Файл: Формирование универсальных учебных действий в основной школе от действия к мысли.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 310
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГЛАВА 2. Возрастные особенности подростка
Подростковый возраст как переходный от детства к взрослости
Границы подросткового периода охватывают возраст от 11 до 14—15 лет. Однако фактическое вступление в подростковый возраст в зависимости от темпа развития конкретного ребёнка может происходить и раньше, и позже.
Подростковый период занимает особое место в цикле детского развития, что отражается в его характеристике как переходного, трудного, или критического. Основное содержание подросткового возраста составляет начало перехода от детства к взрослости. Это находит отражение в формировании элементов взрослости в физическом, социальном, умственном, эмоционально-личностном развитии подростка. Именно на подростковый возраст приходятся сложные процессы перестройки организма, развития самосознания, формирования нового типа отношений со взрослыми и сверстниками, расширения сферы интересов, умственного развития и становления морально-этических инстанций, опосредствующих поведение, деятельность и взаимоотношения.
Переходный характер данного периода ярко проявляется в переплетении и сосуществовании черт детскости и взрослости. Одна из причин этого явления — в сочетании в жизни современных поколений детей обстоятельств, как тормозящих развитие взрослости (отсутствие у большинства подростков каких-либо постоянных и серьёзных обязанностей, кроме учёбы, родительская опека и гиперпротекция), так и стимулирующих взросление (огромный поток информации, акселерация физического развития и полового созревания, большая занятость многих родителей и как возможное следствие этого — ранняя самостоятельность детей).
Оценка подросткового периода как трудного — критического — обусловлена бурным, скачкообразным характером развития и появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний, а у взрослых трудностей в его воспитании
(непослушание, сопротивление, протест, упрямство, грубость, замкнутость, скрытность).
Д. Б. Эльконин (1971) выделяет в подростковом возрасте два периода: младший подростковый возраст (12—14 лет), в котором ведущей деятельностью является интимно-личностное общение со сверстниками, и старший подростковый возраст, или раннюю юность (15—17 лет), где ведущей является учебно-профессиональная деятельность (овладение системой научных понятий в контексте предварительного профессионального самоопределения).
Возрастные кризисы в 12 и 15 лет связаны с формированием самосознания личности, принципиально меняющим характер её развития: от развития «по социальному проекту» подросток переходит к саморазвитию. Это кардинальным образом меняет характер учебной деятельности и социальную ситуацию развития — систему значимых социальных и межличностных отношений подростка.
Переход в основную школу (10—11 лет) исследован недостаточно. Отмечая ограниченность фундаментальных теоретических и эмпирических исследований, посвященных предпод-ростковому возрасту, Г. А. Цукерман называет его «ничья земля». Проблема психологической готовности перехода ребёнка из начальной в основную школу признаётся сегодня особо актуальной. Такой переход требует сформированности у младших школьников субъектности учебной деятельности — мотивированной активности, направленной на присвоение учебной деятельности, специфической учебной инициативы (Г. А. Цукерман), иначе говоря, нового уровня развития мотивов учения (А. К. Маркова, И. В. Дубровина, К. Н. Поливанова), способности к целеполаганию и смыслообразованию в учебной деятельности (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов), компетентности в учебном сотрудничестве (Г. А. Цукерман), сформированности начальных форм формально-логического интеллекта. Становление субъектности связано в первую очередь с формированием новой мотивационной направленности и смысла учения. Новая внутренняя позиция учащегося заключается в направленности на самостоятельный познавательный Поиск, постановку учебных целей, овладение учебными действиями, включая контрольные и оценочные, инициативу в организации учебного сотрудничества.
Развитие самосознания в подростковом возрасте
В отечественной психологии возникновение и развитие самосознания рассматривают как центральное психологическое новообразование подросткового возраста. Л. С. Выготский считал, что самосознание подростка есть социальное сознание, перенесённое внутрь (1983). Д. Б. Эльконин в качестве центрального новообразования младшего подросткового возраста рассматривал чувство взрослости, через которое подросток сравнивает и отождествляет себя с другими, строит свои отношения и трансформирует свою деятельность (1989). Чувство взрослости — особая форма самосознания, заключающаяся в том, что самосознание выступает как форма осознания своих социальных, а не индивидуальных качеств, т. е. как социальное самосознание. Аффективная форма переживания своего места в мире определяет самосознание подростка как чувство взрослости.
Центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение у него представления о том, что он уже не ребёнок (чувство взрослости). Это проявляется в поведении подростка в форме стремления быть и считаться взрослым, хотя у него ещё нет ощущения подлинной, полноценной взрослости. Противоречие между потребностью подростка в признании его взрослым со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом рождает активные попытки подростка всеми силами доказать, что он уже не ребёнок. Названное противоречие составляет психологическое основание подросткового возраста как нормативного кризиса с его сложными поведенческими проявлениями. Кульминационная точка подросткового кризиса независимости часто приходится на 13 лет, когда в поведении наиболее выражены такие проявления, как строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, обесценивание авторитета взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, непривычно ревностное отношение к собственности (например, требование не трогать его вещи и т. д.).
Формированию чувства взрослости у подростка способствуют два главных фактора: 1) осознание им сдвигов в своём физическом развитии и половом созревании; 2) социальные условия, создающие возможность проявить свою самостоятельность. Возникновение чувства взрослости делает подростка обострённо восприимчивым к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях. Фактически это означает внутреннюю
переориентацию подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, характерной для детей и фиксирующей их несамостоятельность, неравноправное и зависимое положение в мире взрослых, на нормы поведения взрослых. Ориентация подростка на взрослых проявляется в стремлении походить на них внешне, приобщиться к некоторым сторонам их жизни и деятельности, в том числе интимным, приобрести их качества, умения, права и привилегии.
Вначале привлекательными для подростка могут стать главным образом внешние проявления взрослости, поскольку в них наиболее зримо выступают отличительные черты внешнего облика и манеры поведения взрослых и их преимущества по сравнению с детьми (курение, игра в карты, употребление вина, специфический лексикон, взрослая мода в одежде, причёсках, косметика, украшения, приёмы кокетства, способы отдыха, развлечений, ухаживания и т. п.).
Подростковый возраст предполагает постепенное развитие взрослости, т. е. готовности ребёнка к жизни в обществе взрослых как равноценного и равноправного участника. Следует различать объективную взрослость как объективную готовность принять права и обязанности взрослого члена общества и субъективную готовность как часто неосознанное отношение к себе как ко взрослому (чувство взрослости) и тенденцию взрослости. Возникновение чувства взрослости напрямую не связано с половым созреванием, а определяется тем, какое значение придаст ему сам подросток. Д. Б. Эльконин выделяет различные виды взрослости:
Очевидно, что продуктивной с точки зрения решения задач развития будет социоморальная и интеллектуальная взрослость. Показателями чувства взрослости являются требование подростка, чтобы к нему относились как к взрослому;
стремление к самостоятельности и автономии; наличие собственной линии поведения. Условиями формирования чувства взрослости являются сфера, содержание и характер самостоятельности
подростка; отношение взрослых к подростку и его самостоятельности (поощрение или ограничение); отношения со сверстниками.
Перестройка взаимоотношений со взрослыми. Претензии подростка на новые права прежде всего распространяются на всю сферу его взаимоотношений с близкими взрослыми. Подросток начинает сопротивляться требованиям, которые раньше охотно выполнял; он обижается и протестует, когда родители ограничивают его самостоятельность, опекают как маленького: контролируют, требуют послушания, наказывают, не считаются с его интересами, отношениями, мнением и т. п. У подростка появляется обострённое чувство собственного достоинства: он осознаёт себя человеком, которого нельзя подавлять, унижать, лишать права на самостоятельность. Существовавший в детстве тип отношений становится для него неприемлемым. В результате права взрослых он ограничивает, а свои расширяет и претендует на уважение его личности, равноправие со взрослыми, он старается добиться признания взрослыми его самостоятельности. Разные формы протеста и неподчинения подростка — средство изменить прежний тип отношений со взрослыми на новый, характерный для общения взрослых.
Благополучная форма перехода к новому типу отношений возможна, если взрослый сам проявляет инициативу или, учитывая требования подростка, перестраивает своё отношение к нему. Этому, однако, препятствует ряд существенных моментов: 1) сохранение прежнего общественного положения подростка: он был и остаётся учеником, школьником; 2) полная материальная зависимость от родителей; 3) прочно укоренившаяся привычка родителей (а часто и учителей) направлять и контролировать ребёнка; 4) сохранение у подростка детских черт в облике и поведении; 5) отсутствие у подростка фактических умений действовать самостоятельно. Всё это позволяет взрослому относиться к подростку ещё как к ребёнку, который должен подчиняться и слушаться, и оправдывает мнение о нецелесообразности расширения его прав и самостоятельности. Однако развитие социальной взрослости подростка объективно необходимо для его подготовки к буду
Подростковый возраст как переходный от детства к взрослости
Границы подросткового периода охватывают возраст от 11 до 14—15 лет. Однако фактическое вступление в подростковый возраст в зависимости от темпа развития конкретного ребёнка может происходить и раньше, и позже.
Подростковый период занимает особое место в цикле детского развития, что отражается в его характеристике как переходного, трудного, или критического. Основное содержание подросткового возраста составляет начало перехода от детства к взрослости. Это находит отражение в формировании элементов взрослости в физическом, социальном, умственном, эмоционально-личностном развитии подростка. Именно на подростковый возраст приходятся сложные процессы перестройки организма, развития самосознания, формирования нового типа отношений со взрослыми и сверстниками, расширения сферы интересов, умственного развития и становления морально-этических инстанций, опосредствующих поведение, деятельность и взаимоотношения.
Переходный характер данного периода ярко проявляется в переплетении и сосуществовании черт детскости и взрослости. Одна из причин этого явления — в сочетании в жизни современных поколений детей обстоятельств, как тормозящих развитие взрослости (отсутствие у большинства подростков каких-либо постоянных и серьёзных обязанностей, кроме учёбы, родительская опека и гиперпротекция), так и стимулирующих взросление (огромный поток информации, акселерация физического развития и полового созревания, большая занятость многих родителей и как возможное следствие этого — ранняя самостоятельность детей).
Оценка подросткового периода как трудного — критического — обусловлена бурным, скачкообразным характером развития и появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний, а у взрослых трудностей в его воспитании
(непослушание, сопротивление, протест, упрямство, грубость, замкнутость, скрытность).
Д. Б. Эльконин (1971) выделяет в подростковом возрасте два периода: младший подростковый возраст (12—14 лет), в котором ведущей деятельностью является интимно-личностное общение со сверстниками, и старший подростковый возраст, или раннюю юность (15—17 лет), где ведущей является учебно-профессиональная деятельность (овладение системой научных понятий в контексте предварительного профессионального самоопределения).
Возрастные кризисы в 12 и 15 лет связаны с формированием самосознания личности, принципиально меняющим характер её развития: от развития «по социальному проекту» подросток переходит к саморазвитию. Это кардинальным образом меняет характер учебной деятельности и социальную ситуацию развития — систему значимых социальных и межличностных отношений подростка.
Переход в основную школу (10—11 лет) исследован недостаточно. Отмечая ограниченность фундаментальных теоретических и эмпирических исследований, посвященных предпод-ростковому возрасту, Г. А. Цукерман называет его «ничья земля». Проблема психологической готовности перехода ребёнка из начальной в основную школу признаётся сегодня особо актуальной. Такой переход требует сформированности у младших школьников субъектности учебной деятельности — мотивированной активности, направленной на присвоение учебной деятельности, специфической учебной инициативы (Г. А. Цукерман), иначе говоря, нового уровня развития мотивов учения (А. К. Маркова, И. В. Дубровина, К. Н. Поливанова), способности к целеполаганию и смыслообразованию в учебной деятельности (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов), компетентности в учебном сотрудничестве (Г. А. Цукерман), сформированности начальных форм формально-логического интеллекта. Становление субъектности связано в первую очередь с формированием новой мотивационной направленности и смысла учения. Новая внутренняя позиция учащегося заключается в направленности на самостоятельный познавательный Поиск, постановку учебных целей, овладение учебными действиями, включая контрольные и оценочные, инициативу в организации учебного сотрудничества.
Развитие самосознания в подростковом возрасте
В отечественной психологии возникновение и развитие самосознания рассматривают как центральное психологическое новообразование подросткового возраста. Л. С. Выготский считал, что самосознание подростка есть социальное сознание, перенесённое внутрь (1983). Д. Б. Эльконин в качестве центрального новообразования младшего подросткового возраста рассматривал чувство взрослости, через которое подросток сравнивает и отождествляет себя с другими, строит свои отношения и трансформирует свою деятельность (1989). Чувство взрослости — особая форма самосознания, заключающаяся в том, что самосознание выступает как форма осознания своих социальных, а не индивидуальных качеств, т. е. как социальное самосознание. Аффективная форма переживания своего места в мире определяет самосознание подростка как чувство взрослости.
Центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение у него представления о том, что он уже не ребёнок (чувство взрослости). Это проявляется в поведении подростка в форме стремления быть и считаться взрослым, хотя у него ещё нет ощущения подлинной, полноценной взрослости. Противоречие между потребностью подростка в признании его взрослым со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом рождает активные попытки подростка всеми силами доказать, что он уже не ребёнок. Названное противоречие составляет психологическое основание подросткового возраста как нормативного кризиса с его сложными поведенческими проявлениями. Кульминационная точка подросткового кризиса независимости часто приходится на 13 лет, когда в поведении наиболее выражены такие проявления, как строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, обесценивание авторитета взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, непривычно ревностное отношение к собственности (например, требование не трогать его вещи и т. д.).
Формированию чувства взрослости у подростка способствуют два главных фактора: 1) осознание им сдвигов в своём физическом развитии и половом созревании; 2) социальные условия, создающие возможность проявить свою самостоятельность. Возникновение чувства взрослости делает подростка обострённо восприимчивым к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях. Фактически это означает внутреннюю
переориентацию подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, характерной для детей и фиксирующей их несамостоятельность, неравноправное и зависимое положение в мире взрослых, на нормы поведения взрослых. Ориентация подростка на взрослых проявляется в стремлении походить на них внешне, приобщиться к некоторым сторонам их жизни и деятельности, в том числе интимным, приобрести их качества, умения, права и привилегии.
Вначале привлекательными для подростка могут стать главным образом внешние проявления взрослости, поскольку в них наиболее зримо выступают отличительные черты внешнего облика и манеры поведения взрослых и их преимущества по сравнению с детьми (курение, игра в карты, употребление вина, специфический лексикон, взрослая мода в одежде, причёсках, косметика, украшения, приёмы кокетства, способы отдыха, развлечений, ухаживания и т. п.).
Подростковый возраст предполагает постепенное развитие взрослости, т. е. готовности ребёнка к жизни в обществе взрослых как равноценного и равноправного участника. Следует различать объективную взрослость как объективную готовность принять права и обязанности взрослого члена общества и субъективную готовность как часто неосознанное отношение к себе как ко взрослому (чувство взрослости) и тенденцию взрослости. Возникновение чувства взрослости напрямую не связано с половым созреванием, а определяется тем, какое значение придаст ему сам подросток. Д. Б. Эльконин выделяет различные виды взрослости:
-
социоморальную взрослость как участие в заботе о семье, близость и дружеские отношения со взрослым, автономия и готовность к отстаиванию своих морально-этических убеждений и принципов, поступков и взглядов; -
взрослость в интеллектуальной деятельности как элементы самообразования, интеллектуальные увлечения и ценности; -
внешнюю взрослость — романтические отношения со сверстниками, характер развлечений, взрослость во внешнем облике и манере поведения.
Очевидно, что продуктивной с точки зрения решения задач развития будет социоморальная и интеллектуальная взрослость. Показателями чувства взрослости являются требование подростка, чтобы к нему относились как к взрослому;
стремление к самостоятельности и автономии; наличие собственной линии поведения. Условиями формирования чувства взрослости являются сфера, содержание и характер самостоятельности
подростка; отношение взрослых к подростку и его самостоятельности (поощрение или ограничение); отношения со сверстниками.
Перестройка взаимоотношений со взрослыми. Претензии подростка на новые права прежде всего распространяются на всю сферу его взаимоотношений с близкими взрослыми. Подросток начинает сопротивляться требованиям, которые раньше охотно выполнял; он обижается и протестует, когда родители ограничивают его самостоятельность, опекают как маленького: контролируют, требуют послушания, наказывают, не считаются с его интересами, отношениями, мнением и т. п. У подростка появляется обострённое чувство собственного достоинства: он осознаёт себя человеком, которого нельзя подавлять, унижать, лишать права на самостоятельность. Существовавший в детстве тип отношений становится для него неприемлемым. В результате права взрослых он ограничивает, а свои расширяет и претендует на уважение его личности, равноправие со взрослыми, он старается добиться признания взрослыми его самостоятельности. Разные формы протеста и неподчинения подростка — средство изменить прежний тип отношений со взрослыми на новый, характерный для общения взрослых.
Благополучная форма перехода к новому типу отношений возможна, если взрослый сам проявляет инициативу или, учитывая требования подростка, перестраивает своё отношение к нему. Этому, однако, препятствует ряд существенных моментов: 1) сохранение прежнего общественного положения подростка: он был и остаётся учеником, школьником; 2) полная материальная зависимость от родителей; 3) прочно укоренившаяся привычка родителей (а часто и учителей) направлять и контролировать ребёнка; 4) сохранение у подростка детских черт в облике и поведении; 5) отсутствие у подростка фактических умений действовать самостоятельно. Всё это позволяет взрослому относиться к подростку ещё как к ребёнку, который должен подчиняться и слушаться, и оправдывает мнение о нецелесообразности расширения его прав и самостоятельности. Однако развитие социальной взрослости подростка объективно необходимо для его подготовки к буду