Файл: Частное профессиональное образовательное учреждение РусскоАзиатский экономикоправовой колледж.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 133
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Пособие по беременности и родам: порядок и условия назначения, размер, выплата пособия
1.1. Право на пособие по беременности и родам
1.2. Период и размер выплаты пособия по беременности и родам
1.3. Пособие по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет
1.4. Материнский капитал: понятие, порядок и условия назначения
Глава 2. Проблемы правового регулирования пособий по беременности и родам
2.1. Анализ проблем, связанные с назначением и выплатой пособия по беременности и родам
третьего и последующего детей, что будет соответствовать целям демографической политики.
2. В настоящее время фактические и патронатные воспитатели ребенка не имеют права на единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью. Поэтому предлагается включить их в круг получателей этого пособия, установив его размер, равный единовременному пособию при рождении ребенка.
Необходимость дальнейшего совершенствования законодательства в области социальной защиты беременных женщин и граждан, имеющих детей, которое бы, с одной стороны, устанавливало достойный уровень социального обеспечения беременных женщин и граждан, имеющих детей, а с другой — гарантировало гражданам простоту и доступность беспрепятственной реализации своих конституционных прав на социальное обеспечение, вполне очевидна для дальнейшей эффективности всей системы предоставления социальной защиты в целом.
Потребность в защите конституционного права на социальное обеспечение беременных женщин и граждан, имеющих детей возникает, как правило, в случае его нарушения, если создаются препятствия на пути реализации, отказано в признании за лицом этого права, не исполняются обязанности по предоставлению права на социальное обеспечение. Проведение настоящего исследования позволило выделить ряд проблем и предложений по их решению и совершенствованию законодательства в области социальной и судебной защиты прав граждан на социальное обеспечение.
Во-первых, была выявлена проблема сложности законодательства, регулирующего вопрос социальной защиты беременных женщин и граждан, имеющих детей, которое становится все более недоступным для понимания даже специалистами, не говоря уже о населении.
Решением такой проблемы может выступать более адаптированное для граждан каждого субъекта Федерации законодательство, которое стало бы более доступным для понимания, в связи с чем уменьшились бы основания для нарушения конституционных прав граждан на социальное обеспечение, поскольку законы стали бы более понятны, как работодателям, так и специалистам органов государственной власти: Фонда социального страхования, Управления социальной политики и Пенсионного Фонда России, так, естественно, и самим гражданам. В таком случае, количество обращений граждан в уполномоченные органы и суды общей юрисдикции уменьшилось бы, так как специалисты, точно понимая законодательство, сократили количество ошибок в своей же работе, а получатели пособий и других социальных гарантий точно знали свои права.
Проблема большого списка документов для предоставления пособий и иных социальных выплат беременным женщинам и семьям с детьми, сбор которого может быть не возможен в силу занятости и физических возможностей данной категории граждан, также говорит о необходимости усовершенствования законодательства в области социальной защиты прав граждан.
Для решения этой проблемы стоит внести изменения в Уставы органов исполнительной власти о взаимодействии данных органов с медицинскими организациями, Центром занятости населения и другими учреждениями документы, которых, требуются для предоставления пособий и иных мер государственного обеспечения граждан. Благодаря этому, список документов необходимый для предоставления в органы государственной власти может сократиться в разы или даже состоять только из документов подтверждающие личность гражданина (детей) или подтверждающие юридический факт (права на собственность, свидетельство с ЕГРИП или ЕГРЮЛ и другое) и заявления гражданина на предоставление пособия или иной дополнительной меры государственной поддержки семей с детьми.
Из иска в районный суд города Иркутска по вопросу отказа работодателя выплачивать пособия по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, а также единовременного пособия при рождении ребенка видно, что требует усовершенствования законодательства, так как нарушаются конституционные права граждан на социальное обеспечение.
Решением этого вопроса будет, во-первых, ужесточение административной и уголовной ответственности работодателей за невыплату пособий по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, а также единовременного пособия при рождении ребенка.
Например, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено наказание в виде наложения административного штрафа в размере: на должностных лиц от 1000 рублей до 5000 рублей, а на юридических лиц от 30000 рублей до 50000 рублей.
Ужесточить наказания за административные правонарушения в виде увеличения размеров административного штрафа в 2 раза, а также административное приостановление деятельности на срок до 120 суток.
В соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации уголовную ответственность за частичные невыплаты пособий свыше трех месяцев и полную невыплату пособий свыше двух месяцев могут нести руководитель организации, работодатель — физическое лицо, руководитель филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации.
Деяния по частичной невыплате наказываются штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до одного года, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года26.
Стоит также повысить штраф в два раза, увеличить срок лишения права заниматься определенной деятельностью до трех лет.
Деяния по полной невыплате наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Штраф, как и в частичной невыплате пособий увеличить в два раза, увеличение срока лишения права заниматься определенной деятельностью до пяти лет.
Тем самым могут быть сведены к минимуму нарушения трудового законодательства.
Во-вторых, необходимо изменение порядка возмещения работодателям Фондом социального страхования затрат по выплате пособий. Возмещение затрат должно производиться только в том случае, когда работник получил данное пособие от работодателя. То есть в список документов, предоставляемых для возмещения затрат, должно добавиться заявление от работника о том, что он действительно получил данное пособие от работодателя. В данном случае у работодателей не будет корыстных целей на денежные средства для возмещения пособий.
А, в-третьих, работникам Фонда социального страхования, Управления социальной защиты населения, Пенсионного фонда России или иным организациям стоит проводить информационно-просветительскую деятельность, направленную на ознакомление работодателей и работников со своими правами и обязанностями, а также ознакомление с ответственностью за нарушение законодательства в области социальной защиты.
Помимо пособий беременным женщинам и гражданам, имеющим детей с 1 января 2007 года, появилась дополнительная мера государственной поддержки семей с детьми – материнский (семейный) капитал. Поэтому не удивительно, что проблемы возникают и ним.
Например, по иску прокурора в районный суд города Иркутска по вопросу неисполнения обязательств по использованию средств материнского (семейного) капитала.
Из данного искового заявления в районный суд города Иркутска видно, что прокуратурой района была проведена проверка по исполнению лицами, получившими денежные средства по материнскому (семейному) капиталу на улучшение жилищных условий, принятых на себя обязательств по оформлению на своих несовершеннолетних детей права собственности на жилое помещение.
Проведенной проверкой установлено, что гражданка N в августе 2022 года у гражданки L была приобретена 1/3 доля в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: ул. З. д. 34 кв.31. При этом, данное жилое помещение было приобретено с использованием средств материнского капитала.
При получении разрешения Управления Пенсионного фонда России по городу Иркутску и району на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала гражданкой F было нотариально оформлено обязательство, согласно которому ответчик в течении 6 месяцев после перечисления Пенсионным фондом России средств материнского (семейного) капитала лицу, осуществляющему отчуждение жилого помещения, должна оформить в общую собственность своих детей приобретенное жилое помещение. Принятые на себя обязательства гражданка F не исполнила.
Так как несовершеннолетними детьми в Российской Федерации занимается орган опеки и попечительства, то решением данной проблемы может стать расширение перечня полномочий сотрудников органа опеки и попечительства. Сейчас работники органа опеки и попечительства устанавливаются только лишь за неблагополучными семьями, либо за детьми, оставшимися без попечения родителей в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Но нарушение прав и интересов детей могут происходить и в благополучных семьях, без ведома уполномоченных органов27.
Поэтому нужно проводить проверки на нарушение прав и интересов детей во всех семья, а также оказывать взаимодействие в осуществлении этих прав и интересов вне зависимости от благополучия данной семьи. Данную проверку должны осуществлять сотрудники органа опеки и попечительство либо участковый уполномоченный полиции, например, ежеквартально, то есть четыре раза в год.
2. В настоящее время фактические и патронатные воспитатели ребенка не имеют права на единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью. Поэтому предлагается включить их в круг получателей этого пособия, установив его размер, равный единовременному пособию при рождении ребенка.
2.2. Рекомендации по совершенствованию законодательства в области социальной и судебной защиты беременных женщин и граждан, имеющих детей
Необходимость дальнейшего совершенствования законодательства в области социальной защиты беременных женщин и граждан, имеющих детей, которое бы, с одной стороны, устанавливало достойный уровень социального обеспечения беременных женщин и граждан, имеющих детей, а с другой — гарантировало гражданам простоту и доступность беспрепятственной реализации своих конституционных прав на социальное обеспечение, вполне очевидна для дальнейшей эффективности всей системы предоставления социальной защиты в целом.
Потребность в защите конституционного права на социальное обеспечение беременных женщин и граждан, имеющих детей возникает, как правило, в случае его нарушения, если создаются препятствия на пути реализации, отказано в признании за лицом этого права, не исполняются обязанности по предоставлению права на социальное обеспечение. Проведение настоящего исследования позволило выделить ряд проблем и предложений по их решению и совершенствованию законодательства в области социальной и судебной защиты прав граждан на социальное обеспечение.
Во-первых, была выявлена проблема сложности законодательства, регулирующего вопрос социальной защиты беременных женщин и граждан, имеющих детей, которое становится все более недоступным для понимания даже специалистами, не говоря уже о населении.
Решением такой проблемы может выступать более адаптированное для граждан каждого субъекта Федерации законодательство, которое стало бы более доступным для понимания, в связи с чем уменьшились бы основания для нарушения конституционных прав граждан на социальное обеспечение, поскольку законы стали бы более понятны, как работодателям, так и специалистам органов государственной власти: Фонда социального страхования, Управления социальной политики и Пенсионного Фонда России, так, естественно, и самим гражданам. В таком случае, количество обращений граждан в уполномоченные органы и суды общей юрисдикции уменьшилось бы, так как специалисты, точно понимая законодательство, сократили количество ошибок в своей же работе, а получатели пособий и других социальных гарантий точно знали свои права.
Проблема большого списка документов для предоставления пособий и иных социальных выплат беременным женщинам и семьям с детьми, сбор которого может быть не возможен в силу занятости и физических возможностей данной категории граждан, также говорит о необходимости усовершенствования законодательства в области социальной защиты прав граждан.
Для решения этой проблемы стоит внести изменения в Уставы органов исполнительной власти о взаимодействии данных органов с медицинскими организациями, Центром занятости населения и другими учреждениями документы, которых, требуются для предоставления пособий и иных мер государственного обеспечения граждан. Благодаря этому, список документов необходимый для предоставления в органы государственной власти может сократиться в разы или даже состоять только из документов подтверждающие личность гражданина (детей) или подтверждающие юридический факт (права на собственность, свидетельство с ЕГРИП или ЕГРЮЛ и другое) и заявления гражданина на предоставление пособия или иной дополнительной меры государственной поддержки семей с детьми.
Из иска в районный суд города Иркутска по вопросу отказа работодателя выплачивать пособия по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, а также единовременного пособия при рождении ребенка видно, что требует усовершенствования законодательства, так как нарушаются конституционные права граждан на социальное обеспечение.
Решением этого вопроса будет, во-первых, ужесточение административной и уголовной ответственности работодателей за невыплату пособий по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, а также единовременного пособия при рождении ребенка.
Например, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено наказание в виде наложения административного штрафа в размере: на должностных лиц от 1000 рублей до 5000 рублей, а на юридических лиц от 30000 рублей до 50000 рублей.
Ужесточить наказания за административные правонарушения в виде увеличения размеров административного штрафа в 2 раза, а также административное приостановление деятельности на срок до 120 суток.
В соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации уголовную ответственность за частичные невыплаты пособий свыше трех месяцев и полную невыплату пособий свыше двух месяцев могут нести руководитель организации, работодатель — физическое лицо, руководитель филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации.
Деяния по частичной невыплате наказываются штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до одного года, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года26.
Стоит также повысить штраф в два раза, увеличить срок лишения права заниматься определенной деятельностью до трех лет.
Деяния по полной невыплате наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Штраф, как и в частичной невыплате пособий увеличить в два раза, увеличение срока лишения права заниматься определенной деятельностью до пяти лет.
Тем самым могут быть сведены к минимуму нарушения трудового законодательства.
Во-вторых, необходимо изменение порядка возмещения работодателям Фондом социального страхования затрат по выплате пособий. Возмещение затрат должно производиться только в том случае, когда работник получил данное пособие от работодателя. То есть в список документов, предоставляемых для возмещения затрат, должно добавиться заявление от работника о том, что он действительно получил данное пособие от работодателя. В данном случае у работодателей не будет корыстных целей на денежные средства для возмещения пособий.
А, в-третьих, работникам Фонда социального страхования, Управления социальной защиты населения, Пенсионного фонда России или иным организациям стоит проводить информационно-просветительскую деятельность, направленную на ознакомление работодателей и работников со своими правами и обязанностями, а также ознакомление с ответственностью за нарушение законодательства в области социальной защиты.
Помимо пособий беременным женщинам и гражданам, имеющим детей с 1 января 2007 года, появилась дополнительная мера государственной поддержки семей с детьми – материнский (семейный) капитал. Поэтому не удивительно, что проблемы возникают и ним.
Например, по иску прокурора в районный суд города Иркутска по вопросу неисполнения обязательств по использованию средств материнского (семейного) капитала.
Из данного искового заявления в районный суд города Иркутска видно, что прокуратурой района была проведена проверка по исполнению лицами, получившими денежные средства по материнскому (семейному) капиталу на улучшение жилищных условий, принятых на себя обязательств по оформлению на своих несовершеннолетних детей права собственности на жилое помещение.
Проведенной проверкой установлено, что гражданка N в августе 2022 года у гражданки L была приобретена 1/3 доля в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: ул. З. д. 34 кв.31. При этом, данное жилое помещение было приобретено с использованием средств материнского капитала.
При получении разрешения Управления Пенсионного фонда России по городу Иркутску и району на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала гражданкой F было нотариально оформлено обязательство, согласно которому ответчик в течении 6 месяцев после перечисления Пенсионным фондом России средств материнского (семейного) капитала лицу, осуществляющему отчуждение жилого помещения, должна оформить в общую собственность своих детей приобретенное жилое помещение. Принятые на себя обязательства гражданка F не исполнила.
Так как несовершеннолетними детьми в Российской Федерации занимается орган опеки и попечительства, то решением данной проблемы может стать расширение перечня полномочий сотрудников органа опеки и попечительства. Сейчас работники органа опеки и попечительства устанавливаются только лишь за неблагополучными семьями, либо за детьми, оставшимися без попечения родителей в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Но нарушение прав и интересов детей могут происходить и в благополучных семьях, без ведома уполномоченных органов27.
Поэтому нужно проводить проверки на нарушение прав и интересов детей во всех семья, а также оказывать взаимодействие в осуществлении этих прав и интересов вне зависимости от благополучия данной семьи. Данную проверку должны осуществлять сотрудники органа опеки и попечительство либо участковый уполномоченный полиции, например, ежеквартально, то есть четыре раза в год.