Файл: Рабочая программа коррекционноразвивающей логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи iii уровня.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 26
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
II период обучения
(декабрь, январь, февраль)
Развитие словаря. | 1. Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем. 2. Обогащение экспрессивной речи сложными словами (снегопад, круговерть, снегоуборочный, трудолюбивый, многоэтажный), многозначными словами (метелица метёт, дворник метёт; корка хлеба, снежная корка), словами в переносном значении (золотые руки, железный характер), однокоренными словами. 3. Обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами (беленький, тёпленький), относительными (дубовый, серебряный, хрустальный, пластмассовый) и притяжательными (львиный, леопардовый, обезьяний) прилагательными, обозначающими моральные качества людей (умный, глупый, добрый, злой, ленивый, упорный); прилательными с противоположным значением. 4. Пополнение словаря однородными определениями (снег белый, лёгкий, пушистый). 5. Продолжение работы по дальнейшему овладению приставочными глаголами. 6. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи всеми простыми предлогами и сложными предлогами (из – за, из – по, между, около, через, возле). |
Совершенство вание грамматического строя речи. | 1. Дальнейшее совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами. 2. Совершенствовать умения образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами и суффиксами единичности. 3. Формирование умения образовывать и использовать имена прилагательные в сравнительной степени (выше, мягче, длиннее; самый холодный). 4. Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже, подбирать однородные определения к существительным. 5. Формирование умения образовывать и использовать глаголы в форме будущего простого и будущего сложного времени. 6. Дальнейшее совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами. 7. Совершенствование навыков составления сложносочиненных и сложноподчинённых предложений с придаточными времени и причины. 8. Закрепление навыков анализа простых распространённых предложений без предлогов и с простыми предлогами. |
Развитие фонетико – фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза. | |
Развитие просодической стороны речи. | 1. Дальнейшее совершенствование и развитие речевого дыхания. 2. Совершенствование умения произвольно изменять силу, высоту и тембр голоса. 3. Совершенствование навыка голосоведения на мягкой атаке, в спокойном темпе. 4. Продолжение работы над чёткостью дикции, интонационной выразительностью речи в игровой и свободной речевой деятельности. |
Коррекция произносительной стороны речи. | 1. Дальнейшая активизация и совершенствование работы органов речевого аппарата. 2. Дальнейшее продолжение работы по автоматизации правильного произношения всех поставленных ранее звуков. 3. Уточнение произношения звуков [ц], [ч], [щ] в слогах, словах, предложениях, небольших текстах, свободной игровой и речевой деятельности. |
Работа над слоговой структурой слова. | 1. Формирование умения правильно произносить четырёхсложные слова из открытых слогов и использовать их в свободной речи. 2. Совершенствование умения выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух, трёх слогов; подбирать слова с заданным количеством слогов. |
Развитие фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза. | 1. Совершенствовать умение подбирать слова на заданный звук. 2. Совершенствование умения дифференцировать согласные звуки по твёрдости – мягкости, звонкости – глухости, по акустическим признакам и месту образования. 3. Совершенствовать умения выделять звук на фоне слова, выполнять звуковой анализ и синтез слов, состоящих из четырёх звуков. 4. Формировать умения выделять новые звуки на фоне слова, подбирать слова с этими звуками. |
Обучение грамоте. | 1. Дальнейшее совершенствование умения «печатать» буквы, слоги, слова, предложения с пройденными буквами. 2. Продолжать знакомить с буквами русского алфавита. Формирование умения осознанно читать слоги, слова, предложения, тексты с этими буквами. 3. Закрепление умения выкладывать буквы из палочек, кубиков, мозаики, шнуровки; лепить их из пластилина; узнавать буквы с недостающими элементами или «зашумлённые» буквы; различать правильно и неправильно «напечатанные» буквы. 4. Закрепление знаний известным детям правил правописания. 5. Формировать умения решать кроссворды, разгадывать ребусы, читать изографы. |
Развитие связной речи и речевого общения. | 1. Дальнейшее развитие камуникативных навыков. Обучение использованию принятых норм вежливого речевого общения (внимательно слушать собеседника, задавать вопросы, строить высказывания кратко или распространённо). 2. Совершенствования навыка составлять описательные рассказы и загадки – описания о деревьях, овощах, фруктах, ягодах, грибах, одежде, обуви, головных уборах, диких и домашних животных по заданному плану. 3. Формировать умения составлять рассказы из личного опыта, рассказывать о переживаниях, связанных с увиденным, прочитанным. 4. Совершенствование навыка пересказа сказок и небольших рассказов по заданному или коллективно составленному плану. Обучение пересказу с изменением времени действия и лица рассказчика. |
III период обучения
(март, апрель, май)
Развитие словаря. | 1. Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем. 2. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи сложными словами (ледоход, первоцвет, половодье, белокаменная), многозначными словами (солнце печёт, мама печёт блины), словами в переносном значении (золотые руки, горячее сердце), однокоренными словами. 3. Дельнейшее обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами (беленький, тёпленький), относительными (дубовый, серебряный, хрустальный, пластмассовый) и притяжательными (львиный, леопардовый, обезьяний) прилагательными, обозначающими моральные качества людей (умный, глупый, добрый, злой, ленивый, упорный); прилательными с противоположным значением. 4. Дальнейшее пополнение словаря однородными определениями, дополнениями, сказуемыми. 5. Пополнение словаря отглагольными существительными. 6. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи всеми простыми предлогами и сложными предлогами (из – за, из – по, между, около, через, возле). 7. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи словами – антонимами и словами – синонимами. 8. закрепление понятия слово и умения оперировать им. |
Совершенство вание грамматического строя речи. | 1. Дальнейшее совершенствование сформированных ранее грамматических категорий. 2. Совершенствовать умения образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами и суффиксами единичности. 3. Совершенствование умения образовывать и использовать имена прилагательные в сравнительной степени (выше, мягче, длиннее; самый холодный). 4. Закрепление умения подбирать определения к существительным. 5. Совершенствование умения образовывать и использовать глаголы в форме будущего простого и будущего сложного времени. 6. Дальнейшее совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами. 7. Совершенствование навыков составления сложносочиненных и сложноподчинённых предложений с придаточными времени и причины. 8. Закрепление навыков анализа простых распространённых предложений без предлогов и с простыми предлогами. |
Развитие фонетико – фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза. | |
Развитие просодической стороны речи. | 1. Дальнейшее совершенствование и развитие речевого дыхания. 2. Совершенствование звучности и подвижности голоса (быстрое и лёгкое изменение по силе, высоте, тембру). 3. Совершенствование навыка голосоведения на мягкой атаке, в спокойном темпе. 4. Продолжение работы над чёткостью дикции, интонационной выразительностью речи в игровой и свободной речевой деятельности. |
Коррекция произносительной стороны речи. | 1. Продолжать работу по совершенствованию и активизации движений речевого аппарата. 2. Завершение работы по автоматизации правильного произношения звуков всех групп. |
Работа над слоговой структурой слова. | 1. Формирование умения правильно произносить четырёхсложные слова из открытых слогов и использовать их в свободной речи. 2. Совершенствование умения выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух, трёх слогов; подбирать слова с заданным количеством слогов. |
Развитие фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза. | 1. Совершенствовать умение подбирать слова на заданный звук. 2. Совершенствование умения дифференцировать согласные звуки по твёрдости – мягкости, звонкости – глухости, по акустическим признакам и месту образования. 3. Совершенствовать умения выделять звук на фоне слова, выполнять звуковой анализ и синтез слов, состоящих из четырёх звуков. 4. Формировать умения выделять новые звуки на фоне слова, подбирать слова с этими звуками. 5. Формировать представления о том, что буквы Ь и Ъ не обозначают звуков. |
Обучение грамоте. | 1. Закрепление навыков осознанного чтения и «печатания» слов, предложений, небольших текстов. 2. Продолжать знакомить с буквами русского алфавита. 3. Совершенствование умения решать кроссворды, разгадывать ребусы, читать изографы. 4. Закрепление знаний известным детям правил правописания. Совершенствования умения узнавать буквы, а также буквы, наложенные друг на друга. 5. Формировать умения правильно называть буквы русского алфавита. |
Развитие связной речи и речевого общения. | 1. Повышение речевой коммуникативной культуры и развитие речевых коммуникативных навыков. Закрепления умения соблюдать нормы вежливого речевого общения. 2. Совершенствования навыка составлять описательные рассказы и загадки – описания о деревьях, овощах, фруктах, ягодах, грибах, одежде, обуви, головных уборах, диких и домашних животных по заданному плану. 3. Формировать умения составлять рассказы из личного опыта, рассказывать о переживаниях, связанных с увиденным, прочитанным. 4. Совершенствование навыка пересказа сказок и небольших рассказов по заданному или коллективно составленному плану. Обучение пересказу с изменением времени действия и лица рассказчика. |
Тематический план занятий по формированию фонетико – фонетической системы языка.
Подготовка к грамоте.
I период обучения (21 занятие)
№ | Тема занятий | Навыки звукового анализа и синтеза |
Сен. 3-я неделя | Звук и буква «А» | Знакомство с понятием «слово», «звук». Выделение первого ударного и безударного гласного звука «А»: 1) в потоке гласных звуков; 2) в звукосочетаниях АУ, АИ; 3) в обратных слогах АК, АХ, АП, АМ. 4) в словах АЙВА, АИСТ, АНЯ. |
Сен. 4-я неделя | Звук и буква «О» | Выделение гласного звука «О» под ударением после согласного. Воспроизведение слоговых рядов со звуком «О» (по-то-ко-хо, то-ко-хо-по и тд.). Звуковой анализ, составление схем слов КОТ, ТОК (выполняется коллективно с помощью логопеда). |
Окт. 1-я неделя | Звук и буква «У» | Выделение начального ударного и безударного гласного звука «У»: 1) в потоке гласных звуков; 2) в звукосочетаниях УА, УИ; 3) в обратных слогах УМ, УТ, УП; 4) в словах УМНЫЙ, УТРО, УЛИЦА. |
Окт. 2-я неделя | Звук и буква «Ы» | Выделение звука «Ы» после согласного. Воспроизведение слоговых рядов со звуком «Ы»: пы-ты-кы-хы ты-кы-хы-пы кы-хы-пы-ты хы-пы-ты-кы Звуковой анализ и синтез слогов. |
Окт. 3-я нед. | Звук и буква «Э» | Определение наличия – отсутствия гласного звука в словах, подбор слов с заданным гласным звуком. |
Окт. 4-я нед. | Звуки и буквы «А – У – О – Ы - Э» | Итоговое занятие. Определение наличия – отсутствия гласного звука в словах, подбор слов с заданным гласным звуком. Определение в словах последнего гласного звука. |
Ноябрь 1-я нед. | Звук и буква «Л» | Выделение последнего согласного «Л»: а) в обратных слогах АЛ, УЛ, ИЛ; б) в словах ПЕНАЛ, БАЛ, ДЯТЕЛ, СТОЛ. Воспроизведение слоговых рядов: ал-ул-ил ул-ил-ал ил-ал-ул Звуковой анализ схем обратных слогов АЛ УЛ ИЛ |
Ноябрь 2-я нед. | Звук и буква «М» | Определение в словах первого и последнего согласного звука, анализ и синтез слов, состоящих из 2-х звуков согласного и гласного (УМ, АМ, МЫ, МУ). |
Ноябрь 3-я нед. | Звук и буква «Н» | Выделение последнего согласного «Н»: а) в обратных слогах АН, УН, ИН; б) в словах ЛИМОН, ПИОН, БИДОН, ПЕЛИКАН. Воспроизведение слоговых рядов: ан-ун-ин ун-ин-ан ин-ан-ун Звуковой анализ схем обратных слогов АН УН ИН |
Ноябрь 4-я нед. | Звук и буква «Р» | Выделение последнего согласного «Р»: а) в обратных слогах АР, ОР, УР,ИР, ЫР; б) в словах ТОПОР,ЗАБОР, КОВЕР,САМОВАР,МУХОМОР. Звуковой анализ и синтез слов: ЗАБОР,КОВЁР, САМОВАР, МУХОМОР. |
Декабрь 1-я нед. | Звуки и буквы «М – Н – Л - Р» | Итоговое занятие. Дифференциация звуков и букв. Чтение слов и предложений с пройденными буквами. |
Декабрь 2-я нед. | Буква «Я» | Звуковой анализ и синтез буквы «Я». Деление слов на слоги. Звуковой анализ слова ЯБЛОКО. Составление слов с этими буквами. |
Декабрь 3-я нед. | Буквы «Я» и «А» | Полный анализ и синтез, составление схем слов ЯНА, АРБУЗ, ЯГОДА. |
Декабрь 4-я нед. | Буква «Ю» | Звуковой анализ и синтез буквы «Ю». Деление слов на слоги. Звуковой анализ слова ЮЛА. Составление слов с этой буквой. |
Январь 2-я нед. | Буквы «Ю – У» | Полный анализ и синтез, составление схем слов ТУЗ, ТЮЗ, УДОЧКА, ЮБОЧКА. |
Январь 3-я нед. | Буква «Е» | Звуковой анализ и синтез буквы «Е». Деление слов на слоги. Звуковой анализ слов МОРЕ ЛЕНТА МЕЛ. Составление слов с этой буквой. |
Январь 4-я нед. | Буквы «Е – Э» | Полный анализ и синтез, составление схем слов МОРЕ ЛЕНТА МЕЛ. |
Февраль 1-я нед. | Буква «Ё» | Звуковой анализ и синтез буквы «Ё». Деление слов на слоги. Звуковой анализ слова ЁЛКА. Составление слов с этими буквами. |
Февраль 2-я нед. | Буквы «Ё – О» | Полный анализ и синтез, составление схем слов НОС, НЁС, ПОСОЛ, ОСЁЛ. |
Февраль 3-я нед. | Звуки и буквы «И - Ы» | Дифференциация звукобукв по артикуляционным и акустичестическим признакам. Звуковой анализ и синтез слов с этими буквами. |
II период обучения (21 занятие)
Февраль 4-я нед. | Буквы «А - Я» «О - Ё» «У - Ю» «Э - Е» «И - Ы» | Итоговое занятие. Закрепление пройденного материала. Дифференциация букв. Чтение слов и предложений с пройденными буквами. |
Март 1-я нед. | Звуки и буквы «Г – К» | Полный анализ и синтез слов КИТ, ГИРЯ, КОТ. Определение позиции согласного звука в слове: начало, середина, конец. Звуковой анализ, преобразование, составление схем обратных слогов игра «Живые звуки». |
Март 2-я нед. | Звуки и буквы «Т – Д» | Полный анализ и синтез слов ДУБ, ТЫКВА, ТИГР. Определение позиции согласного звука в слове: начало, середина, конец. Чтение слов и предложений с этими буквами. |
Март 3-я нед. | Звуки «Ф – В» | Определение 2-х гласных звуков в словах ВАГОН, ВАФЛИ, ВУАЛЬ, ФАНТИК. |
Март 4-я нед. | Звуки и буквы «С – З» | Определение 2-х гласных звуков в словах КОЗА, КОСА, ЗИМА, СИМА. Звуковой анализ слов. |
Апрель 1-я нед. | Звуки и буквы «П – Б» | Полный анализ и синтез, составление схем слов БЫК, БАК, БОК. |
Апрель 2-я нед. | Звук и буква «Х» | Определение гласного звука в середине односложных слов ХЛЕБ, ХАЛВА, САХАР. |
Апрель 3-я нед. | Звуки и буквы «Ш – Ж» | Полный анализ и синтез, составление схем слов ШИЛО, ЖИЛО, ШУТКА, ЖУТКО |
Апрель 4-я нед. | Звуки и буквы «Ч – Щ» | Дифференциация звуков по акустическому и артикуляционному признаку. Чтение предложений, разгадывание ребусов, кроссвордов. |
Май 1-я нед. | Звук и буква «Ц» | Выделение последнего согласного «Ц». Звуковой анализ и синтез, составление схем обратных слогов АЦ, ОЦ, УЦ, ИЦ – игра «Живые звуки». Деление слов на слоги – игра «Прошагаем слова». Договаривание слов – игра «Закончи слово» (оте., певе., купе., боре., коне.). |
Май 2-я нед. | Звук и буква «Й» | Определение места звука «Й» в слове. Деление слов на слоги. Звуковой анализ слова ЙОД. |
Май 3-я нед. | Ъ –твёрдый знак. Ь – мягкий знак. | Итоговые занятия. Совершенствование пройденного материала. |