям сравнения

и классификации на уроках математики …………………………. 27

2.1. Возможности и практика использования операций сравнения

и классификации при обучении математике …………………………….. 27

2.2. Анализ учебно-методических комплексов по математике с целью

выявления возможности использования операций сравнения и

классификации . . . . . . . . . . . . . . . . ………………………………………... 35

2.3. Комплекс заданий, направленных на выполнение операций сравнения и

классификации у младших школьников на уроках математики ………... 42

Глава 3. Экспериментальное исследование по формированию приемов

сравнения и классификации у младших школьников на уроках


математики …………………………………………………………… 49

3.1. Констатирующий этап эксперимента ……………………………………... 49

3.2. Формирующий этап эксперимента ………………………………………... 52

3.3. Контрольный этап эксперимента ………………………………………….. 63

Заключение ……………………………………………………………………... 67

Литература ……………………………………………………………………… 69

Приложения …………………………………………………………………….. 73



Введение

Начальное образование – это фундамент всего дальнейшего и любого специального образования. Его характер, содержание и формы проведения во многом определяют судьбу человека, его будущую жизнь, ибо именно в этом возрасте формируются базовые основания личности.


Одна из важных задач начального обучения – развитие детей логического мышления.

Активные психологические исследования по проблеме развития логического мышления детей осуществляется, начиная с 17 века.


Проблема развития логического мышления в процессе обучения занимает особое место в исследованиях многих ученых. Различные ее аспекты разрабатывали в своих трудах многие педагоги и психологи. Так, этим вопросом занимались, С.Л. Рубинштейн, Н.Н. Поспелов, Н.Ф. Талызина, Е.Н. Шилова, Л.И. Румянцева, С.М. Бондаренко, Е.Н. Кабанова–Меллер.

Однако конкретные пути формирования логических приемов в начальной школе пока недостаточно разработаны. Работа над развитием логического мышления учащихся идет без знания их содержания и последовательности формирования.

Поэтому приемы логического мышления оказываются не усвоенными значительным числом школьников. Объясняется это тем, что в процессе обучения учителя не делают их предметом специального усвоения, не раскрывают перед учащимися структуру, не формируют тех логических понятий, которые необходимы для понимания и правильного выполнения логических приемов мышления. Следовательно, развитие происходит стихийно. Большое количество учащихся не овладевает приемами мыслительной деятельности в начальных классах, а в средних обычно переходят в разряд неуспевающих.

Следует также отметить, что формирование приемов логического мышления развивается в соответствии с определенной последовательностью. Логическое мышление нельзя формировать с помощью любого приема: они

связаны между собой внутренней логикой, поэтому могут быть сформированы в определенной последовательности.

В психолого-педагогических исследованиях определено, что формирование приемов логического мышления необходимо начинать с приема сравнения, так как огромная часть усваиваемого содержания в младших классах построена на сравнении. Широкое изучение того, как протекает сравнение у детей, было начато еще в 30-х годов психологом И. М. Соловьевым и руководимой им группой.

Операция сравнения лежит в основе классификации явлений и их систематизации.

Приемы логического мышления должны стать предметом специального усвоения. Логические приемы, сформированные на уроках математики, могут быть использованы при изучении других учебных предметов и наоборот.

Все вышеизложенное определяет актуальность темы нашего исследования.

В нашей работе, в частности, рассматриваются более подробно операции сравнения и классификации и методы их использования на уроках математики.

Цель нашей работы - изучить особенности формирования операций сравнения и классификации на уроках математики в начальных классах и на этой основе разработать методические рекомендации учителям начальных классов.

Объектом исследования: обучение младших школьников владению операциями сравнения и классификации.

Предмет исследования:особенностиформирования операций сравнения и классификации у младших школьников на уроках математики.

Гипотеза исследования: если в учебном процессе при формировании операций сравнения и классификации на уроках математики знакомить младших школьников с составляющими действиями операций, то это способствует повышению уровня владения этими операциями при условии использования специального комплекса заданий.

Задачи исследования:


1) изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;

2) рассмотреть состояние проблемы использования операций сравнения и классификации в практике работы;

3) составить комплекс заданий по формированию операций сравнения и классификации в начальных классах на уроках математики;

4) проверить экспериментально эффективность предлагаемого комплекса заданий по формированию и использованию операций сравнения и классификации у младших школьников.

Практическая значимостьработысостоит в том, что разработанные систематизированные материалы могут использоваться учителями в процессе обучения учащихся начальных классов, преподавателями вузов и средних специальных учреждений в процессе чтения специальных курсов, проведении педагогической практики.

Исследовательская база исследования: средняя общеобразовательная школа № 10 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла г.Саяногорска.

Апробация результатов.Основные результаты исследования докладывались на городском методическом объединении психологов.

Методологической основой нашего исследования является теория формирования познавательной деятельности младших школьников (Талызина Н.Ф.), теория формирования мыслительных операций у старшеклассников (Н.Н. Поспелов, И.Н.Поспелов)

Структура дипломной работы.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Во введении обоснована актуальность исследования, сформулированы цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, практическая значимость работы.

Первая глава “Психолого-педагогические основы формирования приемов логического мышления у младших школьников» посвящена характеристике основных понятий - «мышление», «логическое мышление», «приемы логического мышления». В главе рассматриваются возможности формирования основных приемов логического мышления и использования приемов сравнения и классификации в процессе обучения математике младших школьников.


Во второй главе “Приемы обучения младших школьников операциям сравнения и классификации на уроках математики” дан анализ учебно-методического комплекса по математике с целью выявления возможности формирования приемов логического мышления в 1 классе (традиционный учебник М.И. Моро, М.А. Бантова и др.). Далее представлен комплекс заданий, направленных на выполнение операций сравнения и классификации у младших школьников на уроках математики.

В третьей главе “Экспериментальное исследование по формированию приемов сравнения и классификации на уроках математики” рассмотрены результаты проведения педагогического эксперимента, дан анализ этих результатов.

В заключении приведены основные выводы проведенного педагогического исследования.

Список литературы содержит 64 источника.

Глава 1 Психолого-педагогические основы формирования приемов логического мышления у младших школьников
1.1. Характеристика основных понятий: «мышление», «абстрактно-логическое мышление», «логическое мышление», «приемы логического мышления»

Приступая к осмыслению данной темы дипломной работы, определимся с основными теоретическими понятиями.

«Мышление - процесс сознательного отражения действительности в таких объективных ее свойствах, связях и отношениях, в которые включаются и недоступные непосредственные восприятию объекты» (39, с. 56).

С точки зрения философии И.Т. Фролов дает следующее определение понятию мышление.

«Мышление – активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т.п., связанный с решением тех или иных задач, высший продукт особым образом организованной материи – мозга» (59, с.228).

«Мышление – процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности» (39, с.223).

В своих трудах по теории мышления В.А. Крутецкий определяет содержание данного понятия следующим образом:

«Логическое мышление - обоснованное, мотивированное, доказательное, непротиворечивое мышление, которое, отталкиваясь от правильных исходных суждений (посылок), с необходимостью приводит к правильным решениям» (26, с. 116).

«Логическое мышление - это оперирование не с вещами и их образами, а с понятиями, оформленными в словах и знаках» (41, с. 92).

Несколько по-иному подходит к раскрытию данного понятия А.А. Люблинская «…это есть процесс сравнивания и установления нескольких связей, группировка разных и различение сходных предметов, и все это выполняется лишь посредством умственных действий. Человек должен рассуждать, анализировать и устанавливать нужные связи мысленно, отбирать и применять к данной ему конкретной задаче известные ему подходящие правила, приемы, действия» (29, с. 138).