Файл: Формирование универсальных учебных действий в основной школе от действия к мысли.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 332

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  • придумать заголовок к тексту;

  • составить план текста;

  • подобрать эпиграф к тексту.

Приёмы осмысления текста

Постановка перед собой вопроса и поиск ответа на него (в самом тексте, путём воспоминаний, путём рассужде­ния, путём обращения за информацией к другому лицу) — В.

Постановка вопроса-предположения — в вопросе есть предположительный ответ. Например: а не потому ли..., что...? Может быть, это объясняется тем, что...? — ВПр.

Антиципация плана изложения — предвосхищение того, о чём будет говориться дальше — АП.

Антиципация содержания — предвосхищение того, что именно будет сказано дальше — АС.

Реципация — мысленное возвращение к ранее прочитан­ному тексту и повторное его осмысление под влиянием новой мысли — Р.

Пример задания:

Летом 1240 года шведское войско погрузилось на корабли (В). Войско в 5 тысяч воинов возглавлял ярл (князь) Ульф Фаси. С ним шёл зять короля Эрика Биргер. В июле шведы, совершив мор- ской поход, вошли в Неву (ВПр). Шведский полководец, бу­дучи уверенным в своей непобедимости, выслал к князю Алекса­ндру Ярославичу послов со словами (АС): «Если хочешь воспро­тивиться мне, то я уже пришёл. Приди и поклонись, проси ми­лости и дам её, сколько захочу. А если воспротивишься, возьму в плен, разорю и порабощу землю твою» (АС).

Быстро снарядив дружину и отряд новгородских ополченцев, Александр повёл воинов в атаку на шведский лагерь (АП). В ле­вый фланг удар нанесли пехотинцы, а по центру и справа, стре­мясь отрезать шведов от судов, ударила конница. Сам Александр участвовал в сражении и в поединке с королевичем Биргером (ВП), поразил его копьём (Р). Новгородцы славно сражались (АП). Богатырь Миша с пешей дружиной атаковал и изрубил три швед­ских корабля. Удалец Савва подсёк и уронил королевский шатёр. Ратмир отважно сражался, будучи окружённым шведами (ВПр). Шведы погрузили своих павших в три корабля и по варяжскому обычаю затопили их в море, а ночью уплыли домой (Р).

С великой победой возвратился в Новгород Александр (АС). Князь Александр Ярославич получил почётное прозвище Невский (Р). Было ему тогда 20 лет (Р).

Критерии оценивания:

  • адекватное использование приёмов осмысления текста;

  • выделение основной идеи (концепта) текста в виде заголовка и эпиграфа;

  • корректное составление плана текста.

Задание «Постановка вопросов к тексту»


Цель: овладение приёмом постановки вопросов к тексту и составления плана.

Возраст: 14—15 лет.

Учебные дисциплины: гуманитарные (география, история и др.) и естественно-научные (физика, биология, химия).

Форма выполнения задания-, работа индивидуальная и в группах.

Описание задания: овладение приёмом Должно осущест­вляться на материале домашних заданий по какой-либо учеб­ной дисциплине и стать предметом оценки и обсуждения науроке. \

Учащимся предлагается составить план к тексту, руковод- I ствуясь приёмом выделения субъекта — подлежащего (о чём | говорится во фрагменте текста?) и предиката — сказуемо- ] го (что говорится о субъекте текста?). Формальным основанием выделения фрагмента текста, в отношении которого I следует выделять субъект и предикат, является абзац \ каждый новый смысловой фрагмент начинается с красной строки.

Каждый субъект и предикат текста должны быть записа­ны в виде пункта плана. По завершении составления плана учащийся должен воспользоваться им для пересказа прочи­танного текста.

Критерии оценивания:

  • адекватность выделения субъекта и предиката текста;

  • полнота и адекватность составленного плана;

  • правильность воспроизведения учащимся текста с опорой на план.



Задания для освоения приёмов логического запоминания информации, извлеченной из текстов

Цель: освоение приёмов логического запоминания инфор­мации, извлечённой из текстов.

Возраст: 12—15 лет.

Учебные дисциплины: гуманитарные (история, литература, география и др.) и естественно-научные (физика, биология, химия).

Форма выполнения задания: работа индивидуальная, в парах и группах.

Описание задания: после чтения и составления плана текста и графических схем учащимся предлагаются следую­щие варианты выполнения задания:

  • взаимная проверка по вопросам учебника с опорой на план текста;

  • пересказ в парах с опорой на план и графическую схему;

  • составление устной и письменной аннотации с опорой на план и графическую схему;

подготовка учебных докладов с подбором иллюстратив­ного материала (репродукции картин, публикации в средствах

массовой информации, рисунки, фотографии и пр.).

Критерии оценивания:

  • адекватность и точность воспроизведения текста;

  • адекватность отражения в аннотации основных положе­ний текста;

  • адекватность отражения в графической схеме логических и смысловых связей фрагментов текста.


ГЛАВА 4. Регулятивные универсальные учебные действия
Психологическое содержание и условия развития

Развитие способности к регуляции своей деятельности применительно к подростковому возрасту должно быть рас­смотрено в трёх аспектах:

  • формирование способности личности к целеполаганию и построению жизненных планов во временной перспективе. Этот аспект представляется особенно важным, поскольку имеет прямое отношение к процессу порождения личностно­го смысла и мотивации учения;

  • развитие регуляции учебной деятельности;

  • саморегуляция эмоциональных и функциональных со­стояний.

Развитие регулятивных способностей составляет ключевую компетентность личности. В программах, направленных на подготовку учащихся к самостоятельной жизни, широко используемых в образовательной системе США, выделяют управленческие, т. е. регулятивные, универсальные умения — способность справляться с жизненными задачами; планиро­вать цели и пути их достижения и устанавливать приорите­ты; контролировать своё время и управлять им; решать зада­чи; принимать решения и вести переговоры. Наиболее важ­ными умениями, связанными с самореализацией личности в школьном возрасте, т. е. с управлением процессом построе­ния жизненной стратегии, выступают самооценка и выстраи­вание стратегии в отношении учения (Д. Хемблин).

Основными структурными компонентами саморегуляции личности являются ценности, цели, идеалы, образ «Я», уро­вень притязаний, самооценка. Самооценка выполняет регуля­тивную функцию посредством уровня притязаний, задающих систему требований, которые сам человек предъявляет к себе.
Целеполагание и построение жизненных планов

Построение жизненных планов во временной перспективе является психологическим новообразованием подросткового возраста. Развитие способности к целеполаганию во времен­ной перспективе принципиально меняет ход развития подро­стка. Из развития, осуществляемого, преимущественно в фор­ме воспитания и обучения, обусловленного внешне заданны­ми целями, оно преобразуется в подлинное саморазвитие на основе осознанных личностью жизненных целей и планов их
достижения.

Самоопределение личности, составляющее центральное новообразование старшего подросткового возраста, неотдели­мо от формирования жизненных планов, выполняющих важ­нейшую функцию целенаправленной саморегуляции поведе­ния на основе предвидения отдалённых событий будущего (Л. И. Божович). Осмысление времени собственной жизни составляет одну из основных задач, которую ставит перед со­бой подросток, задачу, приобретающую самоценность. В ходе её решения формируется целостное представление о времени жизни, где события прошлого, настоящего и будущего зани­мают соответствующее место и наделяются соответствующим статусом. Жизненная перспектива выступает как целостная картина будущего, в которой возможные (планируемые и ожидаемые) события находятся в многосторонней и неодно­значной взаимосвязи друг с другом. Построение жизненной перспективы предполагает составление жизненных планов, включающих последовательность этапных целей и задач в их взаимосвязи, планирование путей и средств их достижения, на основе рефлексии смысла реализации поставленных целей. Благодаря жизненной перспективе появляется принципиаль­но новый тип саморегуляции личности — целевая регуляция, включающая отдалённые жизненные планы, с которыми со­относятся конкретные цели (Л. С. Выготский, 1983).

Построение жизненных планов на основе целеполагания в подростковом возрасте имеет свои особенности (Л. И. Божович, 1997; Н. Н. Толстых, 2007; А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых, 1990; Г. А. Цукерман, Б. М. Мастеров, 1995; М. Р. Гинзбург, 1995). Планы подростков на будущее пока ещё не отвечают в достаточной мере требованиям реалистичности, воплощая подростковый максимализм и высокие притязания. Жизнен­ные планы и цели в этом возрасте ещё не имеют достаточ­ных оснований и условий для их реализации и выступают скорее как мечты и пожелания на будущее, а не реальное планирование будущего. Соответственно целевое планирова­ние жизненной перспективы характеризуется низкой вероят­ностью реализации жизненных планов
Временная перспектива, включающая последовательность прошлого, настоящего и будущего жизненного пути, формиру­ется постепенно от разрозненности и недостаточной связан­ности этапов к их взаимосвязи и системности. Для ребёнка главным и единственным временем жизни является настоя­щее, а в самосознании подростка главным измерением вре­