Файл: Конкурс исследовательских, проектных и поисковых работ учащихся интеллектуальное будущее Мордовии.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 2. Методика исследования особенностей характера человека
Объектом для наших исследований являлись учащиеся 11 класса (рис. 1 приложение). Для изучения индивидуальных особенностей характера мы использовали многофакторный личностный опросник Р. Кэттелла, включающий 105 вопросов. (Приложение). Для того чтобы смогли определить свои личностные качества, нужно постараться ответить на них искренне и как можно точнее. На каждый вопрос учащиеся должны дать ответ, выбрав одну из трех альтернатив (а, Ь, с), которая в наибольшей степени соответствует их взглядам, их представлению о себе.
На проработку вопросов тестируемым отводилось 30 минут. Ответы вносились в специальный бланк (табл.1), в котором личностные факторы обозначены в колонке слева. Каждому из факторов соответствует определенная строка. Баллы подсчитывались по каждому из факторов суммированием подстрочных индексов 1 и 2 при тех ответах–альтернативах (а,b,с), которые были обведены испытуемыми.
Результат суммирования по каждому из факторов проставлялся в правой колонке (по каждому фактору – своя строка). Максимальное количество баллов по показателю МД (шкале искренности) – 14, максимальное количество баллов по фактору В (интеллект) – 8. Для всех остальных факторов максимальное количество баллов не превышает значения 12. Полученные в результате тестирования баллы по каждому из факторов переводились в стены, которые делятся на уровни: 1–3 стена – низкий уровень; 4–7 стен – средний уровень; 8–10 стен – высокий уровень. (Приложение).
В обобщённом виде интерпретация первичных факторов теста сводится к следующему:
Фактор А. Отрицательный полюс: озабоченность, замкнутость; положительный полюс: доброжелательность, сердечность.
Фактор B. Отрицательный полюс: низкий интеллект; положительный полюс: высокий интеллект.
Фактор C. Отрицательный полюс: эмоциональная неуравновешенность; положительный полюс: эмоциональная уравновешенность.
Фактор E. Отрицательный полюс: зависимость, покорность; положительный полюс: настойчивость.
Фактор F. Отрицательный полюс
: озабоченность; положительный полюс: беспечность.
Фактор G. Отрицательный полюс: недобросовестность; положительный полюс: высокая совестливость.
Фактор H. Отрицательный полюс: робость; положительный полюс: смелость, уверенность.
Фактор I. Отрицательный полюс: суровость, жестокость, положительный полюс: мягкосердечность, чувствительность.
Фактор L. Отрицательный полюс: доверчивость, уступчивость, положительный полюс: подозрительность.
Фактор M. Отрицательный полюс: практичность, твердость; положительный полюс: мечтательность.
Фактор N. Отрицательный полюс: непосредственность, наивность; положительный полюс: проницательность.
Фактор O. Отрицательный полюс: самоуверенность, безмятежность; положительный полюс: склонность к чувству вины, обязательность.
Фактор Q1. Отрицательный полюс: консерватизм; положительный полюс: гибкость.
Фактор Q2. Отрицательный полюс: зависимость от группы; положительный полюс: самодостаточность.
Фактор Q3. Отрицательный полюс: импульсивность, неуправляемость; положительный полюс: организованность, контроль над своим поведением.
Фактор Q4. Отрицательный полюс: расслабленность; положительный полюс: напряженность. [14]
2.1 Результаты исследования
Анализируя данные тестирования, мы получили определенные результаты по каждому из факторов опросника, приведенные в таблицах 3, 4. ( Приложение)
Показатель MD. Значения данного показателя (2 – 8) свидетельствуют о том, что все испытуемые более или менее искренне отвечали на тесты опросника.
Фактор А. Высокие значения фактора (8-10 стен) характерны для 53 % испытуемых. Для них характерны богатство и яркость эмоциональных проявлений, естественность, отзывчивость, непринужденность поведения, готовность к сотрудничеству, чуткое, внимательное отношение к людям, доброта и мягкосердечие. Предпочитают работать с людьми, легко включаются в активные группы, щедры в личных отношениях. Не боятся критики, хорошо запоминают лица, события, фамилии, имена и отчества. Низкие значения фактора (1 -3 стен) не характерны для испытуемых.
Фактор В. Высокие оценки имеют 22 % тестируемых. Это лица с хорошим уровнем интеллектуального развития, абстрактного и логического мышления. Быстро схватывают новое, имеют высокий уровень обучаемости. Имеющие низкие оценки по фактору (38%) склонны к медленному обучению, с трудом усваивают новые понятия, все понимают буквально. Мышление конкретное, образное. Склонны к догадкам, стремятся к интуитивным, а не логически обоснованным решениям.
Фактор С. У 31 % испытуемых – высокие оценки. Они свойственны лицам эмоционально зрелым, смело смотрящим в лицо фактам, спокойным, уверенным в себе, постоянным в своих планах и привязанностях. Для них характерна высокая эмоциональная устойчивость. На вещи смотрят реалистично, хорошо осознают требования действительности. Не скрывают от себя собственные недостатки, не расстраиваются из-за пустяков. Способны следовать нормам и правилам поведения. Высокий уровень фактора позволяет адаптироваться даже при психологических расстройствах. Низкие оценки – у лиц, не способных контролировать эмоции, импульсивные влечения. У них снижен эмоциональный контроль, отсутствует чувство ответственности (7 % тестируемых).
Фактор Е. Высокие оценки по фактору (у 38 %) свидетельствует о властности, стремлении к доминантности, самостоятельности, независимости, игнорирования социальных условностей и авторитетов. Действуют смело и энергично. Отстаивают свои права на самостоятельность, требуют проявления самостоятельности от окружающих. Не признают над собой власти. В конфликтах обвиняют других. Низкие оценки не свойственны тестируемым старшеклассникам.
Фактор F. Высокая оценка по фактору характерна для 30 % испытуемых. Это бодрые, активные, беспечные, легко воспринимающие жизнь люди. Они верят в удачу и свою счастливую звезду. Подвижны, импульсивны. О будущем мало заботятся. Стремятся жить в центре больших городов. Любят путешествовать и перемены в жизни. В малых группах часто выбираются лидерами. Разговорчивы, склоны к поверхностной общительности. Низкие оценки отсутствуют.
Фактор G. Для высоких значений фактора характерны такие черты, как чувство ответственности и долга, стойкость моральных принципов. Люди, имеющие такие высокие значения фактора, точны и аккуратны в делах, во всем любят порядок, правил не нарушают, выполняют их буквально даже тогда, когда правила кажутся пустой формальностью. Это характерно для 7 % тестируемых. Низкие оценки по фактору отсутствуют.
Фактор Н. Высокие оценки (у 53 %) свидетельствуют о стрессовой устойчивости, невосприимчивости к угрозе, смелости, решительности, тяге к риску и острым ощущениям. Однако эти люди невнимательны к деталям, игнорируют сигналы опасности, тратят много времени на разговоры. Трудности в общении не испытывают. Склонны активно общаться, вступать в контакт с лицами противоположного пола. Не теряются при столкновении с неожиданными обстоятельствами. Быстро забывают о неудачах. Лиц с высокими показателями фактора часто выбирают лидерами в группах, где деятельность связана с соперничеством и риском. Личности с низкой оценкой по фактору характерна неустойчивость в поведении в стрессовых ситуациях. Имеют сверхчувствительную нервную систему, остро реагирует на любую угрозу. Такие индивиды считают себя крайне робкими, не уверенными в своих силах, терзаются необоснованным чувством собственной неполноценности. Медлительны, сдержанны в выражении своих чувств. Больших компаний избегают. Эти черты присущи 15 % тестируемых старшеклассников.
Фактор I. Высокие значения по фактору имеют 61 % тестируемых учащихся. Такая оценка является показателем чувствительности, мягкости, ментальности, утонченности, образцового, художественного восприятия мира. Эти люди не любят грубых людей и грубую работу. Обожают путешествия, обладают богатым воображением, эстетическим вкусом. Художественные произведения больше влияют на их жизнь, чем реальные события. В поведении проявляют черты театральности, иногда – тревожности. Высокие оценки по фактору имеют художники, артисты, музыканты. Низкие оценки не характерны для тестируемых школьников.
Фактор L. Лица с высокими оценками по фактору (46 % испытуемых) с самого начала ко всем людям подходят с предубеждениями, настороженно. Ищут везде подвоха. Никому не доверяют. Считают своих друзей способными на нечестность, с ними не откровенны. В коллективе держаться обособленно, завидуют успехам других людей. Считают, что их недооценивают. В отношении с людьми настойчивы, раздражительны. Не терпят конкуренции. У них завышена самооценка. Часто проявляют мнительность, подозрительность, осторожность. Чаще всего не заботятся о других. Низкие оценки не свойственны испытуемым.
Фактор М. Высокими оценками по фактору не один из испытуемых не обладает. 53 % тестируемых имеют низкие оценки. Им свойственны уравновешенность, здравомыслие. Они трезво оценивают обстоятельства и людей, следуют требованиям объективной реальности и общепризнанным нормам поведения. Добросовестны. Однако в неожиданных нестандартных ситуациях им часто не хватает воображения и находчивости.
Фактор N. Лица с высокими оценками по фактору (46 % тестируемых) характеризуются искусственностью, утонченностью, расчетливостью, принципиальностью. Не поддаются эмоциональным порывам. Ко всему подходят разумно. Хитро и умело строят свое поведение. Скептически относятся к лозунгам и призывам. Склоны к интригам. В общении мягки, вежливы, следят за речью и манерами. Низкие оценки отсутствуют у тестируемых учащихся.
Фактор О. Лица с высокими оценками по фактору (7 % испытуемых) неизменно чем-нибудь озабочены, всегда подавлены, тревожны, тяготятся дурными предчувствиями. Склонны к самоупрёкам, самообличению, недооценивают свои возможности. Принижают свою компетентность, звания и способности. В обществе чувствуют себя неуверенно и неуютно. Держатся излишне скромно, замкнуто и обособленно. Низкие оценки не характерны испытуемым.
Фактор Q1. Лица с высокими оценками по фактору имеют разнообразные интеллектуальные интересы, стремятся быть хорошо информированными по поводу научных и политических проблем, но никакую информацию они не принимают на веру. Радикальны. Ко всему относятся скептически, не доверяют авторитетам. Легко меняют свою точку зрения, спокойно воспринимают новые идеи и перемены. Отличаются критичностью мышления, терпимостью к неясностям. Эти черты присущи 15 % тестируемых старшеклассников. Низкие оценки (у 7 %) характерны для консервативных, ригидных людей, не любящих перемен. Это лица устоявшихся мнений, норм и правил. Все новое они встречают в штыки, потому что оно кажется им абсурдным и бессмысленным. Весь вред, по их мнению, происходит от людей, которые нарушают традиции и принципы.
Фактор Q2. Лица с высокими оценками по данному фактору (15 % испытуемых) самостоятельны, независимы, предпочитают все делать сами. Для них характер самодостаточности. Сами принимают решения, добиваются их исполнения, сами несут ответственность. Они готовы пожертвовать любимыми удобствами, только бы сохранить свою независимость. В своих действиях и поступках не считаются с общественным мнением. Нельзя сказать, что они не любят людей, просто не нуждаются в их одобрении и поддержке. Низкие оценки (у 15 % тестируемых) свидетельствуют о несамостоятельности, зависимости, привязанности к группе. Эти люди ориентируются на групповое мнение
Объектом для наших исследований являлись учащиеся 11 класса (рис. 1 приложение). Для изучения индивидуальных особенностей характера мы использовали многофакторный личностный опросник Р. Кэттелла, включающий 105 вопросов. (Приложение). Для того чтобы смогли определить свои личностные качества, нужно постараться ответить на них искренне и как можно точнее. На каждый вопрос учащиеся должны дать ответ, выбрав одну из трех альтернатив (а, Ь, с), которая в наибольшей степени соответствует их взглядам, их представлению о себе.
На проработку вопросов тестируемым отводилось 30 минут. Ответы вносились в специальный бланк (табл.1), в котором личностные факторы обозначены в колонке слева. Каждому из факторов соответствует определенная строка. Баллы подсчитывались по каждому из факторов суммированием подстрочных индексов 1 и 2 при тех ответах–альтернативах (а,b,с), которые были обведены испытуемыми.
Результат суммирования по каждому из факторов проставлялся в правой колонке (по каждому фактору – своя строка). Максимальное количество баллов по показателю МД (шкале искренности) – 14, максимальное количество баллов по фактору В (интеллект) – 8. Для всех остальных факторов максимальное количество баллов не превышает значения 12. Полученные в результате тестирования баллы по каждому из факторов переводились в стены, которые делятся на уровни: 1–3 стена – низкий уровень; 4–7 стен – средний уровень; 8–10 стен – высокий уровень. (Приложение).
В обобщённом виде интерпретация первичных факторов теста сводится к следующему:
Фактор А. Отрицательный полюс: озабоченность, замкнутость; положительный полюс: доброжелательность, сердечность.
Фактор B. Отрицательный полюс: низкий интеллект; положительный полюс: высокий интеллект.
Фактор C. Отрицательный полюс: эмоциональная неуравновешенность; положительный полюс: эмоциональная уравновешенность.
Фактор E. Отрицательный полюс: зависимость, покорность; положительный полюс: настойчивость.
Фактор F. Отрицательный полюс
: озабоченность; положительный полюс: беспечность.
Фактор G. Отрицательный полюс: недобросовестность; положительный полюс: высокая совестливость.
Фактор H. Отрицательный полюс: робость; положительный полюс: смелость, уверенность.
Фактор I. Отрицательный полюс: суровость, жестокость, положительный полюс: мягкосердечность, чувствительность.
Фактор L. Отрицательный полюс: доверчивость, уступчивость, положительный полюс: подозрительность.
Фактор M. Отрицательный полюс: практичность, твердость; положительный полюс: мечтательность.
Фактор N. Отрицательный полюс: непосредственность, наивность; положительный полюс: проницательность.
Фактор O. Отрицательный полюс: самоуверенность, безмятежность; положительный полюс: склонность к чувству вины, обязательность.
Фактор Q1. Отрицательный полюс: консерватизм; положительный полюс: гибкость.
Фактор Q2. Отрицательный полюс: зависимость от группы; положительный полюс: самодостаточность.
Фактор Q3. Отрицательный полюс: импульсивность, неуправляемость; положительный полюс: организованность, контроль над своим поведением.
Фактор Q4. Отрицательный полюс: расслабленность; положительный полюс: напряженность. [14]
2.1 Результаты исследования
Анализируя данные тестирования, мы получили определенные результаты по каждому из факторов опросника, приведенные в таблицах 3, 4. ( Приложение)
Показатель MD. Значения данного показателя (2 – 8) свидетельствуют о том, что все испытуемые более или менее искренне отвечали на тесты опросника.
Фактор А. Высокие значения фактора (8-10 стен) характерны для 53 % испытуемых. Для них характерны богатство и яркость эмоциональных проявлений, естественность, отзывчивость, непринужденность поведения, готовность к сотрудничеству, чуткое, внимательное отношение к людям, доброта и мягкосердечие. Предпочитают работать с людьми, легко включаются в активные группы, щедры в личных отношениях. Не боятся критики, хорошо запоминают лица, события, фамилии, имена и отчества. Низкие значения фактора (1 -3 стен) не характерны для испытуемых.
Фактор В. Высокие оценки имеют 22 % тестируемых. Это лица с хорошим уровнем интеллектуального развития, абстрактного и логического мышления. Быстро схватывают новое, имеют высокий уровень обучаемости. Имеющие низкие оценки по фактору (38%) склонны к медленному обучению, с трудом усваивают новые понятия, все понимают буквально. Мышление конкретное, образное. Склонны к догадкам, стремятся к интуитивным, а не логически обоснованным решениям.
Фактор С. У 31 % испытуемых – высокие оценки. Они свойственны лицам эмоционально зрелым, смело смотрящим в лицо фактам, спокойным, уверенным в себе, постоянным в своих планах и привязанностях. Для них характерна высокая эмоциональная устойчивость. На вещи смотрят реалистично, хорошо осознают требования действительности. Не скрывают от себя собственные недостатки, не расстраиваются из-за пустяков. Способны следовать нормам и правилам поведения. Высокий уровень фактора позволяет адаптироваться даже при психологических расстройствах. Низкие оценки – у лиц, не способных контролировать эмоции, импульсивные влечения. У них снижен эмоциональный контроль, отсутствует чувство ответственности (7 % тестируемых).
Фактор Е. Высокие оценки по фактору (у 38 %) свидетельствует о властности, стремлении к доминантности, самостоятельности, независимости, игнорирования социальных условностей и авторитетов. Действуют смело и энергично. Отстаивают свои права на самостоятельность, требуют проявления самостоятельности от окружающих. Не признают над собой власти. В конфликтах обвиняют других. Низкие оценки не свойственны тестируемым старшеклассникам.
Фактор F. Высокая оценка по фактору характерна для 30 % испытуемых. Это бодрые, активные, беспечные, легко воспринимающие жизнь люди. Они верят в удачу и свою счастливую звезду. Подвижны, импульсивны. О будущем мало заботятся. Стремятся жить в центре больших городов. Любят путешествовать и перемены в жизни. В малых группах часто выбираются лидерами. Разговорчивы, склоны к поверхностной общительности. Низкие оценки отсутствуют.
Фактор G. Для высоких значений фактора характерны такие черты, как чувство ответственности и долга, стойкость моральных принципов. Люди, имеющие такие высокие значения фактора, точны и аккуратны в делах, во всем любят порядок, правил не нарушают, выполняют их буквально даже тогда, когда правила кажутся пустой формальностью. Это характерно для 7 % тестируемых. Низкие оценки по фактору отсутствуют.
Фактор Н. Высокие оценки (у 53 %) свидетельствуют о стрессовой устойчивости, невосприимчивости к угрозе, смелости, решительности, тяге к риску и острым ощущениям. Однако эти люди невнимательны к деталям, игнорируют сигналы опасности, тратят много времени на разговоры. Трудности в общении не испытывают. Склонны активно общаться, вступать в контакт с лицами противоположного пола. Не теряются при столкновении с неожиданными обстоятельствами. Быстро забывают о неудачах. Лиц с высокими показателями фактора часто выбирают лидерами в группах, где деятельность связана с соперничеством и риском. Личности с низкой оценкой по фактору характерна неустойчивость в поведении в стрессовых ситуациях. Имеют сверхчувствительную нервную систему, остро реагирует на любую угрозу. Такие индивиды считают себя крайне робкими, не уверенными в своих силах, терзаются необоснованным чувством собственной неполноценности. Медлительны, сдержанны в выражении своих чувств. Больших компаний избегают. Эти черты присущи 15 % тестируемых старшеклассников.
Фактор I. Высокие значения по фактору имеют 61 % тестируемых учащихся. Такая оценка является показателем чувствительности, мягкости, ментальности, утонченности, образцового, художественного восприятия мира. Эти люди не любят грубых людей и грубую работу. Обожают путешествия, обладают богатым воображением, эстетическим вкусом. Художественные произведения больше влияют на их жизнь, чем реальные события. В поведении проявляют черты театральности, иногда – тревожности. Высокие оценки по фактору имеют художники, артисты, музыканты. Низкие оценки не характерны для тестируемых школьников.
Фактор L. Лица с высокими оценками по фактору (46 % испытуемых) с самого начала ко всем людям подходят с предубеждениями, настороженно. Ищут везде подвоха. Никому не доверяют. Считают своих друзей способными на нечестность, с ними не откровенны. В коллективе держаться обособленно, завидуют успехам других людей. Считают, что их недооценивают. В отношении с людьми настойчивы, раздражительны. Не терпят конкуренции. У них завышена самооценка. Часто проявляют мнительность, подозрительность, осторожность. Чаще всего не заботятся о других. Низкие оценки не свойственны испытуемым.
Фактор М. Высокими оценками по фактору не один из испытуемых не обладает. 53 % тестируемых имеют низкие оценки. Им свойственны уравновешенность, здравомыслие. Они трезво оценивают обстоятельства и людей, следуют требованиям объективной реальности и общепризнанным нормам поведения. Добросовестны. Однако в неожиданных нестандартных ситуациях им часто не хватает воображения и находчивости.
Фактор N. Лица с высокими оценками по фактору (46 % тестируемых) характеризуются искусственностью, утонченностью, расчетливостью, принципиальностью. Не поддаются эмоциональным порывам. Ко всему подходят разумно. Хитро и умело строят свое поведение. Скептически относятся к лозунгам и призывам. Склоны к интригам. В общении мягки, вежливы, следят за речью и манерами. Низкие оценки отсутствуют у тестируемых учащихся.
Фактор О. Лица с высокими оценками по фактору (7 % испытуемых) неизменно чем-нибудь озабочены, всегда подавлены, тревожны, тяготятся дурными предчувствиями. Склонны к самоупрёкам, самообличению, недооценивают свои возможности. Принижают свою компетентность, звания и способности. В обществе чувствуют себя неуверенно и неуютно. Держатся излишне скромно, замкнуто и обособленно. Низкие оценки не характерны испытуемым.
Фактор Q1. Лица с высокими оценками по фактору имеют разнообразные интеллектуальные интересы, стремятся быть хорошо информированными по поводу научных и политических проблем, но никакую информацию они не принимают на веру. Радикальны. Ко всему относятся скептически, не доверяют авторитетам. Легко меняют свою точку зрения, спокойно воспринимают новые идеи и перемены. Отличаются критичностью мышления, терпимостью к неясностям. Эти черты присущи 15 % тестируемых старшеклассников. Низкие оценки (у 7 %) характерны для консервативных, ригидных людей, не любящих перемен. Это лица устоявшихся мнений, норм и правил. Все новое они встречают в штыки, потому что оно кажется им абсурдным и бессмысленным. Весь вред, по их мнению, происходит от людей, которые нарушают традиции и принципы.
Фактор Q2. Лица с высокими оценками по данному фактору (15 % испытуемых) самостоятельны, независимы, предпочитают все делать сами. Для них характер самодостаточности. Сами принимают решения, добиваются их исполнения, сами несут ответственность. Они готовы пожертвовать любимыми удобствами, только бы сохранить свою независимость. В своих действиях и поступках не считаются с общественным мнением. Нельзя сказать, что они не любят людей, просто не нуждаются в их одобрении и поддержке. Низкие оценки (у 15 % тестируемых) свидетельствуют о несамостоятельности, зависимости, привязанности к группе. Эти люди ориентируются на групповое мнение