Файл: Рабочая программа коррекционноразвивающей логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи iii уровня.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 25
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Активный словарь включает, в основном, слова, обозначающие конкретные предметы и действия; в нем мало слов, обозначающих отвлеченные и обобщающие понятия, недостаточно прилагательных, особенно относительных, наречий; предлоги, даже простые, употребляются с ошибками. Лексический запас характеризуется стереотипностью, частым употреблением одних и тех же слов. Большие трудности дети испытывают при подборе синонимов, однокоренных слов, антонимов.
Грамматический строй речи.
На втором году обучения у детей с ОНР остаются ошибки грамматического оформления речи.
Наиболее характерные ошибки у детей – смешение форм склонения, трудности при овладении предложными конструкциями, ошибки в употреблении форм множественного числа с использованием непродуктивных окончаний.
В активной речи правильно употребляются только простые и хорошо отработанные предлоги (в, на, под). При использовании сложных предлогов (из-за, из-под) появляются ошибки – замена и смешение.
Звукопроизношение.
Эта сторона речи у детей ко второму году обучения в значительной степени сформирована, однако еще встречаются недостатки в звуковом воспроизведении слов: недифференцированное произнесение некоторых звуков, в основном свистящих, шипящих, аффрикат и соноров, а также отсутствие Л, Р , Р'.
Слоговая структура.
Дети достаточно свободно пользуются словами разной слоговой структуры и звуконаполняемости. Нарушения встречаются в воспроизведении наиболее трудных или малоизвестных слов: смешение, перестановки и замены звуков и слогов; сокращения при стечениях согласных в слове.
Фонематическое восприятие.
Дети уверенно справляются с выделением заданного звука в ряду других звуков, слышат и определяют место изучаемого звука в слове, овладевают навыком звукослогового анализа и синтеза прямого слога и односложных слов типа мак.
Связная речь.
У детей в связной речи присутствуют элементы ситуативности. Возникают затруднения в использовании сложных предложений, особенно заметные при составлении рассказов по картинке и в спонтанных высказываниях. Простые предложения в самостоятельных рассказах детей нередко состоят только из подлежащего, сказуемого и дополнения, что связано с недостаточностью в их лексическом запасе прилагательных, числительных, наречий, причастий, деепричастий. Однако дети без помощи логопеда могут составить несложный рассказ по картинке, рассказать об интересном событии, пересказать простой текст.
Формы и средства организации образовательной деятельности.
Учитель-логопед проводит:
- фронтальные (подгрупповые) коррекционные занятия,
- индивидуальные коррекционные занятия.
На подгрупповых занятиях изучаются те звуки, которые правильно произносятся всеми детьми или уже скоррегированные на индивидуальных занятиях звуки. После уточнения, расширения и обогащения словарного запаса и отработки грамматических категорий проводится работа по развитию связной речи – на базе пройденного речевого материала.
Индивидуальные занятия направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.
Внимание детей обращается на основные элементы артикуляции звуков в период первоначальной постановки, которая является лишь одним из этапов изучения нового звука. Частные приемы коррекции определяются и детализируются в зависимости от состояния строения и функции артикуляционного аппарата. При закреплении артикуляции последовательность позиции звука от наиболее благоприятной для произнесения к наименее благоприятной, от легкой к трудной устанавливается логопедом с учетом особенностей артикуляционной базы родного языка.
Нормативный срок освоения программы - один год.
Количество занятий распределено по периодам и рекомендациям парциальных программ развития и обучения воспитанников с общим недоразвитием речи.
Каждое занятие учебного плана решает как коррекционно-развивающие, так и воспитательно-образовательные задачи. Они определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с ОНР. Соотношение этих задач, преобладание коррекционно-развивающего или воспитательно-образовательного компонента изменяется в зависимости от сроков пребывания детей в условиях компенсирующей группы и выраженности недостатков развития речи.
СЕТКА ЗАНЯТИЙ НА НЕДЕЛЮ
День недели | Занятие |
Понедельник | Индивидуальная работа, консультирование родителей, Консультирование специалистов. |
Вторник | Развитие фонематической стороны речи |
Среда | Развитие лексико-грамматических категорий |
Четверг | Развитие фонематической стороны речи |
Пятница | Развитие связной речи |
Организация обучения и воспитания детей 6-7 -го года с ОНР.
Проводятся следующие виды занятий:
-
по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи; -
по формированию произношения; -
по подготовке к обучению грамоте.
Длительность занятия на начальном этапе работы – 25 минут, к концу первого периода она может быть увеличена до 35 минут.
План лексических тем на учебный год
в подготовительной группе
месяц | неделя | Лексическая тема |
Сентябрь | 4-я неделя | «Осень. Периоды осени. Осенние месяцы. Деревья осенью». |
Октябрь | 1-я неделя | «Овощи. Труд взрослых на полях и в огородах»; |
2-я неделя | «Фрукты. Труд взрослых в садах» | |
3-я неделя | «Насекомые. Подготовка насекомых к зиме» | |
4-я неделя | «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы. Подготовка к отлёту». | |
Ноябрь | 1-я неделя | «Поздняя осень. Грибы. Ягоды» |
2-я неделя | «Домашние животные и их детеныши. Содержание домашних животных» | |
3-я неделя | «Дикие животные и их детеныши. Подготовка животных к зиме» | |
4- я неделя | «Осенние одежда, обувь, головные уборы. Материалы, из которых они сделаны». | |
Декабрь | 1-я неделя | «Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой»; |
2-я неделя | «Мебель. Назначение мебели. Части мебели. Материалы, из которых сделана мебель»; | |
3-я неделя | «Посуда. Виды посуды. Материалы, из которых сделана посуда» | |
4-я неделя | «Новый год» | |
Январь | 2-я неделя | «Транспорт. Виды транспорта. Трудовая деятельность.» |
3-я неделя | « Профессии. Инструменты. Трудовые действия» | |
4-я неделя | «Труд на селе зимой». | |
Февраль | 1-я неделя | «Инструменты» |
2-я неделя | «Животные жарких стран, их детеныши» | |
3-я неделя | « Наша Армия» | |
4-я неделя | «Животный мир море и океанов». | |
Март | 1-я неделя | «Ранняя весна. Весенние месяцы. Первые весенние цветы. Мамин праздник»; |
2-я неделя | «Наша Родина – Россия» | |
3- я неделя | «Столица Родины - Москва» | |
4- я неделя | «Пресноводные и аквариумные рыбы». | |
Апрель | 1-я неделя | «Знакомство с творчеством С.Я.Маршака» |
2-я неделя | «Знакомство с творчеством К.И.Чуковского» | |
3-я неделя | «Знакомство с творчеством С.В. Михалкова» | |
4-я неделя | «Знакомство с творчеством А.Л.Барто» | |
Май | 1-я неделя | «Поздняя весна. Растения и животные весной. Перелётные птицы весой» |
2-я неделя | «Знакомство с творчеством А.С.Пушкина» | |
3-я неделя | «Скоро в школу. Школьные принадлежности». |
Задачи и содержание коррекционно – развивающей работы в подготовительной группе
I период обучения
(сентябрь, октябрь, ноябрь)
Развитие словаря | 1. Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем. 2. Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами. 3. Обогащение экспрессивной речи сложными словами (картофелекопалка, садовод, овощевод), неизменяемыми словами (пальто), словами – антонимами и словами - синонимами. 4. Расширение представлений о переносно значении (золотые руки, хитрая лиса, косой заяц) и активизация в речи слов с переносным значением. 5. Обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами (красненький, мягонький), относительными (шерстяной, кожаный) и притяжательными (кошачий, медвежий, лисий) прилагательными. 6. Дальнейшее овладение приставочными глаголами. 7. Практическое овладение всеми простыми предлогами и сложными предлогами из – за, из – под. 8. Обогащение экспрессивной речи за счёт имён числительных, местоимённых форм, наречий, причастий. |
Совершенство вание грамматического строя речи. | 1. Совершенствования умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже по всем изучаемым лексическим темам. 2. Закрепление умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в косвенных падежах, так и в конструкциях с предлогами по всем изучаемым лексическим темам. 3. Совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами по всем лексическим темам. 4. Формирование умения образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами и суффиксами единичности (горошинка, клюквинка). 5. Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным. 6. Закрепление умения образовывать и использовать возвратные глаголы, глаголы в разных временных формах. 7. Совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однокоренными членами. 8. Совершенствование навыков составления и использования сложносочинённых и сложноподчинённых предложений с придаточными времени (Мы хотели пойти гулять, но на улице шёл сильный дождь.). 9. Закрепление навыков анализа простых распространённых предложений без предлогов и с простыми предлогами (со зрительной опорой и без неё). |
Развитие фонетико – фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза. | |
Развитие просодической стороны речи. | 1. Продолжение работы по развитию речевого дыхания, формированию плавной голосоподачи и плавности речи в игровых упражнениях и свободной речевой деятельности. Формирование умения соблюдать голосовой режим, не допускать форсирования голоса. 2. Формирования умения произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, умеренно громко, тихо, шёпотом. 3. Развитие тембровой окраски голоса, совершенствование умения изменять высоту тона в игровых упражнениях и свободной речевой деятельности. 4. Формирование умения говорить в спокойном темпе. 5. Продолжение работы над чёткостью дикции, интонационной выразительности речи. |
Коррекция произносительной стороны речи. | 1. Дальнейшая работа по активизации и совершенствованию движений речевого аппарата. 2. Постановка отсутствующих звуков у вновь прибывших детей. 3. Продолжение автоматизации правильного произношения всех поставленных ранее звуков в игровой и свободной речевой деятельности. 4. Уточнение произношения звука [j] в слогах, словах, предложениях, небольших текстах, свободной игровоё и речевой деятельности. |
Работа над слоговой структурой слова. | 1. Закрепление навыков произношения и использования в активной речи трёхсложных слов со стечением согласных и одним – двумя закрытыми слогами (листопад, апельсин). 2. Совершенствование умения правильно произносить и использовать в активной речи односложные слова со стечением согласных. 3. Формирование умения правильно произносить и использовать в активной речи двусложные слова с двумя стечением согласных. 4. Совершенствование умения выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух, трёх слогов; подбирать слова с заданным количеством слогов. |
Развитие фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза. | 1. Закрепление знания признаков гласных и согласны звуков, умения различать гласные и согласные звуки, подбирать слова на заданный звук. 2. Закрепления представлений о твёрдости – мягкости, глухости – звонкости согласных и умения дифференцировать согласные звуки по этим признакам и месту образования. 3. Совершенствовать умения выделять звук на фоне слова, совершать звуковой анализ и синтез слов типа мак, осы, лис. 4. Формирование умения производить звуковой анализ и синтез слов типа лужа, клык, бобр, липа, лист, клин. 5. Формировать представления о звуке [j], умения отличать этот звук от звуков [л’], [р’]. |
Обучение грамоте. | 1. Совершенствование умения «печатать» буквы, слоги, слова, предложения с пройденными буквами. 2. Продолжать знакомить с буквами русского алфавита. Формирование умения осознанно читать слоги, слова, предложения, тексты с этими буквами. 3. Закрепление умения выкладывать буквы из палочек, кубиков, мозаики, шнуровки; лепить их из пластилина; узнавать буквы с недостающими элементами или «зашумлённые» буквы; различать правильно и неправильно «напечатанные» буквы. 4. Закрепление знаний известным детям правил правописания. 5. Формировать умения решать кроссворды, разгадывать ребусы, читать изографы. |
Развитие связной речи и речевого общения. | 1. Формирование желания рассказывать о собственных переживаниях, впечатлениях. Развитие не только познавательного интереса, но и познавательного общения. 2. Совершенствования навыков ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко. 3. Закрепление умения составлять описательные рассказы и загадки – описания о деревьях, овощах, фруктах, ягодах, грибах, одежде, обуви, головных уборах, диких и домашних животных по заданному плану. 4. Совершенствование навыка пересказа сказок и небольших рассказов по заданному или коллективно составленному плану. Обучение пересказу с изменением времени действия и лица рассказчика. 5. Совершенствования навыка составления рассказов по серии картин и по картине по заданному или коллективно составленному плану. |