Файл: I. Теоретические подходы к вопросу о детской субкультуре. 1 Понятие детской субкультуры и ее особенности.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
близости с другими людьми за пределами семьи; в самостоятельности и участии в социальных изменениях и др.
Глава II. Мультипликация
.1 Мультфильм как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Воспитание играет важную роль в формировании ребенка. Для многих родителей процесс воспитания вызывает трудности, так как на сегодняшний день огромное количество информации находится в открытом доступе, информация может быть как нужной и полезной, так и вредной для развития детей. Из-за того, что некоторая информация бывает вредной, то у детей могут возникнуть другие ценности в жизни, поэтому современным родителям и педагогам гораздо сложнее воспитывать в детях нравственные качества. К счастью, выход есть. Следует обучить детей отличать добро от зла. По мнению Дьяченко О.М., «ведущая деятельность дошкольника - освоение норм поведения и деятельности людей»[5, c.37]. В этом могут как раз помочь мультфильмы, так как многие фрагменты из мультфильмов приближены к реальности. Жизненные ситуации поведают ребенку, каким образом следует вести себя, а главные герои продемонстрируют, как надо поступать в той или иной ситуации.
Мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями:
. Расширяют взгляды об окружающем мире, знакомят с новыми явлениями, ситуациями.
2. Помогают увеличить словарный запас ребенка, его круг интересов, развить память, фантазию и воображение.
. Показывают примеры поведения, что способствует социализации, поскольку дети учатся, подражая главным героям.
. Формируют оценочное отношение к миру, развитие мышления, понимания причинно-следственных связей.
. Развивают эстетический вкус, чувство юмора.
. Мультфильмы помогают осуществить эмоциональные потребности.
Хороший мультфильм является для ребенка незаменимым, легкодоступным источником знаний, который способен оказать родителям неоценимую помощь в воспитании ребенка. Преподносимые уроки малышу мультфильмом легко запоминаются. Роль мультфильма в процессе воспитания является вспомогательная, поскольку воспитанием ребенка занимается не экран, а тот взрослый, который больше всего проводит время с ребенком. Несмотря на это мультфильм является сильным средством воспитания, так как происходящие действия на экране живо воздействуют на воображение ребенка, на его чувства, образ действий, мышления и стиль речи. Главные герои мультфильмов являются примером для подражания, с них они копируют мимику, жесты, манеру поведения и общения. «Мультфильмы дают модели поведения персонажей. «Заразительность» действий, слов и поступков персонажей фильмов очевидна. Персонажи могут стать носителями моральных эталонов, как положительных, так и отрицательных. Соотнося свои действия с действиями героев, дети начинают осознавать себя и свои поступки, стремятся быть похожими на любимого персонажа»[9, с.24]. Сравнивая себя с любимыми героями, ребенок воспринимает себя с позитивной стороны, раскрывает в себе положительные качества,
справляется с трудностями и своими страхами, уважительно относится к окружающим. События, происходящие в мультфильме, способствуют развитию мышления и воображения, а также формируют его мироощущения. Мультфильмы воздействуют на фантазию детей, дают новые представления и пример для подражания, и порой эти методы становятся более действенные, чем наставления родителей. Поэтому, мультипликационный фильм считается мощным средством воспитания подрастающего поколения. Речь идет, конечно, не обо всех мультфильмах, поэтому к выбору стоит отнестись со всем вниманием. Польза возрастет в несколько раз, если после просмотра обсудить сюжет с ребенком.
Мультфильмы понятны детям дошкольного возраста, так как они доступно объясняют многие процессы, знакомят с окружающим миром, удовлетворяют эмоциональные и познавательные потребности. Мультипликация наиболее эффективный воспитатель, поскольку сочетает в себе слово и картинку, то есть включает два органа восприятия: зрение и слух одновременно. Поэтому мультфильм обладает сильным воспитательным потенциалом и считается одним из влиятельных и эффективных наглядных материалов.
Для детей дошкольного возраста стоит подбирать мультипликационные фильмы в соответствии с психологическими требованиями, которые созданы в форме небольших притч, в которых под короткой занимательной историей спрятан глубокий духовный смысл, где добро всегда, при любых обстоятельствах побеждает зло. Чтобы все события происходили в светлом, понимающем мире, для того, чтобы не ранить психику ребенка.
С помощью мультфильмов дети получают и эстетическое воспитание. В большинстве мультфильмов представлен окружающий мир и красота природы, которую герои учат любить, уважать и оберегать. Дети дошкольного возраста, согласно суждению В.И. Короткого, склоны одушевлять явления природы, наделять человеческими свойствами животный и растительный мир, поэтому они легко понимают и принимают язык мультфильмов, сказок, былин[11].
С помощью мультипликаций также можно развивать трудовое воспитание. Герои учат детей оказывать помощь друг другу, родителям, друзьям, и просто незнакомым людям, а тот, кто ленится, в мультфильме высмеивается другими героями и, в конце концов, понимает, что труд необходим в жизни любого человека.
Также способствуют развитию речи. Слушая грамотную и красивую речь героев мультфильмов, дети пополняют свой словарный запас, обучаются говорить грамотно, и правильно формулировать свои мысли.
Помогают развитию воображения, мышления и памяти. Ребенок учится исследовать сущность мультфильма, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Мультипликационный фильм пополняет фантазию ребенка, сохраняет яркие впечатления и может стать источником для детского художественного и словесного творчества.
К сожалению, все чаще и чаще психологи, педагоги, а вслед за ними и родители задумываются о том, что мультфильмы способны причинить серьезный ущерб детской психике. В последние годы мультфильмы становятся приближенными к реальной жизни: у героев возникают те же проблемы, что и у взрослых (деньги, борьба за власть, преступления)[18]. В данной ситуации стоит задуматься, а нужно ли показывать детям ту или иную сторону реальной жизни, насколько допустима демонстрация насилия. Добрые мультфильмы вызывают позитивные эмоции, дети начинают сопереживать героям - грустить, улыбаться и хмуриться, а после окончания просмотра - начинают испытывать воодушевление, охотно играют, шутят и смеются. Во время просмотра агрессивных мультфильмов дети находятся регулярно в напряжении, коротко посмеиваются, а после просмотра могут проявлять словесную и даже физическую агрессию.
Мультфильмы созданы для того, чтобы формировать у ребенка первичные взгляды о добре и зле, но если главные герои мультфильма агрессивны - преставления о жизни формируются искаженные. Последствием может стать проявление жестокости, безжалостности в реальной жизни. Именно поэтому необходимо учитывать следующее:
. Просмотр детских телепередач и мультфильмов должен соответствовать нормам СанПина. Ребенок не должен стать «пленником экрана», по этой причине следует не забывать, что начиная с четырех лет, просмотр ребенком мультфильма не может продолжаться 15-20 минут и не более двух раз в день, а к пяти-шести годам длительность каждого просмотра может быть увеличена до 30-40 минут.
2. Следует обратить внимание на слишком яркие цвета. Поскольку психика детей еще не сформирована целиком, кричащие цвета с яркими вспышками света и громкими звуками оказывают давление на психику детей. Если смотреть подобные мультфильмы вечером, то ребенок перевозбудится, и родителям будет сложно уложить его спать. Помимо этого, они могут негативно отразиться на зрении ребенка, в том числе могут спровоцировать у больных детей приступ эпилепсии.
. Фильтрация предлагаемых детских телепередач и мультфильмов. Следует оградить ребенка от агрессивных мультсериалов, так как насилие и жестокость на экране могут вызвать у ребенка два вида реакции: либо страх, ночные кошмары и раздражительность, либо инфантильное, равнодушное отношение к страданиям других людей. Это, в свою очередь может привести к проявлениям детской агрессивности, а потом и к полной деградации морали нравственных устоев.
Как выбрать мультфильмы для детей дошкольного возраста:
1. Движения и мимика героев должны быть разнообразны и хорошо прорисованы. Если нет пластики движений и мимики, это вредит развитию детского телесного самоощущения, потому что экран - это ещё и отражение, в котором ребёнок видит пример для подражания.
2. Сюжет содержит значимые и актуальные для детства образы и переживания. Среди непременных сюжетных ходов - образы встречи, превращения, близкого и чужого, необычного. Немаловажно, чтобы в мультике присутствовали чувство ревности, страх и его преодоление, дружеские отношения, любовь, достижение желаемого через какие-то усилия.
. Пугающие либо эмоционально напряжённые события чередуются с наиболее спокойными. Сюжет фильма не должен разворачивается слишком быстро, а его темп соответствует возрасту и индивидуальному развитию ребёнка - так, чтобы у него было время на осознание и переживание происходящего.
. Мультфильм не должен разрушать базового доверия к миру. Этим в некоторых случаях грешат талантливые авторские фильмы для детей, предлагающие очень пессимистичную картину мира, в котором персонаж не получает никакой любви и помощи. Не обязательно, чтобы фильм был однозначно позитивным и веселым, но важно, чтобы в нём не существовало безысходности и безнадежности.
.2 Эссе по теме «Мультфильмы как средство формирования детской субкультуры»
В настоящее время перед обществом стоит проблема влияния мультфильмов на формирование детской субкультуры, которая мало изучена.
Для того чтобы лучше изучить данную проблему, необходимо отдельно рассмотреть следующее:
. Понятие и особенности детской субкультуры.
2. Влияние мультфильмов на нравственное воспитание детей.
Более углубленно к изучению детской субкультуры подошла Абраменкова В.В. Она рассматривает детскую субкультуру как:
· в широком значении - все, что создано человеческим обществом для детей и детьми;
· в более узком - смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития.
На сегодняшний день ребенок с самого рождения получает огромную массу информации: телевидение, интернет - все это приводит к разрушению нравственных норм и заставляет нас очень серьезно задуматься над проблемой развития детской субкультуры.
Для того чтобы направить развитие детской субкультуры в нужное направление необходимо давать детям ту информацию, которая не воздействует пагубно на детскую психику. Для этого мы можем обратиться к мультфильмам, которые не включают в себя сцен насилия, преступлений и опасного поведения. То есть, если в мультфильме один герой совершает противопоказанные действия к другому, в таком случае данный мультипликационный фильм не должен быть допущен к просмотру. Поскольку ребенок видит, что происходит на экране и начинает подрожать этим героям сюжета.
Мультипликационные фильмы, на которые стоит обратить внимание должны иметь не только красивую иллюстрацию, но иметь хорошее содержание, нести в себе тепло, добро и милосердие, а также приучали к трудовому, эстетическому воспитанию.
В ходе данной работы был проведен анализ влияния мультфильмов на детскую субкультуры. Благодаря этому можно сделать вывод, мультфильмы несут как положительное, так и отрицательное влияние.
Положительное влияние:
· Позволяют усваивать модели поведения, также ребенок учится выражать свое мнение.
· Познавательно-образовательное влияние (воспитывают эстетическое и трудовое воспитание, развивают мышление, память и воображение).
· Смена картинки на экране со звуковым сопровождением стимулирует зрительное и слуховое внимание, способствуя их развитию.
· Совместный просмотр мультфильмов с родителями помогает найти новые интересные темы для обсуждения, что развивает речь ребенка.
· Учат концентрировать внимание, благодаря яркости мультфильма (она позволяет привлечь внимание ребенка).
Отрицательное влияние:
· Агрессия и насилие на экране. В некоторых мультфильмах существуют весьма подробные сцены драк с кровью, убийства. Подобные мультфильмы могут воспитать у ребенка агрессию и враждебность.
· Полная безнаказанность. К примеру, если плохой поступок персонажа никак не карается, а даже приветствуется, то в таком случае у ребёнка может сформироваться чувство вседозволенности.
· Неуважение к женщине, матери, пожилым людям, животным и растениям может вызывать агрессию и хамство детей. «Воспитательный» момент регулярного просмотра таких мультфильмов не заставит себя ждать.
Заключение
Мультфильмы - это прекрасный способ формирования детской субкультуры. Однако, это всего лишь один из вариантов формирования детской субкультуры, но достаточно эффективный. Чтобы извлечь максимальную пользу от просмотра мультипликации, следует тщательно подходить к его выбору и быть уверенным в том, что ребенок сможет выделить полезную информацию для себя, которая понадобится ему при формировании собственного мировоззрения.
Глава II. Мультипликация
.1 Мультфильм как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Воспитание играет важную роль в формировании ребенка. Для многих родителей процесс воспитания вызывает трудности, так как на сегодняшний день огромное количество информации находится в открытом доступе, информация может быть как нужной и полезной, так и вредной для развития детей. Из-за того, что некоторая информация бывает вредной, то у детей могут возникнуть другие ценности в жизни, поэтому современным родителям и педагогам гораздо сложнее воспитывать в детях нравственные качества. К счастью, выход есть. Следует обучить детей отличать добро от зла. По мнению Дьяченко О.М., «ведущая деятельность дошкольника - освоение норм поведения и деятельности людей»[5, c.37]. В этом могут как раз помочь мультфильмы, так как многие фрагменты из мультфильмов приближены к реальности. Жизненные ситуации поведают ребенку, каким образом следует вести себя, а главные герои продемонстрируют, как надо поступать в той или иной ситуации.
Мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями:
. Расширяют взгляды об окружающем мире, знакомят с новыми явлениями, ситуациями.
2. Помогают увеличить словарный запас ребенка, его круг интересов, развить память, фантазию и воображение.
. Показывают примеры поведения, что способствует социализации, поскольку дети учатся, подражая главным героям.
. Формируют оценочное отношение к миру, развитие мышления, понимания причинно-следственных связей.
. Развивают эстетический вкус, чувство юмора.
. Мультфильмы помогают осуществить эмоциональные потребности.
Хороший мультфильм является для ребенка незаменимым, легкодоступным источником знаний, который способен оказать родителям неоценимую помощь в воспитании ребенка. Преподносимые уроки малышу мультфильмом легко запоминаются. Роль мультфильма в процессе воспитания является вспомогательная, поскольку воспитанием ребенка занимается не экран, а тот взрослый, который больше всего проводит время с ребенком. Несмотря на это мультфильм является сильным средством воспитания, так как происходящие действия на экране живо воздействуют на воображение ребенка, на его чувства, образ действий, мышления и стиль речи. Главные герои мультфильмов являются примером для подражания, с них они копируют мимику, жесты, манеру поведения и общения. «Мультфильмы дают модели поведения персонажей. «Заразительность» действий, слов и поступков персонажей фильмов очевидна. Персонажи могут стать носителями моральных эталонов, как положительных, так и отрицательных. Соотнося свои действия с действиями героев, дети начинают осознавать себя и свои поступки, стремятся быть похожими на любимого персонажа»[9, с.24]. Сравнивая себя с любимыми героями, ребенок воспринимает себя с позитивной стороны, раскрывает в себе положительные качества,
справляется с трудностями и своими страхами, уважительно относится к окружающим. События, происходящие в мультфильме, способствуют развитию мышления и воображения, а также формируют его мироощущения. Мультфильмы воздействуют на фантазию детей, дают новые представления и пример для подражания, и порой эти методы становятся более действенные, чем наставления родителей. Поэтому, мультипликационный фильм считается мощным средством воспитания подрастающего поколения. Речь идет, конечно, не обо всех мультфильмах, поэтому к выбору стоит отнестись со всем вниманием. Польза возрастет в несколько раз, если после просмотра обсудить сюжет с ребенком.
Мультфильмы понятны детям дошкольного возраста, так как они доступно объясняют многие процессы, знакомят с окружающим миром, удовлетворяют эмоциональные и познавательные потребности. Мультипликация наиболее эффективный воспитатель, поскольку сочетает в себе слово и картинку, то есть включает два органа восприятия: зрение и слух одновременно. Поэтому мультфильм обладает сильным воспитательным потенциалом и считается одним из влиятельных и эффективных наглядных материалов.
Для детей дошкольного возраста стоит подбирать мультипликационные фильмы в соответствии с психологическими требованиями, которые созданы в форме небольших притч, в которых под короткой занимательной историей спрятан глубокий духовный смысл, где добро всегда, при любых обстоятельствах побеждает зло. Чтобы все события происходили в светлом, понимающем мире, для того, чтобы не ранить психику ребенка.
С помощью мультфильмов дети получают и эстетическое воспитание. В большинстве мультфильмов представлен окружающий мир и красота природы, которую герои учат любить, уважать и оберегать. Дети дошкольного возраста, согласно суждению В.И. Короткого, склоны одушевлять явления природы, наделять человеческими свойствами животный и растительный мир, поэтому они легко понимают и принимают язык мультфильмов, сказок, былин[11].
С помощью мультипликаций также можно развивать трудовое воспитание. Герои учат детей оказывать помощь друг другу, родителям, друзьям, и просто незнакомым людям, а тот, кто ленится, в мультфильме высмеивается другими героями и, в конце концов, понимает, что труд необходим в жизни любого человека.
Также способствуют развитию речи. Слушая грамотную и красивую речь героев мультфильмов, дети пополняют свой словарный запас, обучаются говорить грамотно, и правильно формулировать свои мысли.
Помогают развитию воображения, мышления и памяти. Ребенок учится исследовать сущность мультфильма, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Мультипликационный фильм пополняет фантазию ребенка, сохраняет яркие впечатления и может стать источником для детского художественного и словесного творчества.
К сожалению, все чаще и чаще психологи, педагоги, а вслед за ними и родители задумываются о том, что мультфильмы способны причинить серьезный ущерб детской психике. В последние годы мультфильмы становятся приближенными к реальной жизни: у героев возникают те же проблемы, что и у взрослых (деньги, борьба за власть, преступления)[18]. В данной ситуации стоит задуматься, а нужно ли показывать детям ту или иную сторону реальной жизни, насколько допустима демонстрация насилия. Добрые мультфильмы вызывают позитивные эмоции, дети начинают сопереживать героям - грустить, улыбаться и хмуриться, а после окончания просмотра - начинают испытывать воодушевление, охотно играют, шутят и смеются. Во время просмотра агрессивных мультфильмов дети находятся регулярно в напряжении, коротко посмеиваются, а после просмотра могут проявлять словесную и даже физическую агрессию.
Мультфильмы созданы для того, чтобы формировать у ребенка первичные взгляды о добре и зле, но если главные герои мультфильма агрессивны - преставления о жизни формируются искаженные. Последствием может стать проявление жестокости, безжалостности в реальной жизни. Именно поэтому необходимо учитывать следующее:
. Просмотр детских телепередач и мультфильмов должен соответствовать нормам СанПина. Ребенок не должен стать «пленником экрана», по этой причине следует не забывать, что начиная с четырех лет, просмотр ребенком мультфильма не может продолжаться 15-20 минут и не более двух раз в день, а к пяти-шести годам длительность каждого просмотра может быть увеличена до 30-40 минут.
2. Следует обратить внимание на слишком яркие цвета. Поскольку психика детей еще не сформирована целиком, кричащие цвета с яркими вспышками света и громкими звуками оказывают давление на психику детей. Если смотреть подобные мультфильмы вечером, то ребенок перевозбудится, и родителям будет сложно уложить его спать. Помимо этого, они могут негативно отразиться на зрении ребенка, в том числе могут спровоцировать у больных детей приступ эпилепсии.
. Фильтрация предлагаемых детских телепередач и мультфильмов. Следует оградить ребенка от агрессивных мультсериалов, так как насилие и жестокость на экране могут вызвать у ребенка два вида реакции: либо страх, ночные кошмары и раздражительность, либо инфантильное, равнодушное отношение к страданиям других людей. Это, в свою очередь может привести к проявлениям детской агрессивности, а потом и к полной деградации морали нравственных устоев.
Как выбрать мультфильмы для детей дошкольного возраста:
1. Движения и мимика героев должны быть разнообразны и хорошо прорисованы. Если нет пластики движений и мимики, это вредит развитию детского телесного самоощущения, потому что экран - это ещё и отражение, в котором ребёнок видит пример для подражания.
2. Сюжет содержит значимые и актуальные для детства образы и переживания. Среди непременных сюжетных ходов - образы встречи, превращения, близкого и чужого, необычного. Немаловажно, чтобы в мультике присутствовали чувство ревности, страх и его преодоление, дружеские отношения, любовь, достижение желаемого через какие-то усилия.
. Пугающие либо эмоционально напряжённые события чередуются с наиболее спокойными. Сюжет фильма не должен разворачивается слишком быстро, а его темп соответствует возрасту и индивидуальному развитию ребёнка - так, чтобы у него было время на осознание и переживание происходящего.
. Мультфильм не должен разрушать базового доверия к миру. Этим в некоторых случаях грешат талантливые авторские фильмы для детей, предлагающие очень пессимистичную картину мира, в котором персонаж не получает никакой любви и помощи. Не обязательно, чтобы фильм был однозначно позитивным и веселым, но важно, чтобы в нём не существовало безысходности и безнадежности.
.2 Эссе по теме «Мультфильмы как средство формирования детской субкультуры»
В настоящее время перед обществом стоит проблема влияния мультфильмов на формирование детской субкультуры, которая мало изучена.
Для того чтобы лучше изучить данную проблему, необходимо отдельно рассмотреть следующее:
. Понятие и особенности детской субкультуры.
2. Влияние мультфильмов на нравственное воспитание детей.
Более углубленно к изучению детской субкультуры подошла Абраменкова В.В. Она рассматривает детскую субкультуру как:
· в широком значении - все, что создано человеческим обществом для детей и детьми;
· в более узком - смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития.
На сегодняшний день ребенок с самого рождения получает огромную массу информации: телевидение, интернет - все это приводит к разрушению нравственных норм и заставляет нас очень серьезно задуматься над проблемой развития детской субкультуры.
Для того чтобы направить развитие детской субкультуры в нужное направление необходимо давать детям ту информацию, которая не воздействует пагубно на детскую психику. Для этого мы можем обратиться к мультфильмам, которые не включают в себя сцен насилия, преступлений и опасного поведения. То есть, если в мультфильме один герой совершает противопоказанные действия к другому, в таком случае данный мультипликационный фильм не должен быть допущен к просмотру. Поскольку ребенок видит, что происходит на экране и начинает подрожать этим героям сюжета.
Мультипликационные фильмы, на которые стоит обратить внимание должны иметь не только красивую иллюстрацию, но иметь хорошее содержание, нести в себе тепло, добро и милосердие, а также приучали к трудовому, эстетическому воспитанию.
В ходе данной работы был проведен анализ влияния мультфильмов на детскую субкультуры. Благодаря этому можно сделать вывод, мультфильмы несут как положительное, так и отрицательное влияние.
Положительное влияние:
· Позволяют усваивать модели поведения, также ребенок учится выражать свое мнение.
· Познавательно-образовательное влияние (воспитывают эстетическое и трудовое воспитание, развивают мышление, память и воображение).
· Смена картинки на экране со звуковым сопровождением стимулирует зрительное и слуховое внимание, способствуя их развитию.
· Совместный просмотр мультфильмов с родителями помогает найти новые интересные темы для обсуждения, что развивает речь ребенка.
· Учат концентрировать внимание, благодаря яркости мультфильма (она позволяет привлечь внимание ребенка).
Отрицательное влияние:
· Агрессия и насилие на экране. В некоторых мультфильмах существуют весьма подробные сцены драк с кровью, убийства. Подобные мультфильмы могут воспитать у ребенка агрессию и враждебность.
· Полная безнаказанность. К примеру, если плохой поступок персонажа никак не карается, а даже приветствуется, то в таком случае у ребёнка может сформироваться чувство вседозволенности.
· Неуважение к женщине, матери, пожилым людям, животным и растениям может вызывать агрессию и хамство детей. «Воспитательный» момент регулярного просмотра таких мультфильмов не заставит себя ждать.
Заключение
Мультфильмы - это прекрасный способ формирования детской субкультуры. Однако, это всего лишь один из вариантов формирования детской субкультуры, но достаточно эффективный. Чтобы извлечь максимальную пользу от просмотра мультипликации, следует тщательно подходить к его выбору и быть уверенным в том, что ребенок сможет выделить полезную информацию для себя, которая понадобится ему при формировании собственного мировоззрения.