Файл: Конкурс исследовательских, проектных и поисковых работ учащихся интеллектуальное будущее Мордовии.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. Разрушитель. Этот социальный тип людей характеризуется выраженной агрессивностью и стремлением к физическому устранению, уничтожению объекта, вызвавшего его фрустрацию. «Разрушительность, - пишет Фромм, - это средство избавления от невыносимого чувства бессилия». К разрушительности как к средству разрешения своих жизненных проблем обычно обращаются люди, которые испытывают чувство тревоги и бессилия, ограничены в реализации своих интеллектуальных и эмоциональных возможностей. В период больших социальных потрясений, революции и переворотов они выступают в качестве основной силы, разрушают старое.
3. Конформист-автомат. Такой человек, столкнувшись с трудноразрешимыми личными и социальными проблемами, перестаёт быть самим собой. Он беспрекословно подчиняется складывающимся обстоятельствам, обществу любого типа, требованиям социальной группы, к которой принадлежит. Он легко и быстро усваивает тот тип мышления и способ поведения, который свойствен большинству людей в сложившейся социальной ситуации. У такого человека почти никогда нет собственного мнения, выраженной социальной позиции: он является сознательным или бессознательным конформистом, приспособленцем, готовым из конъюнктурных соображений принять любую, выгодную для него точку зрения. Он фактически утрачивает собственное «Я», свою индивидуальность и «настолько привыкает испытывать именно те чувства, какие от него ожидаются в определенных ситуациях, что лишь в порядке исключения мог бы заметить в своих чувствах нечто «чужое»». Такой человек всегда готов подчиниться любой новой власти, быстро и без особых нравственных переживаний и угрызений совести меняет свои убеждения, не задумываясь над моральной стороной такого поведения.
1.3 Формирование и изменение характера
Характер человека, по крайней мере взрослого, в течение жизни остается более или менее стабильным. Однако это касается далеко не всех людей. Часто с возрастом у человека происходят радикальные, порой драматические изменения характера – такие, что, встретившись с ним через несколько лет, мы его не узнаем. Внешность человека при этом меняется мало, но сам он нам кажется совсем другим человеком, поскольку психология его за это время существенно меняется. Бывает и наоборот: по внешности мы человека не узнаем
, а по характеру он с возрастом почти не меняется.
Некоторые черты характера в отчетливой форме обнаруживаются уже у детей раннего возраста, т.е. в период до трех лет. Это значит, что истоки характера человека нужно искать в самом начале психологического развития человека.
Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение и взаимоотношения с окружающими людьми. В своих поступках и действиях ребенок прежде всего подражает близким для него взрослым людям. При помощи прямого научения через подражание этим людям, через эмоциональное подкрепление с их стороны действий и реакций ребенка он усваивает формы поведения взрослых, которые затем, становясь для него привычными, формируют его собственный характер.
Сензитивным периодом становления характера человека можно считать возраст от 2-3 до 9-10 лет, когда дети активно общаются как с окружающими их взрослыми, так и со своими сверстниками, открыты для воздействий со стороны и с готовностью их принимают, подражая окружающим. Взрослые люди в это время пользуются большим доверием детей, имеют возможность воздействовать на них словом и делом, это создает благоприятные условия для подкрепления у ребенка нужных форм поведения.
Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им свойства: эгоистичность, черствость или безразличие к людям. Имеются данные о том, что начало формирования соответствующих черт характера, связано с ранними годами жизни и определяется обращением матери с ребенком, особенно в течение первого года жизни. Стиль общения взрослых друг с другом на глазах у ребенка, способ обращения с ним самим весьма важен для становления характера ребенка. Особенно это относится к тому, как ведут себя мать и отец в отношении ребенка. Спустя много лет после этого стиль общения родителей ребенок обычно частично или полностью воспроизводит в собственном общении с другими людьми и со своими детьми. [4]
Те свойства характера, которые наиболее ярко появляются в труде – трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость и другие, - складываются несколько позднее, чем коммуникативные черты характера, проявляющиеся в общении. Они формируются и закрепляются в играх детей и в доступных им по возрасту других видах деятельности. Существенное влияние на их развитие оказывает стимулирование соответствующего «делового» поведения ребенка со стороны взрослых.
В начальных классах школы развитие характера продолжается, и в личности ребенка закрепляются черты характера, проявляются во взаимоотношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребенка с окружающими. Уже в данном возрасте характер ребенка может начать развиваться по гармоничному или противоречивому варианту. Гармоничный вариант развития характера предполагает отсутствие противоречий в чертах характера ребенка между отдельными его особенностями, а противоречивый вариант развития характера связан с наличием таких противоречий. Если то, что ребенок как личность приобрел еще до поступления в школу, получает здесь поддержку, то соответствующие черты характера у него закрепляются и сохраняются в течение дальнейшей жизни. Если же вновь получаемый опыт общения со сверстниками, учителями и другими взрослыми людьми не подкрепляет, как правильные, те черты характера, которые сформировались до поступления в школу, то начинается так называемая ломка характера, которая обычно сопровождается выраженными внутренними и внешними конфликтами. Происходящая при этом перестройка характера не всегда и не сразу приводит к положительному результату. Чаще всего имеет место лишь частичное изменение черт характера, компромисс между тем, к чему приучали ребенка до школы, и тем, что от него требуется в школе. Особенно часто конфликтогенная ломка характера наблюдается у тех детей, которые до поступления в школу оставались дома, не посещали дошкольные учреждения. Практика показывает, что такие дети выигрывая в сравнении со своими сверстниками, посещающими детский сад, в общем уровне интеллектуального развития, явно проигрывают им в плане развития коммуникативных черт характера. Домашние дети труднее адаптируются в школьном коллективе, у них складывается непростые отношения с учителями и со своими ранее посещавшими детский сад сверстниками.
В подростковом возрасте активно развиваются волевые черты характера, а ранняя юность закладывает в личности человека базовые нравственные и мировоззренческие основы характера.
Таким образом, каждый возраст вносит свой вклад в формирование характера человека, в развитие или закрепление в нем тех или иных характерологических особенностей. Ко времени окончания средней школы характер человека можно считать в основном сформированным, и то, что происходит с ним в дальнейшем, хотя и может изменить характер человека, но уже не делает его полностью неузнаваемым для тех, кто общался с соответствующим человеком в школьные годы.
Изменения в характерах людей могут происходить и после окончания школы, далеко за пределами возраста 16-17 лет. Эти изменения, однако, имеют индивидуально своеобразную форму, зависящую, во-первых, от того, каким стал характер ребенка к началу юности (16-17), во-вторых, от того, как складывается жизнь человека уже за пределами раннего юношеского возраста (после 20-25 лет). Характер человека может, причем, иногда довольно существенно, измениться и после 16-17 лет. Наибольшее влияние на изменения характера в течение дальнейшей жизни человека могут оказать следующие факторы:
-
длительное, хроническое заболевание, заставляющее человека надолго отказаться от привычного для него образа жизни, от реализации ранее намеченных жизненных планов; -
изменение социального положения человека: семейного, материального и т.п; -
утрата или, наоборот, приобретение новых друзей и близких людей; -
переход из одного возраста в другой, связанный с тяжело переживаемым кризисом возрастного развития. [10]
1.4 Характер и любимый цвет
Цвет воздействует не только на зрение, но также на вкус, слух и осязание. Он может вызывать приятные эмоции или, наоборот, напомнить о страданиях. Есть цвета, которые нам приятны, а есть такие, которые раздражают. Ну а самое главное – по симпатии к цвету можно определить характер человека!
У любителей белого цвета прекрасно развито воображение. Часто они сочиняют себе красивую сказку, а потом в жизни волшебные образы. Такие люди ценят мир и покой в отношениях. Поклонники белизны могут от всей души сочувствовать вам в трудных ситуациях, но при этом оставаться отстраненными. «Белым», пожалуй, надо избавляться от зависимости к успехам других.
Голубой – это цвет артистов, причем не обязательно по профессии. Такие люди стремятся к признанию, любят играть в жизни красивые роли. Они общительны, имеют много друзей, много дают другим, но и взамен хотят получать столько же. Из тех немногих качеств, которые усложняют жизнь поклонниками голубого цвета, можно назвать боязнь одиночества.
Те, кто предпочитают темно-серый, умеют разрешать самые сложные проблемы. Такие люди любят порядок – как в доме, так и в мыслях. В сложной ситуации помогут всегда. Помимо всего прочего, это еще и творческие личности. В сексуальной жизни умеют достигать абсолютной раскрепощенности. А вот любители светло-серого цвета, напротив, больше всего на свете ненавидят трудности и стремятся избегать любые проблем.
Поклонники коричневого уравновешены и обстоятельны, шумной компании предпочитают тишину. Их отличают суровость в отношениях и бережливость. Такие люди редко производят блестящее впечатление, но в трудную минуту на них всегда можно положиться. Между прочим, «коричневые» очень активны в любви. Может быть, им не помешало бы поменьше упрямства в некоторых вопросах.
Поклонники красного страстны! Характер личности – от полусвятого до жестокого самодура-диктатора. Чаще всего являются лидерами. Им прекрасно удается руководить, если только они не впадают в амбиции. Эти люди редко страдают от угрызений совести и чаще всего добиваются исполнения всех своих желаний. Занятия и хобби «красных» обязательно связаны с риском – от охоты до автогонок. Таким людям необходимо научиться подавлять в себе склонность к вспышкам ярости. [6]
1.5 Характер и группа крови
Если у нас и во многих других странах спрашивают: «Какой у вас знак зодиака?», то в Японии: «Какая у вас группа крови?». По мнению японцев, группа крови в большей степени определяет характер и индивидуальные особенности каждого человека. Это подтверждают исследования японского ученого Пошитаке Номи, в котором принимало участие более миллиона японцев.
Вот в вкратце основные черты, которые Номи приписывает людям, имеющим соответствующую группу крови.
1 группа. Вы стремитесь быть лидером. Если поставите себе цель, будете бороться за нее, пока не достигнете. Умеете выбирать направление для движения вперед. Верите в свои силы, не лишены эмоциональности. Однако у вас есть и слабости: вы очень ревнивы и суетливы а, кроме того, болезненно амбициозны.
2 группа. Вы любите гармонию, спокойствие, порядок. Хорошо работаете с другими людьми, кроме того чувствительны, терпеливы и доброжелательны. Среди ваших слабостей упрямство и неспособность расслабиться.
3 группа. Вы сформировавшийся индивидуалист – явный, неприкрытый, склонный поступать так, как вам нравится. Легко приспосабливаетесь ко всему, гибки, не страдаете отсутствием воображения. Однако желание быть независимым иногда может быть излишним, превратиться в слабость.
4 группа. Вы спокойны и уравновешены, обычно люди вас любят и хорошо чувствуют себя с вами. Умеете развлекать их, одновременно тактичны и справедливы по отношению к окружающим. Однако иногда очень резки, а кроме того, иногда долго колеблетесь и с трудом принимаете решения.