Файл: Обучающийся Батиева Алёна Сергеевна Преподаватель Черненко Наталья Михайловна Задание Горецкий, Кирюшкин, Виноградская, Бойкина Азбука. 1 класс учебник.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 203

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Программа среднего профессионального образования

44.02.02 Преподавание в начальных классах

Дисциплина: Русский язык с методикой преподавания

Практическое занятие 3

Выполнил:

Обучающийся Батиева Алёна Сергеевна

Преподаватель:

Черненко Наталья Михайловна

Задание 1.

Горецкий, Кирюшкин, Виноградская, Бойкина - Азбука. 1 класс. Учебник. В 2-х частях. ФГОС

Таисия Андрианова: Букварь. 1 класс.

структура букваря (части, соответствующие этапам обучения грамоте, их основное содержание)

1.Подготовительный этап (I четверть) :

- в данный период используются сюжетные и предметные иллюстрации, схемы слов и предложений.

- вводится представления о предложении, об устной речи.

- формируется умения слушать, говорить на обсуждаемую тему.

- дети учатся составлять рассказ по картинке, связывать отдельные сюжетные иллюстрации в текст.

- у детей формируется общее представление о предложении, слове, слоге, ударении, гласных и согласных звуках.
2.Основной (букварный) этап (II, III четверть):

- знакомство с алфавитом.

- изучение всех букв и звуков алфавита.

- формирование умения читать звуки, слова и предложения.

- разделение слова на слоги, постановка ударения в слове.

- изучение рисуночного письма.

- изучение гласных и согласных звуков, твёрдых и мягких, глухих и звонких.

- постоянная работа над чистотой и правильностью произношения, над правильным использованием силы голоса, скорости говорения.
3. Заключительный (послебукварный) этап (IV четверть):

- изучение истории букваря.

- знакомство с тесками великих русских писателей, знакомство с краткой биографией писателей.

- cовершенствование основных навыков чтения на литературных текстах.

1.Подготовительный этап (I четверть) :

- введение основных для обучения грамоте понятий: слово, звук, звуки гласные и согласные, знак звука, квадрат, кружок или буква.

- формирование представления о предложении, об устной и письменной речи.

- формирование умения слышать и понимать вопрос, отвечать именно на заданный вопрос, говорить на обсуждаемую тему.
2.Основной (букварный) этап (II, III четверть):

- вся система упражнений формирует у учащегося правильную технологию озвучивания слов, нацелена на фонетический и звуко - буквенный анализ.

- формирование знаний о буквах, обозначающих гласные звуки.

- формирование понятий о маленьких и больших буквах.

- знакомство с понятием позиционной смены согласных звуков: твердые-мягкие согласные.

-формирование знаний о единственном, множественном числе.

- знакомство с рифмой, прозой и стихами.

- дети учатся понимать прочитанное.

- знакомство с художественными жанрами: стихами, сказками, песенками, считалками.

- введение понятия гласные-согласные звуки и буквы, которые их обозначают; ударные-безударные гласные, твёрдые-мягкие, звонкие-глухие согласные звуки.

- систематизация букв по обозначению ими разных звуков и по их начертанию.

- первичное осознание детьми смысла местоимений, союзов, фонем, предложений разных по цели и интонации.

- изучение слогов.
3. Заключительный (послебукварный) этап (IV четверть):

- дети фантазируют и придумывают новые варианты сказок с сохранением особенностей героев.

- продолжают придумывать и инсценировать речевые ситуации.

- дополняют стихотворения и придумывают свои стихи, загадки, чистоговорки.

последовательность изучения букв, чем она определяется

Весь процесс обучения грамоте сориентирован на учебник «Русская азбука».

Методическая основа обучения грамоте по букварю «Русская азбука» раскрывается в следующем:

- построение обучения грамоте с учетом частотности букв и связанных с ними звуков, а также порядка следования в «Русской азбуке» букв и относящихся к ним звуков;

- одновременное изучение парных по твердости и мягкости согласных звуков;

- непременное усвоение детьми слогов-слияний, а также овладение плавным слоговым чтением;

- использование цветовых сигналов при обозначении звуков, изучение их главных свойств и признаков.

В учебник «Русская азбука» впервые вводятся тексты, которые предназначены для учеников, которые умеют читать или знают все буквы алфавита.

Последовательность введения букв определяется, с одной стороны, ориентацией на позиционный принцип чтения (ориентация на букву гласного звука), а с другой стороны, учётом сходства внешнего облика букв, наличия в них общих элементов (буквы согласных звуков г, п, т, р, затем буквы гласных звуков и, о, а, ы; буквы согласных звуков н, к; буква гласного звука у; буквы согласных звуков с, л, м, т, д, в; буквы е, ё, б, з, я, х, ж, и, ч, щ, ф, э, ю, ь, ъ)

структура и содержание типовой букварной страницы (разворота)

В данном букваре не дано примерное планирование распределения материалов учебника по отдельным урокам. Каждый вариант построения урока, который даётся в пособии, является одним из возможных. Учитель может его принять целиком, использовать частично, может составить свои варианты урока, объединить несколько вариантов в один.

Каждый разворот в учебнике «Букварь» содержит материал одного урока. На уроке знакомства с новой буквой (буквами) на левой странице дается ее (их) печатное и письменное изображение, схема-«человечек», которая показывает, какие звуки обозначает данная буква; слоги и слова для чтения, другой тренировочный материал.

виды материала для обучения звуковому анализу (используемые в букваре звуковые модели)

Звуковые модели в «Русской Азбуке» – прямоугольники. Используются цветовые сигналы для обозначения звуков при изучении их главных свойств и признаков.

Слова для слого -звукового анализа предусмотрены на каждой левой странице. Для этого даны специальные картинки, под которыми нарисована черная линия - схематическое изображение слова. Дети слушают слово и определяют из каких звуков оно состоит, обозначают внизу красной точкой гласный звук, синей - твердый согласный, зеленой - мягкий (или раскрашивают печатные кружочки), делят слова на слоги, ставят ударение. Если дети еще не могут записать слово, тогда проводится его слогозвуковой анализ, если слово напечатано или дети сами могут написать его - звуко- буквенный анализ

виды материала для обучения слоговому чтению (дополнительные графические пометы, слоговые таблицы и др.)

На каждый урок отводится две страницы (разворот «Азбуки»), которые содержат текстовой ма­териал: столбики слов, предложения и тексты для чтения. Текстовой материал дополнялся иллюстративным: предметные и сюжетные картинки. Предметные картин­ки используются для подбора слова, в процессе звукового анализа которого выделяется новый звука, а также для проведения лексических и логических упражнений. Сю­жетные картинки содействуют прояснению смысла про­читанного, позволяют организовать работу по составлению предложений и рассказов. Для упражнений в связном рас­сказывании специально помещены серии рисунков на от­дельных страницах.

Кроме текстового материала и иллюстраций, «Русская азбука» содержит разнообразные внетекстовые эле­менты (схемы слов и предложений, слоговые таблицы, лента букв), которые способствуют выработке техники чте­ния и развитию речи и мышления.

В учебнике широко представлен разнообразный зани­мательный материал: ребусы, «рассыпанные» слова, «цепочки» слов, скороговорки и т.д. Главное назначение игрового материала — воспитывать у детей любовь и инте­рес к родному языку, способствовать развитию их речи и мышления.

Авторы курса, реализуя дифференцированный подход к процессу обучения грамоте, предусмотрели систему упражнений. Среди них особый интерес представляют многофункциональные тренинговые листы для отработки навыков чтения разного уровня. Тренинговый лист в конце рабочей тетради "…" обращение к нему может быть многократным. Вызывает интерес алфавитная лента, введенная на страницах букваря и прописи с целью пропедевтического знакомства со всеми буквами, с порядком следования букв в алфавите, постепенного запоминания "соседей" изучаемой буквы.

Каждая тема в букваре завершается разворотом по проектной деятельности, расширяющей кругозор учащихся по изучаемым темам и осуществляемой во внеурочное время. Предварительной знакомство с разворотом учебника поддерживает учебную мотивацию учащихся, развивает их творческие способности, умение организовать целенаправленную деятельность для достижения цели.

литературный материал (какой и как представлен)

Знакомство с элементарными грамматическими понятиями проходит на известных детям литературных произведениях, на сериях сюжетных картинок по сказкам «Репка», «Колобок», «Вини-Пух», «Волк и лиса». Дети вспоминают сказки, составляют предложения, описывают иллюстрации со сказочными героями, задают вопросы друг другу. Большое внимание уделяется осмыслению значений пословиц: «Азбука — к мудрости ступенька», «Ученье — путь к уменью» и т. д. При чтении и работе с текстами («Весна», «Лес», «Земля», «Подарки» и др.) школьники готовят совместно выступления на заданную тему, вспоминают стихотворения, рассказывают о своих наблюдениях, слушают товарищей, задают собственные вопросы.

Почувствовать красоту, самобытность и выразительность родного языка помогает знакомство учащихся с классическими произведениями русских поэтов и писателей. Герои сказок на протяжении всего букварного периода «помогают» учащимся изучать новые звуки и буквы. Данная игровая ситуация способствует успешному освоению учащимися нового учебного материала, расширяет их читательский кругозор, развивает познавательный интерес к детской книге. Содержание букваря предполагает включение учебных материалов, воспитывающих у ребенка способность сопереживать, уважать историю своей страны, бережно и ответственно относиться к родному языку. Уроки обучения грамоте являются начальной ступенью литературного образования учащихся. На доступном учебном материале в букваре дети учатся: 1) понимать содержание и главную мысль произведения; 2) понимать поступки и мотивы поведения героев, выражать свое отношение к ним; 3) извлекать из текстов интересную и полезную для себя информацию

Большую воспитательную направленность имеют пословицы и поговорки, введенные внизу страницы букваря в связи с изучением новой буквы. Они учат ценить доброжелательные отношения, дружбу, трудолюбие

возможности материала букваря для организации дифференцированного обучения чтению

Позволяет осуществить дифференцированный подход к обучению чтению: не тормозить развитие читательских умений детей, имеющих хороший навык чтения.

Позволяет осуществить дифференцированный подход к обучению чтению: не тормозить развитие читательских умений детей, имеющих хороший навык чтения.


Задание 2.

При обучении ребенка чтению и письму очень важно, как лежит бумага, тетрадь. От ее положения зависит не только четкость почерка, но и возможность сидеть правильно. Так, наклонное положение тетради позволяет не только правильно сидеть, но более легко и свободно передвигать руку по строке от начала к концу. По мере заполнения листа тетрадь продвигается вверх. Сначала левая рука поддерживает тетрадь снизу, а когда страница заполняется внизу — сверху.

Одно из основных правил письма — свободное движение пишущей руки, и обеспечивается оно, прежде всего, тем, как человек держит ручку. Нужно, чтобы при письме сгибались и разгибались пальцы, производились вращательные и некоторые другие движения, одновременно, рука должна передвигаться слева направо от начала к концу строки. Все эти движения будут затруднены, если ручка зажимается чересчур сильно, прогнув указательный палец, держится вертикально или инвертирование (свободный конец ручки направлен от пишущего). Невозможны свободные движения при письме и в том случае, если рука опирается о стол тыльной стороной.

Ручка должна лежать на левой стороне среднего пальца. Указательный палец сверху придерживает ручку, большой палец поддерживает ручку с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.

Следовательно, ручку надо держать свободно, не зажимая ее слишком крепко и не прогибая указательный палец. Прогибание первого сустава указательного пальца увеличивает мышечное напряжение, ребенок быстро устает, а темп письма снижается.

Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть около 2 см. Цвет пасты должен быть темно-синим, темно-фиолетовым. Оптимальная длина ручки — 15 см, очень короткие и очень длинные ручки лучше не использовать. Не годятся для письма детей разного рода подарочные и рекламные варианты ручек, особенно плоские четырехгранные, диаметром более 7 мм и т. п.

Леворукий ребенок должен держать ручку выше, чем праворукий,— на расстоянии примерно 4 см от кончика пера (стержня). При неправильных способах держания ручки четкое и правильное письмо затруднено; и руки бумага (тетрадь) располагается под наклоном (вправо) примерно в 20° и сдвинута влево от центра тела;



И самое главное для красивого письма – это умение правильно сидеть.

Задание 3.

Успешный процесс формирования навыков грамотного письма младших школьников, если он реализуется на основе интеграции методов, средств развивающей и традиционной системы обучения. Комплекс необходимых, и достаточно методических условий для эффективного формирования навыков грамотного письма младших школьников должен включать в себя применение приема постановки учебной задачи в целях мотивации орфографического действия, развитие орфографической зоркости, моделирование правил, способов проверки орфограмм, составление алгоритмов для организации исполнительного этапа в обучении правописанию.

Задание 4.

Широкая тема




Осень




Узкая тема




Краски осени




Осень на Урале




Стиль речи




Картинная речь




Делова речь




Речевой мотив




Яркие впечатления






Жанр




повествование






Тип речи




художественный






Варианты основной мысли




Ёлочка счастлива. У неё есть друзья, которые не забывают её и дарят ей подарки






Источники накопления материала




Фактического

На экскурсии в лес




Языкового




Фактического




Языкового



Задание 5.

Детей начальных классов нельзя сравнивать: этот умный, спокойный, лучше других, а этот слабый, отстающий. То, что одному дается легко и просто, для другого может представлять большие трудности. В связи с этим нужно нацелить детей не на обнаружение недостатков одноклассников, а на выявление положительных сторон. При безотметочном обучении (1 класс) очень важно научить детей эталонам самооценки, способам обнаружения возможных ошибок и их исправления.


Результаты детей можно оценивать с помощью:

Оценочной лесенки

Словесной оценки

Светофора

Оценочных листов

Листов достижений

Оценочная лесенка. Ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька- требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.

Волшебная линеечка. На полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше

Светофор. Оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: красный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – нужна помощь.

Допускается словесное оценивание - устным ответам учитель даёт словесную оценку

(Волшебные слова одобрения) :

- Молодец!

- Умница!

- Очень хорошо!

- Отлично!

- Хороший ответ!

- Ты превзошел мои ожидания!

- Очень точно (очень точное дополнение, высказывание)!

- Мне нравится твой ответ (твои мысли, предположения)!

- Отлично!

- Спасибо за ответ!

- Приятно удивлена!

- Логично!

- Радуюсь за тебя!

- Необычно!

Уровень достижения конкретных предметных и метапредметных результатов отслеживается с помощью «листов учебных достижений».

Используемые средства, формы, виды и методы оценки обеспечивают самое главное – комплексную оценку результатов. Результаты ученика - это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Иными словами, не отдельные отметки по отдельным предметам, а общая характеристика всего приобретённого учеником – его личностные, метапредметные и предметные результаты. Причем, оценки и отметки нужны не сами по себе, а для принятия решений по педагогической помощи и поддержке каждого ученикам в том, что ему необходимо на данном этапе его развития.


Владеть инструментом оценок, не прибегая к примитивной подмене его сути собственными амбициями, целями и заблуждениями, трудно. Но можно.

Конечно, ученику лучше уважать оценку , если она существует. Ее необходимость проверена многими поколениями. Оценка — это не только мнение учителя о работе ученика, но и цифра с подписью, которую ставят и в журнал, и в дневник.

Однако нам, учителям, полезно понимать, что мы оцениваем:

- способности ученика или то, как он ими распоряжается;

- талант или возможности;

- работу или результат (а может, поведение на уроке?).

Профессиональные запреты

- Не делать оценку самоцелью для учащихся.

- Не пугать оценкой.

- Не вызывать к оценке ни слепого страха, ни равнодушия.

- Не наказывать оценкой, не делать из нее средство для сведения

счетов.

- Не провоцировать оценкой зазнайство.

- Оценивать не человека, а только его работу.

- Не брать на себя полномочий знатока истины в последней инстанции.

Дети всегда ждут, чтобы их одобряли, и это очевидно. Даже если нет оценки, они всегда в ожидании улыбки, взгляда, жеста. Ведь похвала окрыляет. И тут только от нас, учителей, зависит быть центром этого ожидания или сделать так, чтобы дети были интересны друг другу, чтобы они ценили мнение не только учителя, но и своих товарищей. При таком распределении внимания и у нас, и у детей будет меньше проблем и больше хороших оценок.
План-конспект урока по русскому языку 2 класса

Тема: Контрольный диктант

Цели урока:

обучающая: закрепить полученные орфографические навыки

развивающая: развивать навыки грамотного письма

воспитывающая: воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка

Ход урока

Организационный момент

- Ребята, вы готовы работать на уроке?

- С каким настроением вы пришли на урок?