Файл: 1. Методология (философия) общественного здоровья и здравоохранения (оз и зо) как общенаучная основа самостоятельной науки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Значимость этого метода определяется не только количественным измерением изучаемых явлений, но и вскрытием причинно-следственных закономерностей этих явлений, поскольку стержнем метода является качественный статистический анализ, предусматривающий:

- научную статистическую обработку материала с помощью специальных математико-статистических методов,

- сравнение полученных результатов (сравнивают с нормами, нормативами, стандартами, среднереспубликанскими показателями, с данными внутри изучаемой совокупности, в динамике и т.п.),

- оценку взаимодействия и интеграции изучаемых факторов,

- качественную оценку и объяснение результатов исследования,

- разработку мер, направленных на улучшение состояния изучаемого явления.

В методике проведения статистического исследования выделено 2 периода:

·период подготовки,

·период собственно статистического исследования.

Каждый из этих периодов включает ряд последовательно проводимых этапов.

ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ


ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ имеет шесть этапов, которые позволяют решить теоретические, методические и организационные вопросы исследования.

I этап - ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель - это конечный итог, то, к чему стремятся, что хотят осуществить. Определить цель исследования - это значит ответить на вопросы - для чего мы его предпринимаем и зачем нам понадобились его результаты.

В зависимости от практической направленности исследования можно предложить 4 варианта постановки цели:

§1-й вариант - изучить явление;

§2-й вариант - изучить явление + разработать рекомендации по улучшению состояния изучаемого явления;

§3-й вариант - изучить явление + разработать рекомендации + внедрить в практику здравоохранения;

§4-й вариант - изучить явление + разработать рекомендации + внедрить в практику здравоохранения + оценить эффективность разработанных и внедренных рекомендаций (методов лечения, диагностики, профилактики и т.п.).

Целями исследования в здравоохранении могут быть:

§изучение актуальных проблем медицины;

§разработка мероприятий по улучшению здоровья населения, планов развития и работы медицинских учреждений, их подразделений, служб;

§снижение уровней заболеваемости, травматизма, смертности, инвалидности и т.д.;

§обоснование нормативов, финансового обеспечения;

§определение экономического эффекта от проведения лечебно-профилактических или оздоровительных мероприятий определенных групп больных.

Таким образом, в зависимости от цели исследования и соответствующих результативных показателей медико-статистические исследования могут быть направлены на изучение здоровья населения (статистика здоровья) и выявление различных сторон деятельности лечебно-профилактических учреждений и служб здравоохранения (статистика здравоохранения).

2-й этап - ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ

Формулируя задачи, исследователь должен ответить на вопрос: какие конкретные действия ему необходимо выполнить, чтобы достичь намеченной цели. Для небольших исследований намечают обычно несколько задач (от 3 до 6). Среди них можно выделить задачи, которые характеризуют состояние изучаемого явления (распространенности, структуры и т.п.) и задачи, которые устанавливают влияние одного или комплекса факторов на изучаемое явление(я).



Обычно формулировка задач начинается со слов: изучить, сравнить, установить зависимость, выявить взаимодействие, оценить, проанализировать и т.п.

3-й этап - ЗНАКОМСТВО С СУТЬЮ ИЗУЧАЕМОГО ЯВЛЕНИЯ

Чтобы убедиться в том, насколько грамотно и адекватно поставлена цель и определены задачи изучения любой проблемы, а также для последующего анализа материала, нужно получить об этой проблеме максимум имеющейся информации, более полную характеристику объекта изучения. Это достигается путем знакомства с объектом исследования, с факторами, которые могут влиять на этот объект.

Также знакомятся с данными литературы, справочников, результатами предыдущих отчетов. Узловые вопросы, которые следует изучать по литературным источникам, отражены в задачах исследования.

Получив нужную информацию относительно сущности проблемы исследования, целесообразно приступить к следующему этапу.

4-й этап - ВЫРАБОТКА РАБОЧЕЙ ГИПОТЕЗЫ

Этот этап нельзя считать абсолютно обязательным. Он предпринимается целенаправленно для выбора групп более глубокого изучения, возможного сокращения объема работы.

Рабочая гипотеза - "предварительный диагноз” - формулируется в форме предложений основной идеи исследования, которую предстоит доказать или опровергнуть в ходе дальнейшей работы.

5-й этап - РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ

ИССЛЕДОВАНИЯ

Программа статистического исследования состоит из двух частей:

§программы наблюдения;

§программы группировки и сводки материала.

Обе части программы взаимосвязаны между собой и подчинены цели и задачам исследования.

ПРОГРАММА НАБЛЮДЕНИЯ включает:      

·выбор объекта наблюдения;

·определение статистической совокупности изучаемого явления и ее единицы наблюдения;

·определение учетных признаков единицы наблюдения;

·выбор учетного документа официальной государственной статистики или составление специального учетного документа для конкретного исследования.

Определимся с некоторыми понятиями:

- «статистическая совокупность»,

- «объект наблюдения»,

- «единица наблюдения».

Статистическая совокупность - это группа, состоящая из большого числа относительно однородных элементов (единиц наблюдения), взятых вместе в известных границах времени и пространства. Можно выделить две разновидности статистических совокупностей
:

·совокупность среды

·совокупность явления.

Совокупность среды представлена абсолютным числом различных контингентов населения. Примерами такой совокупности могут быть трудящиеся в масштабах государства или одного предприятия, цеха, одной профессии; больные, состоящие под диспансерным наблюдением или госпитализированные в стационар; женщины определенной возрастной группы; дети, родившиеся живыми или мертвыми и т.д.

Совокупность явлений представлена абсолютным числом изучаемых явлений. Например, число всех случаев зарегистрированных заболеваний среди жителей определенной административной территории; число случаев рождений среди женщин определенной возрастной группы; число зарегистрированных браков или разводов среди населения; число патологических или морфо-функциональных отклонений выявленных на медицинском осмотре и т.д.

Статистическая совокупность, подлежащая изучению является объектом наблюдения. Иначе говоря, это среда, в которой будут изучены те или другие явления.

В каждой статистической совокупности есть единица наблюдения. Единица наблюдения (счетная единица) - наименьшая составная часть статистической совокупности, подлежащая отдельной регистрации.

 

Покажем это на следующем примере.

Группа врачей проводит исследование по изучению состояния здоровья студентов нашего медицинского университета. В связи с этим решается несколько задач, где необходимо изучить:

1)распространенность и структуру заболеваний среди студентов за отчетный год;

2)наследственную патологию среди студентов.

 

Объект наблюдения -  студенты медицинского университета, обучающиеся в отчетном году.

Статистические совокупности:

Среды - совокупность студентов медицинского университета, обучающиеся в отчетном году.

Явления:

- совокупность всех случаев заболеваний, зарегистрированных среди студентов вуза  в отчетном году,

- совокупность всех наследственных заболеваний, выявленных среди студентов.

 

Единицы наблюдения:

- студент медицинского университета, обучающийся в отчетном году.

- случай заболевания, зарегистрированный среди студентов вуза в отчетном году.

- случай наследственного заболевания, выявленного у студента вуза.


 

Каждая единица наблюдения имеет много характеристик, однако, учитываются только те из них, которые необходимы для достижения поставленной цели и решения конкретных задач исследования. Эти признаки учитывают (регистрируют) и поэтому их называют учетными.

По характеру учитываемые признаки делят на:

атрибутивные (описательные), выраженные словесно,

параметрические (количественные), выраженные числом.

К атрибутивным признакам относят:

- пол,

- профессия,

- нозологические формы заболеваний,

- исходы лечения,

- место жительства и пр.

 

К параметрическим признакам относят:

- рост,

- массу тела,

- число дней лечения,

-  количество холестерина в крови,

- количество белка в моче и т.д.

Часто исследователям необходимо выявить влияние отдельных признаков на изучаемое явление, поэтому различают:

факториальные (причина),

-  результативные (следствие) признаки.

Факториальными называются такие учитываемые признаки, под влиянием которых изменяются другие, зависящие от них результативные признаки. Приняты и определенные обозначения этих признаков:

y - результативный признак;

х - факториальный признак.

Y=F(X) или Y=F(X1X2 ... Xn),

т.е. результативный признак Yявляется функцией (зависит) от факториального признака Х или от группы факторов X1, X2, Xn.

К факториальным признакам следует отнести:

- методы профилактики и лечения (или дозу лекарств),

- пол,

- возраст,

- профессию,

- образование,

- доход,

 

 т.е. признаки, которые могут прямо или косвенно повлиять на результативные признаки.

К результативным признакам можно отнести:

- заболевание (диагноз),

- его исход (выздоровление, смерть, инвалидность),

- массу тела,

- рост,

- уровень белка в моче и др.

 

Выделение факториальных и результативных признаков необходимо учитывать  при составлении макетов таблиц.

Получив общее представление об объекте и единице наблюдения, ее учетных признаках, остановимся на учетном документе