Файл: I. Теоретические подходы к вопросу о детской субкультуре. 1 Понятие детской субкультуры и ее особенности.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оглавление
Введение

Глава I. Теоретические подходы к вопросу о детской субкультуре

.1 Понятие детской субкультуры и ее особенности

.2 Общая характеристика детской субкультуры

Глава II. Мультипликация

.1 Мультфильм как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста

.2 Эссе на тему «Мультфильмы как средство формирования детской субкультуры

Заключение

Список литературы

Введение
Общая характеристика работы.

Исследование посвящено изучению о том, как мультфильмы влияют на формирование детской субкультуры.

Актуальность исследования.

Одной из самых актуальных проблем современности, которой подвержен каждый живущий в этом мире человек, является влияние мультфильмов на формирование детской субкультуры. Она обладает относительной aвтoнoмией, поскольку в любом обществе дети имеют свой собственный язык, различные формы взаимодействия, свои моральные регуляторы поведения, весьма устойчивые для каждого возрастного уровня и развивающиеся в значительной степени независимо от взрослых.

Объект исследования.

Объектом исследования является мультфильмы как средство формирования детской субкультуры

Предмет исследования.

Предметом исследования является формирование детской субкультуры.

Цель исследования.

Целью исследования является изучение мультфильмов как средство формирования детской субкультуры.

Задачи исследования.

. Изучить понятие детской субкультуры.

2. Рассмотреть общую характеристику детской субкультуры.

. Рассмотреть мультфильм как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

. Рассмотреть влияние мультфильмов на детскую субкультуру.

Методы исследования.

Исследование проведено библиографическим методом, произведен системный анализ научной психологической, педагогической и социологической литературы по теме исследования.

Глава I. Теоретические подходы к вопросу о детской субкультуре
.1 Понятие детской субкультуры и ее особенности
Coвременная детская субкультура является крайне непростой системой, во многом закрытой для традиционных средств научного анализа. В случае если ранее она исследовалась в большей степени фольклористами, то в последнее время бросает вызов психологии и педагогике. Нельзя сказать, что этот вызов окончательно принят, но некоторые сдвиги в данной области уже наметились [2, с.100].

ДЕТСКАЯ СУБКУЛЬТУРА - (от лат. sub - под и cultura -возделывание, воспитание, развитие) - в широком значении - все, что создано человеческим обществом для детей и детьми; в более узком - смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития[1, с.109].


В общечеловеческой культуре детская субкультура занимает подчиненное место, обладая вместе с тем значительной автономией, так как её главные культурные ценности передаются из « поколения в поколение» сверстников.

Понятие детской субкультуры возникло недавно в связи с ростом гуманизации и демократизации общественной жизни: Генеральской Ассамблеей ООН в 1959 г. была принята «Декларация прав ребенка» , 1979 г. был объявлен Годом ребенка; 20 ноября 1989 г. Генеральская Ассамблея ООН приняла конвенцию о правах ребенка, которая сегодня является международным законом. Все акты послужили поворотом общественного сознания от понимания ребенка как существа лишь «готовящегося стать личностью» к признанию важности детства в развитии общечеловеческой культуры и возможности участия детей в сферах общественной жизни.

Н. Иванова в своей статье определяет детскую субкультуру как особую концепцию социально-психологических признаков, частей, атрибутов, которые оказывают большое влияние на стиль жизни и мышление детей, позволяющих им осознать и принять себя в качестве «мы», отличного от «они»[8, с.188].

В.Кудрявцев, Т.Алиева рассматривают детскую субкультуру как «особую систему бытующих в детской среде представлений о мире, ценностей и т.д., которая от части стихийно формируется внутри господствующей культурной традиции данного общества и занимает в ней относительное автономное место».Детская культура является культурой в культуре, которая не смотря на то, что «встроена» в общее культурное целое, существует согласно особым и самобытным законам, она неразрывна связана с общей культурной традицией, в которой появился на свет и существует ребенок[13, c.87].

С.Н. Майорова-Щеглова под детской субкультурой понимает «совокупность отличительных черт поведения, форм общения, способов деятельности самих детей, а также социокультурные инварианты, отмеченные в детском языке, мышлении, игровых действиях, фольклоре»[16, c.1].

Детская субкультура, признает Е.П. Чеснокова, предполагает собою «подсистему культуры того общества, к которому принадлежат дети, но при этом обладает относительной автономией». [19, c.3]

Отталкиваясь от суждений ученых, мы осознаем, что детская субкультура является конкретной ступенью автоматизации личности и воздействует на самосознание и чувство собственного достоинства.



Возникновение детской субкультуры как целостного историко-культурного феномена обусловлено половозрастной стратификацией общества, ускользающей своими корнями в глубокую давность, когда не прошедшие инициацию (особый обряд посвящения во взрослость) члены общины объединялись с целью реализации совместных форм жизнедеятельности, тождественной взрослым. С развитием человеческого общества эти формы все более автономизировались, совершая переход от прямого подражания трудовым, бытовым и ритуальным действиям взрослых - к игре как особой непродуктивной форме активности, вследствие которой осуществляется управление собственным поведением ребенка, его ориентации в смыслах человеческой деятельности и отношений.[1, c.110]

Одна из отличительных черт детской субкультуры состоит в том, что, с одной стороны, в ней мир детства утверждает о своем отличии от мира взрослых, а с другой - детская субкультура - это скрытое, диалогическое обращение к миру взрослых, самобытный способ его освоения и самоутверждения в нем. субкультура детский мультфильм нравственный

Основными особенностями детской субкультуры является:

. Детская субкультура является составляющей, или подсистемой культуры того общества, которому относятся дети (отсюда и приставка суб-, указывающая на подчиненность в слове «субкультура»). Однако она всегда сохраняет относительную автономию и независимость.[12,c.107].

2. Детская субкультура отличается консерватизмом (игры, шалости, фольклорные тексты сохраняются в детской среде иногда на протяжении столетий, несмотря на то, что смена поколений у детей совершается, через каждые 5 лет), обладает своеобразными «цензурными фильтрами», не позволяющими расшатывать ее устои. При этом она гибко реагирует на события окружающего мира и ассимилирует новую информацию, вводя ее в традиционно-детские культурные структуры[12,c.107].

. Субкультуры детей различных государств обладают своими отличительными чертами, но имеют несомненно, в некоторых случаях поражающие исследователей сходства. Причиной этого сходства является общность природы детской психики, потребностей формирующейся личности ребенка, характера решаемых детьми возрастных и социально-психологических проблем[12,c.107].

. Детская субкультура является продуктом социального взаимодействия и коллективного творчества детей в независимом общении, играх, познавательной деятельности в неформальных группах. При этом одна из основных функций детской субкультуры заключается в регуляции взаимоотношений между членами детского игрового сообщества и отношений с окружающем миром природы и миром взрослых. Детская субкультура как явление существует в возрастном спектре между 3-4 годами (когда у детей возникает самостоятельная социальная жизнь в группах сверстников) и 12-13 годами, когда возникает подростковая субкультура[12,c.107].


. Психологические предпосылки с целью передачи (трансляции) детской традиции создаются на основе возникающих определенных возрастных этапах социальных и индивидуальных потребностей детей. Однако обеспечивается передача традиции детей по вертикали: от старших к младшим этому способствует обычный для спонтанно складывающихся детских игровых групп небольшой (2-3 года) возрастной разрыв в составе участников [12,c.108].
.2 Общая характеристика детской субкультуры
Содержанием детской субкультуры считаются не только особенности поведения, сознания и деятельности, но и социокультурные инварианты компоненты различных исторических эпох, отмеченные в детском языке, мышлении, игровых действиях, фольклоре. Носителем детской субкультуры является детское сообщество, формирующееся в силу гендерного расслоения общества уже на ранних ступенях социогенеза. Согласно П. Сартра, культура это создание человека, в проекции, которой он сам себя узнаёт, таким образом, субкультура детства это проявление самовыражения личности ребёнка. В период детства начинает складываться чувствительный мир ребёнка, отображающий собой целостную модель мира культуры, отражённую в системе представлений ребёнка "Я − Мир". Детская субкультура существует как стихия детских переживаний и не предназначается средством достижения той или иной прагматической цели, в отличие от взрослой культуры. Дети самовыражаются личностно и утверждают своё существование в коллективе ровесников, а также среди взрослого сообщества. [17, с.96]

Сущность детской субкультуры изменяется в зависимости от возраста детей, в случае, если до 8 - 10 лет в детских сообществах прослеживаются в большей степени стихотворные жанры фольклора, то в 11 - 13 лет в общении между детьми используются прозаические тексты демонстративного или юмористического содержания. А в 14 - 17 лет - это песни, пародии, смешные рассказы, "черный юмор" как особые средства приобретения социального статуса среди сверстников и удовлетворения потребности подростков в общении, а также в приобретении стиля поведения, моды.

Детская субкультура является миром, который детское сообщество формировало «для себя» на протяжении всего социогенеза.

Его составляют:

· традиционные народные игры: хороводы, эстафеты, подвижные игры;

· детский правовой кодекс, раскрывающий своеобразие норм поведения, взаимодействия, взаимоотношений со сверстниками. Это и правила вступления и выхода из различных форм и видов детских деятельностей, разнообразные ритуальные компоненты детского общения (например, примирительные ритуалы);


· детский юмор: потешки, смешные рассказы, розыгрыши, поддевки сверстников и взрослых, а также детская неприличная поэзия, те же детские садистские стишки [14,c.87];

· детский фольклор: загадки, прибаутки, сказки, считалки, небылицы, дразнилки;

· детская магия и мифотворчество: фантастические истории-небылицы, призывание сил природы для исполнения желания[4, c.35];

· детское философствование: вопросы типа «почему», рассуждения о жизни;

· словотворчество: этимология, языковые перевертыши;

· эстетические представления: рисунки и лепка, «секреты»;

· наделение прозвищами сверстников и взрослых;

· религиозные представления: детские молитвы и обряды.[7, c.208]

Основные функции детской субкультуры:

. Социализирующая функция. Смысл детской субкультуры для ребёнка состоит в том, что она предоставляет ему особое психологическое пространство, благодаря которому ребёнок приобретает социальную компетентность в группе «равных».[1, с.131]

2. Экспериментальная функция. Детская субкультура предоставляет ребёнку веер потенций для самореализации, так как включает в себя некоторую систему специфических правил, позволяющих изменять, переворачивать, изменять, «выворачивать наизнанку», преобразовывать в нечто иное элементы мира взрослых.

. Психотерапевтическая функция. Детская субкультура создаёт ребёнку «психологическое убежище», защиту от неблагоприятных влияний и вмешательств взрослого мира.

. Прогностическая функция. Прогностическая (пророческая) функция детской субкультуры выражается в том, что она предоставляет возможность ребенку сформировать алгоритм адекватного действия. В ней существуют механизмы, помогающие ребенку выработать готовность к решению проблем, которые появятся в будущем, в последующей фазе его развития.[15]

5. Культуроохранительная функция. В ее недрах сохраняются жанры, устные тексты, ритуалы, элементы сокральности и т.д. утраченные нынешней цивилизацией.

Детская субкультура представляет собой совокупность разлшичных форм активности. В ней, как и в общей культуре, в которой появился на свет ребенок, происходит формирование целостного жизненного опыта индивида. Приобщаясь к традиционной культуре детей, ребенок принимает возрастные нормы поведения в группе сверстников, обучается эффективным техникам решения трудовых ситуаций, изучает границы дозволенного, решает свои эмоциональные проблемы, учится влиять на других, развлекается, познает мир, себя и окружающих людей[6, c.321]. Посредством детской субкультуры удовлетворяются важнейшие потребности ребенка: в