Файл: 1. Понятие кп, как отрасли права, науки и учебной дисциплины.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Понятие КП, как отрасли права, науки и учебной дисциплины

Право – это система общеобязательных социальных норм, устанавливаемых государством, исполнение которых гарантируется государственным принуждением.

Отрасли права – совокупность правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений. Например, ЗК регулирует земельные отношения, СК - семейные, ТК – трудовые и т.д. Вот общественные отношения, которые регулируются нормами конкретной отрасли права и называются предметом этой отрасли.

В предмет КП входят 4 группы отношений:

1. Основы конституционного строя (качественная характеристика самого государства: суверенитет, форма правления, форма гос.устройства)

Например, ст.3 КРФ «источником власти является российский народ» закрепляет основной принцип государства – принцип народовластия

2. Основы правового статуса личности (определяет основные права и свободы человека и гражданина)

Это исходные принципы отношений между государством и личностью. Например, ст. «Право частной собственности охраняется законом». В ней заложен принцип неприкосновенности частной собственности.

3. Федеративные отношения (отношения между РФ и субъектами)

Например, ст.71 устанавливает предмет ведения РФ, 72 – совместного ведения РФ и субъектами, 73 – субъектами.

4. Организация государственной власти и органов местного самоуправления

Таким образом, конституционное право, как отрасль права – это совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих основы конституционного строя, основы правового статуса личности, федеративные отношения и организацию органов государственной власти и местного самоуправления.

Как наука – изучает эти же государственно-правовые отношения, только более углубленно (монографии, научные труды)

Дисциплина – обязательный минимальный курс, необходимый будущему специалисту, основанный на выводах науки.

2. Место КП в системе государственного права, связь с др.отраслевыми дисциплинами

КП – это ведущая отрасль права в системе права РФ, которая дает ориентиры во всех сферах общественных отношений. Нормы, закрепленные в КП, получают конкретизацию и воплощение во всех отраслях российского права. Роль КП обусловлена еще и тем, что именно с нормами КП регулируется сам процесс создания права. Они определяют виды правовых актов, органов их издающих, соотношение их юридической силы.

Определяя систему органов гос.власти, КП нормы устанавливают начала для административного права. Закрепляя право собственности служат базой для гражданского права. Устанавливая систему органов судебной власти, принципы правосудия, задают исходные начала для уголовного права.


3. Источники конституционного права

Любые правовые нормы закреплены нормативно-правовыми актами (законами, постановлениями, указами и т.д.). Эти нормативные акты и называются источниками той или иной отрасли права. К примеру, нормы земельного права устанавливаются ЗК, трудового – ТК, семейного – СК. То есть, ЗК – источник земельного права, СК – источник семейного права. То есть, каждая отрасли имеет свои источники.

Источники КП – это нормативно-правовые акты, которыми устанавливаются и получают конкретизацию конституционного-правовые нормы.

Источники КП разнообразны и образуют замкнутую систему, которая называется конституционным законодательством.

Источники КП делятся на 4 группы:

1. Федеральные источники (конституция, международные договоры, ФЗ, акты президента, акты палат Федерального собрания, акты Правительства и центризбиркома.

2. Федерально-региональные (договоры между субъектами и РФ. Федеративный договор от 31.03.92 о разграничении полномочий и предметов ведения)

3. Региональные (законы субъектов РФ – Уставы, закон о Губернаторе и т.п.)

4.Местные (нормативные акты органов местного самоуправления. Например, Устав муниципального образования)



4. Конституционные правоотношения РФ и их характеристика

Конституционные правоотношения – это отношения, возникающие на основе норм конституционного права, выражающиеся в форме юридических прав и обязанностей и поддерживаемые принудительной силой государства.

Участниками конституционных правоотношений являются:

- физические лица (граждане, лица без гражданства, иностранные граждане)

- гос.образования (государство в целом, субъекты РФ, органы гос.власти)

- негосударственные образования (многонациональный народ, объединения людей, органы местного самоуправления, ассоциации, группы и т.д.)

Особенности КП-отношений:

1. возникают в сфере отношений, составляющих предмет КП

2. характеризуются значительным разнообразием, создающим многослойные юридические связи

3. КП-отношения есть объективные фактические отношения, существующие независимо от юридической конституции.

4. субъектами КП-отношений являются народ, большие социальные группы людей и само государство.

5. объекты КП-отношений – это власть, суверенитет, свобода личности.

6. КП-отношения есть отношения между социальными силами, рождающими фактическую власть в государстве.





6. Нормы КП права, их структура, виды, особенности реализации

Правовая норма – исходящее от государства и охраняемое им общеобязательное правило поведение, которое предоставляет участникам общественных отношений определенные права и налагает определенные обязанности.

Нормы КП имеют свои особенности:

1. основополагающие номы КП содержатся в особом правовом акте – Конституции

2. они регулируют наиболее важные общественные отношения

3. отличаются особенностью своей структуры

4. среди них большое количество общерегулятивных норм

Например, ст.1 устанавливает, что РФ есть демократическое федеративное государство с республиканской формой правления. То есть, норма-декларация.

Еще одна декларация в ст.2, провозглашающей высшей ценностью права и свободы человека и гражданина.

Нормы-принципы, например, в К РФ закрепляют принцип народовластия, верховенства К РФ, презумпции невиновности и т.д.

Нормы-разъяснения – в ст.1 разъяснено, что РФ и Россия понятия равнозначные.

Особую роль в КП играют нормы-дефиниции. Они вносят ясность в понимание основных правовых институтов. Так, в ст.94 содержится определение Федерального собрания.

КП нормы отличаются от др.норм по своей структуре – им не характерна устойчивая структура «гипотеза – диспозиция – санкция».

Чаще всего КП нормы содержат гипотезу и диспозицию, либо только диспозицию.

Лишь редко санкцию. Особенностью реализации КП норм является то, что не все они способны рождать соответствующие отношения в силу наличия среди них большого количества декларативных норм.



7. Понятие Конституции, ее основные цели и признаки

CConstitutio – установление. К РФ – основной закон страны, являющийся фундаментом для всей правовой системы государства. В нем заложены исходные принципы и начала, на которых строится вся правовая система страны.

Данный документ имеет свои особенные признаки.

1. Принимается народом. 12.12.1993, последняя 01.07.20

2. Имеет учредительный характер. В К воплощена учредительная власть народа, который является носителем суверенитета и единственным источником власти. Учредительная природа К РФ проявляется и в том, что она выступает в качестве первоосновы законодательства страны и обладает высшей юридической силой.

3. Важной чертой К РФ является особый предмет регулирования.

Конституционное воздействие отличается всеохватывающим характером, чего не имеет никакой другой нормативный акт – ее положения охватывают практически все сферы жизни общества.

4. Верховенство – обладает высшей юридической силой.

5. Обладает стабильностью.

6. Имеет прямое действие и применяется на всей территории страны.

Цели:

1) Утверждение прав и свобод человека

2) Утверждение гражданского мира и согласия

3) Сохранение исторически сложившегося государственного единства

4) Возрождение суверенной государственной России

5) Обеспечение благополучия и процветания страны

6) Утверждение незыблемых основ демократии РФ

8. Характеристика Конституции РФ

К РФ – это основной закон страны, являющийся фундаментом всей законодательной системы.

Характеристика К РФ отличается следующими особенностями:

1. Это закон, обладающий особыми гарантиями стабильности – пересмотр возможен только в особом порядке.

2. Это закон, учреждающий само государство, систему органов власти и порядок их формирования, их компетенцию, характер взаимоотношений между органами госвласти и местного самоуправления.

3. Это закон, формирующий и обеспечивающий политическое единство народа.

4. Определяет государственный строй и основные ценности государства.

5. Это способ выражения и закрепления высших правовых норм.

6. Устанавливает пределы государственной власти.

7. Верховенство

8. Прямое действие

Состоит из преамбулы и двух разделов

В первом разделе 9 глав расположены по значимости. Всего 137 статей. Второй – заключительные и переходные положения.

Структура.

Функции

Юридическая (высший материальный критерий существующего в стране права – пример о КС о взымании налогов)

Учредительная (закрепляет основы построения всей госсистемы)

Организационная (обеспечивает сбалансированную работу системы власти, разграничивает полномочия, решает вопросы отрешения главы от власти, роспуска Думы, отсавки Правительства и т.д.)

Политическая (признает идеологическое многообразие и многопартийность)

Стабилизирующая (обеспечивает устойчивость правовых институтов)

Воспитательная (закладывает традиции, уважение к закону, власти, обществу и государству в целом)

Сущность К РФ. К РФ является по своей сущности конституцией демократического правового государства, воплощением воли народа, направленной на учреждение таких основ жизни государства и общества, которые утверждают общедемократические принципы, исходя из признания высшей ценностью человека, его прав и свобод.

9. Классификация Конституций

Для полноты восприятия картины конституционного законодательства разных стран конституции принято классифицировать. Классификации носят условный характер, однако помогают выявить существенные признаки конституций и их особенности.

По времени принятия на старые и новые.

В зависимости от формы госуд.устройства на унитарные и федеративные. Федеративные содержат раздел совместного ведения и ведения на уровне субъектов.

Юридические и фактические. Под юридической понимается реально существующий Основной закон страны, под фактической – то, как он применяется в жизни. Расхождение между юридической и фактической могут свидетельствовать о нестабильности политического строя и фиктивности юридической конституции.

В зависимости от характера политического режима на демократические и реакционные. Реакционные могут содержать запреты и ограничения на деятельность политических партий, устанавливать диктат отдельно взятой партии.

Федеральные и конституции субъектов

Временные и постоянные (К Таиланда от 1959г)

Писаные и неписаные по способу внешнего выражения. Неписаные встречаются редко. Например, Конституция Британии – сложный конгломерат различного рода источников права.

Гибкие и жесткие. Гибкие изменяются в том же порядке, что и обычные законы.

10. Основные функции Конституции

Под функцией понимаются основные направления воздействия К на общественные отношения.

Принято выделять 5 функций:

1. Учредительная (учреждает основы государственного и общественного устройства)

2. Организаторская (на только закрепляет достигнутое, но и ставит новые задачи перед обществом и государством, стимулирует политическую активность и нацеливает еа достижение этих задач.

3. Идеологическая (закрепляет систему общественных ценностей – идеал, на который должно быть нацелено общество)

4. Юридическая (является основой всей правовой системы. Дает импульс законодательству к принятию новых нормативных актов. Регулирует общественные отношения, как документ прямого действия.

Внешнеполитическая (обращена не только к внутренней стороне жизни общества, но и одновременно является основой внешнеполитической деятельности)

11. Структура Конституции

Это порядок посредством которого осуществляется группировка конституционных норм.

Преамбула

Раздел 1

Раздел 2

12. Язык и стиль конституции. Основные особенности языка и стиля конституции РФ

Текст К РФ представляет собой официальный политический и правовой документ, поэтому изложен в официально-деловом стиле.

Текст характеризуется типичной стандартизованностью и консервативностью. Содержит много словосочетаний-канцеляризомов (имеют право, несет ответственность)

Соблюдается требование точности и однозначсности высказываний. Обращенность изложения достигается за счет слов с обобщенным значением (гражданин, федеральные законы, субъект РФ)

Разговорные варианты слов отсутствуют. Документ не содержит оценочной лексики. Отсутствует экспрессивная окрашенность. Содержится много слов юридической терминологии. Многократно используются отглагольные существительные (признание, соблюдение, носители).

Употребляются простые предложения с однородными членами. Употребление цепочек имен существительных в родительном падеже (неотъемлемых прав и свобод человека и гражданина.


13. Форма государства. Понятие и основные элементы.

Форма государства – сложное общественное явление, которое включает в себя 3 взаимосвязанных элемента:

1. форму правления

2. форму государственного устройства

3. форму государственного режима

1. Форма правления – это структура высших органов госвласти, порядок их образования и распределения компетенции (монархия и республика)

а) монархия – единоличная власть, переходящая по наследству (абсолютная, сословно-представительная, конституционная, парламентская)

б) республика – верховная госвласть осуществляется выборными органами, выбираемыми населением. (парламентская. Социалистическая, президентская, народно-демократическая)

2. Форма гос. устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами власти.

а) унитарное

б) федерация

в) конфедерация

3. Форма гос. режима – это совокупность способов и методов осуществления власти государством.

а) демократический

б) антидемократический (тоталитарные, авторитарные, расистские)

14. 15. 16. Внесение изменений в Конституцию

4 способа внесения изменений:

1. поправки к главам 3-8

2. пересмотр К РФ

3. изменение в ст. 65 при изменении структуры РФ

4. изменение в ст 65 при изменении названия субъекта

1. Предложение о поправках могут вносить:

- Президент

- Совет Федерации и Гос.Дума (группа численностью не менее 1/5)

- Правительство РФ

- Законодательные органы субъектов РФ

ПОРЯДОК: предложение о поправках – одобрение госдумой 2/3 – одобрение советом федерации ¾ - подписание и обнародование президентом ФЗ о поправках 14 дней – опубликование К РФ с поправками 1 месяц

2. Пересмотр К РФ

предложение о пересмотре – поддержка госдумой и фед.собранием 3/5 – конституционное собрание – разработка проекта новой К РФ 2/3 – принятие новой К РФ

3. Изменения в ст.65 происходят при:

- образовании нового субъекта (путем объединения) либо при принятии нового субъекта в состав на основании Фед.Конституционного закона, который принимается в каждом случае.

- изменении названия субъекта на основании Указа президента о включении нового наименования

17. Конституционные характеристики Российского государства

Государство принято понимать в двух смыслах:

1. Территориальное образование, где осуществляется суверенная власть многонационального народа

2. Аппарат государственной власти, распространяющий свое влияние на территорию страны.

К РФ закреплены следующие характеристики:

1. Демократическое (народовластие, равенство субъектов, политическое и идеологическое многообразие)

2. Федеративное (состоит из республик, краев, областей, автономных округов, городов фед.значения)

3. Правовое (подчиняется в своей деятельности праву и считает главной целью своей деятельности обеспечение прав и свобод)

4 Социальное (охрана труда и отдыха, МРОТ, поддержка семьи и материнста, инвалидов, пенсионеров, мед обслуживание и т.д.)

5. Светское (свобода вероисповедания, церковь отделена от государства)

6. С республиканской формой правления (во главе стоит президент, Правительство Ф.Собрание. Органы госвласти выборные и срок ограничивается законом).



Часть высших должностных лиц (руководителей высшего исполнительного органа государственной власти) субъектов РФ избрана населением на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на срок не более пять лет и не может избираться более двух сроков подряд

представляет субъект РФ в отношениях с органами власти, при внешнеэкономических связях, подписывает договоры и соглашения от имени субъекта РФ;

обнародует или отклоняет законы, принятые законодательным органом субъекта РФ;

формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ;

вправе требовать созыва внеочередного заседания законодательного органа государственной власти субъекта РФ и участвовать в его работе с правом совещательного голоса;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством России и субъекта РФ


56. Юридическая форма и полномочия главы государства в К РФ.

57. Конституционно-правовой статус Президента РФ

[x] Президент Российской Федерации является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

- [x] Президент избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

- [x] Статус Президента определяется в четвёртой главе Конституции.

- [x] Президент является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

- [x] Президент определяет основные направления внутренней политики.

- [x] Президент определяет основные направления внешней политики.

- [x] Президент является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами.

- [x] Президент решает вопросы гражданства Российской Федерации, награждает государственными наградами, осуществляет помилование.

58. 59. Порядок замещения должности Президента РФ.

Прекращение полномочий Президента РФ.

По К РФ

60. Понятия «законодательная власть» и «парламент». Основные цели законодательной власти.

61. Основные функции законодательной власти.

Законодательная власть — это одна из трех уравновешивающих друг друга властей в государстве, которую можно рассматривать как совокупность полномочий по изданию законов, а также как систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия

Парла́мент (англ. parliament, фр. parlement, от parler — говорить) — высший представительный и законодательный орган в государствах, где установлено разделение властей.

Основной целью законодательной власти является издание законов. Однако, это не единственная ее цель. Не менее важной функцией законодательной власти является финансовая, которая реализуется в праве ежегодно утверждать государственный бюджет страны, а так же устанавливать налоги.

Функции законодательной власти:

1)законодательная функция;

2) представительская функция связана с обеспечением партийного, территориального, корпоративного, этнического представительства;

3)учредительная функция состоит в утверждении и назначении различных лиц на государственные посты, создание организационных структур, специальных комиссий и т. п.;

4)функция контроля и ответственности проявляется в обсуждении основных направлений правительственной политики, бюджета и отчета о его выполнении, парламентских запросов депутатов правительству или министру, контрольной деятельности парламентских комиссий, выражении недоверия правительству.

В демократическом государстве высшим представительным и законодательным органом является парламент — собрание представителей народа — депутатов, которые на пленарном заседании обсуждают и принимают решения, прежде всего законы. Парламенты могут иметь двухпалатную и однопалатную структуру. Двухпалатная парламентская система имеет место в некоторых унитарных государствах. Это обусловлено стремлением к более устойчивому равновесию сил между исполнительной и законодательной властями, при котором власть одной палаты сдерживается созданием второй палаты, формируемой на иной основе.

Однопалатные парламенты существуют, главным образом, в странах с более или менее однородным национальным составом населения или небольших по территориальным размерам (Венгрия, Дания, Финляндия). Руководство парламентом осуществляется единолично председателем, коллегиальные органы (президиумы) крайне редки. Председатель представляет парламент во взаимоотношениях с другими органами, руководит прениями, голосованием, координирует работу внутрипарламентских органов. Парламент и каждая палата на весь срок полномочий образуют комиссии (комитеты). Их разновидности: постоянные, временные, смешанные, специальные. Наиболее распространенной комиссией является согласительная, ее задача — выработка согласованных решений палат. Основное назначение комиссий состоит в предварительном рассмотрении законопроектов. Комиссии могут также обладать правом законодательной инициативы, контроля за правительством и аппаратом государственного управления.

62. Структура парламента и организация работы. Порядок формирования и роспуска парламента по Конституции РФ.

По К РФ

63. Законодательный процесс в Российской Федерации.

Под законодательным процессом понимается порядок внесения, обсуждения, принятия, одобрения, подписания и опубликования законов Российской Федерации. Этот порядок регулируется Конституцией РФ, федеральными законами, регламентами Государственной Думы и Совета Федерации.

В законодательном процессе участвуют Президент РФ, Совет Федерации и другие субъекты права законодательной инициативы, Государственная Дума. В этом процессе участвуют также полномочные и официальные представители Президента в Государственной Думе и Совете Федерации, представители Правительства РФ в палатах Федерального Собрания, представители федеральных министерств (статс-секретарь в ранге заместителя министра), работники Администрации Президента РФ, аппаратов Правительства РФ и палат Федерального Собрания, ученые, эксперты.

Конституция выделяет два вида федеральных законов: федеральные конституционные законы и федеральные законы.

По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы. По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов — федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации (ст. 76).

К правовым актам субъектов Федерации отнесены конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации.

64. Понятие избирательного права и избирательной системы.

Принципы избирательного права

Избирательная система - это совокупность установленных законом правил, принципов, критериев, с помощью которых осуществляется порядок подготовки и проведения выборов в выборные органы государства, органы местного самоуправления, и определяются результаты голосования.

Раньше (до 2007 года) выборы в Государственную Думу РФ проходили по смешанной системе: 225 депутатов избирались по мажоритарной системе по одномандатным округам, а 225 – по пропорциональной системе. В настоящее время в связи с изменившимся законодательством все 450 депутатов теперь избираются по пропорциональной системе. Тем не менее, в законодательные органы субъектов федерации выборы до сих пор осуществляются как по пропорциональной, так и по мажоритарной избирательной системе.

Избирательное право – это совокупность юридических норм, закрепляющих принципы, порядок организации и проведения выборов в органы государственной власти и в органы местного самоуправления.

Избирательное право принято рассматривать в объективном и субъективном смысле.

1. В объективном смысле избирательное право – это совокупность правовых норм, в соответствии с которыми осуществляется формирование выборных органов государства, органов местного самоуправления и избрание главы государства.

2. В субъективном смысле под избирательным правом принято понимать право граждан избирать и быть избранными в эти органы власти (активное и пассивное избирательное право).

ПРИНЦИПЫ:

1. Всеобщность выборов

2. Равные выборы

3. Прямые выборы

4. Свободные выборы (добровольное участие)

5. Тайное голосование

7. Гласность

8. Финансирование мероприятий, связанных с организацией и проведением выборов, осуществляется за счет гос бюджета

9. Гарантии прав избирателей и кандидатов

Избирательная система и избирательное право Российской Федерации базируются на основных гарантиях избирательных прав граждан РФ, обеспечивающих свободное волеизъявление граждан на выборах. Ядром этих гарантий являются принципы проведения выборов в Российской Федерации.

65. Понятие избирательного процесса. Основные стадии избирательного процесса и их характеристика.

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС — это регламентированная действующим законодательством (в первую очередь Избирательным кодексом) деятельность граждан в статусе избирателей, избирательных комиссий, органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений и других субъектов избирательных правоотношений по подготовке и проведению голосования на выборах, т.е. избирательный процесс — это только технология подготовки, организации и проведения голосования на выборах.

СТАДИИ:

1) Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом Российской Федерации. Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее, чем за 110 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее, чем через 5 дней со дня его принятия.

2) На этапе регистрации избирателей составляются списки избирателей. Включение гражданина в список избирателей означает, что этот гражданин будет допущен к голосованию. Списки составляются соответствующими избирательными комиссиями. Основанием для регистрации (учета) избирателей является факт нахождения места жительства гражданина России на соответствующей территории. Этот факт устанавливается органами регистрационного учета граждан России по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации.

3) Следующий этап — образование избирательных комиссий. Все комиссии образуют единую систему, в которой нижестоящие звенья подчинены вышестоящим.

4)Необходимым этапом является образование избирательных округов и избирательных участков. Избирательные округа представляют собой территориальные единицы, образуемые с целью объединения проживающих в них граждан для избрания кандидатов на выборные должности. В России избирательные округа могут быть одномандатными, когда в округе избирается один кандидат, многомандатными, когда в округе избираются два и более кандидата. Соответствующая избирательная комиссия не позднее, чем за 80 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, определяет схему указанных округов.

Одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа должны образовываться в соответствии со следующими требованиями.

- Соблюдение примерного равенства одномандатных избирательных округов по числу избирателей с доступным отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10%, а в труднодоступных или отдаленных местностях — не более чем 30%.

- Избирательный округ должен составлять единую территорию, не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой, за исключением анклавных территорий.

Избирательные участки представляют собой территориальные единицы, образуемые с целью объединения проживающих в них граждан общим местом голосования. Избирательные участки образуются по согласованию с избирательными комиссиями главой муниципального образования, командирами воинских частей, руководителями дипломатических представительств, консульских учреждений.

Основные требования к образованию избирательных участков:

> на территории каждого участка должно быть зарегистрировано не более 3 тыс. избирателей;

> недопустимо пересечение границ избирательных округов границами избирательных участков;

> списки избирательных участков должны быть опубликованы главой муниципального образования.

5) На этапе выдвижения и регистрации кандидатов определяется круг лиц, которые будут баллотироваться на выборные должности. Кандидат в депутаты Государственной Думы выдвигается в составе федеральных списков кандидатов. Выдвижение федерального списка кандидатов должно быть (на выбор партий):

- поддержано избирательным путем внесения ими своих подписей в подписные листы;

- обеспечено избирательным залогом, внесенным политической партией в размере 15% максимальной суммы избирательного фонда.

В случае, если политическая партия собирает в поддержку выдвинутого ею федерального списка кандидатов подписи избирателей, она обязана собрать (по России в целом) не менее 200 тыс. подписей; при этом на один субъект РФ должно приходиться не более 10 тыс. подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта РФ.

6) Важным этапом избирательного процесса является предвыборная агитация. Предвыборная агитация может проводиться на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях посредством проведения агитационных публичных мероприятий, путем выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов. Агитационный период начинается со дня выдвижения политической партией федерального списка кандидатов и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования. Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до голосования.

7) Этап голосования. Время начала и окончания голосования на выборах устанавливается законом. Продолжительность голосования не может составлять менее 10 часов. О времени и месте голосования территориальные и участковые комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее, чем за 20 дней до дня голосования через СМИ или иным способом. В день голосования перед началом голосования председатель участковой комиссии предъявляет к осмотру членам участковой комиссии, присутствующим избирателям, иным лицам пустые ящики для голосования, которые вслед за этим опечатываются участковой комиссией. Бюллетени выдаются гражданам, включенным в список избирателей по предъявлении паспорта или документа, заменяющего его.

Голосование проводится путем проставления избирателем в избирательном бюллетене любого знака в квадрате (квадратах), относящемся (относящихся) к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которого (которых) сделан выбор.

8) На заключительном этапе избирательного процесса осуществляется подсчет голосов избирателей, определение и опубликование результатов выборов. После окончания времени голосования участковые избирательные комиссии начинают подсчет голосов избирателей и составляют протоколы об итогах голосования. Экземпляры протоколов незамедлительно направляются в вышестоящие избирательные комиссии с последующей передачей этих данных в комиссию, определяющую результаты выборов.

В ходе избирательного процесса возможны второй тур голосования или повторные выборы. Повторное голосование допускается, например, на выборах Президента РФ, когда в первом туре ни один из кандидатов не набирает 50% голосов избирателей. Повторные выборы назначаются избирательными комиссиями в случаях признания ими выборов несостоявшимися или недействительными. Дополнительные выборы проводятся в случае досрочного прекращения полномочий выборных должностных лиц.

66. Виды избирательных систем. Конституционно-правовые механизмы регулирования избирательных систем.

Избирательная система - это совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов в органы государства и местного самоуправления, определения результатов голосования.

Виды избирательных систем

Избирательные системы делятся на три типа:

- Мажоритарная

- Пропорциональная

- Смешанная

Мажоритарная система (от франц. majorite - большинство)

– эта система имеет две разновидности — абсолютного большинства и относительного большинства. Относительное большинство подразумевает, что избираемый кандидат должен набрать больше голосов чем любой другой кандидат, а по системе абсолютного большинства кандидат должен набрать абсолютное большинство голосов (50%+1голос)

Она является наиболее распространенной на выборах и практически единственно возможная при выборах одного должностного лица (президента, губернатора и др.). Если она применяется для выборов коллегиального органа власти (палата парламента), избирательные округа создаются одномандатные, т.е. в каждом из них должен быть избран один депутат.

Пропорциональная(англ. proportional electoral system)

Пропорциональная система - это порядок определения результатов выборов, при котором мандаты между партиями, выставившими своих кандидатов в представительный орган, распределяются в соответствии с полученным ими количеством голосов. При пропорциональной избирательной системе, создаются большие избирательные округа, в которых каждая партия выдвигает свой список кандидатов, а избиратель подает голос за список соответствующей партии. Кроме того, устанавливается минимум голосов, необходимых для получения одного депутатского мандата. Распределение мандатов внутри списка партии осуществляется, как правило, в соответствии с тем порядком, в котором кандидаты расположены в списке.

Смешанная

Смешанная избирательная система - избирательная система, основанная на сочетании двух систем представительства: пропорциональной и мажоритарной. Суть смешанной системы заключается в том, что часть депутатского корпуса избирается по мажоритарной системе, а часть – по пропорциональной. Один голос избиратель отдает за конкретного кандидата, баллотирующегося в данном избирательном округе, другой – за политическую партию.

Таким образом, смешанная избирательная система – это одновременно распределение депутатских мандатов пропорционально числу поданных голосов избирателей и система большинства по принципу «первый получает пост»

За рубежом

В мире, в разных странах, применяются различные избирательные системы.

67. Понятие референдума, порядок его проведения и правовые последствия

Рефере́ндум — форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба.

Порядок проведения референдума

1) выдвижение инициативы проведения референдума и сбор подписей в ее поддержку;

2) назначение референдума;

3) образование участков референдума, формирование комиссий референдума, составление списков участников референдума;

4) проведение агитации;

5) голосование и определение результатов референдума;

6) вступление в силу решения, принятого на референдуме.

Правовые последствия

• Решение, принятое на референдуме в Российской Федерации, является общеобязательными и не нуждается в дополнительном утверждении.

• Решение, принятое на референдуме Российской Федерации, действует на всей территории Российской Федерации. Решение, принятое на референдуме субъекта Российской Федерации, действует на территории данного субъекта Российской Федерации. Решение, принятое на местном референдуме, действует на территории соответствующего муниципального образования.

• Решение, принятое на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме, регистрируется в органах государственной власти или органах местного самоуправления в порядке, установленном для регистрации нормативных правовых актов соответствующего уровня.

• Решение, принятое на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме, может быть отменено или изменено путем принятия иного решения на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме соответственно, но не ранее двух лет после его принятия либо признано недействительным в судебном порядке.

68. Понятие неполитических и общественных объединений. Конституционно-правовое регулирование их деятельности в РФ.

Под общественными организациями понимаются добровольные формирования граждан, которые создаются в результате из свободного волеизъявления с целью выражения коллективных интересов и решения общественных вопросов и проблем. В зарубежных странах союзы, ассоциации называют просто неправительственными организациями. Главные признаки общественных организаций - их негосударственность и неприбыльность. Эти два признака выступают как отличительный критерий для разграничения общественных организаций и возможных других объединений граждан. Государственное означает правительственное или связанное с каким-то государственным учреждением, прибыльное - относящееся к сфере бизнеса.

Таким образом, выделяют три основных типа объединения граждан: государственные организации (органы власти, управления и т.д.), прибыльные организации (фирмы, предприятия) и все остальные - негосударственные и неприбыльные - общественные организации граждан.

Наряду с негосударственностью и неприбыльностью третьим признаком этих организаций является добровольность объединения членов.

Право и возможность граждан образовывать общественные формирования закрепляется конституциями. Так, в ст. 22 Конституции Испании говорится о том, что признается право на создание ассоциаций, т.е. общественных организаций, которые могут удовлетворять различные интересы граждан.