ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 330
Скачиваний: 56
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Дисциплина: Теория и методика музыкального воспитания с практикумом
Практическое занятие 3
Выполнил:
Обучающийся
Преподаватель:
Проняева Надежда Анатольевна
Практическое занятие 3
Задание 1. (Максимальное количеств баллов – 3)
Вы работаете учителем музыки в начальных классах школы, имеете высшую квалификационную категорию. Вам предстоит провести открытое занятие и поделиться своим опытом с молодыми коллегами в умении использовать приёмы вокальной импровизации на уроках музыки в 1 классе. Тема предстоящего урока – «Повсюду музыка слышна». Один из этапов Вашей подготовки к уроку – продумать варианты заданий, в которых возможно практическое применение вокальной импровизации.
Вопросы:
1. Составьте список этих заданий с кратким описанием их выполнения (не менее 3 заданий).
2. Сочините четверостишие на начало и завершение урока (для ритуала приветствия и прощания), которые Вы могли бы использовать для вокальной импровизации детей.
Оформите письменный ответ в следующем формате: не менее 1,5 страниц печатного текста, формат листа А4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа.
ОТВЕТ 1.
Послушайте стихотворение, которое я прочту и ответьте на вопрос, что такое звук?
Что такое звуки? За окном метель.
Что такое звуки? По весне капель.
Это струны ливня, это первый гром,
Ничего нет в мире музыки чудесней,
Потому что музыка живет во всем!
- Что такое звук?
Дети: Ответы детей
Учитель: Звук – это то, что слышат наши уши. На первом уроке вы узнали, что звуки бывают шумовые и музыкальные. Музыкальные звуки – это звуки, которые можно напеть, наиграть на инструменте.
Вспомните игру «Шумит, поет, играет»
Слова для игры: автомобиль, певец, самолет, рояль, соловей, ветер, гитара, хоровод, самовар, оркестр и др.
шумит – хлопаем, поет – поем звук А, играет – топаем.
Учитель: А теперь определите по карточкам, где звуки шумовые, а где музыкальные.
Дети: по карточкам определяют звуки.
Учитель: Музыка живет во всем. Есть музыка природы: журчание ручья, весенняя капель, пение птиц, раскаты грома. Есть музыка, созданная людьми. Музыка – это украшение любого праздника, мультфильмы, кино были бы скучны, если бы в них не было музыки. Музыка – это часть нашей жизни. В мире есть люди, которые музыку сделали своей профессией, делом своей жизни.
2. Начало урока Громко прозвенел звонок-
Начинается урок
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
Завершение урока: Вот закончена игра,
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился?
Кто в путешествии отличился?
Задание 2. (Максимальное количеств баллов – 3)
Решите педагогическую ситуацию. Анна Сергеевна – учитель начальных классов и согласно учебной нагрузке, проведение уроков музыки входит в её обязанности. У учителя нет специального музыкального образования, но при этом она активный и творческий человек, желающий познакомить своих учеников с интересным материалом, расширяющим их представления о разнообразии музыкальных инструментов, истории их возникновения и особенностях звучания.
Просмотрите предложенный видеоматериал по теме «Деревянные духовые инструменты». Ссылка на видео https://vk.com/video2894828_456239194 Авторское право на видео принадлежит Максиму Бобкову. Материал видео используется для студентов АНПОО «НСПК» в учебных целях. Ссылка на видео хостинга https://vk.com/video2894828_456239194 )
Воспроизвести видео
Вопросы:
1. Составьте тест, состоящий из 10 вопросов, который позволит оценить уровень усвоения детьми данного материала при самостоятельном ознакомлении с ним.
2. Разработайте примерный перечень критериев, по которым вы смогли бы оценить уровень усвоения детьми данного материала при самостоятельном ознакомлении с ним.
3. Укажите, какую цель ставит перед собой педагог, используя данный метод работы с детьми. Сформулируйте цель и задачи урока.
Оформите письменный ответ в следующем формате: не менее 0,5 страницы печатного текста, формат листа А4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа.
Задание 3. (Максимальное количеств баллов – 5)
Решите ситуационную задачу. Вы являетесь учителем музыки во 2 классе. Совместно с ребятами, Вы запланировали концерт «Зима поёт». В каждом номере должны принимать участие дети. Возможные варианты участия – вокально-хоровое или сольное исполнение песни, дополнение звучания музыки шумовыми или ударными инструментами (музицирование), чтение
стихотворения о зиме на фоне музыкального произведения, танцевальная композиция.
Детям было дано задание подобрать музыкальный материал для данного концертного мероприятия: найти что-то самостоятельно, используя интернет ресурсы или выбрать из знакомого по урокам репертуара. Не все дети правильно поняли и выполнили задание по подбору музыкального материала.
Вопросы:
1. Вам необходимо выбрать из составленного учащимися списка музыкальных произведений, подходящий для вашего концерта репертуар, для этого прослушайте все аудиофайлы, предложенные для концерта детьми:
№
Перечень музыкальных произведений
Воспроизведение аудиофайла
1
Песня А. Ермолова «Новый год к нам идёт» (для хорового исполнения)
Воспроизвести
Без звука
-3:37
2
П. Чайковский «У камелька» (фон на чтение стихотворения)
Воспроизвести
Без звука
-5:18
3
Песня А. Пинегина «Зимняя сказка» (для сольного исполнения)
Воспроизвести
Без звука
-2:35
4
А. Вивальди «Зима» (слушание)
Воспроизвести
Без звука
-3:34
5
Я. Сердобольская «Ура! Зима пришла!» (для хорового исполнения)
Воспроизвести
Без звука
-2:51
6
Песня Е. Тиличеевой «Метель» (для хорового исполнения)
Воспроизвести
Без звука
-1:05
7
«Зимнее чудо» (музыка для музицирования на шумовых и ударных инструментах)
Воспроизвести
Без звука
-2:23
8
«Хорватская рапсодия» (музыка для танцевальной композиции «Вьюга»)
Воспроизвести
Без звука
-2:37
2. Далее из выбранных файлов составьте план мини-концерта, содержащий последовательность номеров.
3. Сопроводите план мероприятия словами собственного решения (составьте краткий сценарий концерта).
Требования к выполнению задания:
При составлении плана важно соблюдать одно из обязательных условий построения концертных программ – массовость и яркость первого и последнего номеров, а также использование принципа контраста и эмоционального нарастания. В концерте должно быть не менее 6 номеров.
Оформите письменный ответ в следующем формате: не менее 1,5 страниц печатного текста, формат листа А4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа.
Задание 4. (Максимальное количеств баллов – 2)
Развитие музыкальных способностей учащихся начальной школы продолжается и во время внеурочной совместной деятельности учителя с детьми. По просьбе классного руководителя одного из первых классов начальной школы в скором времени Вам предстоит провести мероприятие развлекательного характера на одной из школьных перемен. Вы решили провести игру на развитие метроритмического чувства.
Вопросы:
1. Проанализируйте предложенные игры для проведения со школьниками начального звена (Таблица).
2. Выберите одну из трёх предложенных игр, подходящую детям 1 класса и поясните ваш выбор.
3. Исходя из цели и описания каждой игры, определите и запишите задачи (не менее 3 задач). Ответ впишите в таблицу под строкой «Задачи игры».
Таблица – Игры на развитие метроритмического чувства
№ п/п
Содержание игры «Зайки»
Содержание игры «Угадайка»
Содержание игры «Карусель»
1
Дети стоят кругом, один в центре. Взрослый поёт, а дети двигаются в соответствии со словами песенки:
«Вышли дети на лужок,
Заглянули под кусток,
Увидали зайчика,
Поманили пальчиком»
(Дети прикладывают правую ладошку к глазам, "всматриваются". В это время "Зайчик" сидит в центре на корточках, дети манят его пальчиком.)
«Зайка, зайка, поскачи,
Твои лапки хороши.
Стал наш заинька скакать,
Малых деток забавлять»
(Хлопают в ладошки, "зайка" скачет)
«Вместе с зайчиком скорей
Мы подпрыгнем веселей!»
(Все дети прыгают на своих местах, а "зайчик" прыгает в центре круга.)
Появляется "волк" (взрослый), все дети убегают.
Учитель задаёт ритмический рисунок, взятый из всем известной песни. Для прохлопывания этого рисунка каждой команде даётся три попытки. Команда выдвигает участника, и он делает первую попытку. Если попытка успешна – команде присваивается 3 балла; если неудачно – то этот же участник или любой другой член команды делает вторую попытку, и тогда команда получает только 2 балла. Аналогичным образом, если не получается выполнить рисунок со второй попытки, то с третьей попытки команда получит 1 балл. И если все три попытки оказались неудачными – то 0 баллов в этом туре. После этого ход передаётся другой команде. Только тогда, когда все команды прохлопали заданный ритмический рисунок, следует приступать к отгадыванию песни. Кто первым поднимет руку и правильно назовет песню – приносит своей команде 3 дополнительных балла.
Дети вместе с взрослым бегут по кругу, держась за руки, и поют:
«Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели,
А потом, а потом
Все бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не бегите,
Карусель остановите.
Раз и два, раз и два,
Вот и кончилась игра!»
(В соответствии со словами песенки дети бегут по кругу все быстрее и быстрее, затем все медленнее и останавливаются).
2.
Цель игры «Зайки»
Цель игры «Угадайка»
Цель игры «Карусель»
Обучение ритмичным прыжкам
Закрепление умения правильно воспроизводить ритмический рисунок, соотносить его со знакомым музыкальным материалом.
Закрепление умения отражать в шаге пульсацию песни.
3.
Задачи игры «Зайки»
Задачи игры «Угадайка»
Задачи игры «Карусель»
…
…
…
Задание 5. (Максимальное количеств баллов – 4)
Представьте, что Вы учитель музыки в начальной школе. Совместно с одним из классных руководителей вы реализуете проект «Поэзия в музыке». В качестве итогового мероприятия данного проекта запланирована «Музыкально-поэтическая гостиная». Вы заявлены в паспорте проекта как «ответственное за проведение лицо». Музыкальный материал к мероприятию уже подобран.
Вопросы:
1. Прослушайте предложенные аудиофайлы (А. Гречанинова, П. Чайковского, А. Мусоргского).
2. Подберите поэтический материал, который, по Вашему мнению, созвучен настроению и эмоциональному наполнению музыки в каждом случае. Объём каждого поэтического отрывка – не более 8 строк.
Результаты отразите в табличном выражении.
Таблица – Музыкально-поэтическая гостиная
№ п/п
Аудиофайлы для «Музыкально-поэтической гостиной»
Поэтический материал, созвучный настроению и эмоциональному наполнению музыки (не более 8 строк)
1.
Воспроизвести
Без звука
-1:08
2.
Воспроизвести
Без звука
-0:43
3.
Воспроизвести
Без звука
-3:20
Задание 6. (Максимальное количеств баллов – 4)
Решите педагогическую ситуацию. В школе все классные руководители начального звена проводили уроки музыки самостоятельно, по причине отсутствия педагога с музыкальным образованием. Так было и с Ольгой Юрьевной М., свой 4 «б» она обучала на каждом уроке музыки с первого класса. В начале 3 четверти текущего года в школу пригласили молодого специалиста с музыкально-педагогическим образованием, у которого ещё нет опыта практической работы с детьми.
Начинающий учитель музыки обратился к Ольге Юрьевне М. с просьбой о помощи в подборе песенного репертуара для детей её класса, т. к. она хорошо знакома с особенностями развития их певческих навыков.
Согласно программе обучения, с детьми необходимо проводить работу над расширением верхнего певческого диапазона и чистотой интонирования восходящих оборотов, закреплять умение петь разными «штрихами» – «легато» и «стаккато», продолжать учить правильной артикуляции гласных и длительному плавному выдоху.
Вопросы:
1. Подберите по две песни, которые бы можно посоветовать начинающему учителю музыки включить в работу с детьми – две из них будут использоваться только для разучивания в классе, а другие две песни – для концертного исполнения в итоговом мероприятии по случаю завершения начальной школы. Используйте источники Интернет-ресурсов.