Файл: Формирование универсальных учебных действий в основной школе от действия к мысли.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 306

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Формирование

универсальных учебных действий

в основной школе:

от действия к мысли

Система заданий

Пособие для учителя

Под редакцией

А. Г. Асмолова
Москва «Просвещение» 2010

УДК 37.01 ББК 74.202 Ф79

Серия «Стандарты второго поколения» основана в 2008 г.

Руководители проекта:

президент РАО Н. Д. Никандров, академик РАО А. Г. Асмо­лов, член-корр. РАО А. М. Кондаков

Авторы: А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, Н. Г. Салмина, С. В. Молчанов

Формирование универсальных учебных действий в Ф79 основной школе : от действия к мысли. Система зада­ний : пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бур­менская, И. А. Володарская и др.] ; под ред. А. Г. Асмо-лова. — М. : Просвещение, 2010. — 159 с. : ил. —

18ВК 978-5-09-020588-7.

Пособие посвящено одному из ключевых положений Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего об­разования второго поколения — формированию универсальных учеб­ных действий в основной школе.

В пособии даны описания основных видов универсальных учеб­ных действий и путей их формирования с учётом возрастных особен­ностей учащихся 5—9 классов. Представлены основные типы заданий, направленных на развитие и оценку личностных, познавательных, ре­гулятивных, коммуникативных и других универсальных учебных действий.

Пособие адресовано учителям основной школы, родителям, а также всем, кто интересуется инновационными направлениями развития новой школы.

УДК 37.01 ББК 74.202

18ВК 978-5-09-020588-7 © Издательство «Просвещение», 2010

© Художественное оформление. Издательство «Просвещение, 2010 Все права защищены

Предисловие

Перемены, происходящие в современном обществе, требу­ют ускоренного совершенствования образовательного про­странства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением ста­новится обеспечение развивающего потенциала новых обра­зовательных стандартов. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспи­
тания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Ло­гика развития универсальных учебных действий, помогающая ученику почти в буквальном смысле объять необъятное, стро­ится по формуле: от действия — к мысли.

Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образова­тельного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвое­ния, т. е. умения учиться.

В 2006 г. авторами этой книги, разрабатывающими с опо­рой на научную школу культурно-исторической психологии Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Мудрик, П. Я. Гальпе­рина и Д. Э. Эльконина стандарты второго поколения, в ходе реализации проекта Программа развития универсальных учеб­ных действий были созданы её методология и модель. На ос­нове этой методологии были определены функции, содержание и номенклатура универсальных учебных действий, дана общая характеристика их психологического содержания и способов их формирования в образовательном процессе. Критериями дифференциации видов универсальных учебных действий ста­ли: функции, структура и форма, особенности возникнове­ния, в том числе условия организации учебной деятельности. В результате анализа были выделены основные виды универ­сальных учебных действий: личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оце­нивания), регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование), познава­тельные (общеучебные, логические и знаково-символические) и коммуникативные. Были определены общие критерии и способы оценки сформированности универсальных учебных действий у учащихся, сформулированы общие рекомендации по их формированию с учётом специфики учебных предметов.

Создание методологии позволило перейти к разработке Программы развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего школьного образования. В ходе реализации проекта группой разработчиков в 2007 г. был проведён сравнительный анализ существующих подходов

к определению перечня, функций и содержания универсаль­ных учебных действий в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте с учётом специфики возрастных психоло­гических особенностей; уточнена модель системного строения универсальных учебных действий; конкретизирована и уточ­нена номенклатура, функции и содержание универсальных учебных действий; определён перечень базовых модельных универсальных учебных действий, являющихся основой для разработки системы типовых задач для оценки их сформиро­ванности в системе начального общего образования.

Проведённый анализ позволил выделить специфическую для старшего дошкольного и младшего школьного возраста форму личностных, регулятивных, познавательных и коммуни­кативных универсальных учебных действий, условия и факто­ры их развития в образовательном процессе; составить психолого-педагогические рекомендации по организации их формирования с учётом содержания учебных предметов.

Итогом реализации поставленных задач стали Программа развития универсальных учебных действий для предшкольно­го и начального общего образования и Система типовых за­дач для оценки сформированности универсальных учебных действий. Внедрение данной программы позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе. Данные положения и рекомендации могут стать основой проведения мониторинга для оценки успеш­ности личностного и познавательного развития детей в ходе учебной деятельности, а также могут быть использованы при разработке образовательных программ, создании учебников и учебно-методических материалов для начальной школы.

Представленная здесь Программа развития универсаль­ных учебных действий для основного общего образования направлена на создание условий для повышения образователь­ного и воспитательного потенциала образовательных учрежде­ний, обеспечение формирования важнейшей компетенции лич­ности — умения учиться, создание благоприятных условий для личностного и познавательного развития учащихся.

РАЗДЕЛ I

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования

ГЛАВА 1. Методология проектирования Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования


Теоретико-методологической основой разработки Про­граммы развития универсальных учебных действий для основ­ного общего образования в рамках создания государственных стандартов общего образования второго поколения стали:

  • культурно-исторический системно-деятельностный под­ход, разрабатываемый в трудах отечественных психоло­гов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина и др., раскрывающий основные психологи­ческие условия и механизмы процесса усвоения знаний, фор­мирования картины мира, общую структуру учебной деятель­ности учащихся;

  • учение о структуре и динамике психологического воз­раста (Л. С. Выготский) и периодизация психического разви­тия ребёнка, определяющая возрастные психологические осо­бенности развития личности и познания (Д. Б. Эльконин).

Созданная на этой основе Программа развития универсаль­ных учебных действий позволяет выделить основные результа­ты обучения и воспитания, выраженные в терминах универ­сальных учебных действий в форме психологических новооб­разований как показателей гармоничного развития личности.

Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на резуль­таты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. Понимание сущности образователь­ного результата зависит от парадигмы1 образования, опреде­ляющей его главные цели. В отечественной психологической и педагогической науках глубоко разработана деятельност-ная парадигма образования, декларирующая целью образо­вания развитие личности учащегося на основе изучения универсальных способов познания и освоения мира. В соответ­ствии с этим процесс учения понимается не только как ус­воение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственно­го опыта и социальной компетентности.

Культурно-исторический системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концеп­ции Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические
закономерности процесса обучения и структуру учебной дея­тельности учащихся с учётом общих закономерностей воз­растного развития детей и подростков. Одно из положений деятельностного подхода заключается в том, что психологи­ческие способности человека являются результатом преобра­зования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путём последовательных измене­ний. Соответственно личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. В деятельностном подходе обосновано положение, согласно которому содержа­ние образования проектирует определённый тип мышления — эмпирический или теоретический — в зависимости от содер­жания обучения (эмпирические или научные понятия). Обу­чение осуществляет свою ведущую роль в умственном развитии учащихся прежде всего через содержание усваиваемых знаний (Л. С. Выготский, 1996). В основе усвоения системы научных понятий, определяющих развитие теоретического мышления и прогресс познавательного развития учащихся, лежит орга­низация системы учебных действий.

Основные результаты обучения и воспитания в отношении достижений социального, личностного, познавательного и ком­муникативного развития обеспечивают широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и само­развитию.

Социальное развитие — формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в поликультурном обществе, воспитания патриотических убеж­дений; освоение основных социальных ролей, норм и правил.

Личностное развитие — развитие готовности и способ­ности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятель­ности,

1 Парадигма (в пер. с греч. — пример, образец) — исходная концепту­альная схема, модель постановки проблем и их решения.
высокой социальной и профессиональной мобильнос­ти на основе непрерывного образования и компетенции уметь учиться; формирование образа мира, ценностно-смысловых ориентации и нравственных оснований личност­