Файл: Формирование универсальных учебных действий в основной школе от действия к мысли.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 332
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
придумать заголовок к тексту; -
составить план текста; -
подобрать эпиграф к тексту.
Приёмы осмысления текста
Постановка перед собой вопроса и поиск ответа на него (в самом тексте, путём воспоминаний, путём рассуждения, путём обращения за информацией к другому лицу) — В.
Постановка вопроса-предположения — в вопросе есть предположительный ответ. Например: а не потому ли..., что...? Может быть, это объясняется тем, что...? — ВПр.
Антиципация плана изложения — предвосхищение того, о чём будет говориться дальше — АП.
Антиципация содержания — предвосхищение того, что именно будет сказано дальше — АС.
Реципация — мысленное возвращение к ранее прочитанному тексту и повторное его осмысление под влиянием новой мысли — Р.
Пример задания:
Летом 1240 года шведское войско погрузилось на корабли (В). Войско в 5 тысяч воинов возглавлял ярл (князь) Ульф Фаси. С ним шёл зять короля Эрика Биргер. В июле шведы, совершив мор- ской поход, вошли в Неву (ВПр). Шведский полководец, будучи уверенным в своей непобедимости, выслал к князю Александру Ярославичу послов со словами (АС): «Если хочешь воспротивиться мне, то я уже пришёл. Приди и поклонись, проси милости и дам её, сколько захочу. А если воспротивишься, возьму в плен, разорю и порабощу землю твою» (АС).
Быстро снарядив дружину и отряд новгородских ополченцев, Александр повёл воинов в атаку на шведский лагерь (АП). В левый фланг удар нанесли пехотинцы, а по центру и справа, стремясь отрезать шведов от судов, ударила конница. Сам Александр участвовал в сражении и в поединке с королевичем Биргером (ВП), поразил его копьём (Р). Новгородцы славно сражались (АП). Богатырь Миша с пешей дружиной атаковал и изрубил три шведских корабля. Удалец Савва подсёк и уронил королевский шатёр. Ратмир отважно сражался, будучи окружённым шведами (ВПр). Шведы погрузили своих павших в три корабля и по варяжскому обычаю затопили их в море, а ночью уплыли домой (Р).
С великой победой возвратился в Новгород Александр (АС). Князь Александр Ярославич получил почётное прозвище Невский (Р). Было ему тогда 20 лет (Р).
Критерии оценивания:
-
адекватное использование приёмов осмысления текста; -
выделение основной идеи (концепта) текста в виде заголовка и эпиграфа; -
корректное составление плана текста.
Задание «Постановка вопросов к тексту»
Цель: овладение приёмом постановки вопросов к тексту и составления плана.
Возраст: 14—15 лет.
Учебные дисциплины: гуманитарные (география, история и др.) и естественно-научные (физика, биология, химия).
Форма выполнения задания-, работа индивидуальная и в группах.
Описание задания: овладение приёмом Должно осуществляться на материале домашних заданий по какой-либо учебной дисциплине и стать предметом оценки и обсуждения науроке. \
Учащимся предлагается составить план к тексту, руковод- I ствуясь приёмом выделения субъекта — подлежащего (о чём | говорится во фрагменте текста?) и предиката — сказуемо- ] го (что говорится о субъекте текста?). Формальным основанием выделения фрагмента текста, в отношении которого I следует выделять субъект и предикат, является абзац — \ каждый новый смысловой фрагмент начинается с красной строки.
Каждый субъект и предикат текста должны быть записаны в виде пункта плана. По завершении составления плана учащийся должен воспользоваться им для пересказа прочитанного текста.
Критерии оценивания:
-
адекватность выделения субъекта и предиката текста; -
полнота и адекватность составленного плана; -
правильность воспроизведения учащимся текста с опорой на план.
■
Задания для освоения приёмов логического запоминания информации, извлеченной из текстов
Цель: освоение приёмов логического запоминания информации, извлечённой из текстов.
Возраст: 12—15 лет.
Учебные дисциплины: гуманитарные (история, литература, география и др.) и естественно-научные (физика, биология, химия).
Форма выполнения задания: работа индивидуальная, в парах и группах.
Описание задания: после чтения и составления плана текста и графических схем учащимся предлагаются следующие варианты выполнения задания:
-
взаимная проверка по вопросам учебника с опорой на план текста;
-
пересказ в парах с опорой на план и графическую схему;
-
составление устной и письменной аннотации с опорой на план и графическую схему;
— подготовка учебных докладов с подбором иллюстративного материала (репродукции картин, публикации в средствах
массовой информации, рисунки, фотографии и пр.).
Критерии оценивания:
-
адекватность и точность воспроизведения текста; -
адекватность отражения в аннотации основных положений текста; -
адекватность отражения в графической схеме логических и смысловых связей фрагментов текста.
ГЛАВА 4. Регулятивные универсальные учебные действия
Психологическое содержание и условия развития
Развитие способности к регуляции своей деятельности применительно к подростковому возрасту должно быть рассмотрено в трёх аспектах:
-
формирование способности личности к целеполаганию и построению жизненных планов во временной перспективе. Этот аспект представляется особенно важным, поскольку имеет прямое отношение к процессу порождения личностного смысла и мотивации учения; -
развитие регуляции учебной деятельности; -
саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний.
Развитие регулятивных способностей составляет ключевую компетентность личности. В программах, направленных на подготовку учащихся к самостоятельной жизни, широко используемых в образовательной системе США, выделяют управленческие, т. е. регулятивные, универсальные умения — способность справляться с жизненными задачами; планировать цели и пути их достижения и устанавливать приоритеты; контролировать своё время и управлять им; решать задачи; принимать решения и вести переговоры. Наиболее важными умениями, связанными с самореализацией личности в школьном возрасте, т. е. с управлением процессом построения жизненной стратегии, выступают самооценка и выстраивание стратегии в отношении учения (Д. Хемблин).
Основными структурными компонентами саморегуляции личности являются ценности, цели, идеалы, образ «Я», уровень притязаний, самооценка. Самооценка выполняет регулятивную функцию посредством уровня притязаний, задающих систему требований, которые сам человек предъявляет к себе.
Целеполагание и построение жизненных планов
Построение жизненных планов во временной перспективе является психологическим новообразованием подросткового возраста. Развитие способности к целеполаганию во временной перспективе принципиально меняет ход развития подростка. Из развития, осуществляемого, преимущественно в форме воспитания и обучения, обусловленного внешне заданными целями, оно преобразуется в подлинное саморазвитие на основе осознанных личностью жизненных целей и планов их
достижения.
Самоопределение личности, составляющее центральное новообразование старшего подросткового возраста, неотделимо от формирования жизненных планов, выполняющих важнейшую функцию целенаправленной саморегуляции поведения на основе предвидения отдалённых событий будущего (Л. И. Божович). Осмысление времени собственной жизни составляет одну из основных задач, которую ставит перед собой подросток, задачу, приобретающую самоценность. В ходе её решения формируется целостное представление о времени жизни, где события прошлого, настоящего и будущего занимают соответствующее место и наделяются соответствующим статусом. Жизненная перспектива выступает как целостная картина будущего, в которой возможные (планируемые и ожидаемые) события находятся в многосторонней и неоднозначной взаимосвязи друг с другом. Построение жизненной перспективы предполагает составление жизненных планов, включающих последовательность этапных целей и задач в их взаимосвязи, планирование путей и средств их достижения, на основе рефлексии смысла реализации поставленных целей. Благодаря жизненной перспективе появляется принципиально новый тип саморегуляции личности — целевая регуляция, включающая отдалённые жизненные планы, с которыми соотносятся конкретные цели (Л. С. Выготский, 1983).
Построение жизненных планов на основе целеполагания в подростковом возрасте имеет свои особенности (Л. И. Божович, 1997; Н. Н. Толстых, 2007; А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых, 1990; Г. А. Цукерман, Б. М. Мастеров, 1995; М. Р. Гинзбург, 1995). Планы подростков на будущее пока ещё не отвечают в достаточной мере требованиям реалистичности, воплощая подростковый максимализм и высокие притязания. Жизненные планы и цели в этом возрасте ещё не имеют достаточных оснований и условий для их реализации и выступают скорее как мечты и пожелания на будущее, а не реальное планирование будущего. Соответственно целевое планирование жизненной перспективы характеризуется низкой вероятностью реализации жизненных планов
Временная перспектива, включающая последовательность прошлого, настоящего и будущего жизненного пути, формируется постепенно от разрозненности и недостаточной связанности этапов к их взаимосвязи и системности. Для ребёнка главным и единственным временем жизни является настоящее, а в самосознании подростка главным измерением вре