Файл: Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 34 лет.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»
Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
Актуальность выбранной темы:
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
План работы на 2015 - 2016 учебный год
Раздел | Сроки | Практические выходы |
Изучение методической литературы | Сентябрь - май | |
Работа с детьми | Октябрь | Вечер загадок «Сказки Бабушки-Загадушки» |
Ноябрь | Инсценирование русской народной сказки «Теремок». | |
Февраль | Развлечение «Широкая Масленица» | |
Март | Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками». | |
Апрель | Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!» | |
Работа с семьёй | В течение года | Участие в годовом проекте «Читательский рюкзачок» |
Апрель | Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку» | |
Самореализация | Март | Консультация для воспитателей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет». |
Май | Открытое занятие по развитию речи во второй младшей группе на тему «Устное народное творчество. Потешки» | |
Май | Выступление на педсовете. (Отчет о проделанной работе) | |
Приложение 1
Конспект вечера загадок во второй младшей группе
«Сказки Бабушки-Загадушки»
Цель: закрепление знаний сказок
Задачи: формировать умение вести диалог, эмоционально и активно отвечать на вопросы; активизировать мыслительную деятельность; развивать связную речь, память, мышление, воображение; воспитывать интерес к творчеству.
Ход развлечения:
Дети сидят на стульчиках полукругом
В группу входит Бабушка.
Бабушка: Здравствуйте, дети. Знаете, кто я? Я – Бабушка-Загадушка, люблю приходить в гости к ребятам в детский сад, играть с ними и загадывать загадки. А вы любите разгадывать загадки?
Дети: Да
Бабушка: Я вам расскажу одну историю. Мой дом находится в волшебном лесу, там живут сказочные герои из сказок, но чтобы их увидеть нужно, отгадать загадку и он появится. Вы хотите отправиться погулять по волшебному лесу.
Дети: Да
Бабушка: Тогда отправляемся, а приведет нас в волшебный лес волшебный клубок, куда он покатится, туда мы и пойдем.
(Дети встают и идут за клубком к домику и имитацией леса)
Бабушка: Вот мы с вами и в волшебном лесу. Вы готовы увидеть сказочного героя, тогда отгадайте загадку.
Его Маша обхитрила,
В короб с пирогами села,
Чтобы домой ее отнес он,
А потом вернулся в лес.
Дети: Медведь из сказки «Маша и медведь»
(Воспитатель показывает игрушку)
Бабушка: Молодцы, ребята! Назовите мне героев этой сказки.
Дети: Бабушка, дедушка, подружки, Маша, медведь, собака.
Бабушка: Вот следующая загадка:
Его выгнала лиса
Из дома лубяного,
А петух помог ему
Освободить свой домик.
Дети: Заяц из сказки «Заюшкина избушка».
(Воспитатель показывает игрушку)
Бабушка: Давайте ласково назовем героев этой сказки.
Дети: Заяц-заюшка, петух-петушок, лиса-лисонька, собака-собачка, медведь-мишутка.
Бабушка: Молодцы, справились и этой загадкой. Продолжим нашу прогулку и вот следующая загадка:
Катился по дорожке,
Встречал много зверей.
И думал, что он хитрый,
Но все ж лиса хитрей.
Дети: Колобок.
(Воспитатель показывает игрушку)
Бабушка: Правильно, молодцы. Скажите, кого встретил колобок в лесу, после того как укатился от бабушки и дедушки.
Дети: Колобок встретил зайца, волка, медведя, лису.
Бабушка: Теперь давайте немного отдохнем и поиграем в игру.
Физкультминутка
Бабка с дедом дружно жили (хлопают в ладоши)
Колобок слепить решили (лепят колобок)
По амбару помели
(двумя руками сделать вид, что метешь веником)
По сусекам поскребли
(поскребите двумя руками стол)
Тесто замесили (месим тесто — сжимают кулачки)
Скатали колобок (круговые движения рук)
В печку положили (вытягиваем руки)
На окошке остудили (показываем окошко)
Вот, какой получился, колобок.
Бабушка: Вот мы и отдохнули, давайте еще отгадаем загадку.
К медведям в дом она пробралась,
На всех трех стульях посидела,
Разбила чашечку Мишутки,
И спать, потом она легла.
Дети: Маша из сказки «Три медведя»
(Воспитатель показывает игрушку)
Бабушка: Правильно. Скажите, как звали медведей в сказки «Три медведя»
Дети: Михайло Иванович, Настасья Петровна, Мишутка.
Бабушка: Вот вам последняя загадка.
Бок у него был очень липкий,
К нему прилип даже медведь.
Он ни кого не испугался,
Домой привел он их семье.
Дети: Бычок из сказки «Соломенный бычок-смоляной бочок».
(Воспитатель показывает игрушку)
Бабушка: Правильно, молодцы. Скажите, ребята каких еще зверей поймал бычок и отвел домой.
Дети: Зайца, волка.
Бабушка: Молодцы, ребята! Вы справились со всеми загадками, но нам пора возвращаться в детский сад и прощаться с волшебным лесом. Волшебный клубок отведет нас обратно.
(Дети возвращаются на стульчики)
Бабушка: Ребята вам понравилось в волшебном лесу?
(Ответы детей)
Бабушка: Скажите, каких героев мы сегодня с вами повстречали в лесу?
Дети: Медведя из сказки «Маша и медведь», зайца из сказки «Заюшкина избушка», Колобка, Машу из сказки «Три медведя».
Бабушка: Молодцы. Мне сегодня очень понравилось гулять с вами в волшебном лесу. А теперь мне пора возвращаться к себе домой. До свидания, ребята!
Приложение 2
Конспект инсценировки сказки «Теремок» во второй младшей группе
Образовательные задачи
-
Вызвать у детей эмоциональный отклик при самостоятельном выполнении ролей знакомых персонажей. -
Продолжать знакомство с окружающим миром (лесные звери). -
Продолжать учить внимательно слушать знакомую сказку, принимать посильное участие в инсценировки персонажей. -
Узнавать и называть животных по голосу, упражнять в звукоподражании.
Развивающие задачи
Продолжать развивать память, мышление, воображение, артистические способности.
Воспитательные задачи
Продолжать воспитывать любовь к русским народным сказкам, дружеские отношения.
Методический приём: Рассматривание иллюстраций, беседа, инсценировка сказки, муз. сопровождение, п/и «Догонялки с Мишкой»
Предварительная работа: чтение сказки «Теремок», рассматривание иллюстраций, п/и «Догонялки с Мишкой», игры на звукоподражания.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Воспитатель: Сегодня, ребятки, мы вместе с вами будем рассказывать и показывать знакомую сказку. Сейчас я покажу вам книгу с яркими иллюстрациями знакомых персонажей, а вы мне подскажите, как называется эта сказка? – показ.
На страничках этой книжки
Спрятались лягушка, зайка, мышка.
В теремке они живут,
Вас ребята в гости ждут.
Дети узнают и называют «Теремок».
А теперь сели все удобно, будем слушать и смотреть сказку (предварительно надев на головки детей шапочки персонажей).
Воспитатель: Стоит в поле теремок, теремок. Он не низок, не высок, не высок. Вот по полю, полю мышка бежит (направляет ребёнка к теремку). У двери остановилась и стучит.
Ребёнок стучит, приговаривая: пик-пик-пик, кто в тереме живёт?
Воспитатель: Никого в тереме нет, никто мышке не отвечает. Залезла мышка в теремок, стала там жить поживать, песни распевать:
Уж как по полю, полю лягушка скачет (направляет ребёнка к теремку), у двери остановилась и кричит.
Ребёнок: Ква-ква-ква. Кто в теремочке живёт?
Ребёнок: Я мышка-норушка, а ты кто?
Ребёнок: А я лягушка-квакушка.
Воспитатель: Прыгнула лягушка в теремок. Стали они жить- поживать, песни распевать.
Вот по полю, полю заинька бежит, у двери остановился и стучит (направляет ребёнка к теремку).
Ребёнок: Чук-чук-чук, кто в теремочке живёт?
Воспитатель помогает детям:
Я мышка-норушка
Я лягушка-квакушка
А ты кто?
А я зайчик-побегайчик!
Воспитатель и дети: Иди к нам жить!
И зайчик прыгнул в теремок.
Вот по полю, полю лисичка бежит, у двери остановилась и стучит: - Кто в теремочке живёт?
Воспитатель повторяет слова за детей:
А ты кто?
Ребёнок: «Я лисичка-сестричка»
Воспитатель: Иди к нам жить. Стали они жить вчетвером. Вот живут уж вчетвером. Братец волк стучится в дом.
Ребёнок: Кто в теремочке живёт?
Ребёнок: Я волчок-серый бочок – пустите меня в теремок.
Воспитатель: Просит вежливо впустить, негде бедному пожить. Пустили и волка.
А потом забрёл медведь и как начал реветь.
Ребёнок: Кто в теремочке живёт?
Дети с помощью воспитателя отвечают: заходи медведь, теремок у нас большой, места всем зверятам хватит.
Звери выходят из теремка играть с медведем в догонялки и приглашают ребят.
Молодцы у нас детишки,
Ловко бегали от мышки.
Рассказали сказку нам,
Всё расставив по местам.
Встали вместе в хоровод,
Вот так дружный здесь народ!
Приложение 3
Конспект развлечения «Широкая Масленица» для детей 2 младшей группы.
Цель: Продолжать знакомить детей с народными праздниками.
Задачи:
1. Воспитывать у детей чувство музыкального ритма, правильно передавать несложные танцевальные движения.
2. Развивать чувство гостеприимства и желание играть в народные игры.
3. Повторить знакомые детям подвижные игры.
4. Развивать силу, выносливость, быстроту реакции.
Действующие лица:
1.Ведущий
2.Масленица
3.Медведь.
Ход праздника
Ведущий:
Что за славный денек?
Собирается народ!
В игры зимние играть
Да себя потешать.
Собирайся, народ!
Весна-красна идет!
Посмотрите уж в берлоге
Просыпается медведь!
Медведь:
Очень жарко спать в берлоге
Поразмять хочу я ноги.
Ведущий:
Медведь. Песни петь пора и танцевать
И Масленицу встречать!
(Дети с Медведем танцуют танец "Плюшевый медведь" движения очень простые, дети повторяют за медведем)
Ведущий:
Умеешь, Мишка, ты плясать,
А теперь давай играть.
Подвижная игра с Мишкой
Мишка по лесу гулял
Мишка деточек искал
Долго-долго он искал
Сел на травку, задремал
Ведущий:
Стали деточки плясать
Стали ножками стучать
Мишка-мишенька вставай
Наших деток догоняй!
Медведь:
Молодцы! Хорошо поиграли! Но мне домой в лес пора. Летом в гости вас жду, когда ягоды поспеют, грибы вырастут. До встречи!
Медведь уходит.
Ведущая.
Будем праздник продолжать,
Масленицу встречать.
Инструменты хороши,
Поиграем, малыши.
(Дети играют на музыкальных инструментах, в это время выходит Масленица с блинами )
Масленица:
А вот и я.
Вы меня звали, друзья?!
Ведущая.
Масленица, Масленица,
Блинами объедаемся!
Будем Масленицу встречать,
Будем петь и танцевать.
(Танцевальные движения с погремушкками в хороводе, в центре - Масленица.)
Масленица: А теперь пришла пора покататься детвора!
Игра "Карусель"
Дети по 3-4 человека берутся за 1 обруч и крутятся
Ведущая.
А теперь, Масленица, прощай,