Файл: Рабочая программа внеурочной деятельности Занимательная химия 9 класс.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 16
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ХИМИЯ
9 КЛАСС
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
социального направления
Мыски 2022
Рабочая программа разработана учителем химии Барабаш В.Н.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная химия 9 класс» составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ ООШ № 3 с учетом программ, включенных в ее структуру.
В плане внеурочной деятельности на изучение программы отводится по 34 ч, из расчета 1 час в неделю.
Взаимосвязь с программой воспитания. Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций примерной программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребенка, через:
-
установление доверительных отношений между педагогом и обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой занятиях внеурочной деятельности информации, активизации их познавательной деятельности; -
побуждение обучающихся соблюдать общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; -
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых
явлений, организации их работы с получаемой на занятиях социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; -
использование воспитательных возможностей содержания курса внеурочной деятельности через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; -
применение интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися; -
включение игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; -
инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Содержание учебного курса
Тема 1. Введение. Техника безопасности при обращении с веществами. (5 ч.)
Цели и задачи курса. Химия и её значение. Место химии среди естественных наук. Вещества в быту. Классификация бытовых веществ. Правила безопасного обращения с веществами. Основные пути проникновения вредных веществ в организм человека (через рот, через кожу, через органы дыхания). Отравления бытовыми веществами (уксусная кислота, природный газ, угарный газ и другие). Первая медицинская помощь при отравлениях. Ожоги. Классификация ожогов. Степени ожогов. Первая медицинская помощь при ожогах.
Тема 2. Пищевые продукты (7ч.)
Основные питательные вещества (белки, жиры, углеводы), микроэлементы. Основные источники пищевых питательных веществ. Калорийность (энергетическая ценность) пищевых продуктов. Высоко- и низкокалорийные продукты питания. Энергетическая ценность дневного рациона человека. Состав дневного рациона. Диеты. Как избежать ожирения. Пищевая аллергия. Основные принципы рационального питания. Первая медицинская помощь при пищевых отравлениях. Состав пищевых продуктов. Химические компоненты продуктов питания: консерванты, красители, загустители, ароматизаторы. Поваренная соль, ей состав и значение для организма человека. Вещества, используемые при приготовлении пищи. Уксусная кислота, её консервирующее действие. Растительное масло. Животные жиры. Чипсы и сухарики. Их состав. Продукты сетей быстрого питания (фаст-фудов). Сахар. Конфеты. Сахарный диабет. Гено-модифицированные продукты и ГМО. Опасность частого употребления продуктов фаст-фуда. Напитки. Чай. Кофе. Их состав. Кофеин, его действие на организм. Соки. Газированные напитки. Состав газированных напитков. Красители и консерванты в напитках. Энергетики. Действие энергетиков на организм. Чем лучше всего утолять жажду.
Тема 3. Домашняя аптечка. (4 ч.)
Лекарства. Сроки годности лекарств. Классификация лекарств. Обезболивающие средства. Антибиотики. Противоаллергические средства. Витамины. Инструкции по применению лекарств. Назначение лекарств. Противопоказания. Правила употребления лекарств. Почему нельзя употреблять лекарства без назначения врача.
Первая медицинская помощь при отравлениях лекарственными препаратами. Практическая работа. Домашняя аптечка.
Тема 4. Косметические средства и личная гигиена. (4 ч.)
Искусственные и натуральные косметические средства. Косметические и декоративные пудры. Лак для ногтей. Носители запаха. Дезодоранты. Красители для волос. Моющие косметические средства. Мыла. Основные компоненты мыла. Шампуни. Уход за кожей. Уход за волосами. Уход за зубами.
Тема 5. Средства бытовой химии. (5 ч.)
Из истории использования моющих средств. Синтетические моющие средства (СМС). О чём говорит ярлычок на одежде. Моющее действие СМС. Химический состав и назначение СМС. Отбеливатели.
Средства для чистки кухонной посуды. Средства для борьбы с насекомыми. Удобрения и ядохимикаты. Правила безопасного хранения средств бытовой химии. Правила безопасного использования средств бытовой химии. Практическая работа. Составление инструкций по безопасной работе со средствами бытовой химии.
Тема 6. Химия и экология. (7 ч)
Использование природных ресурсов. Надолго ли нам хватит полезных ископаемых. Сырьевые войны. Вода. Вода в масштабах планеты. Круговорот воды в природе. Питьевая вода и её запасы. Минеральные воды. Качество воды. Загрязнители воды. Очистка питьевой воды.
Основные виды загрязнений атмосферы и их источники. Парниковый эффект, глобальное потепление климата и их возможные последствия. Озоновый слой и его значение для жизни на Земле. Смог. Кислотные дожди. Защита атмосферы от загрязнения. Почва, её состав. Основные виды загрязнений почвы и их источники. Промышленные и бытовые отходы. Основные виды твёрдых отходов. Возможные направления использования твёрдых отходов. Бытовой мусор. Утилизация бытовых отходов. Личная ответственность каждого человека за безопасную окружающую среду. Практические работы. Органолептические свойства воды. (Сравнение различных видов воды по запаху, цвету, прозрачности, наличию осадка, пригодности для использования.)
Изучение состава почвы. (Состав почвы. Механический анализ почвы. Практическое определение наличия в почве воды, воздуха, минеральных солей, перегноя).
Защита проектов. (2ч)
В процессе занятий используются различные формы занятий:
рассказ, семинар, практические занятия, самостоятельные творческие работы учащихся, лекции и другие. А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
-
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.), -
наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение), -
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
-
объяснительно-иллюстративный -
репродуктивный -
проблемный -
частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с учителем) -
исследовательский (самостоятельная творческая работа учащихся).
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
-
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися. -
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы, -
групповой – организация работы в группах, -
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Результаты освоения учащимися курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
-
Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа) -
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; -
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; -
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; -
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; -
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; -
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; -
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
-
Метапредметные результаты: -
Регулятивные УУД -
обучающийся научится: -
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; -
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цепи; -
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы, -
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; -
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. -
обнаруживать и формулировать учебную проблему под руководством учителя. -
ставить цель деятельности на основе поставленной проблемы и предлагать несколько способов ее достижения. -
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. -
планировать ресурсы для достижения цели. -
называть трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предлагать пути их преодоления/избегания в дальнейшей деятельности.
-
Познавательные УУД -
Обучающийся научится: -
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; -
выявлять причины и следствия простых явлений. -
осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; -
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. -
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик обьекта; -
составлять тезисы, различные виды планов и конспектов (простых, сложных и т.п.). -
преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). -
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность; -
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; -
переводить сложную по составу информацию из графического или символьного представления в текст и наоборот; -
проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; -
давать определения понятиям; -
устанавливать причинно-следственные связи; -
обобщать понятия — осуществляет логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом; -
осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; -
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.