Файл: Формирование универсальных учебных действий в основной школе от действия к мысли.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 310

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГЛАВА 2. Возрастные особенности подростка
Подростковый возраст как переходный от детства к взрослости

Границы подросткового периода охватывают возраст от 11 до 14—15 лет. Однако фактическое вступление в подрост­ковый возраст в зависимости от темпа развития конкретного ребёнка может происходить и раньше, и позже.

Подростковый период занимает особое место в цикле детского развития, что отражается в его характеристике как переходного, трудного, или критического. Основное содер­жание подросткового возраста составляет начало перехода от детства к взрослости. Это находит отражение в формиро­вании элементов взрослости в физическом, социальном, умственном, эмоционально-личностном развитии подростка. Именно на подростковый возраст приходятся сложные про­цессы перестройки организма, развития самосознания, фор­мирования нового типа отношений со взрослыми и сверстни­ками, расширения сферы интересов, умственного развития и становления морально-этических инстанций, опосредствую­щих поведение, деятельность и взаимоотношения.

Переходный характер данного периода ярко проявляется в переплетении и сосуществовании черт детскости и взрослос­ти. Одна из причин этого явления — в сочетании в жизни современных поколений детей обстоятельств, как тормозя­щих развитие взрослости (отсутствие у большинства подрост­ков каких-либо постоянных и серьёзных обязанностей, кроме учёбы, родительская опека и гиперпротекция), так и стиму­лирующих взросление (огромный поток информации, акселе­рация физического развития и полового созревания, большая занятость многих родителей и как возможное следствие этого — ранняя самостоятельность детей).

Оценка подросткового периода как трудного — критичес­кого — обусловлена бурным, скачкообразным характером развития и появлением у подростка значительных субъек­тивных трудностей и переживаний, а у взрослых труднос­тей в его воспитании
(непослушание, сопротивление, про­тест, упрямство, грубость, замкнутость, скрытность).

Д. Б. Эльконин (1971) выделяет в подростковом возрасте два периода: младший подростковый возраст (12—14 лет), в котором ведущей деятельностью является интимно-личност­ное общение со сверстниками, и старший подростковый воз­раст, или раннюю юность (15—17 лет), где ведущей является учебно-профессиональная деятельность (овладение системой научных понятий в контексте предварительного профессио­нального самоопределения).

Возрастные кризисы в 12 и 15 лет связаны с формирова­нием самосознания личности, принципиально меняющим ха­рактер её развития: от развития «по социальному проекту» подросток переходит к саморазвитию. Это кардинальным об­разом меняет характер учебной деятельности и социальную ситуацию развития — систему значимых социальных и меж­личностных отношений подростка.

Переход в основную школу (10—11 лет) исследован недо­статочно. Отмечая ограниченность фундаментальных теорети­ческих и эмпирических исследований, посвященных предпод-ростковому возрасту, Г. А. Цукерман называет его «ничья земля». Проблема психологической готовности перехода ре­бёнка из начальной в основную школу признаётся сегодня особо актуальной. Такой переход требует сформированности у младших школьников субъектности учебной деятельности — мотивированной активности, направленной на присвоение учебной деятельности, специфической учебной инициативы (Г. А. Цукерман), иначе говоря, нового уровня развития мо­тивов учения (А. К. Маркова, И. В. Дубровина, К. Н. Поли­ванова), способности к целеполаганию и смыслообразованию в учебной деятельности (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов), ком­петентности в учебном сотрудничестве (Г. А. Цукерман), сформированности начальных форм формально-логического интеллекта. Становление субъектности связано в первую оче­редь с формированием новой мотивационной направленнос­ти и смысла учения. Новая внутренняя позиция учащегося заключается в направленности на самостоятельный познава­тельный Поиск, постановку учебных целей, овладение учеб­ными действиями, включая контрольные и оценочные, ини­циативу в организации учебного сотрудничества.



Развитие самосознания в подростковом возрасте



В отечественной психологии возникновение и развитие самосознания рассматривают как центральное психологичес­кое новообразование подросткового возраста. Л. С. Выготский считал, что самосознание подростка есть социальное созна­ние, перенесённое внутрь (1983). Д. Б. Эльконин в качестве центрального новообразования младшего подросткового воз­раста рассматривал чувство взрослости, через которое под­росток сравнивает и отождествляет себя с другими, строит свои отношения и трансформирует свою деятельность (1989). Чувство взрослости — особая форма самосознания, заключа­ющаяся в том, что самосознание выступает как форма осо­знания своих социальных, а не индивидуальных качеств, т. е. как социальное самосознание. Аффективная форма пережи­вания своего места в мире определяет самосознание подрост­ка как чувство взрослости.

Центральным и специфическим новообразованием в лич­ности подростка является возникновение у него представле­ния о том, что он уже не ребёнок (чувство взрослости). Это проявляется в поведении подростка в форме стремления быть и считаться взрослым, хотя у него ещё нет ощущения подлинной, полноценной взрослости. Противоречие между потребностью подростка в признании его взрослым со сто­роны окружающих и собственной неуверенностью в этом рождает активные попытки подростка всеми силами доказать, что он уже не ребёнок. Названное противоречие составляет психологическое основание подросткового возраста как нор­мативного кризиса с его сложными поведенческими прояв­лениями. Кульминационная точка подросткового кризиса независимости часто приходится на 13 лет, когда в поведе­нии наиболее выражены такие проявления, как строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, обесценивание авторитета взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, не­привычно ревностное отношение к собственности (например, требование не трогать его вещи и т. д.).

Формированию чувства взрослости у подростка способ­ствуют два главных фактора: 1) осознание им сдвигов в своём физическом развитии и половом созревании; 2) социальные условия, создающие возможность проявить свою самостоя­тельность. Возникновение чувства взрослости делает подрост­ка обострённо восприимчивым к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях. Фактически это означает внутреннюю
переориентацию подростка с правил и ограничений, связан­ных с моралью послушания, характерной для детей и фикси­рующей их несамостоятельность, неравноправное и зависимое положение в мире взрослых, на нормы поведения взрослых. Ориентация подростка на взрослых проявляется в стремлении походить на них внешне, приобщиться к некоторым сторонам их жизни и деятельности, в том числе интимным, приобрести их качества, умения, права и привилегии.

Вначале привлекательными для подростка могут стать главным образом внешние проявления взрослости, посколь­ку в них наиболее зримо выступают отличительные черты внешнего облика и манеры поведения взрослых и их преиму­щества по сравнению с детьми (курение, игра в карты, упо­требление вина, специфический лексикон, взрослая мода в одежде, причёсках, косметика, украшения, приёмы кокет­ства, способы отдыха, развлечений, ухаживания и т. п.).

Подростковый возраст предполагает постепенное развитие взрослости, т. е. готовности ребёнка к жизни в обществе взрослых как равноценного и равноправного участника. Следу­ет различать объективную взрослость как объективную готов­ность принять права и обязанности взрослого члена общества и субъективную готовность как часто неосознанное отноше­ние к себе как ко взрослому (чувство взрослости) и тенден­цию взрослости. Возникновение чувства взрослости напря­мую не связано с половым созреванием, а определяется тем, какое значение придаст ему сам подросток. Д. Б. Эльконин выделяет различные виды взрослости:

  • социоморальную взрослость как участие в заботе о семье, близость и дружеские отношения со взрослым, авто­номия и готовность к отстаиванию своих морально-этических убеждений и принципов, поступков и взглядов;

  • взрослость в интеллектуальной деятельности как эле­менты самообразования, интеллектуальные увлечения и цен­ности;

  • внешнюю взрослость — романтические отношения со сверстниками, характер развлечений, взрослость во внешнем облике и манере поведения.

Очевидно, что продуктивной с точки зрения решения задач развития будет социоморальная и интеллектуальная взрослость. Показателями чувства взрослости являются требо­вание подростка, чтобы к нему относились как к взрослому;
стремление к самостоятельности и автономии; наличие собственной линии поведения. Условиями формирования чувства взрослости являются сфера, содержание и характер самостоятельности

подростка; отношение взрослых к подро­стку и его самостоятельности (поощрение или ограничение); отношения со сверстниками.

Перестройка взаимоотношений со взрослыми. Претен­зии подростка на новые права прежде всего распространяют­ся на всю сферу его взаимоотношений с близкими взрослы­ми. Подросток начинает сопротивляться требованиям, кото­рые раньше охотно выполнял; он обижается и протестует, когда родители ограничивают его самостоятельность, опекают как маленького: контролируют, требуют послушания, наказы­вают, не считаются с его интересами, отношениями, мнени­ем и т. п. У подростка появляется обострённое чувство собственного достоинства: он осознаёт себя человеком, ко­торого нельзя подавлять, унижать, лишать права на самосто­ятельность. Существовавший в детстве тип отношений стано­вится для него неприемлемым. В результате права взрослых он ограничивает, а свои расширяет и претендует на уваже­ние его личности, равноправие со взрослыми, он старается добиться признания взрослыми его самостоятельности. Разные формы протеста и неподчинения подростка — сред­ство изменить прежний тип отношений со взрослыми на новый, характерный для общения взрослых.

Благополучная форма перехода к новому типу отношений возможна, если взрослый сам проявляет инициативу или, учитывая требования подростка, перестраивает своё отноше­ние к нему. Этому, однако, препятствует ряд существенных моментов: 1) сохранение прежнего общественного положения подростка: он был и остаётся учеником, школьником; 2) пол­ная материальная зависимость от родителей; 3) прочно уко­ренившаяся привычка родителей (а часто и учителей) направ­лять и контролировать ребёнка; 4) сохранение у подростка детских черт в облике и поведении; 5) отсутствие у подрост­ка фактических умений действовать самостоятельно. Всё это позволяет взрослому относиться к подростку ещё как к ребён­ку, который должен подчиняться и слушаться, и оправдыва­ет мнение о нецелесообразности расширения его прав и самостоятельности. Однако развитие социальной взрослости подростка объективно необходимо для его подготовки к буду­