Файл: Рабочая программа коррекционноразвивающей логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи iii уровня.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 25

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Активный словарь включает, в основном, слова, обозначающие конкретные предметы и действия; в нем мало слов, обозначающих отвлеченные и обобщающие понятия, недостаточно прилагательных, особенно относительных, наречий; предлоги, даже простые, употребляются с ошибками. Лексический запас характеризуется стереотипностью, частым употреблением одних и тех же слов. Большие трудности дети испытывают при подборе синонимов, однокоренных слов, антонимов.

Грамматический строй речи.


На втором году обучения у детей с ОНР остаются ошибки грамматического оформления речи.

 Наиболее характерные ошибки у детей – смешение форм склонения, трудности при овладении предложными конструкциями, ошибки в употреблении форм множественного числа с использованием непродуктивных окончаний.

В активной речи правильно употребляются только простые и хорошо отработанные предлоги (в, на, под). При использовании сложных предлогов (из-за, из-под) появляются ошибки – замена и смешение.

Звукопроизношение.


 Эта сторона речи у детей ко второму году обучения в значительной степени сформирована, однако еще встречаются недостатки в звуковом воспроизведении слов: недифференцированное произнесение некоторых звуков, в основном свистящих, шипящих, аффрикат и соноров, а также отсутствие Л, Р , Р'.

Слоговая структура.

 Дети достаточно свободно пользуются словами разной слоговой структуры и звуконаполняемости. Нарушения встречаются в воспроизведении наиболее трудных или малоизвестных слов: смешение, перестановки и замены звуков и слогов; сокращения при стечениях согласных в слове.

Фонематическое восприятие.


 Дети уверенно справляются с выделением заданного звука в ряду других звуков, слышат и определяют место изучаемого звука в слове, овладевают навыком звукослогового анализа и синтеза прямого слога и односложных слов типа мак.

Связная речь.

У детей в связной речи присутствуют элементы ситуативности. Возникают затруднения в использовании сложных предложений, особенно заметные при составлении рассказов по картинке и в спонтанных высказываниях. Простые предложения в самостоятельных рассказах детей нередко состоят только из подлежащего, сказуемого и дополнения, что связано с недостаточностью в их лексическом запасе прилагательных, числительных, наречий, причастий, деепричастий. Однако дети без помощи логопеда могут составить несложный рассказ по картинке, рассказать об интересном событии, пересказать простой текст.


Формы и средства организации образовательной деятельности.

Учитель-логопед проводит:


- фронтальные (подгрупповые) коррекционные занятия,

- индивидуальные коррекционные занятия.

На подгрупповых занятиях изучаются те звуки, которые правильно произносятся всеми детьми или уже скоррегированные на индивидуальных занятиях звуки. После уточнения, расширения и обогащения словарного запаса и отработки грамматических категорий проводится работа по развитию связной речи – на базе пройденного речевого материала.

Индивидуальные занятия направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.

Внимание детей обращается на основные элементы артикуляции звуков в период первоначальной постановки, которая является лишь одним из этапов изучения нового звука. Частные приемы коррекции определяются и детализируются в зависимости от состояния строения и функции артикуляционного аппарата. При закреплении артикуляции последовательность позиции звука от наиболее благоприятной для произнесения к наименее благоприятной, от легкой к трудной устанавливается логопедом с учетом особенностей артикуляционной базы родного языка.

Нормативный срок освоения программы - один год.

Количество занятий распределено по периодам и рекомендациям парциальных программ развития и обучения воспитанников с общим недоразвитием речи.

Каждое занятие учебного плана решает как коррекционно-развивающие, так и воспитательно-образовательные задачи. Они определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с ОНР. Соотношение этих задач, преобладание коррекционно-развивающего или воспитательно-образовательного компонента изменяется в зависимости от сроков пребывания детей в условиях компенсирующей группы и выраженности недостатков развития речи.

СЕТКА ЗАНЯТИЙ НА НЕДЕЛЮ



День недели

Занятие

Понедельник

Индивидуальная работа, консультирование родителей,

Консультирование специалистов.

Вторник

Развитие фонематической стороны речи

Среда

Развитие лексико-грамматических категорий

Четверг


Развитие фонематической стороны речи

Пятница


Развитие связной речи



Организация обучения и воспитания детей 6-7 -го года с ОНР.


 Проводятся следующие виды занятий:

  • по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи;

  • по формированию произношения;

  • по подготовке к обучению грамоте.

Длительность занятия на начальном этапе работы – 25 минут, к концу первого периода она может быть увеличена до 35 минут.

План лексических тем на учебный год

в подготовительной группе

месяц

неделя

Лексическая тема

Сентябрь

4-я неделя

«Осень. Периоды осени. Осенние месяцы. Деревья осенью».


Октябрь

1-я неделя

«Овощи. Труд взрослых на полях и в огородах»;

2-я неделя

«Фрукты. Труд взрослых в садах»

3-я неделя

«Насекомые. Подготовка насекомых к зиме»

4-я неделя

«Перелетные птицы. Водоплавающие птицы. Подготовка к отлёту».


Ноябрь

1-я неделя

«Поздняя осень. Грибы. Ягоды»

2-я неделя

«Домашние животные и их детеныши. Содержание домашних животных»

3-я неделя

«Дикие животные и их детеныши.

Подготовка животных к зиме»

4- я неделя

«Осенние одежда, обувь, головные уборы.

Материалы, из которых они сделаны».


Декабрь

1-я неделя

«Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы.

Дикие животные зимой»;

2-я неделя

«Мебель. Назначение мебели. Части мебели. Материалы, из которых сделана мебель»;

3-я неделя

«Посуда. Виды посуды. Материалы, из которых сделана посуда»

4-я неделя

«Новый год»


Январь

2-я неделя

«Транспорт. Виды транспорта.

Трудовая деятельность.»

3-я неделя

« Профессии. Инструменты. Трудовые действия»

4-я неделя

«Труд на селе зимой».


Февраль

1-я неделя

«Инструменты»

2-я неделя

«Животные жарких стран, их детеныши»

3-я неделя

« Наша Армия»

4-я неделя

«Животный мир море и океанов».


Март

1-я неделя

«Ранняя весна. Весенние месяцы.

Первые весенние цветы. Мамин праздник»;

2-я неделя

«Наша Родина – Россия»

3- я неделя

«Столица Родины - Москва»

4- я неделя

«Пресноводные и аквариумные рыбы».


Апрель

1-я неделя

«Знакомство с творчеством С.Я.Маршака»

2-я неделя

«Знакомство с творчеством К.И.Чуковского»

3-я неделя

«Знакомство с творчеством С.В. Михалкова»

4-я неделя

«Знакомство с творчеством А.Л.Барто»


Май

1-я неделя

«Поздняя весна. Растения и животные весной.

Перелётные птицы весой»

2-я неделя

«Знакомство с творчеством А.С.Пушкина»

3-я неделя

«Скоро в школу. Школьные принадлежности».


Задачи и содержание коррекционно – развивающей работы в подготовительной группе

I период обучения

(сентябрь, октябрь, ноябрь)



Развитие словаря


1. Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем.

2. Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами.

3. Обогащение экспрессивной речи сложными словами (картофелекопалка, садовод, овощевод), неизменяемыми словами (пальто), словами – антонимами и словами - синонимами.

4. Расширение представлений о переносно значении (золотые руки, хитрая лиса, косой заяц) и активизация в речи слов с переносным значением.

5. Обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами (красненький, мягонький), относительными (шерстяной, кожаный) и притяжательными (кошачий, медвежий, лисий) прилагательными.

6. Дальнейшее овладение приставочными глаголами.

7. Практическое овладение всеми простыми предлогами и сложными предлогами из – за, из – под.

8. Обогащение экспрессивной речи за счёт имён числительных, местоимённых форм, наречий, причастий.


Совершенство

вание грамматического

строя речи.

1. Совершенствования умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже по всем изучаемым лексическим темам.

2. Закрепление умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в косвенных падежах, так и в конструкциях с предлогами по всем изучаемым лексическим темам.

3. Совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами по всем лексическим темам.

4. Формирование умения образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами и суффиксами единичности (горошинка, клюквинка).

5. Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным.

6. Закрепление умения образовывать и использовать возвратные глаголы, глаголы в разных временных формах.

7. Совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однокоренными членами.

8. Совершенствование навыков составления и использования сложносочинённых и сложноподчинённых предложений с придаточными времени (Мы хотели пойти гулять, но на улице шёл сильный дождь.).

9. Закрепление навыков анализа простых распространённых предложений без предлогов и с простыми предлогами (со зрительной опорой и без неё).

Развитие фонетико – фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза.

Развитие просодической стороны речи.

1. Продолжение работы по развитию речевого дыхания, формированию плавной голосоподачи и плавности речи в игровых упражнениях и свободной речевой деятельности. Формирование умения соблюдать голосовой режим, не допускать форсирования голоса.

2. Формирования умения произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, умеренно громко, тихо, шёпотом.

3. Развитие тембровой окраски голоса, совершенствование умения изменять высоту тона в игровых упражнениях и свободной речевой деятельности.

4. Формирование умения говорить в спокойном темпе.

5. Продолжение работы над чёткостью дикции, интонационной выразительности речи.



Коррекция произносительной стороны речи.

1. Дальнейшая работа по активизации и совершенствованию движений речевого аппарата.

2. Постановка отсутствующих звуков у вновь прибывших детей.

3. Продолжение автоматизации правильного произношения всех поставленных ранее звуков в игровой и свободной речевой деятельности.

4. Уточнение произношения звука [j] в слогах, словах, предложениях, небольших текстах, свободной игровоё и речевой деятельности.



Работа над слоговой структурой слова.

1. Закрепление навыков произношения и использования в активной речи трёхсложных слов со стечением согласных и одним – двумя закрытыми слогами (листопад, апельсин).

2. Совершенствование умения правильно произносить и использовать в активной речи односложные слова со стечением согласных.

3. Формирование умения правильно произносить и использовать в активной речи двусложные слова с двумя стечением согласных.

4. Совершенствование умения выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух, трёх слогов; подбирать слова с заданным количеством слогов.

Развитие фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза.

1. Закрепление знания признаков гласных и согласны звуков, умения различать гласные и согласные звуки, подбирать слова на заданный звук.

2. Закрепления представлений о твёрдости – мягкости, глухости – звонкости согласных и умения дифференцировать согласные звуки по этим признакам и месту образования.

3. Совершенствовать умения выделять звук на фоне слова, совершать звуковой анализ и синтез слов типа мак, осы, лис.

4. Формирование умения производить звуковой анализ и синтез слов типа лужа, клык, бобр, липа, лист, клин.

5. Формировать представления о звуке [j], умения отличать этот звук от звуков [л’], [р’].

Обучение грамоте.

1. Совершенствование умения «печатать» буквы, слоги, слова, предложения с пройденными буквами.

2. Продолжать знакомить с буквами русского алфавита. Формирование умения осознанно читать слоги, слова, предложения, тексты с этими буквами.

3. Закрепление умения выкладывать буквы из палочек, кубиков, мозаики, шнуровки; лепить их из пластилина; узнавать буквы с недостающими элементами или «зашумлённые» буквы; различать правильно и неправильно «напечатанные» буквы.

4. Закрепление знаний известным детям правил правописания.

5. Формировать умения решать кроссворды, разгадывать ребусы, читать изографы.



Развитие связной речи и речевого общения.

1. Формирование желания рассказывать о собственных переживаниях, впечатлениях. Развитие не только познавательного интереса, но и познавательного общения.

2. Совершенствования навыков ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко.

3. Закрепление умения составлять описательные рассказы и загадки – описания о деревьях, овощах, фруктах, ягодах, грибах, одежде, обуви, головных уборах, диких и домашних животных по заданному плану.

4. Совершенствование навыка пересказа сказок и небольших рассказов по заданному или коллективно составленному плану. Обучение пересказу с изменением времени действия и лица рассказчика.

5. Совершенствования навыка составления рассказов по серии картин и по картине по заданному или коллективно составленному плану.