Файл: Рабочая программа коррекционноразвивающей логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи iii уровня.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

II период обучения

(декабрь, январь, февраль)


Развитие словаря.

1. Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем.

2. Обогащение экспрессивной речи сложными словами (снегопад, круговерть, снегоуборочный, трудолюбивый, многоэтажный), многозначными словами (метелица метёт, дворник метёт; корка хлеба, снежная корка), словами в переносном значении (золотые руки, железный характер), однокоренными словами.

3. Обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами (беленький, тёпленький), относительными (дубовый, серебряный, хрустальный, пластмассовый) и притяжательными (львиный, леопардовый, обезьяний) прилагательными, обозначающими моральные качества людей (умный, глупый, добрый, злой, ленивый, упорный); прилательными с противоположным значением.

4. Пополнение словаря однородными определениями (снег белый, лёгкий, пушистый).

5. Продолжение работы по дальнейшему овладению приставочными глаголами.

6. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи всеми простыми предлогами и сложными предлогами (из – за, из – по, между, около, через, возле).



Совершенство

вание грамматического

строя речи.

1. Дальнейшее совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами.

2. Совершенствовать умения образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами и суффиксами единичности.

3. Формирование умения образовывать и использовать имена прилагательные в сравнительной степени (выше, мягче, длиннее; самый холодный).

4. Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже, подбирать однородные определения к существительным.

5. Формирование умения образовывать и использовать глаголы в форме будущего простого и будущего сложного времени.

6. Дальнейшее совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами.

7. Совершенствование навыков составления сложносочиненных и сложноподчинённых предложений с придаточными времени и причины.

8. Закрепление навыков анализа простых распространённых предложений без предлогов и с простыми предлогами.

Развитие фонетико – фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза.

Развитие просодической стороны речи.

1. Дальнейшее совершенствование и развитие речевого дыхания.

2. Совершенствование умения произвольно изменять силу, высоту и тембр голоса.

3. Совершенствование навыка голосоведения на мягкой атаке, в спокойном темпе.

4. Продолжение работы над чёткостью дикции, интонационной выразительностью речи в игровой и свободной речевой деятельности.


Коррекция произносительной стороны речи.

1. Дальнейшая активизация и совершенствование работы органов речевого аппарата.

2. Дальнейшее продолжение работы по автоматизации правильного произношения всех поставленных ранее звуков.

3. Уточнение произношения звуков [ц], [ч], [щ] в слогах, словах, предложениях, небольших текстах, свободной игровой и речевой деятельности.


Работа над слоговой структурой слова.

1. Формирование умения правильно произносить четырёхсложные слова из открытых слогов и использовать их в свободной речи.

2. Совершенствование умения выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух, трёх слогов; подбирать слова с заданным количеством слогов.


Развитие фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза.

1. Совершенствовать умение подбирать слова на заданный звук.

2. Совершенствование умения дифференцировать согласные звуки по твёрдости – мягкости, звонкости – глухости, по акустическим признакам и месту образования.

3. Совершенствовать умения выделять звук на фоне слова, выполнять звуковой анализ и синтез слов, состоящих из четырёх звуков.

4. Формировать умения выделять новые звуки на фоне слова, подбирать слова с этими звуками.


Обучение грамоте.

1. Дальнейшее совершенствование умения «печатать» буквы, слоги, слова, предложения с пройденными буквами.

2. Продолжать знакомить с буквами русского алфавита. Формирование умения осознанно читать слоги, слова, предложения, тексты с этими буквами.

3. Закрепление умения выкладывать буквы из палочек, кубиков, мозаики, шнуровки; лепить их из пластилина; узнавать буквы с недостающими элементами или «зашумлённые» буквы; различать правильно и неправильно «напечатанные» буквы.

4. Закрепление знаний известным детям правил правописания.

5. Формировать умения решать кроссворды, разгадывать ребусы, читать изографы.


Развитие связной речи и речевого общения.


1. Дальнейшее развитие камуникативных навыков. Обучение использованию принятых норм вежливого речевого общения (внимательно слушать собеседника, задавать вопросы, строить высказывания кратко или распространённо).

2. Совершенствования навыка составлять описательные рассказы и загадки – описания о деревьях, овощах, фруктах, ягодах, грибах, одежде, обуви, головных уборах, диких и домашних животных по заданному плану.

3. Формировать умения составлять рассказы из личного опыта, рассказывать о переживаниях, связанных с увиденным, прочитанным.

4. Совершенствование навыка пересказа сказок и небольших рассказов по заданному или коллективно составленному плану. Обучение пересказу с изменением времени действия и лица рассказчика.


III период обучения

(март, апрель, май)


Развитие словаря.

1. Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем.

2. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи сложными словами (ледоход, первоцвет, половодье, белокаменная), многозначными словами (солнце печёт, мама печёт блины), словами в переносном значении (золотые руки, горячее сердце), однокоренными словами.

3. Дельнейшее обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами (беленький, тёпленький), относительными (дубовый, серебряный, хрустальный, пластмассовый) и притяжательными (львиный, леопардовый, обезьяний) прилагательными, обозначающими моральные качества людей (умный, глупый, добрый, злой, ленивый, упорный); прилательными с противоположным значением.

4. Дальнейшее пополнение словаря однородными определениями, дополнениями, сказуемыми.

5. Пополнение словаря отглагольными существительными.

6. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи всеми простыми предлогами и сложными предлогами (из – за, из – по, между, около, через, возле).

7. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи словами – антонимами и словами – синонимами.

8. закрепление понятия слово и умения оперировать им.


Совершенство

вание грамматического

строя речи.

1. Дальнейшее совершенствование сформированных ранее грамматических категорий.

2. Совершенствовать умения образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами и суффиксами единичности.

3. Совершенствование умения образовывать и использовать имена прилагательные в сравнительной степени (выше, мягче, длиннее; самый холодный).

4. Закрепление умения подбирать определения к существительным.

5. Совершенствование умения образовывать и использовать глаголы в форме будущего простого и будущего сложного времени.

6. Дальнейшее совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами.

7. Совершенствование навыков составления сложносочиненных и сложноподчинённых предложений с придаточными времени и причины.

8. Закрепление навыков анализа простых распространённых предложений без предлогов и с простыми предлогами.

Развитие фонетико – фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза.


Развитие просодической стороны речи.

1. Дальнейшее совершенствование и развитие речевого дыхания.

2. Совершенствование звучности и подвижности голоса (быстрое и лёгкое изменение по силе, высоте, тембру).

3. Совершенствование навыка голосоведения на мягкой атаке, в спокойном темпе.

4. Продолжение работы над чёткостью дикции, интонационной выразительностью речи в игровой и свободной речевой деятельности.


Коррекция произносительной стороны речи.

1. Продолжать работу по совершенствованию и активизации движений речевого аппарата.

2. Завершение работы по автоматизации правильного произношения звуков всех групп.


Работа над слоговой структурой слова.

1. Формирование умения правильно произносить четырёхсложные слова из открытых слогов и использовать их в свободной речи.

2. Совершенствование умения выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух, трёх слогов; подбирать слова с заданным количеством слогов.




Развитие фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза.


1. Совершенствовать умение подбирать слова на заданный звук.

2. Совершенствование умения дифференцировать согласные звуки по твёрдости – мягкости, звонкости – глухости, по акустическим признакам и месту образования.

3. Совершенствовать умения выделять звук на фоне слова, выполнять звуковой анализ и синтез слов, состоящих из четырёх звуков.

4. Формировать умения выделять новые звуки на фоне слова, подбирать слова с этими звуками.

5. Формировать представления о том, что буквы Ь и Ъ не обозначают звуков.


Обучение грамоте.

1. Закрепление навыков осознанного чтения и «печатания» слов, предложений, небольших текстов.

2. Продолжать знакомить с буквами русского алфавита. 3. Совершенствование умения решать кроссворды, разгадывать ребусы, читать изографы.

4. Закрепление знаний известным детям правил правописания. Совершенствования умения узнавать буквы, а также буквы, наложенные друг на друга.

5. Формировать умения правильно называть буквы русского алфавита.


Развитие связной речи и речевого общения.


1. Повышение речевой коммуникативной культуры и развитие речевых коммуникативных навыков. Закрепления умения соблюдать нормы вежливого речевого общения.

2. Совершенствования навыка составлять описательные рассказы и загадки – описания о деревьях, овощах, фруктах, ягодах, грибах, одежде, обуви, головных уборах, диких и домашних животных по заданному плану.

3. Формировать умения составлять рассказы из личного опыта, рассказывать о переживаниях, связанных с увиденным, прочитанным.

4. Совершенствование навыка пересказа сказок и небольших рассказов по заданному или коллективно составленному плану. Обучение пересказу с изменением времени действия и лица рассказчика.



Тематический план занятий по формированию фонетико – фонетической системы языка.

Подготовка к грамоте.

I период обучения (21 занятие)



Тема занятий

Навыки звукового анализа и синтеза



Сен. 3-я

неделя

Звук и буква «А»

Знакомство с понятием «слово», «звук».

Выделение первого ударного и безударного гласного звука «А»:

1) в потоке гласных звуков;

2) в звукосочетаниях АУ, АИ;

3) в обратных слогах АК, АХ, АП, АМ.

4) в словах АЙВА, АИСТ, АНЯ.



Сен. 4-я

неделя

Звук и буква «О»


Выделение гласного звука «О» под ударением после согласного. Воспроизведение слоговых рядов со звуком «О» (по-то-ко-хо, то-ко-хо-по и тд.). Звуковой анализ, составление схем слов КОТ, ТОК (выполняется коллективно с помощью логопеда).



Окт. 1-я

неделя

Звук и буква «У»

Выделение начального ударного и безударного гласного звука «У»:

1) в потоке гласных звуков;

2) в звукосочетаниях УА, УИ;

3) в обратных слогах УМ, УТ, УП;

4) в словах УМНЫЙ, УТРО, УЛИЦА.



Окт. 2-я

неделя

Звук и буква «Ы»


Выделение звука «Ы» после согласного.

Воспроизведение слоговых рядов со звуком «Ы»:

пы-ты-кы-хы ты-кы-хы-пы

кы-хы-пы-ты хы-пы-ты-кы

Звуковой анализ и синтез слогов.


Окт.

3-я нед.

Звук и буква «Э»

Определение наличия – отсутствия гласного звука в словах, подбор слов с заданным гласным звуком.



Окт.

4-я нед.

Звуки и буквы

«А – У – О – Ы - Э»

Итоговое занятие.

Определение наличия – отсутствия гласного звука в словах, подбор слов с заданным гласным звуком.

Определение в словах последнего гласного звука.



Ноябрь

1-я нед.

Звук и буква «Л»

Выделение последнего согласного «Л»:

а) в обратных слогах АЛ, УЛ, ИЛ;

б) в

словах ПЕНАЛ, БАЛ, ДЯТЕЛ, СТОЛ.

Воспроизведение слоговых рядов:

ал-ул-ил

ул-ил-ал

ил-ал-ул

Звуковой анализ схем обратных слогов

АЛ УЛ ИЛ


Ноябрь

2-я нед.

Звук и буква «М»


Определение в словах первого и последнего согласного звука, анализ и синтез слов, состоящих из 2-х звуков согласного и гласного (УМ, АМ, МЫ, МУ).


Ноябрь

3-я нед.

Звук и буква «Н»


Выделение последнего согласного «Н»:

а) в обратных слогах АН, УН, ИН;

б) в

словах ЛИМОН, ПИОН, БИДОН, ПЕЛИКАН.

Воспроизведение слоговых рядов:

ан-ун-ин

ун-ин-ан

ин-ан-ун

Звуковой анализ схем обратных слогов

АН УН ИН

Ноябрь

4-я нед.

Звук и буква «Р»


Выделение последнего согласного «Р»:

а) в обратных слогах АР, ОР, УР,ИР, ЫР;

б) в

словах ТОПОР,ЗАБОР, КОВЕР,САМОВАР,МУХОМОР.
Звуковой анализ и синтез слов: ЗАБОР,КОВЁР, САМОВАР, МУХОМОР.




Декабрь

1-я нед.

Звуки и буквы

«М – Н – Л - Р»

Итоговое занятие. Дифференциация звуков и букв. Чтение слов и предложений с пройденными буквами.


Декабрь

2-я нед.

Буква «Я»


Звуковой анализ и синтез буквы «Я». Деление слов на слоги. Звуковой анализ слова ЯБЛОКО. Составление слов с этими буквами.

Декабрь

3-я нед.

Буквы «Я» и «А»


Полный анализ и синтез, составление схем слов ЯНА, АРБУЗ, ЯГОДА.




Декабрь

4-я нед.

Буква «Ю»


Звуковой анализ и синтез буквы «Ю». Деление слов на слоги. Звуковой анализ слова ЮЛА. Составление слов с этой буквой.



Январь

2-я нед.

Буквы «Ю – У»


Полный анализ и синтез, составление схем слов ТУЗ, ТЮЗ, УДОЧКА, ЮБОЧКА.



Январь

3-я нед.

Буква «Е»

Звуковой анализ и синтез буквы «Е». Деление слов на слоги. Звуковой анализ слов МОРЕ ЛЕНТА МЕЛ. Составление слов с этой буквой.



Январь

4-я нед.

Буквы «Е – Э»


Полный анализ и синтез, составление схем слов МОРЕ ЛЕНТА МЕЛ.



Февраль

1-я нед.


Буква «Ё»


Звуковой анализ и синтез буквы «Ё». Деление слов на слоги. Звуковой анализ слова ЁЛКА. Составление слов с этими буквами.




Февраль

2-я нед.

Буквы «Ё – О»



Полный анализ и синтез, составление схем слов НОС, НЁС, ПОСОЛ, ОСЁЛ.



Февраль

3-я нед.

Звуки и буквы

«И - Ы»


Дифференциация звукобукв по артикуляционным и акустичестическим признакам. Звуковой анализ и синтез слов с этими буквами.



II период обучения (21 занятие)


Февраль

4-я нед.

Буквы

«А - Я»

«О - Ё»

«У - Ю»

«Э - Е»

«И - Ы»

Итоговое занятие. Закрепление пройденного материала. Дифференциация букв. Чтение слов и предложений с пройденными буквами.



Март

1-я нед.



Звуки и буквы

«Г – К»

Полный анализ и синтез слов КИТ, ГИРЯ, КОТ. Определение позиции согласного звука в слове: начало, середина, конец.

Звуковой анализ, преобразование, составление схем обратных слогов игра «Живые звуки».



Март

2-я нед.


Звуки и буквы

«Т – Д»


Полный анализ и синтез слов ДУБ, ТЫКВА, ТИГР. Определение позиции согласного звука в слове: начало, середина, конец.

Чтение слов и предложений с этими буквами.


Март

3-я нед.

Звуки «Ф – В»

Определение 2-х гласных звуков в словах ВАГОН, ВАФЛИ, ВУАЛЬ, ФАНТИК.


Март

4-я нед.

Звуки и буквы

«С – З»


Определение 2-х гласных звуков в словах КОЗА, КОСА, ЗИМА, СИМА. Звуковой анализ слов.

Апрель

1-я нед.

Звуки и буквы

«П – Б»


Полный анализ и синтез, составление схем слов БЫК, БАК, БОК.


Апрель

2-я нед.


Звук и буква «Х»

Определение гласного звука в середине односложных слов ХЛЕБ, ХАЛВА, САХАР.

Апрель

3-я нед.

Звуки и буквы

«Ш – Ж»


Полный анализ и синтез, составление схем слов ШИЛО, ЖИЛО, ШУТКА, ЖУТКО


Апрель

4-я нед.

Звуки и буквы

«Ч – Щ»

Дифференциация звуков по акустическому и артикуляционному признаку. Чтение предложений, разгадывание ребусов, кроссвордов.



Май

1-я нед.


Звук и буква «Ц»


Выделение последнего согласного «Ц».

Звуковой анализ и синтез, составление схем обратных слогов АЦ, ОЦ, УЦ, ИЦ – игра «Живые звуки».

Деление слов на слоги – игра «Прошагаем слова».

Договаривание слов – игра «Закончи слово» (оте., певе., купе., боре., коне.).

Май

2-я нед.

Звук и буква «Й»


Определение места звука «Й» в слове. Деление слов на слоги. Звуковой анализ слова ЙОД.

Май

3-я нед.

Ъ –твёрдый знак.

Ь – мягкий знак.

Итоговые занятия. Совершенствование пройденного материала.