Файл: Процессуальные формы защиты прав и законных интересов.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 766
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Принцип доступности судебной защиты в гражданском процессе.
Этот принцип не всегда выделяется в учебной литературе по гражданскому процессу, но его содержание вытекает из ряда конституционных положений:
1) каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ);
2) решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ч. 2 ст. 46 Конституции РФ);
3) каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46 Конституции РФ);
4) никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ч. 1 ст. 47 Конституции РФ). В соответствии с этим положением Конституции РФ ст. 123 ранее действовавшего ГПК, допускающая передачу дела из одного суда, которому оно подсудно, в другой суд при отсутствии указанных в законе оснований, признана Конституционным Судом РФ (16 марта 1998 г.) противоречащей ст. 46 и ч. 1 ст. 47 Конституции РФ;
5) каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно (ч. 1 ст. 48 Конституции РФ).
В совокупности указанные выше положения Конституции РФ свидетельствуют о наличии такого принципа судопроизводства, как доступность судебной защиты. Статья 3 ГПК, раскрывая содержание права на обращение в суд, практически говорит о доступности судопроизводства: «Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Отказ от права на обращение в суд недействителен».
Отраслевое законодательство развивает конституционные положения о доступности судопроизводства. Например, ГПК дает исчерпывающий перечень оснований для отказа в принятии искового заявления, в соответствии с законом многие судебные акты могут быть обжалованы или опротестованы и т.д. По соглашению сторон подведомственный суду спор, возникающий из гражданских правоотношений, до принятия судом первой инстанции судебного постановления, которым заканчивается рассмотрение гражданского дела по существу, может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда, если иное не установлено федеральным законом
-
Подведомственность дел судам общей юрисдикции. Критерии подведомственности и ее виды.
Судебная подведомственность, то есть разграничение компетенции судебных органов, имеет особое значение в системе действующих правовых норм.
Компетенция судов общей юрисдикции имеет универсальный характер по отношению к компетенции арбитражных судов, то есть суды общей юрисдикции рассматривают все гражданские дела, прямо не отнесённые к компетенции арбитражных судов.
В том числе, к компетенции общих судов относятся (ст.22 ГПК):
1) исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;
2) дела, разрешаемые в порядке приказного производства (ст.122 ГПК);
3) дела, возникающие из публичных правоотношений;
4) дела особого производства (ст. 262 ГПК);
5) дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;
6) дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.
Нарушенные или оспоренные гражданские права подлежат защите. Эту защиту следует осуществлять т в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд (ст. 11 ГК РФ).
Под подведомственностью следует понимать совокупность категорий дел, рассмотрение которых входит в компетенцию того или иного судебного органа.
Условно подведомственность спора можно подразделить на четыре вида: исключительная, альтернативная или определяемая по связи требований подсудность.
Под исключительной подсудностью следует понимать такие случаи, когда спор не может быть рассмотрен никаким другим органом, кроме судебного.
При альтернативной подсудности у лица есть выбор: он может обратиться за защитой своего права в суд, а может урегулировать спор во внесудебном порядке.
Одним из видов альтернативной подведомственности является рассмотрение споров третейским судам. Этой теме будет посвящена отдельная наша статья.
Под условной подведомственностью следует понимать такой порядок разрешения спора, при котором лицо до обращения в суд должно было обязательно попытаться разрешить спор во внесудебном порядке.
Подведомственность, определяемая по связи требований, означает ситуации, когда судом рассматриваются несколько связанных между собой требований, подведомственных разным судебным органам. В этом случае, если разделить требования не представляется возможным, они подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции.
Определяя подведомственность дела, следует руководствоваться несколькими критериями его оценки. Первым из них является характер спорного правоотношения. Согласно ч. 3 ст. 22 ГПК суды не рассматривают экономические споры и иные дела, отнесенные федеральными законами к ведению арбитражных судов.
Еще одним критерием определения подведомственности является субъектный состав участников спора. Так, к примеру, арбитражные суды рассматривают дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан - индивидуальных предпринимателей. В то же время суды общей юрисдикции согласно ч. 1 ст. 22 ГПК рассматривают дела с участием всех граждан и организаций, наделенных правом на судебную защиту (ст. 36 ГПК), а также иностранных лиц.
От понятия подведомственности следует отличать подсудность. Компетенция конкретных судов внутри одной системы определяется нормами о подсудности.
Подсудность можно подразделить на родовую и территориальную.
Система федеральных судов общей юрисдикции в настоящее время состоит из трех уровней:
а) районные суды;
б) верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, суд автономной области (Еврейской), суды автономных округов;
в) Верховный Суд Российской Федерации.
Военные суды приравниваются либо к районным судам, либо к верховным судам республик, краевым, областным судам (ст. 26 ГПК РФ).
Таким образом, родовая подсудность – это подсудность дела суду определенного уровня судебной системы.
Однако, определившись с вопросом, в суд какого уровня Вы будете подавать свое заявление, вам нужно определить, в какой именно из судебных органов единого звена Вам следует обращаться.
Общее правило территориальной подсудности закреплено в ст. 28 ГПК. Согласно этому правилу иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика. Иск к организации предъявляется по месту нахождения организации.
Однако, как известно из общего правила всегда есть исключения. Приведем лишь некоторые их примеры:
Если место жительства ответчика неизвестно, иск может быть предъявлен по месту нахождения его имущества или по последнему известному месту его жительства.
Иск к организации может быть предъявлен также по месту нахождения ее имущества.
Иск к организации, вытекающий из деятельности ее филиала или представительства, может быть предъявлен также по месту нахождения филиала или представительства.
Иски о взыскании алиментов и об установлении отцовства могут быть предъявлены истцом также по месту его жительства.
В теории гражданского процесса существует немало критериев разделения подсудности на виды. Мы остановились лишь на двух самых распространенных.
Подводя итог вышесказанному, можно сказать лишь одно – в одних случаях выбор судебного органа, в чью юрисдикцию входит рассмотрение конкретного спора, дело очень простое в других – напротив, приходится учитывать все критерии рассматриваемого спора. В любом случае, определяя конкретный суд, следует учитывать как подведомственность дела, так и его подсудность.
-
Понятие и виды подсудности дел судам общей юрисдикции.
Обращение за судебной защитой прав и интересов возможно лишь в соответствующий по подсудности суд, т. е. в суд, компетентный рассмотреть и разрешить то или иное гражданское дело. При определении подсудности имеется в виду компетенция судебных органов как судов первой инстанции.
Сегодняшняя система судов общей юрисдикции состоит из: мировых судей; федеральных районных судов; судов субъектов РФ: верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области, судов автономных округов; военных судов и специализированных судов; Верховного Суда Российской Федерации.
Каждый из судов первой инстанции вправе разрешать лишь те гражданские дела, которые законом отнесены к его компетенции, т. е. подсудны ему. Подсудность устанавливает объем (пределы) компетенции того или иного суда относительно круга гражданских дел, которые он правомочен рассмотреть в качестве суда первой инстанции.
Разграничение компетенции между судами по рассмотрению и разрешению гражданских дел по первой инстанции осуществляется, с одной стороны, по роду (характеру) дел, подлежащих разрешению судами различного уровня, с другой – в соответствии с территориальной юрисдикцией однородных судов. По этим основным признакам в процессуальной науке различают два вида подсудности: родовую и территориальную.
Нормы о подсудности, служащие разграничению правомочий судов различного уровня по рассмотрению гражданских дел внутри системы судов общей юрисдикции, составляют родовую подсудность, именуемую иначе предметной.
Нормы о подсудности, территориально разграничивающие юрисдикцию одного и то же уровня судов судебной системы, составляют территориальную подсудность, которую иногда обозначают как местную или пространственную.
Подсудность гражданских дел мировому судье. Мировые суды были созданы не только для того, чтобы как-то уменьшить нагрузку районных судов, но чтобы приблизить суды к населению, чтобы судьи знали свой участок, а люди знали своего судью.
Статья 23 ГПК РФ к подсудности мирового судьи относит дела:
1) о выдаче судебного приказа;
) о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
3) о разделе между супругами совместно нажитого имущества независимо от цены иска;
4) иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;
5) по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 500 МРОТ, установленных федеральным законом на день подачи заявления;
6) возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров;
7) об определении порядка пользования имуществом.
Перечень дел, подсудных мировому судье, является исчерпывающим.
Если же в одном заявлении указано несколько требований, одни из которых подсудны мировому судье, а другие районному суду, то все требования подлежат рассмотрению в районном суде.
При характеристике подсудности районных судов ГПК РФ применил метод исключения. Это означает, что Кодекс подробно регулирует подсудность других вышестоящих судов, а затем указывает, что все остальные дела подлежат рассмотрению и разрешению в районном суде.
Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции гражданские дела:
1) связанные с государственной тайной;
2) об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;
3) о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта Российской Федерации;