Файл: Лабораторная работа 1 план по дисциплине Современные информационные технологии в профессиональной деятельности Тема занятия Текстовые редакторы, табличные процессоры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1 ПЛАН


По дисциплине: Современные информационные технологии в профессиональной деятельности

Тема занятия: Текстовые редакторы, табличные процессоры

Цель занятия: Ознакомиться с текстовыми редакторами и их пользовательским интерфейсом

Количество часов: 2

Задание 1:

− Изучить все вкладки диалогового окна Страница: Колонки, Сноска, Управление, Страница, Фон, Верхний/Нижний колонтитул, Обрамление.

− Научиться создавать колонтитулы.

− Пронумеровать страницы документа.

− Создать многоуровневый нумерованный список (как описано в за- дании).

− Построить таблицу, приведенную в приложении 1.

− Познакомиться с возможностями вывода документа на печать; уста- новки единиц измерения; преобразования таблицы в текст.

Основные понятия и определения: колонки, сноска, страница, фон, верхний/нижний колонтитул, обрамление, нумерация страниц.

Теоретические сведения Параметры страницы


Для установки параметров страницы в Open Office.org Writer использу- ется команда Формат→Страница, которая вызывает диалоговое окно Стиль страницы (Рисунок 20).

Для установления полей страницы используется вкладка Страница, в окнах которого можно установить:

  1. Сверху — верхнее поле страницы;

  2. Снизу — нижнее поле страницы;

  3. Слева — левое поле страницы; 4.Справа — правое поле страницы.

В рамке Образец показан внешний вид страницы с выбранными пара- метрами. Если страница должна иметь зеркальные поля, необходимо в Раз- метке страницы выбрать Зеркальные поля. В результате вместо полей Пра- вое и Левое появятся поля Внутри и Снаружи.

В поле Формат бумаги можно выбрать размер страницы документа. В поле Ширина и Высота можно ввести соответствующие значения ширины и высоты.

Установить поля страницы можно также с помощью координатных ли- неек в режиме Линейка. В этом режиме на экране присутствуют и вертикаль- ная, и горизонтальная координатные линейки. На координатных линейках поля страницы обозначены серым цветом. Необходимо установить указатель мыши на границу серого и белого участка (он будет иметь вид ↔) и пере- тянуть ее в нужное место.

В поле Ориентация выбирается ориентация страницы. Переключатель книжная означает вертикальную ориентацию, альбомная — горизонтальную.

Приводка — выравнивание текста в выбранном стиле страницы по вер- тикальной сетке страницы.


Стиль ссылки – следует выбрать стиль абзаца, который будет использо- ваться как ссылка для выравнивания текста в выбранном стиле страницы. Высота шрифта, указанная в стиле ссылки, определяет интервал для верти- кальной сетки страницы.



Рисунок 20 – Настройка параметров страниц в OpenOffice. org Writer

Настройка единиц измерения


  1. Запустить программу.

  2. В меню Сервис→Параметры→OpenOffice.org

Writer→Общие→Настройки→Единицы измерения следует выбрать Точка.

  1. Тогда, например, при установке межстрочного интервала, будут ис- пользоваться единицы измерения ПТ.



Рисунок 21 – Настройка единиц измерения

Замечание! Прежде чем выбрать команду Вставка→Поля→Номер страни- цы следует курсор установить в соответствующем (нижнем/верхнем) ко- лонтитуле.

Нумерация страниц


В OpenOffice.org Writer пронумеровать страницы можно в три шага:

  1. Если номера страниц должны быть сверху страницы необходимо включить верхний колонтитул командой Формат→Страница→Верхний ко- лонтитул, если же внизу страницы, то нужно включить нижний колонтитул командой Формат→Страница→Нижний колонтитул.

  2. Установить курсор в соответствующий колонтитул.

  3. Вставить номер страницы командой Вставка→Поля→Номер стра- ницы. Если нажать кнопку Дополнительно, то можно выбрать Фон и Обрам- ление.

  4. Выровнять номер страницы по левому краю, по правому краю или по центру с помощью кнопок панели инструментов.



Рисунок 22 – Кнопки выравнивания в OpenOffice.org Writer

Как убрать номер страницы с первого листа документа


Теперь убрать номер с первой страницы:

  1. Формат – Стили (или F11)

  2. В окошке «Стили и форматирование» четвёртая кнопка «Стили страницы»

  3. «Первая страница» двойной клик.



Рисунок 23 – Диалоговое окно Стили и форматирование

Колонтитул документа


Колонтитулом называется текст, который печатается внизу или вверху каждой страницы документа. В колонтитул можно вывести название доку- мента, название фирмы, имя и фамилию автора и пр.



В OpenOffice.org Writer можно отдельно вставлять верхний и нижний ко- лонтитулы.

Верхний колонтитул:

Для добавления верхнего колонтитула необходимо выполнить команду Формат→Страница→Верхний колонтитул (Рисунок 24).

Если нужно распространить верхний колонтитул на поля страницы, следует вставить в него рамку.

Верхний колонтитул – нужно задать свойства верхнего колонтитула. Вкл. верхний колонтитул – добавление верхнего колонтитула к текущему стилю страницы.

Одинаковое содержимое слева/справа - добавление нижнего колонтитула к четным и нечетным страницам. Этот параметр доступен только для стиля страницы По умолчанию.

Левое поле – нужно ввести расстояние между левым краем страницы и ле- вым краем верхнего колонтитула.

Правое поле – нужно ввести расстояние между правым краем страницы и правым краем верхнего колонтитула.

Интервал – следует задать интервал между верхним краем текста докумен- та и нижним краем верхнего колонтитула.

Использовать динамические интервалы – переопределяет параметр Интер- валы и позволяет расширить текст верхнего колонтитула в область между верхним колонтитулом и текстом документа.

Высота – нужно задать требуемую высоту для верхнего колонтитула.

Автоподбор высоты – высота верхнего колонтитула подбирается автома- тически в соответствии с вводимым содержимым.

Поле предварительного просмотра - отображает текущее выделение для предварительного просмотра.

− Дополнительно – определение границы, цвета фона или узора фона для верхнего колонтитула.

Нижний колонтитул:

Те же самые параметры можно задать и для нижнего колонтитула.



Рисунок 24 – Закладка Верхний колонтитул в OpenOffice.org Writer Использование списков

В текстовых документах перечисления различного типа оформляются в виде списков. Различают следующие типы списков: Маркированный, Нумеро- ванный, Многоуровневый. Список форматируется как до ввода элементов, так и для уже набранных в виде отдельных абзацев элементов. Существует несколько различных способов форматирования списков:

− с помощью команды Формат→Маркеры и нумерация (Рисунок 25);

− с помощью команды Контекстного меню→Список;

− с помощью кнопок панели Форматирование
: <Нумерованный список> и

<Маркированный список>. При щелчке по этим кнопкам автоматически по- является панель Маркеры и нумерация, позволяющая управлять списком.



Рисунок 25 – Панель Маркеры и нумерация

Команда Формат→Маркеры и нумерация, выводит диалоговое окно

«Маркеры и нумерация» для выбора вкладки, соответствующей типу списка, для дальнейшей настройки: Маркированный – Маркеры, Изображения, Ну- мерованный – Тип нумерации, Многоуровневый – Структура.

Многоуровневый список создается с использованием кнопок «Уве- личить отступ» и «Уменьшить отступ», расположенных на панели инстру- ментов Форматирование.

Удалить список можно несколькими способами:

  1. Стандартный способ удаления списка:

    1. выделить элементы, для которых осуществляется удаление форматов списка;

    2. выполнить команду Формат→ Маркеры и нумерация, кнопка <Уда- лить>.

  2. Удаление списка с помощью кнопок панели Форматирования:

− выделить элементы, для которых осуществляется удаление форматов списка;

− отжать кнопку <Список> определенного типа на панели Форматирова- ние.

Для прекращения формирования списка также можно, находясь на пу- стой строке списка, нажать клавишу .



Рисунок 26 – Диалоговое окно Маркеры и нумерация

Таблицы


Документы Open Office.org Writer часто содержат данные, оформлен- ные в виде таблицы. Таблица состоит из столбцов и строк, на пересечении которых находятся ячейки. В ячейках таблиц размещается информация произвольного типа: текст, числа, графика, рисунки, формулы и пр.

Способы создания таблиц


  1. Новую таблицу можно создать с помощью команды главного меню Таблица→Вставить→Таблица, которая вызывает диалоговое окно для указа- ния размерности таблицы – числа строк и столбцов. После указания размер- ности создаваемой таблицы можно осуществить ее автоформатирование – кнопка Автоформат.



Рисунок 27 – Диалоговое окно Вставка таблицы

  1. С помощью кнопки Таблица панели инструментов определяется кон- фигурация новой таблицы: при нажатой левой кнопке мыши закрашивается требуемое число столбцов и строк таблицы.

  2. Обрабатывать таблицу можно с помощью Стандартной панели инструментов Таблицы.



Рисунок 28 – Описание кнопок панели инструментов Таблица

Изменение структуры таблицы


  1. Выделение строк и столбцов.

Строк: протянуть мышь по ячейкам строки.

Столбцов: установить указатель мыши над нужным столбцом, добить- ся, чтоб он принял вид черной вертикальной стрелки, и щелкнуть левой кла- вишей мыши.

  1. Изменение размеров столбцов и строк. Столбцов.

− Зацепить мышью за метку границы столбца на линейке, добившись, чтоб указатель мыши принял вид черной двунаправленной стрелки ↔ (в том случае, если курсор установлен в поле таблицы) и протянуть в нужную сторону.

− Настроить указатель мыши на границе столбца непосредственно в поле таблицы, добившись чтоб указатель мыши принял вид черной дву- направленной стрелки и протянуть его в нужном направлении.

− Использовать п. м. ТаблицаСвойства таблицыСтолбе Шири- на столбца.

Строк.

− Зацепить мышью за метку границы строки на вертикальной ли- нейке, добившись, чтоб указатель мыши принял вид черной двунаправленной стрелки (в том случае, если курсор установлен в поле таблицы) и протянуть в нужную сторону.

− Настроить указатель мыши на границе строки непосредственно в поле таблицы, добившись чтоб указатель мыши принял вид черной дву- направленной стрелки, и протянуть его в нужном направлении.

Использовать Контекстное меню Строка Высота.



Рисунок 29 – Контекстное меню

3. Вставка столбцов и строк.

Столбцов. Выделить столбец, рядом с которым нужно вставить новый:

  1. Использовать кнопку на панели инструментов Вставить столбец (столбец будет добавлен слева).

  2. Таблица – ВставитьСтолбцы.

  3. Использовать Контекстное меню→Вставить→Столбцы.



Рисунок 30 – Диалоговое окно вставки столбцов

Строк. Выделить строку, над которой нужно вставить новую:

  1. Использовать кнопку на панели инструментов Вставить строку.

  2. ТаблицаВставить строку.

  3. Использовать Контекстное менюВставитьСтроки.

1.1.1. Удаление строк и столбцов.

− Выделить удаляемый элемент таблицы, использовать команду Та- блица УдалитьСтолбцы (Строки).

− Использовать контекстное меню команду Строка (Столбец) Удалить строку (столбец).

5. Заголовки. Используется в случае необходимости автоматического повторения «шапки» таблицы на каждом новом листе. Выделяем «шапку» та- блицы, используем команду: Таблица Повторять заголовки столбцов.

Преобразование таблицы в текст


Текстовый процессор позволяет преобразовать данные таблицы в текст и наоборот – текст в таблицу. Для этого следует выделить таблицу, в меню Таблица→ПреобразоватьТаблицу в текст



Затем в появившемся диалоговом окне следует выбрать способ разделе- ния текста



Рисунок 31 – Окно выбора разделителя текста, получаемого после преобразования таблицы

Ранее набранный текст может быть преобразован с помощью команды Таблица→Преобразовать в таблицу при условии, что текст подготовлен с использованием специальных символов-разделителей колонок (табулятор, абзац, пробел и т. д.)

Оформление таблицы


Для оформления таблицы (обрамление, заполнение и пр.) используется панель Таблицы и границы.

Редактирование таблицы


Текст внутри ячейки таблицы редактируется обычным образом.

Выделение ячеек, строк, столбцов также как и для текста можно произ- водить либо с помощью клавиатуры (одновременно нажать клавишу и клавишу перемещения курсора), либо с помощью мыши.

Также выделение можно производить с помощью команды Таблица, соответствующее выделение (строки, столбца или всей таблицы).

Печать документа


Перед печатью документа осуществляется проверка орфографии, про- смотр образа печатного документа с помощью команды Файл→Предварительный просмотр (или используя кнопку предварительного просмотра на панели Стандартная).

Затем задаются параметры страницы: поля, размер и ориентация бума- ги и некоторые другие. Для этого выполняется команда Файл, Параметры страницы.

Для печати документа можно использовать два способа: − Команду Файл→Печать;

− кнопку Печать на панели Стандартная.

Используя команду Файл→Печать можно задать параметры печати:

количество копий, номера выводимых на печать страниц, качество печати (с помощью кнопки Свойства).



Рисунок 32 – Окно печати документа

В поле окна Область печати можно задать количество печатаемых страниц:



Все – распечатка всего документа.



Страницы – следует указать нужные страницы через запятую, например:

  1. если нужно распечатать 3, 5 и 7 страницы следует внести эти номера через запятую;

  2. если нужно распечатать все страницы с 3 по 7, следует указать первую страницу диапазона и последнюю через тире 3–7;

Выделение – распечатка выделенного диапазона.

Можно задать нужное количество копий печати и упорядочить их.

Кнопка Печать на панели Стандартная служит для печати всего до-

кумента с предварительно заданными параметрами.

В целях экономии тонера можно задать экономное качество печати: в окне печати выбрать кнопку Свойства→Окончательная обработка→Экономия тонера.

Задание


  1. Создайте новый документ.

  2. Введите предложенные преподавателем элементы списка как отдель- ные абзацы.

  3. Скопируйте введенные данные ниже.

  4. Сформируйте список типа Маркированный, выполнив следующие действия:

− выделите элементы списка;

− выполните команду ФорматМаркеры и нумерация;

− выберите вкладку Изображение;

− установите указанные преподавателем параметры и нажмите кноп- ку .

  1. Повторите действия п.4, используя Нумерованный список.

  2. Повторите действия п.4, используя Многоуровневый список. При создании многоуровневого списка опишите строку меню (см. приложение Б задание 7).

  3. Сохраните и закройте созданный документ.

  4. Создайте новый документ.

  5. Создайте таблицу, приведенную в приложении 1.

  6. Задайте обрамление таблицы:

    1. Внешние границы жирные синим цветом.

    2. Внутренние – пунктирной линией красного цвета.

    3. Заливку «шапки» таблицы задать светло-голубую.

Задание 2:

1. Связать гиперссылками два документа.

Основные понятия и определения: закладка, гиперссылка,

Гиперссылка – цветной подчеркнутый текст или графический объект, по щелчку которого выполняется переход к файлу, фрагменту файла или веб- странице в интрасети или Интернете.

Создание гиперссылки


Процесс создания гиперссылки состоит из двух этапов. Первый этап — установка закладки. Второй этап — определение ссылок на эту за- кладку. Создаем два файла. В первом необходимо расставить закладки, во втором – определить ссылки.

Этап 1. Установка закладок.

− Установить текстовый курсор в место, куда требуется поместить за- кладку.

− Записать, используя команду Вставка-Закладка, в поле Закладки имя устанавливаемой закладки. Имя закладки не должно содержать символов «пробел». При необходимости использовать в имени закладки несколько слов целесообразно записывать последние с заглавных символов без пробелов.



Рисунок 33 – Вставка закладки

− Нажать кнопку OK.

В результате в месте нахождения текстового курсора установится закладка.

Установившаяся закладка не просматривается на экране редактора, а ис- пользуется лишь при ссылке в документе на это место.

Этап 2. Определение ссылок:

  1. Установить текстовый курсор в место, откуда требуется перейти по гиперссылке на установленную ранее закладку.

  2. Открыть диалоговое окно Добавление гиперссылки, используя ко- манду Вставка→Гиперссылка.

  3. Появится окно следующего вида:



Рисунок 34 – Диалоговое окно создания гиперссылки

  1. В области Путь следует указать полный путь к документу, в котором установлена закладка

  2. Нажать на кнопку , в появившемся окне Ссылка на элемент в доку- менте выбрать ЗакладкиПрименить.

Указать в диалоговом окне в пункте Дополнительные настройки имя закладки, на которую необходимо перемещаться при активизации гиперс- сылки.

  1. Нажать кнопку Применить.

Все документы, которые будут связаны гиперссылками, реко- мендуется сохранять в одной папке.



Рисунок 35 – Диалоговое окно Ссылка на элемент в документе

Задание


1. Создать «электронный учебник», состоящий из двух документов.

Первый документ должен представлять собой содержание, где каждая гла-

ва является гиперссылкой на соответствующую закладку во втором доку- менте, который содержит сам текст электронного учебника. В конце каж- дой главы (кроме первой и последней) ЭУ необходимо создать следующие гиперссылки: Содержание, Назад, Вперед. Которые соответственно будут возвращаться к документу с содержанием, к предыдущей главе, к последу - ющей главе текущего документа. Для первой главы достаточно создать две ссылки: Содержание, Вперед. Для последней главы – Содержание и Назад.

Задание 3:

  1. Создайте медаль «Самому красноречивому студенту», используя па- нели «Текстовые эффекты» и «Рисование» по образцу задания № 4 (Прило- жение Б).

  2. Создайте рисунок по образцу задания 3 приложения 2.

  3. Создайте поздравительную открытку по образцу задания 5 приложе- ния Б.

Основные понятия и определения: декоративный текст, объемная фигу- ра, группировка/разгруппировка графических объектов, взаимное расположе- ние графических объектов, обрамление и заливка фигур

Цель выполнения предложенных заданий не просто нарисовать домик и создать открытку, а научиться создавать объемные фигуры, совмещать их расположение, задавать графическим объектам обрамление и заливку; созда- вать надписи для графики, использовать автофигуры, совмещать текст и гра- фику и пр.

Создание объекта текстового эффекта


− На панели инструментов Рисование щелкните значок Галерея текстовых эффектов.

− В диалоговом окне Галерея текстовых эффектов выберите стиль тексто- вого эффекта и нажмите кнопку «ОК».

Объект текстового эффекта будет вставлен в документ.

−Дважды щелкните объект, чтобы перейти в режим редактирования текста. Замените стандартный текст эффекта своим.

− Чтобы выйти из режима редактирования текста, нажмите клавишу ESC.



Рисунок 36 – Окно выбора эффектов текста

Изменение объекта текстового эффекта


  1. Щелкните объект.

Откроется панель инструментов Текстовые эффекты. Если панель инструментов Текстовые эффекты не видна, выберите пункт меню Вид – Панели инструментов – Текстовые эффекты.

  1. Щелкните значок на панели инструментов Текстовые эффекты.

Доступны следующие значки (назначение кнопок дается последователь- но слева на право):

  1. «Галерея текстовых эффектов» — добавляет объект текстового эффек- та (Рис. 36).

  2. «Форма текстового эффекта» — изменяет форму (Рис. 37).

  3. «Текстовый эффект с одинаковой высотой букв» — изменяет высоту букв

  4. «Выравнивание текстовых эффектов» — выравнивает текст

  5. «Межсимвольный интервал для текстового эффекта» — изменяет меж- символьные интервалы и кернинг.





Рисунок 37 – Назначения кнопок эффектов текста

Изменять созданный текст можно при помощи панели 3D.


Изменение других атрибутов текстовых эффектов


  1. Щелкните объект текстового эффекта, чтобы выделить его.

  2. Выберите свойства на панели инструментов Свойства рисованного объек- та. Можно изменить ширину строк, цвет линий, цвет и стиль заливки и др.


Контрольные вопросы


  1. Как вывести на экран панель инструментов «Рисование», для чего она применяется?

  2. Как нарисовать автофигуру и изменить ее размер, границу, заливку, тень, объем и повернуть ее и переместить?

  3. Что такое Текстовые эффекты? Как их использовать?

  4. Как вставить рисунок? Как выбрать обтекание текстом?

  5. Как изменить порядок наложения графических объектов друг на друга?

Задание 3: создать оглавление к текстовому документу.

Основные понятия, определения, рассматриваемые на данном занятии:

  1. Стиль.

  2. Форматирование.

  3. Оглавление.

Теоретико-методическая часть


Документ может иметь заголовки нескольких уровней: заголовок пер- вого уровня, заголовок второго уровня и т. д. Для создания оглавления доку- мента необходимо выполнить следующие шаги.



Допустим, в документе имеются следующие элементы:

Для создания оглавления необходимо каждому элементу указать к какому уровню оглавления он принадлежит. Для этого следует выделить нужный участок текста, открыть меню «Стиль» на панели инструментов и вы- брать необходимый уровень заголовка из списка:



Рисунок 38 – Выбор стиля

Основной заголовок обозначается как «Заголовок 1», все последующие имеют убывающую важность. Соответственно Глава 1 имеет этот тип стиля, пункты 1.1–1.3 имеют тип «Заголовок 2», а подпункты 1.2.1–1.2.2 — «Заголо- вок 3». Каждый тип имеет свой стиль форматирования. Для изменения стиля откройте пункт меню Формат→Стили



Рисунок 39 – Выбор стиля Рисунок 40 – Изменения стиля

В появившемся меню выберите элемент, для которого вы хотите изме- нить форматирование, нажмите на него правой кнопкой и выберите «Изме- нить»:

Далее следует настроить стиль и форматирование заголовков:



Рисунок 41 – Настройка стиля

После выполнения всего вышеперечисленного выберите пункт меню Вставка→Оглавление и указатели→Оглавление и указатели:



Рисунок 42 – Выбор оглавления

В появившемся меню можно выбрать название оглавления и все его па- раметры. Для установления гиперссылок в оглавлении выберите вкладку «Элементы» и в строке структура вставьте начало (ГН) и конец (ГК) гиперс- сылки в ту часть оглавления, где она необходима и нажмите на кнопку «Все уровни» для применения ко всему оглавлению:



Рисунок 43 – Окно назначения параметров оглавления

Кроме стандартных стилей заголовков можно использовать стиль со- зданный самостоятельно.

Рассмотрим Структуру оглавления подробней:

− Установите те курсор на оглавление.

− Вновь вызовите окно настроек оглавления Вставка – Оглавление и указа- тели – Оглавление и указатели, выберите вкладку Элементы.



Рисунок 44 – Назначение элементов оглавления

− Посмотрите на строку Структура. Она представляет собой набор элемен- тов-кнопок и белых полей:



Рисунок 45 – Структура оглавления

  1. Кнопка Э# представляет «номер главы», что означает номер заголов- ка не только для глав, но и для других уровней заголовков.

  2. Кнопка Э — это текст элемента.

  3. Кнопка Т представляет позицию (шаг) табуляции.

  4. Кнопка № представляет номер страницы.

  5. Белые поля — это пробелы.

Для того чтобы можно было быстро перейти к нужному разделу нужно создать гиперссылку.

Для добавления гиперссылки:

− В строке Структура, поместите курсор в белое поле слева от кнопки Э#

− Нажмите кнопку Гиперссылка. Кнопка ГН, представляющая начало ги- перссылки, появится в строке Структура.



Рисунок 46 – Назначение гиперссылок

− Поместите курсор в белое поле справа от кнопки Э.

− Снова нажмите кнопку Гиперссылка. Кнопка ГК, представ- ляющая конец гиперссылки, появится в строке Структура.

− Нажмите кнопку Все уровни, чтобы гиперссылки появились во всех имеющихся уровнях оглавления.



Рисунок 47 – Назначение гиперссылок

По умолчанию Writer создает оглавление с гиперссылками со стилем символа Интернет-ссылка. Т. е. оглавление получается с подчёркиванием. Если требуется оглавление без подчёркивания, но с гиперссылками – можно сменить стиль символа на Ссылка указателя (пролистать поле Стиль символов).



Рисунок 48 – Стиль символов