Файл: Частное профессиональное образовательное учреждение РусскоАзиатский экономикоправовой колледж.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 140
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Пособие по беременности и родам: порядок и условия назначения, размер, выплата пособия
1.1. Право на пособие по беременности и родам
1.2. Период и размер выплаты пособия по беременности и родам
1.3. Пособие по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет
1.4. Материнский капитал: понятие, порядок и условия назначения
Глава 2. Проблемы правового регулирования пособий по беременности и родам
2.1. Анализ проблем, связанные с назначением и выплатой пособия по беременности и родам
Заявление о назначении ежемесячного пособия на ребенка подается в орган социальной защиты населения по месту жительства родителя (усыновителя, опекуна, попечителя).
В органах социальной защиты населения получают пособия на детей одинокие матери; семьи, в которых родители уклоняются от уплаты алиментов (но только в том случае, если они находятся в розыске, в местах лишения свободы или проживают за границей, в стране, с которой нет договоренности о правовой помощи по семейным и гражданским делам); жены военнослужащих по призыву.
Для получения ежемесячного пособия на ребенка необходимо представить следующие документы:
-
заявление в письменной форме о назначении ежемесячного пособия на ребенка с указанием в нем сведений о доходах семьи и справку органа социальной защиты населения по месту жительства другого родителя (усыновителя, опекуна, попечителя) о неполучении им ежемесячного пособия на ребенка; -
копию свидетельства о рождении ребенка; -
справку с места жительства ребенка о совместном его проживании с родителем (усыновителем, опекуном, попечителем); -
справку об учебе в общеобразовательном учреждении ребенка (детей) старше шестнадцати лет15.
Для назначения ежемесячного пособия на ребенка, находящегося под опекой (попечительством), дополнительно представляются: выписка из решения органа местного самоуправления об установлении над ребенком опеки (попечительства);
справка из органов управления образованием о неполучении денежного содержания на ребенка. Лица, получающие ежемесячное пособие на ребенка в повышенном размере в органах социальной защиты населения, представляют туда документы по специальному перечню.
Данное пособие выплачивается за текущий месяц. Выплата осуществляется по месяц исполнения ребенку 16 лет, для учащегося образовательного учреждения - по месяц окончания обучения, но не более чем до достижения им 18 лет.
При увольнении или в случае перехода получателя пособия на другую работу (службу, учебу) выплата пособия на ребенка по месту прежней работы, учебы) прекращается и возобновляется по новому месту работы (службы, учебы) с того времени, с которого выплата была прекращена по прежнему месту работы (службы, учебы). При увольнении, переходе на другую работу (службу, учебу) работнику выдается справка с указанием месяца, по который это пособие было выплачено16.
1.4. Материнский капитал: понятие, порядок и условия назначения
Регулирование отношений по социальному обеспечению осуществляется на основе принципов всеобщности социального обеспечения; дифференциации видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин, нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств; гарантированности социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми. Здесь названы только те принципы, проявление которых в нормах о материнском капитале вызывает наибольший интерес.
Всеобщность социального обеспечения проявляется в законодательстве, регулирующем государственную помощь в содержании и воспитании детей. В соответствии с российским законодательством каждая семья независимо от ее социального положения, количества воспитываемых детей, материального достатка имеет право при рождении ребенка на материальную помощь в виде пособий, компенсационных выплат, социальных услуг, льгот по системе социального обеспечения. В свою очередь, принцип дифференциации социального обеспечения реализуется путем установления социально значимых критериев как объективного (природно-климатические условия, вредные условия труда и т.д.), так и субъективного (состояние здоровья, возраст и т.д.) характера17.
Предоставление мер дополнительной государственной поддержки семьям, имеющим детей, в виде права на материнский (семейный) капитал основано на двух обстоятельствах: рождение (усыновление) второго и последующего ребенка и период времени, в течение которого это произошло, с 1 января 2007 г. до 31 декабря 2016 г. При этом иные обстоятельства не учитываются, например: нуждаемость семьи в мерах дополнительной государственной поддержки. Иными словами, поддержка в том смысле, в котором это предполагает социальное обеспечение, не будет оказана: суть социального обеспечения - это компенсация дохода, недополученного по уважительным причинам, сближение уровня жизни различных слоев населения. При этом у семьи, в которой родились двое детей до указанной даты, право на такие дополнительные меры поддержки не возникает, и в отношении этой семьи появляется "узаконенное неравенство", так как у нее уровень социального обеспечения будет ниже, чем у семьи, в которой ребенок родился на несколько дней позже. На этот недостаток Закона N 256-ФЗ уже обращали внимание в юридической литературе. По мнению К.В. Бубона, положения Закона противоречат Конституции РФ, согласно которой граждане России от рождения приобретают равные права, в том числе в сфере социальной поддержки; кроме того, нет возможности объяснить, почему один ребенок имеет преимущество при оплате образования перед другими детьми, более того, родиться в той или иной семье и (или) срок отнюдь не его заслуга Бубон К.В. Узаконенное неравенство, или Кому нужен закон о материнском капитале Адвокат. Согласно Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР в 1991 г., граждане при наступлении определенных обстоятельств имеют право на социальное обеспечение (ст. 26). Статья 39 Конституции РФ гарантирует
каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционный Суд РФ уже высказал свою позицию по этому вопросу: гражданка Г., родившая третьего ребенка в 2004 г., в жалобе оспаривала конституционность отдельных положений Закона N 256-ФЗ, в том числе и применение Закона N 256-ФЗ к правоотношениям, возникшим в связи с рождением (усыновлением) ребенка (детей) в период с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2016 г..18 По мнению заявительницы, ограничение ее права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал объективно не оправдано и нарушает принцип равенства всех перед законом, что не соответствует ст. 19, 38, 55 Конституции РФ. Конституционный Суд отказал в принятии к рассмотрению жалобы по причине не подведомственности поставленного в ней вопроса. По его мнению, решение вопроса о действии закона во времени, в том числе о придании ему обратной силы, является прерогативой законодателя, а конкретные меры социальной поддержки семьи и детей в соответствии со ст. 39 Конституции РФ устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ. Таким образом, в настоящее время этот вопрос закрыт.
Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющих гражданство Российской Федерации независимо от места их жительства:
• женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;
• женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом;
-
мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года.
При возникновении права не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц19.
Право у женщин прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства в случае смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на меры государственной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки. Право не возникает у указанного лица, если оно является отчимом в отношении предыдущего ребенка, очередность рождения (усыновления) которого была учтена при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки, а также если ребенок с рождением (усыновлением) которого возникло право признан в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации, после смерти матери (усыновительницы)
оставшимся без попечения родителей20.
В случаях, если отец (усыновитель) ребенка или мужчина, являющийся единственным усыновителем ребенка умер, лишен родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершил в отношении своего ребенка (детей) умышленно преступления, относящееся к преступления м против личности, либо если в отношении указанных лиц отменено усыновление ребенка, в связи с усыновлением которого возникло прав, их право на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у ребенка (детей в равных долях) , не достигших совершеннолетия, и (или) обучающего по очной форме обучения в образовательном учреждении любого типа и вида не зависимо от ее организационно-правовой формы (за исключением образовательного учреждения дополнительного образования) до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет.
Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у ребенка (детей в равных долях) указанного в части 4 Федерального Закона, в случае , если женщина, право которой на дополнительные меры государственной поддержки прекратилось по основаниям указанным в части 3 статьи 3 настоящего Закона, являлась единственным родителем (усыновителем) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, либо в случае, если у отца (усыновителя) ребенка (детей) не возникло право на дополнительные меры государственно поддержки по основаниям указанным в части 3 статьи 3.
Право на дополнительные меры государственной поддержки, возникшее у ребенка (детей в равных долях) прекращается в случае его смерти или объявления его умершим21.
Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего или последующих детей и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего или последующих детей, за исключением случая, предусмотренного частью 6.1 статьи 7 настоящего Федерального закона ( заявлении о распоряжении может быть подано в любое время со дня рождения (усыновления) второго, третьего и последующих детей в случае необходимости использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплаты процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией, по 31 декабря 2010 года включительно).