Файл: Процессуальные формы защиты прав и законных интересов.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 764
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Учреждение юстиции отказало обществу в регистрации права собственности на земельный участок, поскольку договор купли-продажи от имени продавца совершен муниципальным образованием, не имевшим права распоряжаться данным земельным участком.
Между тем в соответствии с действующим законодательством, в том числе в силу Постановления Правительства РФ от 7 августа 2002 г. N 576 «О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю», решение о продаже земельного участка собственнику недвижимости, расположенной на этом земельном участке, принимает орган местного самоуправления.
Решением суда первой инстанции требование удовлетворено. Постановлением суда апелляционной инстанции решение оставлено без изменения. Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа указанный судебные акты оставил без изменения.
В связи с тем что решение о приватизации земельных участков принимают органы, принявшие решение о приватизации находящихся на этих земельных участках объектов недвижимости, а поскольку объекты недвижимости были приобретены заявителем у ТОО «Ильинскналадка», которое, в свою очередь, приватизировало указанный объект по решению Комитета по управлению имуществом Хабаровского края, то решение о приватизации земельного участка могло быть принято уполномоченным органом Хабаровского края, а не органом местного самоуправления.
В связи с вышеуказанным Президиум Высшего Арбитражного Суда предыдущие судебные акты отменил, вынес по делу новое решение об оставлении заявленного требования без удовлетворения.
Решение суда, вступившее в законную силу, в течение трех дней направляется руководителю органа государственной власти, должностному лицу для устранения допущенных нарушений (ч. 2 ст. 258); в приведенном примере решение суда будет направлено в учреждения юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
По делам, возникающим из публичных правоотношений, обязанность совершения определенного действия у государственного органа (должностного лица) — осуществить регистрацию права, так же как и в особом производстве, возникает только с вступлением решения арбитражного суда или суда общей юрисдикции в силу. До обращения в суд такой обязанности у государственного органа нет, так как правоотношения, находящиеся в суде, отличаются неопределенностью.
Пункт 3 ст. 258 ГПК РФ устанавливает правило, согласно которому суду, рассматривавшему дело, а также гражданину, чьи права или законные интересы были нарушены, в течение месяца со дня получения решения должно быть сообщено об исполнении этого решения. В пределах этого срока соответствующий орган должен не только исполнить решение суда, но и проинформировать суд и заявителя об исполнении решения.
О принудительном исполнении можно говорить тогда, когда лицо не совершает или неправильно совершает определенное указанное в судебном решении действие. Выражаться оно может в уклонении от получения копии судебного решения, в отказе совершения определенных действий, в бездействии, в совершении иного действия, в невыдаче правоустанавливающих документов и т.д. В случае неисполнения решения суда в установленный срок виновное должностное лицо может быть привлечено к ответственности судом или судебным приставом-исполнителем в порядке и в размерах, установленных ст. 85 Федерального закона «Об исполнительном производстве». В частности, в результате неисполнения без уважительных причин в установленный срок исполнительного документа, обязывающего конкретное лицо совершить определенные действия или воздержаться от их совершения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о наложении штрафа в размере до 200 МРОТ и назначает новый срок для исполнения. Если эта мера не помогает, то судебный пристав-исполнитель удваивает данный штраф и вносит представление о привлечении виновного лица к административной или уголовной ответственности.
Арбитражное процессуальное законодательство (ч. 6 ст. 201 АПК) предусмотрело, что суд может указать на необходимость сообщения исполнения решения, но это не является его обязанностью. Такое расхождение в законодательстве, по-видимому, объясняется тем, что у организаций существует больше возможностей для защиты своих прав и законных интересов.
Исполнением решения суда общей юрисдикции по делу о признании недействующим нормативных правовых актов полностью или в части является опубликование этого решения в том печатном издании, в котором был официально опубликован признанный недействующим нормативный правовой акт (если это печатное издание прекратило свою деятельность, то публикация должна быть произведена в том печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, — ч. 3 ст. 253 ГПК). Решение же арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта публикуется в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации», а при необходимости и в других изданиях (ч. 2 ст. 196 АПК). Суд непосредственно не отменяет незаконный акт. На основании решения суда незаконный нормативный акт должен быть отменен (законодательным) представительным органом, издавшим этот акт.
Исходя из здравого смысла, нормативный правовой акт должен признаваться недействующим со дня его принятия, однако ч. 2 ст. 253 ГПК установлено, что суд может указать иное время, с которого не действует нормативный акт (например, со дня вступления решения в законную силу). Пленум Верховного Суда РФ Постановлением от 20 января 2003 г. N 2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» в п. 17 указал, что в случае признания нормативного правового акта недействующим не со дня его принятия, а с иного времени, это должно быть обосновано в мотивировочной части решения.
Таким образом, содержание, законная сила и исполнение решений по делам, возникающим из публичных правоотношений, имеют свои характерные особенности, обусловленные материальной спецификой дел, а именно:
— в резолютивной части решения должно присутствовать указание на восстановление нарушенных прав, свобод заявителя в полном объеме, кроме того, обращается внимание на обязанность совершения определенных действий;
— решение обязательно для лиц, участвующих в деле, и для лиц, которые хотя и не участвовали в деле, но правоотношение в силу собственной публичности может их касаться;
— в течение одного месяца соответствующий государственный орган должен не только исполнить решение суда общей юрисдикции, но и проинформировать суд и заявителя об исполнении решения;
— исполнением решения суда по делу о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части является опубликование этого решения, а по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти исполнением является совершение определенных действий, т.е. устранение допущенных нарушений;
— нормативные правовые акты, основанные на признанном недействующим нормативном правовом акте, утрачивают свою силу;
— на основании решения суда незаконный нормативный акт должен быть отменен (законодательным) представительным органом, издавшим этот акт;
— суд указывает время, с которого не действует нормативный акт
59.Производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов в гражданском процессе.
Статья 191. Порядок рассмотрения дел об оспариваний нормативных правовых актов
1. Дела об оспариваний нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.
2. Производство по делам об оспариваний нормативных правовых актов возбуждается на основании заявлений заинтересованных лиц, обратившихся с требованием о признании такого акта недействующим.
3. Дела об оспариваний нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.
Статья 192. Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим
1. Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
2. Прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
3. Обращение заинтересованного лица в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу не является обязательным условием для подачи заявления в арбитражный суд
, если федеральным законом не установлено иное.
Статья 193. Требования к заявлению о признании нормативного правового акта недействующим
1. Заявление о признании нормативного правового акта недействующим должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 настоящего Кодекса.
В заявлении должны быть также указаны:
1) наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт;
2) название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные об оспариваемом нормативном правовом акте;
3) права и законные интересы заявителя, которые, по его мнению, нарушаются этим оспариваемым актом или его отдельными положениями;
4) название нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый акт или его отдельные положения;
5) требование заявителя о признании оспариваемого акта недействующим;
6) перечень прилагаемых документов.
2. К заявлению прилагаются документы, указанные в пунктах 1 - 5 статьи 126 настоящего Кодекса, а также текст оспариваемого нормативного правового акта.
3. Подача заявления в арбитражный суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта.
Статья 194. Судебное разбирательство по делам об оспариваний нормативных правовых актов
1. Дело об оспариваний нормативного правового акта рассматривается коллегиальным составом судей в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления заявления в суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.
2. Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания заявителя, орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт, а также иных заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.
3. Арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителей государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, принявших оспариваемый акт, и вызвать их в судебное заседание для дачи объяснений.