Файл: 1. Методология (философия) общественного здоровья и здравоохранения (оз и зо) как общенаучная основа самостоятельной науки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 142
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Значимость этого метода определяется не только количественным измерением изучаемых явлений, но и вскрытием причинно-следственных закономерностей этих явлений, поскольку стержнем метода является качественный статистический анализ, предусматривающий:
- научную статистическую обработку материала с помощью специальных математико-статистических методов,
- сравнение полученных результатов (сравнивают с нормами, нормативами, стандартами, среднереспубликанскими показателями, с данными внутри изучаемой совокупности, в динамике и т.п.),
- оценку взаимодействия и интеграции изучаемых факторов,
- качественную оценку и объяснение результатов исследования,
- разработку мер, направленных на улучшение состояния изучаемого явления.
В методике проведения статистического исследования выделено 2 периода:
·период подготовки,
·период собственно статистического исследования.
Каждый из этих периодов включает ряд последовательно проводимых этапов.
ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ
ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ имеет шесть этапов, которые позволяют решить теоретические, методические и организационные вопросы исследования.
I этап - ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель - это конечный итог, то, к чему стремятся, что хотят осуществить. Определить цель исследования - это значит ответить на вопросы - для чего мы его предпринимаем и зачем нам понадобились его результаты.
В зависимости от практической направленности исследования можно предложить 4 варианта постановки цели:
§1-й вариант - изучить явление;
§2-й вариант - изучить явление + разработать рекомендации по улучшению состояния изучаемого явления;
§3-й вариант - изучить явление + разработать рекомендации + внедрить в практику здравоохранения;
§4-й вариант - изучить явление + разработать рекомендации + внедрить в практику здравоохранения + оценить эффективность разработанных и внедренных рекомендаций (методов лечения, диагностики, профилактики и т.п.).
Целями исследования в здравоохранении могут быть:
§изучение актуальных проблем медицины;
§разработка мероприятий по улучшению здоровья населения, планов развития и работы медицинских учреждений, их подразделений, служб;
§снижение уровней заболеваемости, травматизма, смертности, инвалидности и т.д.;
§обоснование нормативов, финансового обеспечения;
§определение экономического эффекта от проведения лечебно-профилактических или оздоровительных мероприятий определенных групп больных.
Таким образом, в зависимости от цели исследования и соответствующих результативных показателей медико-статистические исследования могут быть направлены на изучение здоровья населения (статистика здоровья) и выявление различных сторон деятельности лечебно-профилактических учреждений и служб здравоохранения (статистика здравоохранения).
2-й этап - ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ
Формулируя задачи, исследователь должен ответить на вопрос: какие конкретные действия ему необходимо выполнить, чтобы достичь намеченной цели. Для небольших исследований намечают обычно несколько задач (от 3 до 6). Среди них можно выделить задачи, которые характеризуют состояние изучаемого явления (распространенности, структуры и т.п.) и задачи, которые устанавливают влияние одного или комплекса факторов на изучаемое явление(я).
Обычно формулировка задач начинается со слов: изучить, сравнить, установить зависимость, выявить взаимодействие, оценить, проанализировать и т.п.
3-й этап - ЗНАКОМСТВО С СУТЬЮ ИЗУЧАЕМОГО ЯВЛЕНИЯ
Чтобы убедиться в том, насколько грамотно и адекватно поставлена цель и определены задачи изучения любой проблемы, а также для последующего анализа материала, нужно получить об этой проблеме максимум имеющейся информации, более полную характеристику объекта изучения. Это достигается путем знакомства с объектом исследования, с факторами, которые могут влиять на этот объект.
Также знакомятся с данными литературы, справочников, результатами предыдущих отчетов. Узловые вопросы, которые следует изучать по литературным источникам, отражены в задачах исследования.
Получив нужную информацию относительно сущности проблемы исследования, целесообразно приступить к следующему этапу.
4-й этап - ВЫРАБОТКА РАБОЧЕЙ ГИПОТЕЗЫ
Этот этап нельзя считать абсолютно обязательным. Он предпринимается целенаправленно для выбора групп более глубокого изучения, возможного сокращения объема работы.
Рабочая гипотеза - "предварительный диагноз” - формулируется в форме предложений основной идеи исследования, которую предстоит доказать или опровергнуть в ходе дальнейшей работы.
5-й этап - РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ
Программа статистического исследования состоит из двух частей:
§программы наблюдения;
§программы группировки и сводки материала.
Обе части программы взаимосвязаны между собой и подчинены цели и задачам исследования.
ПРОГРАММА НАБЛЮДЕНИЯ включает:
·выбор объекта наблюдения;
·определение статистической совокупности изучаемого явления и ее единицы наблюдения;
·определение учетных признаков единицы наблюдения;
·выбор учетного документа официальной государственной статистики или составление специального учетного документа для конкретного исследования.
Определимся с некоторыми понятиями:
- «статистическая совокупность»,
- «объект наблюдения»,
- «единица наблюдения».
Статистическая совокупность - это группа, состоящая из большого числа относительно однородных элементов (единиц наблюдения), взятых вместе в известных границах времени и пространства. Можно выделить две разновидности статистических совокупностей
:
·совокупность среды
·совокупность явления.
Совокупность среды представлена абсолютным числом различных контингентов населения. Примерами такой совокупности могут быть трудящиеся в масштабах государства или одного предприятия, цеха, одной профессии; больные, состоящие под диспансерным наблюдением или госпитализированные в стационар; женщины определенной возрастной группы; дети, родившиеся живыми или мертвыми и т.д.
Совокупность явлений представлена абсолютным числом изучаемых явлений. Например, число всех случаев зарегистрированных заболеваний среди жителей определенной административной территории; число случаев рождений среди женщин определенной возрастной группы; число зарегистрированных браков или разводов среди населения; число патологических или морфо-функциональных отклонений выявленных на медицинском осмотре и т.д.
Статистическая совокупность, подлежащая изучению является объектом наблюдения. Иначе говоря, это среда, в которой будут изучены те или другие явления.
В каждой статистической совокупности есть единица наблюдения. Единица наблюдения (счетная единица) - наименьшая составная часть статистической совокупности, подлежащая отдельной регистрации.
Покажем это на следующем примере.
Группа врачей проводит исследование по изучению состояния здоровья студентов нашего медицинского университета. В связи с этим решается несколько задач, где необходимо изучить:
1)распространенность и структуру заболеваний среди студентов за отчетный год;
2)наследственную патологию среди студентов.
Объект наблюдения - студенты медицинского университета, обучающиеся в отчетном году.
Статистические совокупности:
Среды - совокупность студентов медицинского университета, обучающиеся в отчетном году.
Явления:
- совокупность всех случаев заболеваний, зарегистрированных среди студентов вуза в отчетном году,
- совокупность всех наследственных заболеваний, выявленных среди студентов.
Единицы наблюдения:
- студент медицинского университета, обучающийся в отчетном году.
- случай заболевания, зарегистрированный среди студентов вуза в отчетном году.
- случай наследственного заболевания, выявленного у студента вуза.
Каждая единица наблюдения имеет много характеристик, однако, учитываются только те из них, которые необходимы для достижения поставленной цели и решения конкретных задач исследования. Эти признаки учитывают (регистрируют) и поэтому их называют учетными.
По характеру учитываемые признаки делят на:
- атрибутивные (описательные), выраженные словесно,
- параметрические (количественные), выраженные числом.
К атрибутивным признакам относят:
- пол,
- профессия,
- нозологические формы заболеваний,
- исходы лечения,
- место жительства и пр.
К параметрическим признакам относят:
- рост,
- массу тела,
- число дней лечения,
- количество холестерина в крови,
- количество белка в моче и т.д.
Часто исследователям необходимо выявить влияние отдельных признаков на изучаемое явление, поэтому различают:
- факториальные (причина),
- результативные (следствие) признаки.
Факториальными называются такие учитываемые признаки, под влиянием которых изменяются другие, зависящие от них результативные признаки. Приняты и определенные обозначения этих признаков:
y - результативный признак;
х - факториальный признак.
Y=F(X) или Y=F(X1, X2 ... Xn),
т.е. результативный признак Yявляется функцией (зависит) от факториального признака Х или от группы факторов X1, X2, Xn.
К факториальным признакам следует отнести:
- методы профилактики и лечения (или дозу лекарств),
- пол,
- возраст,
- профессию,
- образование,
- доход,
т.е. признаки, которые могут прямо или косвенно повлиять на результативные признаки.
К результативным признакам можно отнести:
- заболевание (диагноз),
- его исход (выздоровление, смерть, инвалидность),
- массу тела,
- рост,
- уровень белка в моче и др.
Выделение факториальных и результативных признаков необходимо учитывать при составлении макетов таблиц.
Получив общее представление об объекте и единице наблюдения, ее учетных признаках, остановимся на учетном документе