Файл: 1. Методология (философия) общественного здоровья и здравоохранения (оз и зо) как общенаучная основа самостоятельной науки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 139
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ф.Ф. Эрисман и А.П. Доброславин. Они в своих лекциях и трудах раскрывали социальные проблемы медицины и связывали проблемы медицины с социальными проблемами общества.
Активно стала развиваться социальная гигиена как самостоятельная научная и учебная дисциплина только в советский период.
Уже в 1918 году был открыт музей по социальной гигиене в Москве известным гигиенистом А.В. Мальковым. На базе музея в 1923 году был организован научно-исследовательский институт социальной гигиены во главе с А.В. Мальковым. Начали создаваться кафедры социальной гигиены в медицинских вузах.
В 1922 году Н.А. Семашко (первый нарком здравоохранения РСФСР) создал первую кафедру социальной гигиены при Московском университете. В 1923 году З.П. Соловьев (заместитель наркома здравоохранения РСФСР) создал вторую кафедру при II Московском медицинском институте. В этот же год были созданы кафедры социальной гигиены и в других городах бывшего СССР: Ленинграде, Киеве, Воронеже, Саратове, Харькове. В этот период стали издаваться первые учебники Т.Я. Ткачева (1924 г.), З.Г. Френкеля (1923 г., 1926 г.), А.В. Малькова с группой соавторов (1927 г.). С 1923 по 1930 год издавался специальный журнал «Социальная гигиена». В 20-х и 30-х годах в Советском Союзе функционировало несколько НИИ по социальной гигиене и организации здравоохранения.
Кафедры и институты социальной гигиены выполняли в стране функции центров развития гигиены, объединяя представителей различных гигиенических дисциплин и формируя отдельные узкие отрасли гигиены, такие как гигиена труда, школьная гигиена и гигиена питания. При кафедрах социальной гигиены первоначально были организованы и клиники профессиональных болезней, где изучалась роль профессиональных факторов в формировании общественного здоровья.
В 1941 году кафедры социальной гигиены были переименованы в кафедры организации здравоохранения. Произошло это, прежде всего, по политическим причинам, так как в Германии фашистские власти на основе социальной гигиены создали расовую гигиену. Это привело к резкому спаду исследований в области социальных проблем медицины и застою в этой области знаний. В 1966 году кафедры были восстановлены под названием «Социальная гигиена и организация здравоохранения». Социальная гигиена как основа социальной медицины в Советском Союзе активно развивалась и до, и после второй Мировой войны. Прогресс этой науки в Советском Союзе был самым существенным в мире.
Научно-исследовательские институты, работающие в области социальных проблем медицины, кафедры и факультеты социальной медицины в настоящее время имеются во многих высокоразвитых странах: Англии, Германии, Странах Восточной Европы и Скандинавии, Индии, США. Проблемы социальной медицины мирового уровня разрабатываются ВОЗ и издаются в трех журналах: «Здоровье Мира», «Бюллетень ВОЗ», «Международный форум здравоохранения».
В нашем вузе кафедра организована в 1934 году как кафедра социальной гигиены. Первым заведующим кафедрой была доц. Белицкая Е.Н. определенные периоды заведовали кафедрой доценты: Розет Г.И., Вержбловский М.В., Бойко Э.П., Вязьменский Э.С. В 1963 году кафедру возглавил доц. Брага Г.Ф., который имел опыт организаторской работы на посту заместителя Министра здравоохранения УССР. Брага Г.Ф. руководил кафедрой длительный период (21 год) и она активно развивалась. Здесь обучались студенты и повышали свою квалификацию курсанты – руководители ЛПУ. В этот период кафедра приобрела более широкий формат и стала называться кафедрой социальной гигиены и организации здравоохранения.
В 1984 году кафедру возглавил доц. Руднев А.С., а уже в 1991 году кафедрой впервые стал руководить доктор медицинских наук, профессор Агарков Владимир Иванович, который оставался ее заведующим по 2020 год. В этот период на кафедре стала развиваться фундаментальная наука, и она вышла на более высокий, современный научный и организационный уровень. Она стала именоваться как кафедра социальной медицины и организации здравоохранения. В 2020-21 учебном году во главе кафедры стал к. мед.н, доцент Коктышев Игорь Витальевич. В настоящее время на кафедре трудится: 2 профессора – доктора медицинских наук, 7 доцентов и 3 ассистента.
Основными направлениями научной и учебной деятельности кафедры в настоящее время является общественное здоровье, факторы его формирующие (социально-медицинские, социально-экономические, социально-психологические), системные меры его охраны, менеджерские и экономические основы здравоохранения. Эти направления нашли отражение в современном названии кафедры – кафедра общественного здоровья, здравоохранения, экономики здравоохранения.
По проблемам общественного здоровья и здравоохранения в последние два десятилетия кафедрой подготовлены и изданы 18 фундаментальных монографий, 20 научно-методических рекомендаций, 300 научных статей, разработано 10 методик исследований, сформулировано 5 законов развития общественного здоровья, обоснованы и сформулированы принципы первичной, вторичной и третичной профилактики болезней человека, изучены и сформулированы современные закономерности эпидемиологии 5 основных классов болезней человека, создана теория функционально-оптимальных возможностей детского организма в условиях интенсивной умственной деятельности в ходе освоения школьной учебной программы.
В ходе педагогической деятельности кафедрой изданы 15 фундаментальных учебных пособий по изучению общественного здоровья, экономики здравоохранения, медицинской статистики и медицинского обслуживания населения. Ряд этих учебных пособий утверждено на министерском уровне для всеобщего использования.
За последние 20 лет на кафедре защищены 2 докторские и 12 кандидатских диссертаций, запланированы и выполняются 1 докторская и 2 кандидатские диссертации. При кафедре работает студенческий научный кружок.
Лекция2
Статистика - самостоятельная общественная наука, которая изучает количественные закономерности массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной. Статистическому изучению подвергаются явления биологические (биологическая статистика), физические (статистическая физика), химические, астрономические и др. В зависимости от того, какую сторону явлений общественной жизни изучает данная отрасль статистики, она получает специальное название. Так, существует промышленная, сельскохозяйственная, коммунальная, судебная статистика и др.
В этих науках проводится массовое статистическое наблюдение, сводка, группировка статистического материала, вычисляются все возможные статистические величины. Во всех этих случаях речь идет о применении статистического метода.
Статистика, изучающая вопросы, связанные с медициной, гигиеной и общественным здравоохранением, носит название медицинской (санитарной) статистики. Онаявляется важным средством получения количественной и качественной характеристики различных процессов и явлений из области медицины, гигиены, здравоохранения, играет важную роль в оценке состояния здоровья населения, деятельности медицинских учреждений, планировании и прогнозировании различных служб здравоохранения.
К области медицинской статистики относятся пять групп вопросов.
1. Изучение здоровья населения в целом и его основных групп путем сбора и исследования статистических данных о численности и составе населения, естественном движении (рождаемость, смертность), физическом развитии, распространенности различных заболеваний, продолжительности жизни и пр.
2. Выявление и установление связей заболеваемости и смертности населения с различными факторами окружающей среды. Знание этих связей необходимо для разработки соответствующих оздоровительных мероприятий.
3. Сбор и изучение числовых данных о сети лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений, их деятельности и кадрах для планирования профилактических и лечебных мероприятий, для контроля за выполнением планов развития сети и деятельности учреждений здравоохранения и для оценки качества работы отдельных медицинских учреждений и их групп.
4. Подытоживание и оценка опыта по предупреждению и лечению заболеваний.
5. Содействие планированию, организации и проведению клинических и лабораторных исследований, а также установление достоверности получаемых результатов, выявление закономерностей различных явлений и процессов в здоровом и больном организме, оценка эффективности новых способов лечения и профилактики и т.п.
Медицинская статистика делится на два основных раздела:
- статистика здоровья населения,
- статистика здравоохранения.
В статистику здоровья включаются первые две группы вышеперечисленных вопросов. В статистику здравоохранения - третья и четвертая группы. Пятая группа вопросов выделяется из общего круга проблем санитарной статистики под названием «медицинская статистика». В ней особенно широко применяются приемы исследования, основанные на теории вероятностей, теории выборочного метода, в т.ч. теории малых чисел.
Теоретической основой санитарно-статистической работы следует считать также знакомство с общей теорией самого статистического исследования, с основными правилами организации статистического наблюдения, правилами статистических группировок, правилами сводки статистического материала, методами его анализа и пр.
Статистический метод - это универсальный метод, которым пользуются государственные статистические органы во всех областях науки, техники, народного хозяйства, в том числе в медицине и здравоохранении. Пользуются там, где изучаются массовые явления. Особое место этот метод занимает в изучении здоровья населения - рождаемости, смертности и её причин, младенческой и перинатальной смертности, заболеваемости, физического развития, инвалидности. Примером могут также быть и периодически проводимые государственные переписи населения, специальные статистические исследования, проводимые научно-исследовательскими и учебными заведениями, различными практическими учреждениями и органами здравоохранения.
Активно стала развиваться социальная гигиена как самостоятельная научная и учебная дисциплина только в советский период.
Уже в 1918 году был открыт музей по социальной гигиене в Москве известным гигиенистом А.В. Мальковым. На базе музея в 1923 году был организован научно-исследовательский институт социальной гигиены во главе с А.В. Мальковым. Начали создаваться кафедры социальной гигиены в медицинских вузах.
В 1922 году Н.А. Семашко (первый нарком здравоохранения РСФСР) создал первую кафедру социальной гигиены при Московском университете. В 1923 году З.П. Соловьев (заместитель наркома здравоохранения РСФСР) создал вторую кафедру при II Московском медицинском институте. В этот же год были созданы кафедры социальной гигиены и в других городах бывшего СССР: Ленинграде, Киеве, Воронеже, Саратове, Харькове. В этот период стали издаваться первые учебники Т.Я. Ткачева (1924 г.), З.Г. Френкеля (1923 г., 1926 г.), А.В. Малькова с группой соавторов (1927 г.). С 1923 по 1930 год издавался специальный журнал «Социальная гигиена». В 20-х и 30-х годах в Советском Союзе функционировало несколько НИИ по социальной гигиене и организации здравоохранения.
Кафедры и институты социальной гигиены выполняли в стране функции центров развития гигиены, объединяя представителей различных гигиенических дисциплин и формируя отдельные узкие отрасли гигиены, такие как гигиена труда, школьная гигиена и гигиена питания. При кафедрах социальной гигиены первоначально были организованы и клиники профессиональных болезней, где изучалась роль профессиональных факторов в формировании общественного здоровья.
В 1941 году кафедры социальной гигиены были переименованы в кафедры организации здравоохранения. Произошло это, прежде всего, по политическим причинам, так как в Германии фашистские власти на основе социальной гигиены создали расовую гигиену. Это привело к резкому спаду исследований в области социальных проблем медицины и застою в этой области знаний. В 1966 году кафедры были восстановлены под названием «Социальная гигиена и организация здравоохранения». Социальная гигиена как основа социальной медицины в Советском Союзе активно развивалась и до, и после второй Мировой войны. Прогресс этой науки в Советском Союзе был самым существенным в мире.
Научно-исследовательские институты, работающие в области социальных проблем медицины, кафедры и факультеты социальной медицины в настоящее время имеются во многих высокоразвитых странах: Англии, Германии, Странах Восточной Европы и Скандинавии, Индии, США. Проблемы социальной медицины мирового уровня разрабатываются ВОЗ и издаются в трех журналах: «Здоровье Мира», «Бюллетень ВОЗ», «Международный форум здравоохранения».
В нашем вузе кафедра организована в 1934 году как кафедра социальной гигиены. Первым заведующим кафедрой была доц. Белицкая Е.Н. определенные периоды заведовали кафедрой доценты: Розет Г.И., Вержбловский М.В., Бойко Э.П., Вязьменский Э.С. В 1963 году кафедру возглавил доц. Брага Г.Ф., который имел опыт организаторской работы на посту заместителя Министра здравоохранения УССР. Брага Г.Ф. руководил кафедрой длительный период (21 год) и она активно развивалась. Здесь обучались студенты и повышали свою квалификацию курсанты – руководители ЛПУ. В этот период кафедра приобрела более широкий формат и стала называться кафедрой социальной гигиены и организации здравоохранения.
В 1984 году кафедру возглавил доц. Руднев А.С., а уже в 1991 году кафедрой впервые стал руководить доктор медицинских наук, профессор Агарков Владимир Иванович, который оставался ее заведующим по 2020 год. В этот период на кафедре стала развиваться фундаментальная наука, и она вышла на более высокий, современный научный и организационный уровень. Она стала именоваться как кафедра социальной медицины и организации здравоохранения. В 2020-21 учебном году во главе кафедры стал к. мед.н, доцент Коктышев Игорь Витальевич. В настоящее время на кафедре трудится: 2 профессора – доктора медицинских наук, 7 доцентов и 3 ассистента.
Основными направлениями научной и учебной деятельности кафедры в настоящее время является общественное здоровье, факторы его формирующие (социально-медицинские, социально-экономические, социально-психологические), системные меры его охраны, менеджерские и экономические основы здравоохранения. Эти направления нашли отражение в современном названии кафедры – кафедра общественного здоровья, здравоохранения, экономики здравоохранения.
По проблемам общественного здоровья и здравоохранения в последние два десятилетия кафедрой подготовлены и изданы 18 фундаментальных монографий, 20 научно-методических рекомендаций, 300 научных статей, разработано 10 методик исследований, сформулировано 5 законов развития общественного здоровья, обоснованы и сформулированы принципы первичной, вторичной и третичной профилактики болезней человека, изучены и сформулированы современные закономерности эпидемиологии 5 основных классов болезней человека, создана теория функционально-оптимальных возможностей детского организма в условиях интенсивной умственной деятельности в ходе освоения школьной учебной программы.
В ходе педагогической деятельности кафедрой изданы 15 фундаментальных учебных пособий по изучению общественного здоровья, экономики здравоохранения, медицинской статистики и медицинского обслуживания населения. Ряд этих учебных пособий утверждено на министерском уровне для всеобщего использования.
За последние 20 лет на кафедре защищены 2 докторские и 12 кандидатских диссертаций, запланированы и выполняются 1 докторская и 2 кандидатские диссертации. При кафедре работает студенческий научный кружок.
Лекция2
1. Понятие о статистике и медицинской статистики
Статистика - самостоятельная общественная наука, которая изучает количественные закономерности массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной. Статистическому изучению подвергаются явления биологические (биологическая статистика), физические (статистическая физика), химические, астрономические и др. В зависимости от того, какую сторону явлений общественной жизни изучает данная отрасль статистики, она получает специальное название. Так, существует промышленная, сельскохозяйственная, коммунальная, судебная статистика и др.
В этих науках проводится массовое статистическое наблюдение, сводка, группировка статистического материала, вычисляются все возможные статистические величины. Во всех этих случаях речь идет о применении статистического метода.
Статистика, изучающая вопросы, связанные с медициной, гигиеной и общественным здравоохранением, носит название медицинской (санитарной) статистики. Онаявляется важным средством получения количественной и качественной характеристики различных процессов и явлений из области медицины, гигиены, здравоохранения, играет важную роль в оценке состояния здоровья населения, деятельности медицинских учреждений, планировании и прогнозировании различных служб здравоохранения.
К области медицинской статистики относятся пять групп вопросов.
1. Изучение здоровья населения в целом и его основных групп путем сбора и исследования статистических данных о численности и составе населения, естественном движении (рождаемость, смертность), физическом развитии, распространенности различных заболеваний, продолжительности жизни и пр.
2. Выявление и установление связей заболеваемости и смертности населения с различными факторами окружающей среды. Знание этих связей необходимо для разработки соответствующих оздоровительных мероприятий.
3. Сбор и изучение числовых данных о сети лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений, их деятельности и кадрах для планирования профилактических и лечебных мероприятий, для контроля за выполнением планов развития сети и деятельности учреждений здравоохранения и для оценки качества работы отдельных медицинских учреждений и их групп.
4. Подытоживание и оценка опыта по предупреждению и лечению заболеваний.
5. Содействие планированию, организации и проведению клинических и лабораторных исследований, а также установление достоверности получаемых результатов, выявление закономерностей различных явлений и процессов в здоровом и больном организме, оценка эффективности новых способов лечения и профилактики и т.п.
Медицинская статистика делится на два основных раздела:
- статистика здоровья населения,
- статистика здравоохранения.
В статистику здоровья включаются первые две группы вышеперечисленных вопросов. В статистику здравоохранения - третья и четвертая группы. Пятая группа вопросов выделяется из общего круга проблем санитарной статистики под названием «медицинская статистика». В ней особенно широко применяются приемы исследования, основанные на теории вероятностей, теории выборочного метода, в т.ч. теории малых чисел.
Теоретической основой санитарно-статистической работы следует считать также знакомство с общей теорией самого статистического исследования, с основными правилами организации статистического наблюдения, правилами статистических группировок, правилами сводки статистического материала, методами его анализа и пр.
2. Методика проведения статистического исследования
Статистический метод - это универсальный метод, которым пользуются государственные статистические органы во всех областях науки, техники, народного хозяйства, в том числе в медицине и здравоохранении. Пользуются там, где изучаются массовые явления. Особое место этот метод занимает в изучении здоровья населения - рождаемости, смертности и её причин, младенческой и перинатальной смертности, заболеваемости, физического развития, инвалидности. Примером могут также быть и периодически проводимые государственные переписи населения, специальные статистические исследования, проводимые научно-исследовательскими и учебными заведениями, различными практическими учреждениями и органами здравоохранения.