Файл: Факторы инфляции и их особенности в российской экономике.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Весенне-летнее снижение цен оказалось гораздо менее ощутимым, чем мартовский рост. Некоторые товары с высокой долей импорта, например легковые иномарки, не подешевели совсем. Сказался дефицит на рынке, который нивелировал снижение курса доллара.
Но все же главный фактор, который тормозил и продолжает тормозить российскую инфляцию, — охлаждение спроса. Товары не дорожают в условиях, когда их не хотят или не могут покупать. Не хотят — из-за общей неопределенности и стресса, который мешает людям планировать жизнь и совершать покупки. А не могут — из-за снижения реальных доходов населения, отставших от роста цен, и сокращения ассортимента.
Например, новые легковые автомобили фактически перестали дорожать с мая — как раз из-за дефицита спроса. Кто-то отказывается от покупки из-за скудного ассортимента моделей машин и их комплектаций. Но большинство просто не может позволить себе купить авто по нынешним ценам.
Кроме того, восстановлению потребительского спроса мешает сокращение кредитования. Даже после снижения ставок условия на рынке заимствований еще далеки от докризисных. Банки ужесточили стандарты кредитования, стали более придирчивы в одобрении кредитов. По данным российских бюро кредитных историй, число банковских заемщиков в стране во втором квартале 2022 года сократилось на 300 тысяч человек. Объем суммарного кредитного портфеля за то же время уменьшился на 400 млрд рублей.
К августу 2022 годовая инфляция в России снизилась до 14,3%. При этом в месячном выражении три месяца подряд фиксировалась дефляция — снижение цен. В последний раз такое наблюдалось в стране больше десяти лет назад.
В сентябре месячный темп роста цен в стране снова стал положительным. То есть потребительская корзина стала чуть дороже, чем была в августе, — на символические 0,05%. Основной вклад в это внесли операторы мобильной связи и страховые компании, поднявшие тарифы. Первые вынуждены компенсировать расходы на подорожавшее оборудование, вторые — на выплаты по полисам ОСАГО и каско. Из-за роста цен на запчасти стоимость автостраховки закономерно выросла.
Вместе с тем в годовом выражении инфляция осенью продолжила замедляться. В октябре она опустилась ниже 13%. Новым фактором, значение которого в стране еще не успели оценить в полной мере, стала частичная мобилизация.
По мнению руководства Центробанка, сейчас она способствует замедлению инфляции: сотни тысяч мужчин, призванных на службу, перестали потреблять товары и услуги, снизив совокупный спрос. Но в будущем их выпадение из экономической жизни страны будет толкать цены вверх. Рынок труда лишился кадров, что неизбежно скажется на выпуске внутреннего продукта.
Также к росту инфляции должны привести выплаты военнослужащим. Если 300 тысяч человек будут получать заявленные 195 тысяч рублей, то рынку это будет ежемесячно давать почти 60 млрд рублей дополнительного потребления. При этом в ЦБ такие риски не считают значительными, ссылаясь на сберегательную модель поведения семей мобилизованных.
По итогам сентября 2022 года Россия расположилась на 17-м месте среди стран G20 по темпам роста потребительских цен. Выше инфляция была только в Нидерландах (14,5%), Аргентине (83%) и Турции (83,5%). А наименьший индекс отмечен в Китае, Японии, Саудовской Аравии и Швейцарии — в районе 3%. При этом у флагмана европейской экономики — Германии — инфляция стала уже двузначной. В целом в еврозоне она близка к 10%. В США на пике была больше 9%.
Если для России инфляционные волны — дело привычное, то для развитых стран такие темпы роста цен — аномалия. Инфляция бьет 30—50-летние рекорды. Начало ускоренному росту было положено еще в прошлом году, связано оно с выходом из ковидного кризиса. Одной из причин стали массированные финансовые вливания в крупнейшие экономики мира, которые позволяли себе правительства, поддерживая людей и бизнес во время вынужденных простоев из-за пандемии. В итоге перебои в производстве и повышение стоимости сырья не позволили удовлетворить растущий спрос заряженных деньгами людей на товары и услуги.
В этом году проблемы с ростом цен по всему миру усугубила геополитика. Из-за событий вокруг Украины возникли глобальные перебои с поставками зерна, удобрений, нефти и газа. Из-за роста цен на энергоносители и продовольствие Международный валютный фонд в июле повысил прогноз мировой инфляции на 2022 год до 8,3%, а в октябре — до 8,8%.
Для борьбы с инфляцией финансовые власти ужесточают монетарную политику. В США Федеральная резервная система (ФРС) с начала года подняла ключевую ставку с 0,25 до 4%. В конце октября Европейский центральный банк (ЕЦБ), который ранее также держал ставку близкой к нулевой, довел
ее до 2% годовых.
Пока эти меры не оказали существенного влияния на цены. На повышенном уровне их продолжают держать дорогие углеводороды, продукты питания, перебои с поставками и дисбаланс спроса и предложения. Тем не менее в странах, где к борьбе с инфляцией власти подходят более решительно, позитивные сигналы уже появились. Например, в США годовой рост цен в октябре снизился до 7,7%, что стало минимумом с февраля этого года. А вот в еврозоне инфляция в октябре установила новый рекорд, увеличившись до 10,6%, после чего в ноябре снизилась до 10%.
Как в Европе, так и в Америке цикл роста ставок будет продолжен — об этом прямо говорят финансовые власти, формируя ожидания участников рынка. Обе экономики ориентированы на инфляцию 2% и не планируют пересматривать этот целевой уровень. Но у процесса подавления инфляции есть и обратная сторона: если ЕЦБ и ФРС продолжат взвинчивать ставки, побочными эффектами могут стать падение спроса и рецессия.
Для России такой исход также будет малоприятным. Замедление роста мировой экономики приведет к снижению спроса на энергоресурсы, а значит, к их удешевлению. Это будет означать падение экспорта и уменьшение доходов российского бюджета.
В ЦБ посчитали, что в случае мировой рецессии нефть российской марки Urals в ближайшие два года будет стоить в среднем 35 $ за баррель. Это вдвое меньше, чем она стоила в ноябре 2022 года, и почти втрое меньше, чем минувшим летом. Дешевые нефть и газ приведут к снижению ВВП, ослаблению рубля и более продолжительной высокой инфляции. Так что проблемы в мировой экономике россиянам точно не на руку.
Три сценария для российской экономики: новые прогнозы от ЦБ
По прогнозу Банка России, к концу 2022 года инфляция в стране составит 12—13%. Этот ориентир учитывает в том числе декабрьскую индексацию тарифов ЖКХ, которую перенесли с июня следующего года. В 2023 инфляция снизится до 5—7%, а в 2024 вернется к 4%.
Регулятор ранее отмечал, что мог бы вернуть инфляцию к цели и быстрее, но не намерен делать это в ущерб экономике страны. Чтобы облегчить ее структурную трансформацию, нужно сохранить доступность кредитного финансирования как для бизнеса, так и для потребителей. Таким образом, возвращение к 4-процентной инфляции намеренно затягивается на полтора года, чтобы минимизировать потери в производстве.
При этом отдельные аналитики пророчат, что уже в следующем году инфляция в России может опуститься даже ниже целевого уровня. Причины — крепкий рубль, дешевые энергоресурсы для внутреннего рынка и осторожность людей в обращении с деньгами. Потребительский пессимизм россиян из-за политической неопределенности и опасений за свое будущее продолжит отрицательно сказываться на спросе и замедлять рост цен, считают эксперты.
В глобальном масштабе риски долгосрочной высокой инфляции также оцениваются как небольшие. В последние десятилетия в мире распространилась стратегия таргетирования инфляции. Борьбу за умеренный рост цен ставят своим приоритетом уже около полусотни стран, на которые приходится 70% мирового ВВП. В таких условиях миру едва ли грозит продолжительная высокая инфляция.
2.2 Оценка и задачи антиинфляционной политики с учетом анализа факторов инфляции
В результате проведенного анализа факторов инфляции, динамики основных индексов цен и антиинфляционной политики Банка России было установлено, что ужесточение монетарной политики не было эффективным для сдерживания инфляции, как и ее смягчение не привело в 2018-2019 гг. к повышению темпов роста цен и темпов экономического роста. Причиной этого факта является незначительный вклад монетарных факторов в темпы инфляции, тогда как значимую роль немонетарных и монетарно-немонетарных факторов (валютный курс) подчеркивают не только исследователи, но и (в последние годы) представители центрального банка.
Еще перед кризисом 2014 года экономисты обращали внимание на то, что антиинфляционная политика должна исходить из понимания инфляции как многофакторного процесса, а регуляторы должны быть готовы к тому, что рост экономики будет сопровождаться повышением темпов инфляции1. Аналогичный вывод можно найти в современных публикациях. В тоже время подчеркивается, что антиинфляционная политика центральным банком проводится в социально-экономических условиях, формируемых, в том числе, Министерством финансов РФ, которое фактически заинтересовано в инфляции, чтобы не сокращать расходы и обеспечить минимальный дефицит. Поэтому в антиинфляционной политики требуются коррективы: для нейтрализации факторов, провоцирующих инфляцию издержек необходимы единые усилия разных регуляторов: ФАС, министерств сельского хозяйства, строительства и ЖКХ, транспорта и других.
Необходимо учитывать структурные факторы инфляции и обеспечить региональный механизм рефинансирования, стимулировать создание системы небольших местных банков, ориентированных на работу не на финансовых рынках, а с местным малым бизнесом. Министерству финансов РФ следует осуществить поддержку бизнеса в плане адресного снижения налоговой нагрузки1.
Необходимость компромисса между целями по инфляции и темпам экономического роста в России даже вошла в учебники. Так, отмечается что устойчивость национальной валюты, равно как и борьба с инфляцией, не должна быть самоцелью Банка России, поскольку необходимо обеспечивать благоприятные финансовые условия для развития экономики страны2.
Следует заметить, что необходимость учета немонетарных факторов инфляции разделяется руководством и аналитиками Банка России. Были разработаны направления политики противодействия таким факторам:
– в отношении волатильности цен на продовольствие, которая, в том числе порождается проблемами развития транспортной и складской логистики, предлагаются мероприятия по региональной поддержке и софинансированию проектов обеспечения инфраструктурными объектами (строительство дорог, сетей электросвязи, водоснабжение и водоотведение, газификация);
– в направлении регулирования естественных монополий предполагаются меры, направленные на демонополизацию рынков жилищно-коммунальных услуг, увязку лимитов на повышение тарифов с реализацией программ эффективности субъектов естественных монополий, а также мониторинг мониторинга влияния несовершенной конкуренции на инфляцию;
– в направления снижения зависимости от колебаний обменного курса предлагается расширение доступа малых и средних предприятий к производным финансовым инструментам1.
Однако исследователи подчеркивают, что в настоящее время Банк России, признавая значимость немонетарных факторов, оказывает влияние на инфляцию монетарными мерами. Задачи, которые должен ставить перед собой центральный банк заключаются в интеграции монетарных и немонетарных факторов в модель антиинфляционной политики. Вместе с тем, учет немонетарных факторов инфляции – сложная аналитическая процедура, работающая по принципу «скользящего моделирования», поскольку из-за смены влияния этих факторов построить долгосрочную модель не представляется возможным.
Таким образом, политика Банка России позволила добиться определенных успехов по снижению уровня инфляции в условиях снижения реальных доходов населения и повышения цен на нефть. Но необходима модернизация антиинфляционной политики с учетом ограниченного влияния монетарного