Файл: Конкурс исследовательских, проектных и поисковых работ учащихся интеллектуальное будущее Мордовии.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, нуждаются в опоре, поддержке окружающих, в совете и одобрении. Нет инициативы и смелости в выборе собственной линии поведения.
Фактор Q3. Высокие оценки (у 53 % тестируемых) свидетельствуют об организованности, умении хорошо контролировать свои эмоции и поведение. Высокий самоконтроль основан на четко осознанных целях и мотивах поведения. Начатое дело доводят до конца. Хорошо осознают социальные требования и стараются их выполнить. Заботятся о своей репутации. Надежные руководители имеют высокие оценки по этому фактору. Низкие оценки по фактору не характерны для испытуемых.
Фактор Q4. Высокие оценки (у 7 % тестируемых) свидетельствуют о напряженности, возбуждении, неудовлетворенных стремлениях. Люди с такими показателями беспокойны, возбуждены, неусидчивы. Чувствуют себя разбитыми, усталыми, но не могут остаться без дела, даже в обстановке, благоприятной для отдыха. Для этого состояния характерны эмоциональная неустойчивость, пониженное настроение, раздражительность и нетерпимость. В групповой деятельности пренебрегают такими аспектами, как единство, порядок, лидерство. Низкие оценки (у 30 % тестируемых) говорят о слабости, отсутствии побуждений и желаний. Лица с такой оценкой фактора безразличны к своим удачам и неудачам. Невозмутимы, спокойны. К переменам и достижениям не стремятся. [14]
Выводы
Изучая особенности характера человека, мы пришли к следующим выводам:
1. Характер – это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, работе, к происходящим вокруг него событиям, а также его целенаправленные действия, т.е. поступки.
2. Создано несколько типологий характеров, нередко авторами которых являлись врачи-психиатры. Различные типы характера определяются своеобразным сочетанием различных черт характера.
3. Истоки характера следует искать в самом начале психологического развития человека, в первые годы его жизни. Основную роль в формировании и развитии характера ребёнка играют его общение, взаимоотношения с окружающим миром. Каждый возраст вносит свой вклад в формирование характера человека, в развитие или закрепление в нём тех или иных характерологических особенностей. Характер взрослого человека в течение жизни остаётся более или менее стабильным, но иногда с возрастом происходят радикальные изменения характера.
По мнению японцев, в большой степени характер каждого человека определяет группа крови.
4. Тестирование учащихся 11 класса показало, что черты характера у всех разные, индивидуальные. Оценки по различным факторам опросника варьируют от 2 до 10. Высокие оценки чаще встречаются по факторам A, H, I, Q3; средние - С, E, F, G, L, N, О, Q1, Q2, Q4; низкие – B, M. У учащихся этого класса отсутствуют высокие оценки по фактору М; низкие оценки – по факторам A, E, F, G, I, L, N, O, Q3.
По всем факторам, за исключением фактора М, класс, в общем, имеет средние оценки (4 – 7). Среднее значение фактора М (3) соответствует низкой оценке по данному фактору.
Обобщая результаты тестирования, можно сказать, что большинство учащихся класса обладают следующими чертами: доброжелательность, сердечность, смелость, уверенность, мягкосердечность, организованность, практичность, способность контролировать своё поведение.
Список литературы
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 2. М., 1980.
2. Батаршев А.В. Темперамент и характер. Психологическая диагностика. М., 2001, С. 140 – 163.
3. Бодалев А.А. Психология о личности. М., Издательство: МГУ ISBN: 1988, С. 11-24.
4. Бороздина Л.В. Психология характера. М.: Изд-во МГУ, 1997.
5. Гоноболин Ф. Н. Воля, характер, деятельность. Минск, "Народная асвета"1996.
6. Кречмер Э. Строение тела и характер. М: Педагогика Пресс, стр. 219-227. 2001.
7. Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. М.: Наука, 1995.
8. Левитов Н.Д. Психология характера. М., Изд.3, испр. и доп. 1969
9. Леонгард К. Акцентуированные личности . Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000
10. Личко А.Е. Психопатия и акцентуации характера у подростков. Изд. 2-е доп. и перераб., Л.: Медицина, 1983 С. 6-10.
11. Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание. Пермь, 1990.
12. Норакидзе В.Г. Методы исследования характера. Тбилиси: Мецниереба,1989
13.Носов Н.Н.Мишкина Каша: Рассказы.-М.:Издание И.П.Носова. Эксмо. 2008(с.402)
14.Интернет ресурсы: поисковая система yandex.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki/
http://psylab.info
Терминологический словарь
Хара́ктер (греч. Χαρακτηρ — примета, отличительная черта, знак) — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.
Темпера́мент (лат.temperamentum — надлежащее соотношение частей) — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера; вообще, с физиологической точки зрения, темперамент — тип высшей нервной деятельности человека.
Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности.
Эрнст Кречмер (нем. Ernst Kretschmer) (8 октября 1888, Вюстенрот, близ Хайльбронна — 9 февраля 1964, Тюбинген) — немецкий психиатр и психолог, создатель типологии темпераментов на основе особенностей телосложения.
Уильям Шелдон (род. 19.11.1898) - американский врач и психолог. С 1936 г. профессор Чикагского университета, с 1938 г. - Гарвардского. Начальник лаборатории конституциональных различий Колумбийского университета. Предложил теорию основных типов человеческих темпераментов на основе соматических признаков.
Карл Леонгард (нем. Karl Leonhard, 1903—1988) — выдающийся немецкий психиатр. Автор понятия «акцентуированная личность» — одной из первых типологий личностей.
Андре́й Евге́ньевич Личко (1926—1996) — заслуженный деятель науки РФ, профессор, доктор медицинских наук, заместитель директора Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева. Опираясь на труды П. Ганнушкина и К. Леонгарда, создал собственную типологию личностей. Автор руководств «Подростковая психиатрия» и «Подростковая болезнь», а также нескольких монографий по психиатрии. Основные направления научных исследований — диагностика и лечение психических расстройств в подростковом возрасте и патохарактеризуемая диагностика.
Э́рих Зелигманн Фромм (нем. Erich Seligmann Fromm; 23 марта 1900, Франкфурт-на-Майне — 18 марта 1980, Локарно) — немецкий социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик, представитель Франкфуртской школы, один из основателей неофрейдизма и фрейдомарксизма.
Джеймс Маккин Кэттелл (25.05.1860 — 20.01.1944) — американский психолог, один из первых специалистов по экспериментальной психологии в США, первый профессор психологии. В начале карьеры Джеймса Кэттелла психология рассматривалась учёными как незначительная область исследований или даже лженаука наподобие френологии. Возможно, Кэттелл более чем кто-либо из его современников способствовал становлению психологии как уважаемой науки. После его смерти Нью-Йорк Таймс назвала его «старейшиной американской науки».
Приложение
Рис. 1. 11 класс
Таблица 1
Бланк ответов
Таблица 2
Перевод «сырых» баллов в стены
Фактор Q3. Высокие оценки (у 53 % тестируемых) свидетельствуют об организованности, умении хорошо контролировать свои эмоции и поведение. Высокий самоконтроль основан на четко осознанных целях и мотивах поведения. Начатое дело доводят до конца. Хорошо осознают социальные требования и стараются их выполнить. Заботятся о своей репутации. Надежные руководители имеют высокие оценки по этому фактору. Низкие оценки по фактору не характерны для испытуемых.
Фактор Q4. Высокие оценки (у 7 % тестируемых) свидетельствуют о напряженности, возбуждении, неудовлетворенных стремлениях. Люди с такими показателями беспокойны, возбуждены, неусидчивы. Чувствуют себя разбитыми, усталыми, но не могут остаться без дела, даже в обстановке, благоприятной для отдыха. Для этого состояния характерны эмоциональная неустойчивость, пониженное настроение, раздражительность и нетерпимость. В групповой деятельности пренебрегают такими аспектами, как единство, порядок, лидерство. Низкие оценки (у 30 % тестируемых) говорят о слабости, отсутствии побуждений и желаний. Лица с такой оценкой фактора безразличны к своим удачам и неудачам. Невозмутимы, спокойны. К переменам и достижениям не стремятся. [14]
Выводы
Изучая особенности характера человека, мы пришли к следующим выводам:
1. Характер – это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, работе, к происходящим вокруг него событиям, а также его целенаправленные действия, т.е. поступки.
2. Создано несколько типологий характеров, нередко авторами которых являлись врачи-психиатры. Различные типы характера определяются своеобразным сочетанием различных черт характера.
3. Истоки характера следует искать в самом начале психологического развития человека, в первые годы его жизни. Основную роль в формировании и развитии характера ребёнка играют его общение, взаимоотношения с окружающим миром. Каждый возраст вносит свой вклад в формирование характера человека, в развитие или закрепление в нём тех или иных характерологических особенностей. Характер взрослого человека в течение жизни остаётся более или менее стабильным, но иногда с возрастом происходят радикальные изменения характера.
По мнению японцев, в большой степени характер каждого человека определяет группа крови.
4. Тестирование учащихся 11 класса показало, что черты характера у всех разные, индивидуальные. Оценки по различным факторам опросника варьируют от 2 до 10. Высокие оценки чаще встречаются по факторам A, H, I, Q3; средние - С, E, F, G, L, N, О, Q1, Q2, Q4; низкие – B, M. У учащихся этого класса отсутствуют высокие оценки по фактору М; низкие оценки – по факторам A, E, F, G, I, L, N, O, Q3.
По всем факторам, за исключением фактора М, класс, в общем, имеет средние оценки (4 – 7). Среднее значение фактора М (3) соответствует низкой оценке по данному фактору.
Обобщая результаты тестирования, можно сказать, что большинство учащихся класса обладают следующими чертами: доброжелательность, сердечность, смелость, уверенность, мягкосердечность, организованность, практичность, способность контролировать своё поведение.
Список литературы
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 2. М., 1980.
2. Батаршев А.В. Темперамент и характер. Психологическая диагностика. М., 2001, С. 140 – 163.
3. Бодалев А.А. Психология о личности. М., Издательство: МГУ ISBN: 1988, С. 11-24.
4. Бороздина Л.В. Психология характера. М.: Изд-во МГУ, 1997.
5. Гоноболин Ф. Н. Воля, характер, деятельность. Минск, "Народная асвета"1996.
6. Кречмер Э. Строение тела и характер. М: Педагогика Пресс, стр. 219-227. 2001.
7. Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. М.: Наука, 1995.
8. Левитов Н.Д. Психология характера. М., Изд.3, испр. и доп. 1969
9. Леонгард К. Акцентуированные личности . Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000
10. Личко А.Е. Психопатия и акцентуации характера у подростков. Изд. 2-е доп. и перераб., Л.: Медицина, 1983 С. 6-10.
11. Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание. Пермь, 1990.
12. Норакидзе В.Г. Методы исследования характера. Тбилиси: Мецниереба,1989
13.Носов Н.Н.Мишкина Каша: Рассказы.-М.:Издание И.П.Носова. Эксмо. 2008(с.402)
14.Интернет ресурсы: поисковая система yandex.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki/
http://psylab.info
Терминологический словарь
Хара́ктер (греч. Χαρακτηρ — примета, отличительная черта, знак) — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.
Темпера́мент (лат.temperamentum — надлежащее соотношение частей) — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера; вообще, с физиологической точки зрения, темперамент — тип высшей нервной деятельности человека.
Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности.
Эрнст Кречмер (нем. Ernst Kretschmer) (8 октября 1888, Вюстенрот, близ Хайльбронна — 9 февраля 1964, Тюбинген) — немецкий психиатр и психолог, создатель типологии темпераментов на основе особенностей телосложения.
Уильям Шелдон (род. 19.11.1898) - американский врач и психолог. С 1936 г. профессор Чикагского университета, с 1938 г. - Гарвардского. Начальник лаборатории конституциональных различий Колумбийского университета. Предложил теорию основных типов человеческих темпераментов на основе соматических признаков.
Карл Леонгард (нем. Karl Leonhard, 1903—1988) — выдающийся немецкий психиатр. Автор понятия «акцентуированная личность» — одной из первых типологий личностей.
Андре́й Евге́ньевич Личко (1926—1996) — заслуженный деятель науки РФ, профессор, доктор медицинских наук, заместитель директора Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева. Опираясь на труды П. Ганнушкина и К. Леонгарда, создал собственную типологию личностей. Автор руководств «Подростковая психиатрия» и «Подростковая болезнь», а также нескольких монографий по психиатрии. Основные направления научных исследований — диагностика и лечение психических расстройств в подростковом возрасте и патохарактеризуемая диагностика.
Э́рих Зелигманн Фромм (нем. Erich Seligmann Fromm; 23 марта 1900, Франкфурт-на-Майне — 18 марта 1980, Локарно) — немецкий социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик, представитель Франкфуртской школы, один из основателей неофрейдизма и фрейдомарксизма.
Джеймс Маккин Кэттелл (25.05.1860 — 20.01.1944) — американский психолог, один из первых специалистов по экспериментальной психологии в США, первый профессор психологии. В начале карьеры Джеймса Кэттелла психология рассматривалась учёными как незначительная область исследований или даже лженаука наподобие френологии. Возможно, Кэттелл более чем кто-либо из его современников способствовал становлению психологии как уважаемой науки. После его смерти Нью-Йорк Таймс назвала его «старейшиной американской науки».
Приложение
Рис. 1. 11 класс
MD | 1 a2 b1c | 18 a b1 c2 | 35 a b1 c2 | 52 a2 b1 c | 69 a b1 c2 | 86 a b1 c2 | 103 ab1c2 | |
| | | | | | | | |
A | 2 a b1c2 | 19 a b1 c | 36 a b 1c2 | 53a 2b1 c | 70 a 2b 1c | 87 a b 1c2 | 104 a1b c | |
B | 3 a b1c | 20 a b c | 37 a b 1c | 54 a b c1 | 71 a b 1c | 88 a b c 1 | 105 a b 1c | |
C | 4 a2 b1c | 21 a2 b1 c | 38 a b 1c2 | 55 a 2b 1c | 72 a b 1c2 | 89 a b1c2 | | |
E | 5 a b1c2 | 22 a b 1c2 | 39 a 2b 1c | 56 a 2b 1c | 73 a b 1c2 | 90 a 2b 1c | | |
F | 6 a b1c2 | 23 a 2b 1c | 40 a b 1c2 | 57 a 2b 1c | 74 a 2b 1c | 91 a b 1c2 | | |
G | 7 a2 b1c | 24 a b 1c2 | 41 a 2b 1c | 58 a b 1c2 | 75 a 2b 1c | 92 a b 1c2 | | |
H | 8 a2b1c | 25 a b 1c2 | 42 a b 1c2 | 59 a 2b 1c | 76 a 2b 1c | 93 a b 1c2 | | |
I | 9 a2b1c | 26 a 2b 1c | 43 a b 1c2 | 60 a 2b 1c | 77 a b 1c2 | 94 a b 1c2 | | |
L | 10 a2b1c | 27 a b 1c2 | 44 a b 1c2 | 61 a b 1c2 | 78 a 2b 1c | 95 a 2b 1c | | |
M | 11 ab1c2 | 28 a b 1c2 | 45 a 2b 1c | 62 a 2b 1c | 79 a 2b 1c | 96 a b 1c2 | | |
N | 12 ab1c2 | 29 a 2b 1c | 46 a 2b 1c | 63 a 2b 1c | 80 a b 1c2 | 97 a b 1c2 | | |
O | 13 ab1c2 | 30 a 2b 1c | 47 a b 1c2 | 64 a 2b 1c | 81 a b 1c2 | 98 a 2b 1c | | |
Q1 | 14 a2bc | 31 a 2b 1c | 48 a b 1c2 | 65 a b 1c2 | 82 a b 1c2 | 99 a 2b 1c | | |
Q2 | 15 a2b1c | 32 a b 1c2 | 49 a 2b 1c | 66 a 2b 1c | 83 a b 1c2 | 100 ab1c2 | | |
Q3 | 16 a2b1c | 33 a 2b 1c | 50 a 2b 1c | 67 a b 1c2 | 84 a b 1c2 | 101 ab1c2 | | |
Q4 | 17 a2b1c | 34 a b 1c2 | 51 a b 1c2 | 68 a2 b 1c | 85 a b 1c2 | 102 a2b1c | | |
Таблица 1
Бланк ответов
Таблица 2
Перевод «сырых» баллов в стены
| МО | 0-2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10—11 | 12—14 | ||
Средний балл | А | 0-4 | 5 | 6 | 7 | 8 | — | 9 | 10 | 11 | 12 | ||
в | 0-2 | — | 3 | — | 4 | — | 5 | 6 | 7 | 8 | |||
С | 0-3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |||
Е | 0-1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10-12 | |||
F | 0-2 | — | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10-12 | |||
G | 0-3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |||
Н | 0-3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |||
I | 0-3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |||
L | 0-1 | 2 | — | 3 | 4 | — | 5 | 6 | 7 | 8-12 | |||
м | 0-3 | — | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 — 12 | |||
N | 0-1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10-12 | |||
О | 0-1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10-12 | |||
Q1 | 0-4 | 5 | 6 | — | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |||
Q2 | 0-2 | 3 | — | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10-12 | |||
Qз | 0-2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 — 12 | |||
Q4 | 0-1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6-7 | 8 | 9 | 10 | 11 — 12 | |||
СТЕНЫ | Ко- личество баллов | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||
Уровень | низкий | средний | высокий |