Файл: Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 34 лет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»

      Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Актуальность выбранной темы:

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

 Важнейшим  источником  развития выразительности детской речи являются произведения  устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

 Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд  на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

План работы на 2015 - 2016 учебный год


Раздел

Сроки

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май




Работа с детьми

Октябрь

Вечер загадок «Сказки Бабушки-Загадушки»

Ноябрь

Инсценирование русской народной сказки «Теремок».




Февраль

Развлечение «Широкая Масленица»




Март

Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».




Апрель

Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»




Работа с семьёй

В течение года

Участие в годовом проекте «Читательский рюкзачок»

Апрель

Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»




Самореализация

Март

Консультация для воспитателей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».

Май

Открытое занятие по развитию речи во второй младшей группе на тему «Устное народное творчество. Потешки»




Май

Выступление на педсовете. (Отчет о проделанной работе)






Приложение 1

Конспект вечера загадок во второй младшей группе

«Сказки Бабушки-Загадушки»

 Цель: закрепление знаний сказок

   Задачи: формировать умение вести диалог, эмоционально и активно отвечать на вопросы; активизировать мыслительную деятельность; развивать связную речь, память, мышление, воображение; воспитывать интерес к творчеству.

Ход развлечения:

Дети сидят на стульчиках полукругом

В группу входит Бабушка.

Бабушка: Здравствуйте, дети. Знаете, кто я? Я – Бабушка-Загадушка, люблю приходить в гости к ребятам в детский сад, играть с ними и загадывать загадки. А вы любите разгадывать загадки?

Дети: Да

Бабушка: Я вам расскажу одну историю. Мой дом находится в волшебном лесу, там живут сказочные герои из сказок, но чтобы их увидеть нужно, отгадать загадку и он появится. Вы хотите отправиться погулять по волшебному лесу.

Дети: Да

Бабушка: Тогда отправляемся, а приведет нас в волшебный лес волшебный клубок, куда он покатится, туда мы и пойдем.

(Дети встают и идут за клубком к домику и имитацией леса)

Бабушка:  Вот мы с вами и в волшебном лесу. Вы готовы увидеть сказочного героя, тогда отгадайте загадку.

Его Маша обхитрила,

В короб с пирогами села,

Чтобы домой ее отнес он,

А потом вернулся в лес.

Дети: Медведь из сказки «Маша и медведь»

(Воспитатель показывает игрушку)

Бабушка: Молодцы, ребята! Назовите мне героев этой сказки.

Дети: Бабушка, дедушка, подружки, Маша, медведь, собака.

Бабушка: Вот следующая загадка:

Его выгнала лиса

Из дома лубяного,

А петух помог ему

Освободить свой домик.

Дети: Заяц из сказки «Заюшкина избушка».

(Воспитатель показывает игрушку)

Бабушка: Давайте ласково назовем героев этой сказки.

Дети:  Заяц-заюшка, петух-петушок, лиса-лисонька, собака-собачка, медведь-мишутка.

Бабушка: Молодцы, справились и этой загадкой.  Продолжим нашу прогулку и вот следующая загадка:
Катился по дорожке,

Встречал много зверей.

И думал, что он хитрый,

Но все ж лиса хитрей.



 Дети: Колобок.

(Воспитатель показывает игрушку)

Бабушка: Правильно, молодцы. Скажите, кого встретил колобок в лесу, после того как укатился от бабушки и дедушки.

Дети:  Колобок встретил зайца, волка, медведя, лису.

Бабушка:  Теперь давайте немного отдохнем и поиграем в игру.

Физкультминутка

Бабка с дедом дружно жили (хлопают в ладоши)

Колобок слепить решили (лепят колобок)

По амбару помели

(двумя руками сделать вид, что метешь веником)

По сусекам поскребли

(поскребите двумя руками стол)

Тесто замесили (месим тесто — сжимают кулачки)

Скатали колобок (круговые движения рук)

В печку положили (вытягиваем руки)

На окошке остудили (показываем окошко)

Вот, какой получился, колобок.

Бабушка:  Вот мы и отдохнули, давайте еще отгадаем загадку.

К медведям в дом она пробралась,

На всех трех стульях посидела,

Разбила чашечку Мишутки,

И спать, потом она легла.

Дети:  Маша из сказки «Три медведя»

(Воспитатель показывает игрушку)

Бабушка:  Правильно. Скажите, как звали медведей в сказки «Три медведя»

Дети:  Михайло Иванович, Настасья Петровна, Мишутка.

Бабушка: Вот вам последняя загадка.

Бок у него был очень липкий,

К нему прилип даже медведь.

Он ни кого не испугался,

Домой привел он их семье.

Дети: Бычок из сказки «Соломенный бычок-смоляной бочок».

(Воспитатель показывает игрушку)

Бабушка: Правильно, молодцы. Скажите, ребята каких еще зверей поймал бычок и отвел домой.

Дети: Зайца, волка.

Бабушка:  Молодцы, ребята! Вы справились со всеми загадками, но нам пора возвращаться в детский сад и прощаться с волшебным лесом. Волшебный клубок отведет нас обратно.

(Дети возвращаются на стульчики)

Бабушка:  Ребята вам понравилось в волшебном лесу?

(Ответы детей)

Бабушка:  Скажите, каких героев мы сегодня с вами повстречали в лесу?

Дети:  Медведя из сказки «Маша и медведь», зайца из сказки «Заюшкина избушка», Колобка, Машу из сказки «Три медведя».

Бабушка:  Молодцы. Мне сегодня очень понравилось гулять с вами в волшебном лесу. А теперь мне пора возвращаться к себе домой. До свидания, ребята!


Приложение 2

Конспект инсценировки сказки «Теремок» во второй младшей группе

Образовательные задачи

  1. Вызвать у детей эмоциональный отклик при самостоятельном выполнении ролей знакомых персонажей.

  2. Продолжать знакомство с окружающим миром (лесные звери).

  3. Продолжать учить внимательно слушать знакомую сказку, принимать посильное участие в инсценировки персонажей.

  4. Узнавать и называть животных по голосу, упражнять в звукоподражании.


Развивающие задачи

Продолжать развивать память, мышление, воображение, артистические способности.

Воспитательные задачи

Продолжать воспитывать любовь к русским народным сказкам, дружеские отношения.

Методический приём: Рассматривание иллюстраций, беседа, инсценировка сказки, муз. сопровождение, п/и «Догонялки с Мишкой»

Предварительная работа: чтение сказки «Теремок», рассматривание иллюстраций, п/и «Догонялки с Мишкой», игры на звукоподражания.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Воспитатель: Сегодня, ребятки, мы вместе с вами будем рассказывать и показывать знакомую сказку. Сейчас я покажу вам книгу с яркими иллюстрациями знакомых персонажей, а вы мне подскажите, как называется эта сказка? – показ.

На страничках этой книжки

Спрятались лягушка, зайка, мышка.

В теремке они живут,

Вас ребята в гости ждут.

Дети узнают и называют «Теремок».

    А теперь сели все удобно, будем слушать и смотреть сказку (предварительно надев на головки детей шапочки персонажей).

Воспитатель: Стоит в поле теремок, теремок. Он не низок, не высок, не высок. Вот по полю, полю мышка бежит (направляет ребёнка к теремку). У двери остановилась и стучит.

Ребёнок стучит, приговаривая: пик-пик-пик, кто в тереме живёт?

Воспитатель: Никого в тереме нет, никто мышке не отвечает. Залезла мышка в теремок, стала там жить поживать, песни распевать:

Уж как по полю, полю лягушка скачет (направляет ребёнка к теремку), у двери остановилась и кричит.

Ребёнок: Ква-ква-ква. Кто в теремочке живёт?

Ребёнок: Я мышка-норушка, а ты кто?

Ребёнок: А я лягушка-квакушка.

Воспитатель: Прыгнула лягушка в теремок. Стали они жить- поживать, песни распевать.

Вот по полю, полю заинька бежит, у двери остановился и стучит (направляет ребёнка к теремку).

Ребёнок: Чук-чук-чук, кто в теремочке живёт?

Воспитатель помогает детям:

        Я мышка-норушка

        Я лягушка-квакушка

        А ты кто?

        А я зайчик-побегайчик!

Воспитатель и дети: Иди к нам жить!

И зайчик прыгнул в теремок.

Вот по полю, полю лисичка бежит, у двери остановилась и стучит: - Кто в теремочке живёт?

Воспитатель повторяет слова за детей:

        А ты кто?

Ребёнок: «Я лисичка-сестричка»

Воспитатель: Иди к нам жить. Стали они жить вчетвером. Вот живут уж вчетвером. Братец волк стучится в дом.

Ребёнок: Кто в теремочке живёт?

Ребёнок: Я волчок-серый бочок – пустите меня в теремок.

Воспитатель: Просит вежливо впустить, негде бедному пожить. Пустили и волка.


А потом забрёл медведь и как начал реветь.

Ребёнок: Кто в теремочке живёт?

Дети с помощью воспитателя отвечают: заходи медведь, теремок у нас большой, места всем зверятам хватит.

Звери выходят из теремка играть с медведем в догонялки и приглашают ребят.

Молодцы у нас детишки,

Ловко бегали от мышки.

Рассказали сказку нам,

Всё расставив по местам.

Встали вместе в хоровод,

Вот так дружный здесь народ!


Приложение 3

Конспект развлечения «Широкая Масленица» для детей 2 младшей группы.

Цель: Продолжать знакомить детей с народными праздниками.
Задачи:
1. Воспитывать у детей чувство музыкального ритма, правильно передавать несложные танцевальные движения.
2. Развивать чувство гостеприимства и желание играть в народные игры.
3. Повторить знакомые детям подвижные игры.
4. Развивать силу, выносливость, быстроту реакции.

Действующие лица:

1.Ведущий
2.Масленица
3.Медведь.

Ход праздника

Ведущий: 
Что за славный денек?
Собирается народ!
В игры зимние играть
Да себя потешать.
Собирайся, народ!
Весна-красна идет!
Посмотрите уж в берлоге
Просыпается медведь!

Медведь: 
Очень жарко спать в берлоге
Поразмять хочу я ноги.

Ведущий: 
Медведь. Песни петь пора и танцевать
И Масленицу встречать!
(Дети с Медведем танцуют танец "Плюшевый медведь" движения очень простые, дети повторяют за медведем)

Ведущий: 
Умеешь, Мишка, ты плясать,
А теперь давай играть.

Подвижная игра с Мишкой
Мишка по лесу гулял
Мишка деточек искал
Долго-долго он искал
Сел на травку, задремал

Ведущий: 
Стали деточки плясать
Стали ножками стучать
Мишка-мишенька вставай
Наших деток догоняй!

Медведь:
Молодцы! Хорошо поиграли! Но мне домой в лес пора. Летом в гости вас жду, когда ягоды поспеют, грибы вырастут. До встречи!
Медведь уходит.

Ведущая. 
Будем праздник продолжать,
Масленицу встречать.
Инструменты хороши,
Поиграем, малыши.
(Дети играют на музыкальных инструментах, в это время выходит Масленица с блинами )

Масленица: 
А вот и я.
Вы меня звали, друзья?!

Ведущая. 
Масленица, Масленица,
Блинами объедаемся!
Будем Масленицу встречать,
Будем петь и танцевать.
(Танцевальные движения с погремушкками в хороводе, в центре - Масленица.)

Масленица: А теперь пришла пора покататься детвора!

Игра "Карусель"
Дети по 3-4 человека берутся за 1 обруч и крутятся

Ведущая. 
А теперь, Масленица, прощай,